Научная статья на тему 'Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера'

Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
651
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / СТРУКТУРА / СТАТЬЯ / ЗАГОЛОВОК / ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗМЕР / ЗАВИСИМОСТЬ / СВЯЗЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТМИКО-ГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕКСТОВЫЙ БЛОК / РИТМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Жанна Александровна

Исследование посвящено одной из актуальных проблем современной теории языка проблеме автономности заголовка в структуре гипертекста газеты. В статье дан краткий обзор существующих точек зрения на статус заголовка в газетном гипертексте, описаны результаты проведенного исследования по вопросу автономности заголовка в структуре газетного гипертекста на материале газеты «Комсомольская правда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 11 (192).

Филология. Искусствоведение. Вып. 42. С. 87-92.

Ж. А. Никифорова

ПРОБЛЕМА АВТОНОМНОСТИ ЗАГОЛОВКА В СТРУКТУРЕ ГИПЕРТЕКСТА ГАЗЕТНОГО НОМЕРА

Исследование посвящено одной из актуальных проблем современной теории языка - проблеме автономности заголовка в структуре гипертекста газеты. В статье дан краткий обзор существующих точек зрения на статус заголовка в газетном гипертексте, описаны результаты проведенного исследования по вопросу автономности заголовка в структуре газетного гипертекста на материале газеты «Комсомольская правда».

Ключевые слова: текст, гипертекст, структура, статья, заголовок, заголовочный комплекс, размер, зависимость, связь, самостоятельность, ритмико-графическое пространство, тексто-

вый блок, ритм.

Целью данной статьи является определение статуса заголовка в структуре гипертекста газетного номера при помощи выявления зависимости размера заголовка от размера статьи. Материалом для исследования послужили статьи и заголовки, взятые путем сплошной выборки из периодических изданий газеты «Комсомольская правда» за период с 1960 по 1995 год с интервалом в пять лет.

Заголовок является одним из важных компонентов структуры газетного номера и характеризуется следующими конститутивными признаками, обусловленными его функциями:

1) общими дискурсивными признаками -информативностью и воздействием;

2) специфическими признаками жанра -выделением информации, установлением контакта, рекламностью. «В свою очередь, рекламность заголовка конкретизируется функционально как диффузность (способность легкого и быстрого распространения среди реципиентов), социокультурная кон-текстность (способность активизировать и вовлекать в процесс восприятия комплекс социокультурных знаний реципиентов) и эвен-туальность (способность ориентировать и направлять читательскую интерпретацию)»1.

В лингвистической литературе существуют две точки зрения в вопросе определения статуса заголовка и его места в структуре, как текста, так и гипертекста газеты. Согласно первой точке зрения заголовок является структурным компонентом текста сообщения, занимающим в его системе подчиненное положение и функционально ее обслуживающим2.

Согласно второй точке зрения заголовок - это самостоятельный элемент системы

макротекста СМИ, семантически, прагматически и функционально связанный с текстом сообщения, но стоящий вне него3. По мнению Е. Н. Комарова, заголовок занимает особое место в системе массово-информационного дискурса, что позволяет рассматривать его как ключевой компонент функционирования всего дискурса4. Кроме этого, он выделяет «векторы вторичных коррелирующих структурно-семантических и прагматических связей заголовка внутри системы макротекста СМИ: 1) заголовок - другие заголовки; 2) заголовок - тексты других сообщений; 3) заголовок - перитекст выпуска СМИ; 4) заголовок - перитекст других сообщений»5.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что заголовок является неотъемлемой частью текста. Он имеет двойственную природу. На наш взгляд, газетный заголовок можно лишь условно рассматривать автономно (например, заголовки в Интернет), так как заголовок и текст статьи - это единая функциональная система, реализующая общую прагматическую функцию. Что может лежать в основе объединения заголовка и статьи? Это в первую очередь лексические, стилистические и грамматические средства, повторы и, конечно, размер.

Проблемой размера текста с различных позиций занимались многие ученые (К. И. Белоусов, В. И. Иванов, Г. А. Лесскис, И. Ю. Моисеева, Г. Г. Москальчук и др.). В российской и зарубежной лингвистике заголовки как текст исследовались с разных точек зрения: в рамках функционально-синтаксических (И. П. Распопов, А. М. Ломов) и коммуникативных исследований (И. А. Стернин); в психолингвистике (А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев,

Ю. А. Сорокин); с позиций лингвистики текста (Р. Богранд, В. Дресслер и др.) и теории речевых актов (Н. М. Вахтель, Е. В. Власова, Е. А. Курченкова). Однако не все вопросы, связанные с изучением заголовочного комплекса, можно считать решенными. Отсутствуют работы, посвященные формальной стороне заголовка (размер, синтаксическая организация, ритмико-графическое пространство заголовка). Одной из таких проблем является проблема соотношения размера газетного заголовка и размера соответствующей ему статьи. Остается нерешенным вопрос, о том каким образом коррелируют (и коррелируют ли вообще) размеры данных компонентов газетной композиции.

В своей работе мы будем опираться на концепцию текстовых пространств и деятельностно-онтологическую концепцию формообразования текста6, а также теорию полиструктурного синтеза текста, предложенные К. И. Белоусовым7. Новизна нашей работы состоит в том, что мы впервые применяем данные концепции по отношению к заголовкам газетных статей. Также новизну и актуальность нашей работы составляет исследование проблемы автономности заголовка в контексте концепции гипертекста. В своем исследовании мы понимаем газетный номер как гипертекст, обладающий всеми присущими данному типу текста характеристиками и функциями. Если подходить к газетному тексту с точки зрения его системообразующих признаков, то можно утверждать, что категория гипертекстуальности также занимает место среди таких конститутивных категорий, как целостность, связность, информативность и завершенность. Гипертекстуальность эксплицитно выражена в газетном тексте, в котором взаимодействие различных в жанровостилевом отношении текстов актуализируется на уровне текстового целого. По мнению И. В. Алещановой, «<.. ,>незамкнутый характер газетного текста проявляется, во-первых, в его открытости к другим текстовым системам и структурам, а во-вторых, к адресату, тезаурус которого также представляет собой определенную незамкнутую систему пресуппозиций, обусловливающих полноту восприятия адресатом элементов текстовой структуры в их интегративной целостности»8.

Мы полагаем, что текст газеты (номер газеты) можно рассматривать в качестве гипертекста. Во-первых, как и гипертекст, газетный

текст состоит из множества текстов (статьи) или же текстовых блоков (рубрики и разделы), объединенных в единую функциональную структуру в первую очередь по тематическим признакам, по степени актуальности информации и т. д. Во-вторых, газетный гипертекст выполняет те же функции, что и просто гипертекст (или электронный гипертекст), а именно: коммуникативную, когнитивную,

тезаурусную, культурообразующую и эсте-тическую9. В-третьих, газетному гипертексту присущи такие признаки гипертекста, как нестабильность композиции (из года в год, из номера в номер могут меняться тематика и количество разделов и рубрик газеты, коммуникативная направленность и пр.); нелинейность текста газеты в пространственном отношении; мультимедийность и интерактивность гипертекста газеты10.

В качестве гиперссылки газетного гипертекста мы можем определить заголовочный комплекс статьи на том основании, что по заголовкам читатель ориентируется в пространстве гипертекста газеты и выбирает необходимую для него информацию. Можно утверждать, что помимо присущих газетному заголовку функций (номинативно-установочная, функция компрессии информации, функция аттракции, рекламная функция и др.) он также выполняет и функции, характерные для гипертекстовых ссылок, а именно - обеспечивает связность элементов газетного гипертекста на структурном уровне, расширяет тезаурус читателя на лексическом и лингвострановедческом уровне, выполняет функцию метакоммуникативного комментария11. Как и гиперссылки электронного гипертекста, газетные заголовки могут быть, в зависимости от места расположения, внутритекстовыми и межтекстовыми.

Особый интерес для нас представляет размер заголовка как одна из важнейших его характеристик, который определяется количеством слов, входящих в состав заголовка. Таким образом, определение степени корреляции размеров заголовка и статьи становится в нашей работе основным фактором в определении автономности заголовочного комплекса в структуре газетного гипертекста. Материалом исследования послужили периодические издания газеты «Комсомольская правда» (далее по тексту «КП») за период с 1960 по 1995 год. В силу большого объема материала выборка была составлена следую-

щим образом: исследовались периодические номера газеты через интервал в пять лет, т. е. за 1960, 1965, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990 и 1995 годы. Нами было взято по 2 номера за февраль каждого года, таким образом, выборка составила 16 газетных номеров. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы подсчитали количество и размеры заголовков по годам (табл. 1). Из таблицы видно, что наиболее частотными являются трехсложные заголовки, далее следуют четырех- и двухсложные заглавия. Многосложные заглавия встречаются в данной выборке довольно редко: самый большой по размеру заголовок (13 слов) был отмечен в 1960 году два раза.

На основе полученных статистических данных можно сделать вывод, что наибольший разброс значений в размерах газетных заглавий приходится на 1960 год, а значит, заголовки этого года обладают наибольшей экспрессивностью. Наиболее спокойными в данной выборке можно считать 1985 и 1965 годы. Приближаются к ним по значениям 1970 и 1990 годы.

Далее мы подсчитали размеры всех соответствующих данным заголовкам статей, определили среднее значение размеров и стандартное отклонение. Полученные данные можно обобщить на рисунке Наибольший разброс значений размеров заголовочных комплексов приходится на 1995, 1960, 1975

Таблица 1

Количество и размер заголовков газеты «КП» по годам

Размер

Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13

1960 1 4 8 7 2 2 - - - - - 2

1965 1 9 18 8 1 1 - - - - - -

1970 3 8 18 5 2 0 - - - - - -

1975 1 7 12 12 1 3 - - 2 - - -

1980 1 7 12 2 1 2 - - - 1 - -

1985 2 6 15 6 1 - - - - - - -

1990 - 5 4 5 3 - - - - - 2 -

1995 - 2 5 12 2 1 4 2 - 1 1 -

Итого 9 48 92 57 13 9 4 2 2 2 3 2

На втором этапе мы рассчитали среднее значение размеров газетных заглавий и стандартное отклонение от среднего значения по выборке (табл. 2). «Среднеквадратическое отклонение является мерой рассеяния возможных значений от среднего арифметического»12. Эта величина определяет коридор случайных и неслучайных значений размеров заголовков газетных статей. Область этих значений является наиболее важной зоной размеров газетных заголовков, а также отражает ритм размеров заглавий в пространстве гипертекста газеты.

и 1980 годы. В остальные года значения размеров относительно стабильны. Самым нестабильным в данной выборке является 1960 год, так как именно в этом году был отмечен наибольший разброс в значениях размеров газетных заголовков. Можно сделать вывод, что в данный период времени газетные заголовки отличались большей экспрессивностью. Далее по выборке можно отметить также 1970, 1980 и 1990 годы - экспрессивность и разброс значений размеров заглавий также достаточно значительны. Наиболее стабиль-

Таблица 2

Сводные значения размеров заголовочных комплексов газеты «КП»

Год 1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995

Среднее значение 4,192 3,053 2,917 3,95 3,346 2,9 2,818 5,129

Стандартное отклонение 2,857 0,957 1,025 2,195 1,958 0,923 1,044 2,487

ными можно назвать 1975 и близкие ему по значениям 1965, 1985 и 1990 годы - разброс в значениях наименьший.

При сопоставлении полученных на втором этапе данных о размерах заголовках и размерах статей газеты «КП» мы получили следующие результаты. Во-первых, временные отрезки выборки можно разделить на две группы. В первую группу можно отнести года с наименьшим разбросом значений размеров заголовков (1965, 1970, 1985 и 1990). Вторую группу составляют заголовки с наибольшим разбросом значений (1960, 1975, 1980 и 1995). В отношении размеров статей газеты «КП» также определяются две группы по тому же признаку, что у заголовков, т. е. по максимальному и минимальному разбросу значений размеров статей. В первую группу с минимальным разбросом значений вошли 1965, 1975, 1985 и 1995. Вторую группу с максимальным разбросом значений размеров составляют 1960, 1970, 1980 и 1990 годы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в диахроническом плане размеры статей и заголовочных комплексов могут как коррелировать друг с другом, например, в 1960, 1965, 1980 и 1985 годах, или же полностью не совпадать, например, 1960, 1970, 1975, 1990 и 1995 годы.

Третий этап был посвящен определению зависимости размеров заголовочных ком-

плексов от размеров статей газеты «КП». Для выявления взаимосвязи заголовков и статей на физическом уровне мы подсчитали размеры всех соответствующих данным заголовкам статей, на основе этих данных мы вычислили средний размер текста статей (соответственно размеру заголовка), а также стандартное отклонение размеров статей (также соответственно размерам заголовков) (табл. 3).

Следует отметить, что в ритмикографическом пространстве газеты статьи (текст) образуют текстовые блоки разного размера. Нами были выделены следующие виды текстовых блоков: максимальные, минимальные и средние по размеру блоки. Средний размер статей и стандартное отклонение отражают ритм размеров текстовых блоков гипертекста газеты «КП». Полученные данные позволяют нам сопоставить ритм размеров газетных заглавий и текстовых блоков (статей).

Из табл. 3 видно, что наибольший разброс значений размеров статей приходится на заголовки размером в 13 слов и на двух-

сложные заголовки, остальные значения относительно стабильны. Наименьший разброс значений размеров статей наблюдается в заголовках, размеры которых равны 9 словам. Полученные статистические данные свидетельствуют о том, что размеры заголовков и соответствующих им статей линейно не соотносятся друг с другом.

Таблица 3

Сводная таблица значений размеров газетных заголовков и статей

Размер заголовка Средний размер статьи Стандартное отклонение размеров статей

1 407 392

2 465 689

3 368 399

4 482 395

5 399 324

6 315 266

7 0 0

8 0 0

9 54 17

10 0 0

11 718 -

12 1011 361

13 2471 940

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Параметр размера является одной из важнейших характеристик основных структурных элементов газетного гипертекста таких, как текстовый блок (статья) и гипертекстовая ссылка (заголовок).

2. По размеру все заголовки можно распределить на 2 группы: заглавия с наибольшим разбросом значений (экспрессивные) и заглавия с наименьшим разбросом значений (стабильные).

3. На подобные группы можно разделить и статьи: статьи с максимальным и минимальным разбросом значений размеров (экспрессивные и стабильные). Это позволило нам сделать вывод, что в диахроническом плане размеры статей и заголовочных комплексов могут как коррелировать друг с другом, например, в 1960, 1965, 1980 и 1985 годах, или же полностью не совпадать, например, 1960, 1970, 1975, 1990 и 1995 годы.

4. На основе сопоставления средних размеров статей и заголовков и стандартных отклонений от средней величины мы определили, что размер заголовочного комплекса и размер соответствующей ему статьи линейно не соотносятся друг с другом.

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, что на физическом уровне (а именно на уровне размера) заголовок и статья газеты «КП» не зависят друг от друга,

т. к. большим по размеру статьям могут соответствовать достаточно краткие заглавия и наоборот, т. е. в плане размеров заголовок автономен.

Примечания

1 Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и русских средств массовой информации : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2003. С. 7.

2 Алещанова, И. В. Цитация в газетном тексте : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2000. С. 45; Зелянская, Н. Л. Достоевский и семиосфера русской прозы. Творчество Ф. М. Достоевского 1840-50-х годов в контексте культурно-семиотических тенденций эпохи : монография. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. С. 11.

3 Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и русских средств массовой информации : дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2003. С. 45-46; Вахтель, Н. М. Высказывание в позиции газетного заголовка : семантика и прагматика : дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2005. С. 29, 34; Лазарева, Э. Л. Соотношение газетного заголовка с элементами текста : типология заглавий. Свердловск : Изд-во УралГУ, 1985. С. 12.

4 Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры. С. 45-46.

5 Там же. С. 47.

6 Белоусов, К. И. Деятельностноонтологическая концепция формообразования текста : дис. ... д-ра филол. наук. Оренбург, 2006.

7 Белоусов, К. И. Теория и методология по-листруктурного синтеза текста : монография. М. : Флинта : Наука, 2009.

8 Алещанова, И. В. Цитация в газетном тексте : дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2000. С. 27.

9 О функциях гипертекста см.: Клочкова, Е. С. Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке : автореф. ... канд. филол. наук. Самара, 2009. С.14-20.

10 Стройков, С. А. Лингвопрагматические характеристики англоязычного электронного лексикографического гипертекста : автореф. ... канд. филол. наук. Самара, 2008. С. 7-8.

11 О функциях гипертекста см.: Клочкова Е.С. Лингвопрагматические особенности. С.14-20.

12 Белоусов, К. И. Введение в экспериментальную лингвистику : учеб. пособие / К. И. Белоусов, Н. А. Блазнова. Бийск : НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. С. 45-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.