Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МУХАММАДА ПОРСО'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МУХАММАДА ПОРСО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПОЗНАНИЕ / ПРОРОКИ / СВЯТЫЕ / СУФИЙ / ДУША / ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шамсов М.С.

Проблема человека в философии Мухаммада Порсо исследуется с позиции теолога и суфия. Как теолог Мухаммад Порсо убежден, что Бог создал человека из горсти земли, чтобы он поклонялся Создателю. А как суфий мыслитель утверждает, что человек является самоцелью создания и проявляется как последняя капля из океана эманации Божества. Любовь и познание являются конечной и высшей степенью человеческого существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAN IN PHILOSOPHY OF MUHAMMAD PORSO

The problem of man in philosophy of Muhammad Porso is investigated from the position of theologian and sufi. As theologian Muhammad Porso convinced that God created man from a handful of earth, that he worshiped the Creator. And as a Sufi thinker argues that man is an end in itself create and manifest as the last drop of the ocean of the Divine emanations. Love and knowledge are the ultimate and highest level of human existence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МУХАММАДА ПОРСО»

GNOSEOLOGICAL SIGHTS OF FAHRIDDIN IRAKI

Nazrieva Oyniyol Sharifovna

The present article is devoted to the gnoseological doctrine of one of the well-known representatives of sufism philosophy Fakhriddin Iraki. In this article, as an example, an excerpt from works of Iraki confirms that the leading gnoseological paradigm of Sufism is the concept of "kashf" proposed by Shahabiddin Suhravardi, and also previously established conclusion in the works of Y. K. Odinaeva that the philosophical concept of Fakhriddin Iraki is the synthesis of doctrine of vahdat-al-vujud Ibn Arabi and the concept of Divine Love of Suhravardi Ahmad Ghazoli. In offered article, the author also brings the offer of the comparative historico-philosophical analysis of concepts of Fahriddina Iraki and Russian philosopher Vladimir Solovyov.

Key words: the Persian-Tajik philosophy, Sufism, Fahriddin Iraki, vahdat-ul-vujud, gnosiology, qalb, kashf.

Сведения об авторе: Назриева Ойниёл Шарифовна, Финансово-экономический институт Таджикистана, кафедра гуманитарных дисциплин, старший преподаватель, тел.: (+992) 918-81-89-24, е-mail: bonu.sh@mail.ru

Information about the author: Nazrieva Ojniyol Sharifovna, Financial and Economic Institute of Tajikistan, Chair of Humanities disciplines, senior teacher, tel.: (+992) 918-81-8924, е-mail: bonu.sh@mail.ru

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МУХАММАДА ПОРСО

Шамсов М. С.

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан

Проблема человека занимает особое место в философии Мухаммада Порсо. Человек, согласно учению Мухаммада Порсо, является частью Вселенной и конечной целью всего создания. Научная позиция мыслителя относительно проблемы человека двоякая, позиция теолога и суфия. Как теолог он утверждает, что «Воистину Аллах Всевышний создал человека (Адама) из горсти земли, собранный из всей Земли» [6, 269]. Но человек не состоит только из тела, созданного из земли, а главной составной частью его является душа. Посредством души человек приобретает жизнь и после прохождения определенного времени она покидает тело, возвращаясь в определенное ей место. С теологической позиции Мухаммада Порсо тело и душа человека являются созданными Богом, и это созидание имеет определенную цель. Источником таких выводов является Коран и Сунна. В Коране от имени Бога сказано, что: «Я установлю на земле наместника» [3, Корова 30]. Цель создания человека тоже определяется: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [3, Рассеивающие 56].

В концепции суфизма Мухаммада Порсо, человек как особое существо занимает центральное место в системе сотворенных существ. Потому что с суфийской точки зрения целью мироздания является познание Бога. А познавать Бога может только разумное существо. Как сказано в священном хадисе: «Я был скрытым Сокровищем, и захотел быть познанным. И сотворил всё, чтобы быть познанным» [7, с. 46].

Высшую степень в среде человечества, по мнения Мухаммада Порсо, занимают пророки и святые. Пророки возданы откровением и чудотворством, а святые вознаграждены чудотворством. Имам Абуханифа утверждает, что: «Откровение для пророков установленное, и чудотворство от святых истинное» [1, с. 68]. Джалолуддин Давони в своих исследованиях дает положительную оценку приверженцам этой идеи, отрицая убеждения муътазилитов [4, с. 281-283]. Али Кори подробно исследуя эту тему, утверждает, что откровение пророков и чудотворство святых установлено Кораном и Сунной. Противоречат этому муътазилиты и еретики. А шииты приписывают чудотворство только своим двенадцати имамам [2, с. 113].

Пророки, согласно учению Мухаммада Порсо, избираются из людей и уполномочиваются донести истину и правду людям и направлять их на правильный путь, а святые являются продолжателями дела пророков. Итогом их наставления является спасение человечества от вечного страдания в аду и пребывания в вечном изобилии в раю.

В концепции суфизма Мухаммада Порсо совершенный человек занимает особое место после пророков и ему отводится главная роль поддержания и донесения пророчества. Но для достижения статуса совершенного человеку надо пройти и пережить долгий и изнурительный путь. Совершенно точно описывает этот путь Мухаммадходжаев А., когда пишет, что: «Но для того, чтобы достичь этой ступени (совершенства) познания, путнику необходимо всецело посвятить себя познанию своего «Я». Ему надо избрать суфийский образ жизни, пройти основные ступени мистического познания: шариата, тариката, хакиката и основные стоянки (макомы), а также выполнить ряд других требований, предъявляемых путникам на пути к истине» [5, с. 3]. Мухаммад Порсо, давая характеристику шейхам пути истины, излагает: «Знай да утвердит тебя Аллах и нас на правильности в словах, деяниях и убеждениях, что шейхи пути (к) являются великими в религии, предводителями достоверно знающих и глубоко убеждённых, а также являются объединяющими между явными и сокровенными науками, воспитателями состояний и доведшими до совершенства. Чистота и ясность их убеждений основывается на точных и ясных основ религии, взятых из Книг Откровения, Сунны и иджма уммы (единодушие имамов и учёных). Поддерживается и подкрепляется передаваемыми доводами и логическими фактами. В совокупности с этим являются людьми испытавшими, ощутившими, озарёнными, очевидными» [6, с. 2].

Так как в совершенстве человека определяющую роль играет душа человека, которая в отличие от плоти может познавать и явное и тайное, предельное и беспредельное, в философии Мухаммада Порсо отводится огромное место для определения её качества. Мухаммад Порсо утверждает, что: «Знай, что отношения духа к телу, есть отношение любви. И рассуждение про истинности этого отношения очень тонкое, и кроме приближенных Святейшества, никто не ведает об этом, при том, что существо этой любви очевидное» [6, с. 25]. Достойно внимания мнение Мухаммадходжаева А. по этому вопросу, где ученый констатирует: «Согласно концепции суфизма, микромир есть проявленная форма макромира, единичная душа есть частица всеобщей души, а цель, которую Бог преследовал при создании человека, было познание Богом самого себя, своих качеств и атрибутов. Отсюда задача человека заключается в познании тайн своей души, в самопознании, дабы дойти до богопознания» [5, с. 62].

В философии Мухаммада Порсо встречается тема воплощения абстрактных душ, где мыслитель высказывает удивительное мнение. В частности он пишет: «Воплощение абстрактных душ в состоянии отделения из плоти, или в состоянии отношения к форме в человеческом образе, является неосновным образом. И проявление душ в сущностном образе невозможно, кроме как в сокровенном мире. И это воплощение является одним из видов силы овладения души в образном мире, так как в каком образе из человеческих образов хотят, воплощаются. В учении Мухаммада Порсо находим мысль о том, что душа после смерти человека восходит к Абсолюту, а тело, как и все другие материальные вещи, остается в этом мире, превращается в землю, а затем из него возникают другие виды материального бытия. Можно сказать, что мыслитель придерживается точки зрения о круговороте материи, которая высказывалась его предшественниками.

В решении проблемы человека, Мухаммад Порсо особенное предпочтение даёт так называемым «святым», которые являются целью мироздания по своим существенным качествам. Для определения их статуса, мыслитель приводит много примеров и определений, чтобы разъяснить их место во Вселенной. К примеру, Мухаммад Порсо пишет, что: «Святой, это познавший Аллаха и Его атрибуты по мере возможности данное ему. Постоянно поклоняющийся (Богу), остерегающийся грехов,

придерживающийся от погружения в наслаждении и вожделении, беспечности и распущенности» [2, с. 113]. Более подробно на эту тему рассуждает Саъдуддин Тафтозони. Он, характеризуя святых, описывает их качества и достоинства по отношению к другим людям [8, с. 226-228].

Мухаммад Порсо затрагивает тему состояния пророков и святых. Он подчёркивает иерархию пророков святых по их степеням. Например, пишет: «Состояние совершённых из Пророков и святых имеет различные степени «и знают каждые из людей источника своё». И каждое благое состояние их имеют бесконечные положения и степени «И возвысили одних из них над другими по степеням»[3, Укращения 32]. [6, с. 49]. Так же мыслитель описывает границу святости, так называемому «фано», когда путник, доходя до этого места, становится таким, каким нельзя описать словами. Но все исследователи суфизма, по крайней мере, попытались, объяснить это состояние. Мухаммад Порсо объясняя это состояние, приводит цитату из «Перевода Аворифа» утверждая, что: «Знай, что уничтожение (фано), это значение о конце пути к Аллаху, а вечность о начале пути в Аллахе Наичистейшем. Путь к Аллаху закачивается тогда, когда искренним шагом,- одномоментно,- проходят пустыню бытия. А путь в Аллахе становится истинным тогда, когда раб (Божий) после полного уничтожения, возвышается в мире качеств, описываясь Божественными качествами и характеризуясь Божественными нравами» [6, с. 28].

Заключая тему, можно констатировать, что проблема человека в философии Мухаммада Порсо излагается с теологической и суфийской точки зрения. С теологической позиции мыслителя человек создан Богом из горсти земли с целью поклонения своему создателю. А с суфийской точки зрения Мухаммада Порсо человек является конечной целью всего создания и конечной точкой эманации Абсолюта. Человек, по мнению мыслителя, должен познать Бога в самом себе путем самосовершенства и стараться донести истину созданным существам.

Литература:

1. Абуханифа Н. Фикхи акбар. Египет, 2008.

2. Али ибн Султон ал- Кори. Шарх ал- Фикх ал-акбар. Бейрут, 1984.

3. Ал - Куръон ал -карим. Саудовская Аравия, 1995.

4. Давони Джалолуддин. Шарх ал-акоид ал-Азуди. Изд. Дор ас-саодат. 1316 г.л.к.

5. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе : Дониш, 1990.

6. Порсо Мухаммад. Фасл ал-хитоб ли васл ал-ахбоб. Ташкент, 1331 г.л.к.

7. Степанянц M. T. Философские аспекты суфизма. М., 1987.

8. Тафтозони Саъдуддин. Шарх ал-акоид ан-Насафи. Иран : Курдистан, 1376 с.к.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ МУХАММАДА ПОРСО

Шамсов М. С.

Проблема человека в философии Мухаммада Порсо исследуется с позиции теолога и суфия. Как теолог Мухаммад Порсо убежден, что Бог создал человека из горсти земли, чтобы он поклонялся Создателю. А как суфий мыслитель утверждает, что человек является самоцелью создания и проявляется как последняя капля из океана эманации Божества. Любовь и познание являются конечной и высшей степенью человеческого существования.

Ключевые слова: человек, познание, пророки, святые, суфий, душа, исчезновение.

THE PROBLEM OF MAN IN PHILOSOPHY OF MUHAMMAD PORSO

Shamsov M. S.

The problem of man in philosophy of Muhammad Porso is investigated from the position of theologian and sufi. As theologian Muhammad Porso convinced that God created man from a handful of earth, that he worshiped the Creator. And as a Sufi thinker argues that

man is an end in itself create and manifest as the last drop of the ocean of the Divine emanations. Love and knowledge are the ultimate and highest level of human existence.

Key words: man, knowledge, prophets, saints, Sufi, the soul, the disappearance.

Сведения об авторе: Шамсов Муборакшо Саловудинович - соискатель Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, тел.: (+992) 918-84-96-69, e-mail: panohi@mail.ru

Information about the author: Shamsov Muboraksho Salovudinovich, researcher, Institute of Philosophy, Political Science, and Law, Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, ph.: (+992) 918-84-96-69, e-mail: panohi@mail.ru

МУНОСИБАТ^ОИ ФАРХДНГИИ ЧУМ^УРИИ ТО^ИКИСТОН

БО Ч,УМХ,УРИХ,ОИ ИСЛОМИИ АФГОНИСТОН, ПОКИСТОН ВА ЭРОН

Дуллоев М. М.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи Садриддин Айни

Фарханг ва дин яке аз пояхои мавчудияти миллатро ташкил медиханд. Шояд таърихи дунё ёд надорад, ки мардуме дорои фархднг ва дин набошанд. Халкиятхои Осиёи Миёна дар гузашта ба халкиятхои эронинажод дохил мешуданд ва дорои фарханги бой буданд. Чуноне, ки дар китоби мукаддаси онхо «Авесто» кайд мегардад, «гуфтори нек, кирдори нек ва пиндори нек» шиори мардуми ориёитабор буд.

Дар таърихи халкхои Осиёи Миёна хамкории фархангй мавкеи махсусро ишгол мекарданд, аз чумла дар китоби Бобочон Еафуров «Точикон» бо такя ба асархои илмии Массон В. М, Хлопин И. Н, кайд мегардад, ки халкхои эронй сокинони мукимии Осиёи Миёна то таксим шуданашон ба тарафхои Диндустон ва Эрону Афгонистони имруза, дар байнашон муносибатхои хешутаборй мавчуд буд, ки ин муносибати зичи ин халкиятро нишон медихад. Дар даврахои гуногун бузургтарин муносибати мардуми форсро дар минтакахои гуногун муносибатхои фархангй ва илмии онхо ташкил медихад. Чунки халкиятхои эронй таърихи тулонии пурталотумро дар пахлуи хам паси сар карданд. Мухаммадчон Шакурй дар ин бора чунин мегуяд «Халкиятхои эронии Осиёи Миёна дар Афгонистон ва Эрон, инхо се бародаранд аз як хун, ки аз як минтака ва аз як шир гизо гирифтаанд. Наздикии фархангй, рухй ягона омилест, ки барои мустахкам намудани мавчудияти точикон мусоидат мекунад».

Дар баробари муносибатхои фархангй онхо аз тачрибаи якдигар дар бахшхои гуногун истифода мекарданд. Фарханги ориёй барои халкиятхои эрониначот кисми чудонашавандаи хаёти фархангиашон дар хама давру замон башумор мерафт. Хдтто баъд аз кабул кардани дини Ислом, ки баъзе чашнхои фархангй ба акоиди исломй мухолифат доранд аз байн нарафтанд. Чунон, ки мо имрузхо мебинем яке аз кадимтарин идхои ин халкиятхо «иди Навруз» мебошад. Ин ид таърихи хеле кадима дошта он аз даврони шох Чдмшед сарчашма мегирад. Махз, пос доштани фархангашон буд, ки мардуми форс баъдтар таъсири фарханги худро ба дигар кисматхои Осиё расониданд. Аз инчост, ки имрузхо ин идро ба гайр аз Точикистон, Узбекистон, ^азокистон, Туркманистон, Эрон, Афгонистон ва Ирок боз дар як катор кишвархои дигар чашн мегиранд.

Баъд аз эътирофи дини мубини Ислом аз чониби ин халкиятхо дар охирхои асри хафт ва аввали асри хашт ба фарханги онхо фарханги бои Ислом зам шуд. Дар натича ба фарханги порсй дигаргунй ба вучуд омад, вале он пурра аз байн нарафт. Табиист, ки хамаи халкиятхои Осиёи Миёна, ки дар сарзамине бо номи Мовароунахр ба сар мебурданд ва бо ворид шудани забон ва фарханги исломй тагйироти дар боло зикргардидаро вохурданд.

Ислом рафта-рафта дар каламрави Мовароуннахр мавкеи дини зардуштияро танг мекунад, ва дар асрхои минбаъда барои тахкурсигузории шахсиятхои сатхи чахонии олами ислом замина мегузорад. Таъсири дини ислом буд, ки махз аз ин сарзамин, фарзандони ин халкиятхо ба монанди эмом Абуханифа, эмом Бухорй, эмом Тирмизй,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.