Научная статья на тему 'Проблема безработицы в Чеченской республике и пути ее решения'

Проблема безработицы в Чеченской республике и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1692
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / РЫНОК ТРУДА / ПЕРЕПОДГОТОВКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бисаев И.У.

Рассматривается ключевая проблема, стоящая перед обществом и органами власти Чеченской Республики (ЧР) безработица. Обоснованно показано, что проблема высокой безработицы связана не только с мировым финансовым кризисом, но и имеет свою собственную историю. Анализируются результаты антикризисных мер, принимаемых в ЧР в последние два года для снижения крайне высокого уровня безработицы. Автором статьи определены возможные алгоритмы решения проблемы хронической безработицы в ЧР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема безработицы в Чеченской республике и пути ее решения»

38 (173) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

И. У. БИСАЕВ, кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета, директордепартамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики E-mail: bisaen-isa2009@yandex.ru

Рассматривается ключевая проблема, стоящая перед обществом и органами власти Чеченской Республики (ЧР), - безработица. Обоснованно показано, что проблема высокой безработицы связана не только с мировым финансовым кризисом, но и имеет свою собственную историю. Анализируются результаты антикризисных мер, принимаемых в ЧР в последние два года для снижения крайне высокого уровня безработицы. Автором статьи определены возможные алгоритмы решения проблемы хронической безработицы в ЧР.

Ключевые слова: безработица, антикризисные меры, административные меры, социально-экономическое развитие, федеральный бюджет, налог, малый и средний бизнес, антикризисная программа, рынок труда, переподготовка трудовых ресурсов.

Три последних года в жизни ЧР отмечены небывалыми темпами развития экономики и социальной сферы. Благодаря колоссальным усилиям руководства ЧР, поддержанным федеральным центром, послевоенный облик ЧР изменился кардинальным образом. Заново отстроены города и села, восстановлены коммунальные сети и дороги, объекты социальной инфраструктуры и некоторые предприятия реального сектора экономики. Изменилась политическая ситуация. Созданы и действуют все ветви власти.

Положительные перемены в общественной жизни не замедлились сказаться и на жизнеут-

верждающем настроении людей. В ЧР начали возвращаться те, кто вынужден был ее покинуть, опасаясь за свою жизнь и жизнь родственников. Люди активно восстанавливают свои дома, создают предприятия малого и среднего бизнеса, развивают личное подворье и крестьянские хозяйства. Делают все, что в их силах для поддержания созидательной политики руководства ЧР и налаживания нормальной жизни.

Однако усилия властей и старания людей не могут в одночасье решить все проблемы, стоящие перед ЧР. Их масштабы грандиозны и накапливались они не один год. Одной из таких проблем является хроническая безработица.

Проблема безработицы является ключевым фактором любой рыночной экономики, и, не решив эту проблему, невозможно наладить долгосрочную эффективную деятельность как в экономике государства в целом, так и в экономике отдельно взятого региона.

В экономической теории безработица зачастую рассматривается как макроэкономическая проблема, возникающая из-за недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Но при этом все исследователи сходятся во мнении, что это явление имеет тяжелые соци-

альные последствия, что безработица — это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность — к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев личности и общества и, как следствие, к резонансным явлениям в общественно-политической жизни государства.

Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения является не просто важным, но и очень актуальным вопросом особенно сейчас, когда последствия мирового финансового кризиса еще продолжают определять характер и глубину негативных процессов в экономике и социальной жизни общества.

Среди всех регионов России проблема безработицы остро стоит перед северокавказскими республиками, в особенности перед Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, что не удивительно, так как экономика первой была полностью разрушена в ходе двух военных кампаний, а экономика второй находится в стадии становления. Кроме того, в этих республиках отмечается самый высокий в России естественный прирост населения.

Разразившийся мировой финансовый кризис, который самым серьезным образом затронул экономику России с ее экспортоориентированными отраслями, снизил финансовые возможности федерального бюджета по оказанию поддержки регионам в реализации программ развития территорий и отраслей. Огромный экономический спад и сокращение промышленного производства (падение ВВП России в 2009г. — около 8,0 %, промышленного производства — около 13,0%, падение производства в некоторых отраслях реального сектора экономики превысило 50,0%) не могли не затронуть самым серьезным образом и рынок труда.

Однако, анализируя проблемы появления и роста безработицы в ЧР, нельзя ограничиваться лишь последствиями двух разрушительных военных кампаний на ее территории за истекшие два десятилетия и кризисным состоянием мировой экономики в последние два года, хотя их решающую роль в образовании нынешнего беспрецедентно высокого уровня безработицы в ЧР трудно оспорить.

Проблема нехватки рабочих мест появилась с начала возвращения чеченцев и ингушей из депортации в Казахстан и Среднюю Азию.

Относительно невысокий уровень социально-экономического развития ЧР в тот период и преобладание моноотраслевой структуры промышлен-

ности, сконцентрированной вокруг нефтедобычи и нефтепереработки, не давали больших возможностей для трудоустройства возвращающимся на прежние места проживания спецпереселенцам, особенно тем, у кого был относительно низкий образовательный и профессиональный уровни подготовки.

Более того, в этот период тогдашним руководством ЧР проводилась активная политика экономического выдавливания коренного населения и недопущение его закрепления на постоянном месте жительства.

Со временем эта политика трансформировалась в дозированные ограничения на получение представителями коренных национальностей определенных специальностей и занятие ими определенных должностей.

В результате значительная часть населения ЧР вынуждена была регулярно выезжать на отхожие промыслы в тот же Казахстан и другие регионы бывшего СССР. Такое положение сохранялось вплоть до распада союзного государства.

Количество людей, которое покидало ЧР ежегодно, отправляясь на сезонные работы, по данным различных источников превышало 150тыс. чел., при том, что число текущих вакансий рабочих мест в республике на тот период составляло 10 000 ед.

Военные конфликты и экономические кризисы за истекшие два десятилетия поставили вопрос безработицы в ЧР в ряд самых животрепещущих экономических и социальных проблем современного развития ЧР.

Начавшийся с 2002 г. процесс восстановления экономики и социальной сферы дал определенную надежду на возможное частичное снятие остроты этой проблемы, хотя масштабы работ и объемы финансирования не внушали особого оптимизма на скорое ее решение. Эта проблема имела слишком застарелую природу и масштаб, требующие качественно иного подхода для перелома ситуации в лучшую сторону. Поэтому не удивительно, что к концу реализации федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 и последующие годы» было создано всего около 70 тыс. рабочих мест, несмотря на то, что это был период активного возвращения людей в опустевшую за период военных действий ЧР.

Заметным событием в решении проблемы безработицы в ЧР призваны стать мероприятия, предусмотренные в рамках следующей ныне реализуемой федеральной целевой программы «Соци-

ально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы» (далее — Программа).

При условии успешной реализации всех мероприятий Программы планируется до 95 тыс. новых рабочих мест, которые могут дать мультипликативный эффект на создание, как минимум, такого же количества рабочих мест в смежных отраслях экономики.

Проблемы финансирования Программы, возникшие со второй половины 2008 г. из-за начавшегося мирового экономического кризиса, привели к сокращению объемов федеральных бюджетных инвестиций по программным мероприятиям в 2009 г. на 8,2 млрдруб., ав2010г. — на11,1 млрд руб., что определило необходимость переноса сроков ввода в эксплуатацию целого ряда объектов и реализацию мероприятий Программы, ухудшив тем самым и без того сложную ситуацию на рынке труда ЧР.

Определенному снижению остроты проблемы безработицы ЧР способствовала реализация мероприятий федеральной антикризисной программы на2009 г., в рамках которой были приняты региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Так, Правительством ЧР в целях стабилизации ситуации на рынке труда была принята Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Чеченской Республики в 2009 году (утв. постановлением Правительства ЧР от 14.08.2009г. № 149) с общим объемом финансирования 720,0 млн руб., в том числе из: федерального бюджета —681,0 млн руб., республиканского бюджета — 39,0 млн руб.

В рамках данной программы в 2009 г. на начальное профессиональное обучение были направлены 5,4тыс. чел., временно трудоустроены на общественных работах более 24тыс. чел., получили субсидии в сфере малого бизнеса в целях расширения самозанятости населения 5,5тыс. чел.

На 2010 г. по согласованию с Минздравсоц-развития России также принята программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда ЧР.

В федеральном бюджете 2009 г. на профессиональную переподготовку трудовых ресурсов, оказание помощи в переезде в другой регион, на создание временных рабочих мест, на развитие форм малого и среднего бизнеса, путем увеличения самозанятости неработающих граждан были предусмотрены средства для регионов в размере 43,7 млрд руб.

Относительная стабилизация ситуации на рынке труда в целом по России за истекший год

привела к снижению объема федерального финансирования, направляемого в 2010 г. на решение этих проблем, до 36,3 млрдруб.

Конечно, эти меры даже при условии значительного увеличения объемов финансирования не могли радикально переломить ситуацию на рынке труда ЧР и способны были дать лишь паллиативный эффект, т. е. временно снять остроту проблемы, не устраняя глубинных причин появления и роста безработицы в регионе.

Сами разработчики федеральной антикризисной программы вынуждены были признать неэффективность некоторых из предусмотренных в ней мер даже для тех регионов, которые до начала кризиса были трудодефицитными.

В частности, за 2009 г. по программе удалось содействовать переезду в другие регионы России на новое место работы только 8тыс. граждан, что в целом укладывается в сложившиеся за последние годы нормы трудовой миграции.

Такое положение объясняется действием ряда факторов, объективно снижающих мобильность рабочей силы в масштабах страны.

Человек, не нашедший работу в своем регионе, не может запросто переехать и устроиться в другом субъекте Федерации, где такая работа есть, из-за неразвитости рынка жилья, отсутствия прописки, возможного проявления проблем межконфессионального и межэтнического характера и т.д. Такая ситуация характерна только для российского рынка трудовых ресурсов, что невыгодно отличает отечественный рынок труда от рынка других развитых стран.

Несмотря на невысокую эффективность для ЧР программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, она не может быть свернута, а также нежелательно сокращение ее финансирования из федерального бюджета в будущем.

На взгляд автора, разумнее расширить эту программу в той части, в которой она направлена на содействие переселению и развитию самозанятости граждан с учетом специфики ЧР, ориентировав на более плотное заселение южных горных и затеречных северных районов. При этом, кроме помощи, указанной в федеральной программе, необходимо предусмотреть дополнительные средства из республиканского и местных бюджетов на жилищное обустройство людей на новом месте, субсидирование расходов на приобретение скота, кормов и сельскохозяйственной техники, а также коммунальных платежей на период становления

хозяйства, с последующим расширением необходимой социальной и бытовой инфраструктуры.

Согласно прогнозу Министерства труда ЧР, в 2010 г. в случае приостановки или сокращения финансирования программы антикризисных мер ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости, где уже требуется принятие срочных дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда ЧР по следующим направлениям:

• организация общественных работ на социально значимых объектах для 25 тыс. незанятых граждан;

• организация стажировки в целях приобретения опыта работы для 100 выпускников образовательных учреждений, зарегистрированных в органах службы занятости;

• содействие самозанятости 8 тыс. безработных граждан, способное обеспечить занятость граждан, особенно в сельской местности, где практически отсутствует потребность в рабочей силе;

• содействие трудоустройству инвалидов. Частичному решению вопроса занятости населения ЧР в ближайшей перспективе будет способствовать также реализация мероприятий Комплексной стратегии развития Северо-Кавказского региона, подготовка проекта которой уже начата, а сам документ планируется принять в ближайшее время, чтобы со второй половины 2010 г. приступить к реализации ее мероприятий.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе положительный эффект следует ожидать от реализации республиканских инвестиционных программ и мероприятий, предусмотренных в проекте Стратегии развития Чеченской Республики до 2020 года.

Кроме того, значительные объемы внепрограммных строительно-восстановительных работ выполняются в ЧР за счет привлечения внебюджетных источников финансирования. В городах Грозный, Гудермес, Аргун, Шали, а также в населенных пунктах Ножай-Юртовского, Веденского и Курчалойского районов ведутся строительно-восстановительные работы с ориентировочной сметной стоимостью около 55,0 млрд руб.

Малый и средний бизнес — наиболее динамичный сектор экономики, способный за относительно короткий период создать значительное количество рабочих мест. Эта сфера не требует отвлечения больших бюджетных средств и способна эффективно развиваться за счет незначительной финансовой поддержки со стороны государства и

облегчения фискальной и административной политики. Об этом свидетельствуют данные статистики: в развитых странах Большой семерки доля малого бизнеса в создании ВВП достигает 70 %, а в России этот показатель составляет всего лишь 20 %.

В условиях кризиса стимулирование малого и среднего бизнеса через налоговые послабления и смягчение режима администрирования может дать рост в отдельных секторах экономики и обеспечить ослабление кризисных последствий и социальной напряженности в обществе.

С этой целью и в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное налоговое законодательство, в 4P был принят закон от 25.05.2009 № 37-P3 «О ставках единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов», снижающий ставку этого налога с 15 до 5 %.

Принятие закона способствовало росту числа субъектов малого предпринимательства по сравнению с уровнем 2008 г. Доля предприятий частной формы собственности увеличилась на 7,5 %, индивидуальных предпринимателей — на 3,4%.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.2008 № 308-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» субъектам малого бизнеса облегчен доступ к получению государственных и муниципальных заказов. В результате в 2009 г. 188 субъектов малого предпринимательства получили государственные заказы на поставку продукции (товаров, работ, услуг) на сумму 277 023,1 тыс. руб.

Расширена база ресурсного обеспечения республиканской программы поддержки развития малого и среднего бизнеса «От выживания — к процветанию!» на2006—2010гг., объем финансирования Программы в 2009 г. был увеличен в два раза и составил 140,0 млн руб. На 2010 г. запланировано увеличение объема финансирования до 160,0 млн руб. Все перечисленные мероприятия в той или иной степени способствуют ослаблению влияния последствий финансово-экономического кризиса на рынок труда 4P.

Исключительная сложность и социальная уязвимость безработицы, многообразие ее форм, отсутствие выработанных четких рекомендаций и методов борьбы с этим явлением делают задачу сокращения безработицы чрезвычайно сложной.

Для ее решения приходится прибегать к различным методам воздействия в зависимости от реальной ситуации с учетом экономических, социальных и психологических факторов, а также исторически сложившихся в регионе трудовых традиций.

Остановимся на некоторых из возможных вариантов действий руководства ЧР, которые условно можно сгруппировать в два направления: первое — традиционно предлагаемый федеральным центром и им же, в основном, финансируемый перечень мер, направленный на восстановление структуры рынка труда докризисного периода, и второе — меры, продиктованные особенностями социально-экономической ситуации, сложившейся непосредственно в самой ЧР.

К первой группе, кроме уже упомянутых выше дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, можно добавить:

• улучшение информационного обеспечения участников рынка труда;

• устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы.

Для этого необходимо, прежде всего:

а) дальнейшее расширение доступности рынка жилья;

б) отмена административных преград для переезда из одного субъекта Российской Федерации в другой и нахождения там длительный период.

Сокращению той части общей безработицы, которая вызвана структурными и циклическими изменениями, более всего будут способствовать программы профессионального переобучения и переквалификации, а также создание условий для роста спроса на товары путем:

• стимулирования роста производства наименее затратных и одновременно доступных для большинства населения ЧР видов деятельности. Для этого необходимо в первую очередь восстановление и дальнейшее развитие системы заготовки и поставок на рынки других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья овощной продукции и продукции переработки овощей, а также технического и дикорастущего лекарственного сырья;

• стимулирования спроса через увеличение социальных выплат (детских пособий, пособий по безработице ит.д.);

• поддержки и поощрения через частно-государственное партнерство инвестиций в реконструкцию и дальнейшее расширение предприятий, восстановленных в рамках федеральных целевых программ, с целью расши-

рения ассортимента продукции и повышения ее конкурентоспособности. Эти меры позволят им занять определенные ниши на восстанавливающихся после рецессии региональных, общероссийских и мировых рынках. Социально значимыми являются варианты программ поддержки молодых работников. Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы:

• экономическое стимулирование предприятий и предпринимателей в целях расширения молодежной занятости;

• создание специальных фирм через систему комитета Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству, а также органы местного самоуправления муниципальных образований на основе частно-государственного и частно-муниципального партнерства, предлагающих работу именно молодежи;

• подготовка неработающей молодежи в бизнесцентрах и бизнес-инкубаторах профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Важно понимать, что все эти программы не только не могут полностью ликвидировать безработицу, которая сложилась в ЧР, но не способны даже существенно ее сократить, поскольку их задача, как было сказано, восстановить рынок труда в прежнем докризисном виде. И такой результат вполне может быть достигнут при общем улучшении экономической ситуации в стране. Но это никак не гарантирует смягчения остроты данной проблемы в ЧР.

Так, по данным статистики с 2006 по 2009 г. число официально зарегистрированных безработных граждан снизилось всего на 27,5тыс. чел., хотя за этот же период в ЧР было создано 41,8 тыс. рабочих мест, в том числе 11,5 тыс. мест — в бюджетной сфере. Такое положение объясняется высоким естественным приростом и миграционной активностью населения, значительно опережающими прирост числа вновь создаваемых рабочих мест. Естественный прирост населения в указанный периодсоставил более 100 тыс. чел.

В связи с этим следует отметить слабую эффективность работы по уменьшению безработицы в ЧР по сравнению с той, что проводится в этой сфере в целом по стране, где меры по сокращению безработицы выработаны и реализуются, с тем чтобы поддержать относительную сбалансированность рынка труда до восстановления экономической активности в прежних объемах. Таковой, по сути, является нынешняя циклическая и структурная

безработица в российской экономике, вызванная последствиями мирового финансового кризиса. Это разительно отличает ее от ситуации в ЧР, где исходная база уровня развития экономики была весьма слаба и представлена в основном нефтедобычей, а главной причиной безработицы выступало относительно «избыточное» население по отношению к уровню развития производства. Это характерный для развивающихся стран тип безработицы.

Неслучайно поэтому почти двукратный всплеск только регистрируемой безработицы в целом по России и еще более существенное увеличение общей безработицы словно не были «замечены» экономикой ЧР, которая по итогам 2009 г. даже показала некоторое снижение регистрируемой безработицы, хотя в целом по общей безработице имеет устойчивую тенденцию к повышению.

Из этого следует, что проблема безработицы в ЧР развивается по совершенно другим экономическим законам, нежели подобное явление в целом по стране. И для его успешного решения должны быть приняты адекватные меры как по масштабам финансирования, так и по учету всех особенностей его проявления в регионе.

Для этого, по мнению автора, до окончания сроков реализации действующей Программы должна быть разработана и принята новая федеральная целевая программа, подготовленная с учетом всех особенностей нынешнего состояния ЧР, перспектив ее развития, реализация которой будет способствовать обеспечению высокого и стабильного уровня занятости. В основе ее должны быть как меры финансовой поддержки мероприятий, так и не в меньшей степени меры институционального характера, направленные на преодоление отставания ЧР от других субъектов Федерации в вопросах формирования благоприятной инвестиционной среды.

Программа должна быть ориентирована на более полное использование предпринимательского и инвестиционного потенциала населения, на более активное его вовлечение в экономическую и общественную жизнь в республике, с тем чтобы сделать всех людей, проживающих здесь, участниками процесса экономического возрождения и развития ЧР.

Вопросы, требующие своего учета в новой программе, — это незамедлительное принятие закона о приватизации, законодательное расширение оборота сельскохозяйственных земель, максимальное ослабление фискального и административного давления на предпринимательскую инициативу людей, оказание помощи частному бизнесу в восстановлении его производственного потенциала и имущества, которые он потерял в ходе военных действий. В федеральных контрольно-учетных органах и информационных базах имеются сведения об этих предприятиях, особенно тех, что были зарегистрированы и начали свою деятельность до начала первой военной кампании.

Список литературы

1. Восстановление экономики и социальной сферы ЧР на 2002 и последующие годы: Федеральная целевая программа.

2. Газета «Аргументы недели». 2010. № 9.

3. О федеральном бюджете на2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2009 № 308-ФЭ.

4. Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Чеченской Республики в 2009 году (утв. постановлением Правительства Чеченской Республики от 14.08.2009 № 149).

5. Социально-экономическое развитие ЧР на 2008—20011 годы: Федеральная целевая программа.

6. Республиканский закон Чеченской Республики от 25.05.2009 № 37-Р3 «О ставках единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения которого являются доходы, уменьшенные на величину расходов».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 308-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

8. Чеченская Республика в цифрах. Краткий статистический сборник. Грозный. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.