Научная статья на тему 'Космическая философия: множество концепций и единство концепта'

Космическая философия: множество концепций и единство концепта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian cosmical philosophy consists of a number of different conceptions arousing alternate interptretations in the modern critical literature. Nevertheless, we can reveal the integral concept of this philosophical trend and expose this concept in terms of the ultimate evolutionism, noocosmism, universal optimism and humanism, ethical scientism.

Текст научной работы на тему «Космическая философия: множество концепций и единство концепта»

ФИЛОСОФИЯ

Вестник Омского университета, 2001. №3. С. 46-49. © Омский государственный университет

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МНОЖЕСТВО КОНЦЕПЦИЙ И ЕДИНСТВО КОНЦЕПТА

Н.М. Николаенко

Омский государственный технический университет, кафедра философии

644050, Омск пр.Мира 11

Получена 2 мая 2001 г.

Russian cosmical philosophy consists of a number of different conceptions arousing alternate interptretations in the modern critical literature. Nevertheless, we can reveal the integral concept of this philosophical trend and expose this concept in terms of the ultimate evolutionism, noocosmism, universal optimism and humanism, ethical scientism.

Философия русского космизма в последнее десятилетие была одной из актуальных областей исследования. Полученные результаты оказались достаточно полифоничны, но и противоречивы. Одни исследователи видят в нем самостоятельное, представительное философское течение, другие - форму неоязычества, выступившего против православия. В работах, чьи авторы трактуют космизм как интегративную составляющую современной науки, в этом философском направлении усматривается ответ на актуальные запросы современного естествознания и прообраз новой методологии науки. В итоге этих исследований в отечественной философской мысли сформировалось представление о космизме как о философии, построившей новую онтологию, давшей особую интерпретацию со-бытия природы, человека и общества, разработавшего перспективный методологический подход к изучению мира. В то же время существует позиция, согласно которой стремления космистов к гармоничному синтезу науки и нравственности есть лишь натурализация религиозных догматов и мифологем. Таким образом, говорить о том, что мы имеем целостное, всестороннее представление о космизме, еще рано.

Так, до сих пор не дано логически выдержанного определения космизма, поэтому существуют два понимания этого термина - широкое и узкое. В широком плане космизм представляют как ориентацию целой культуры, в основе которой лежит представление о Всеединстве человека, человечества и Вселенной. В узком смысле под космизмом понимается направление философско-на-учной мысли, разрабатывающее проблему неразрывной связи человека и космоса. Такая двой-

ственность затрудняет понимание сути этого качественно нового мироотношения, сформировавшегося в середине прошлого столетия и широко развернувшегося в XX в.

Не менее серьезные проблемы для уяснения специфики космизма и перспектив, которые он открывает, возникают и в связи с тем, что в философских исследованиях широко используется словосочетание «русский космизм». Возникает вопрос: если существовала философия «русского космизма», то были ли в других странах аналогичные философские течения или космизм составляет исключительную традицию русской культуры? Ответ на него важен для понимания уникальности русской философской мысли и характера ее включенности в мировую философию. Осмысление русского космизма как богатого традициями философского направления необходимо еще и потому, что существует позиция, оспаривающая саму эту мысль. Ее сторонники либо отрицают живую традицию и преемственность идей философии космизма, либо «растворяют» генетические черты этого философского течения в общественном сознании 70-80 гг. ХХ столетия.

Итак, исследование философии космизма продолжает оставаться актуальным, и в поисках самобытного начала отечественной философии и культуры еще предстоит ответить на ряд вопросов, связанных с его мировоззренческим значением. В этой связи особое значение приобретает поиск и выявление тех характерных черт космической философии, которые позволяют определить его как целостный феномен в философии России.

От большинства общепризнанных традиционных философских школ и направлений космизм

отличается многоцветьем, относительной автономностью идей и разнообразием профессиональной и мировоззренческой ориентированности его представителей. Тем не менее в сложной мозаике различных вариантов космической философии обнаруживаются общие идеи, определяющие их космическую ориентированность и позволяющие говорить о едином концепте философии космизма. Наиболее существенными в этом отношении являются: предельный эволюционизм, ноокосмизм, вселенский оптимизм и гуманизм, этический сциентизм.

1. Предельный эволюционизм.

Космизм видит мир целостным, соразмерным, гармоничным, находящимся в состоянии постоянного становления. Многие мыслители-космис-ты признавали наличие у мира первоосновы и отводили ей значительную роль в его устройстве и развитии [1]. Но целостность универсума для кос-мистов заключается не столько в его монистич-ности, сколько в его бесконечном многообразии, разноуровневости, несводимости друг к другу и одновременно взаимообусловленности этих уровней. Вселенная - это глобальная самоорганизующаяся система систем, представленная бесконечной иерархией космических структур. Подчиненные единому замыслу и единым законам, последние испытывают направленные, необратимые, качественные изменения, непрерывно самообновляясь и рождая новое. Физические, биологические, психические и социальные процессы суть не что иное, как проявления единого космического эволюционного процесса, однажды начавшегося, но не имеющего завершения. Для представителей философии космизма вселенские эволюционные процессы - всегда восходящие, прогрессивные. В основе такого представления лежит признание целесообразного (телеологичного в религиозном космизме) характера эволюции. Все «порождено Вселенной. Она - начало всех вещей, от нее все зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной... Мы предполагаем, а Вселенная распоряжается, как хочет, без церемонии разрушая наши планы...» [2, с. 41]. Такой взгляд на характер космической эволюции рождает в философии космизма и оригинальное представление о месте и роли человека и человечества в едином потоке космоэволюции.

2. Ноокосмизм

Взгляды космизма на судьбу человека в ритмах космической эволюции принято называть

антропокосмизмом. Это понятие было введено в оборот Н.Г. Холодным в работе «Мысли натуралиста о природе и человеке» (1947) с целью обозначить его основные черты и тем самым противопоставить традиционному антропоцентризму. «Первый (антропоцентризм) сосредоточивает главные усилия ума и концентрирует почти все внимание на человеке как центральной фигуре мироздания, оставляя в тени то, что его окружает, тогда как второй (антропокосмизм), наоборот, стремится более или менее равномерно осветить светом сознания весь космос, и сам человек при этом освещается, главным образом, «отраженными лучами», поскольку его природа и судьбы находят свое правильное объяснение только в свете знаний о космосе в целом» [3, с. 52]. Другими словами, с позиций антропокос-мизма феномен человека может быть объяснен только при обязательном признании человека и человечества составной частью Космоса. Эта черта антропокосмизма пронизывает размышления всех космистов, но особое развитие она получает в творчестве В.И. Вернадского. Его учение о ноосфере наносит последний удар по антропоцентризму и заставляет пересмотреть термин «антропокосмизм».

В основе взглядов тех космистов, которые поддержали идеи В.И. Вернадского, лежит представление об антропогенезе как этапе космоге-неза. На определенной ступени эволюции неживой природы возникает новый пласт реальности - биосфера, разворачивание которой завершается появлением человека. С этого момента начинается новая геологическая эра - психозойская (по терминологии американского палеонтолога Ч. Шухерта) или антропогенная (по терминологии А.П. Павлова). Антропогенной эре философия космизма придает первостепенное значение. Дело в том, что с появлением человека связан выход на космическую арену сознания, благодаря которому становится возможным реализовать заложенную в универсуме потенцию самосовершенствования и осознанного самоконструирования. Таким образом, космогенез вступает в ключевую фазу - ноогенез, а биосфера перерастает в ноосферу, становящуюся новой геологической силой, имеющей планетарное, а в перспективе космологическое значение. Учение о ноосфере показывает, что антропокосмизм обладает еще и второй характерной чертой - утверждением обратной зависимости Космоса от интеллектуальной и практической деятельности людей. «Возникающий в процессе длительного исторического развития живой материи человек - Homo sapiens -сам становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом участке мироздания и притом фактором, действующим

48

Н.М. Николаенко.

сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космических масштабов и значения» [3, с. 48]. Развиваемые в космизме идеи регуляции природных процессов широко известны и не требуют отдельного изложения. Но хочется отметить один нюанс, который и вызвал необходимость замены термина «антропокосмизм» термином «ноокосмизм». По мере осмысления вселенской миссии человека в работах космистов часто понятия разума и человека употребляются как синонимы. Более того, по сути дела человек обладает планетарной значимостью не сам по себе, а как носитель разума. Именно последний в силу своих характеристик и становится организующим фактором космической эволюции, что и обусловило следующую черту философии космизма.

3. Вселенский оптимизм и гуманизм

Взгляды космистов на перспективы разумности в космосе предельно оптимистичны. Будучи уверенными в закономерном характере ноогенеза и появления ноосферы, они отрицают какие бы то ни было возможности исчезновения разума с лица космоса. Человечество, по твердому убеждению большинства представителей естественнонаучного направления, не является единственным носителем разума, и даже если «преждевременные», связанные с антропогенной деятельностью, или «своевременные», связанные с космическими процессами энтропийного характера, катаклизмы приведут к гибели человечества, то разум сохранится в иных формах и в иных мирах. Однако последнее едва ли возможно, ибо, как писал К.Э. Циолковский, «лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от Солнца к Солнцу по мере их угасания» [4, с. 398]. Созвучна этим идеям и позиция религиозных мыслителей, обосновывающих, правда, свой оптимизм божественным планом развития природы и отведенной в нем ролью человеку. Веру в торжество разума не следует понимать как гимн человеку - венцу природы, избраннику и любимцу космоса. Человек, безусловно, значим, но значим как то, через что разум вызывается к жизни и интегрируется во вселенское движение. Отсюда и ответственность человека за разум, за его развитие, за подготовку и вступление в ноосферу. Именно по этому критерию оценивается история человечества.

Во взглядах на человечество космическое мировоззрение гуманистично. Рассматривая социальный прогресс и его духовные проявления не

как надстройку над природой, а как составную и ключевую часть эволюции природы, косми-сты отнюдь не склонны относиться к человеку как к сырью прогресса. Во-первых, духовность каждого человеческого существа - уникальный неповторимый мир, не противостоящий принципам коллективизма, а, наоборот, способствующий утверждению всеобъемлющего единства жизни. Во-вторых, вне коллективных, сознательно направленных усилий людей ноогенез нереализуем. Следует также заметить, что в рамках философии космизма противоречие между индивидом и обществом разрешается в пользу первого. Как справедливо заметил П. Тейяр де Шарден, ранее «жизнь проходила по мосту из нагроможденных трупов, проявляя беспечность в отношении отдельных особей» и лишь с космизацией мышления «безразличие мира к своим элементам превращается в огромную заботу - в сфере личности» [5, с. 96]. Но космизм гуманистичен не только по отношению к отдельным представителям человеческого рода, он распространяет гуманизм на все человечество, так как и каждый человек в отдельности, и общество в целом значимы в космическом масштабе: человечество в целом бессмертно, но только при условии его все увеличивающейся созидательной деятельности, преобразующей среду своего непосредственного обитания, а в последующем и весь Космос. «Человечество бессмертно, ты человек: следовательно, и на твою долю приходится частица этого бессмертия. Работай же так, чтобы огни жизни действительно становились все более прекрасными, чтобы люди будущих поколений были лучше, разумнее и счастливее твоих современников» [4, с. 58]. Определяя вселенский смысл существования человека, космизм предлагает и адекватное средство его достижения, определившее последнюю обозначенную родовую черту космизма.

4. Этический сциентизм

Философия космизма как цельное направление формировалась во второй половине XIX в. - времени, когда научно-технический прогресс еще набирал обороты и не предъявлял его создателям свой звериный оскал. Да и многие космисты были учеными-естествоиспытателями, поэтому ничего удивительного, что средством реализации вселенской миссии человечества была избрана наука. Однако при этом было принципиально переосмыслено представление о способах и организации научного познания. Космичность мышления позволила уже Н.Ф. Федорову увидеть грядущие негативные последствия современной ему науки. И мыслитель выдвинул положение о нерастор-

жимости нравственного и технического прогресса, ставшее лейтмотивом в творчестве его последователей. Идея синтеза науки и религии, как никакая другая, объединила разнонаправленные построения философов-космистов, воплотивших тем самым проект Общего Дела применительно к самим себе.

Таким образом, несмотря на то, что философия космизма представляет собой разнообразную палитру взглядов профессиональных философов и философствующих ученых, объединяет религиозно мыслящих и атеистически ориентированных авторов и поражает столкновениями полярных воззрений на множество вопросов, можно говорить о ее целостности как единого течения в русской философской мысли.

[1] Циолковский К.Э. Монизм Вселенной (Конспект) // Очерки о Вселенной. М., 1992.

[2] Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Там же.

[3] Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе человека. Киев, 1947.

[4] Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Воспоминания. М., 1995.

[5] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.