Научная статья на тему 'Семантическое пространство гипертекста газетного номера'

Семантическое пространство гипертекста газетного номера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОНЯТИЙНЫЕ КОМПОНЕНТЫ-ЕДИНИЦЫ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ЗАГОЛОВОК / МОДЕЛЬ / TEXT / HYPERTEXT / NEWSPAPER TEXT / SEMANTIC SPACE / NOTION COMPONENT-UNITS / SEMANTIC FIELD / HEADING / MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Жанна Александровна

Данная статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем современной теории текста организации семантического пространства гипертекста газеты. Для представления модели семантического пространства газетного гипертекста использовался метод графосемантического моделирования, который позволил выявить и описать основные семантические поля газетных заголовков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Field of the Hypertext of a Newspaper Issue

This article is devoted to the research of one of the most topical problems of the contemporary text theory the organization of semantic field of a newspaper issue. For the representation of the semantic field model of the newspaper issue we used the method of graphosemantic modeling, which gave us an opportunity to point out and describe basic semantic fields of newspaper headings

Текст научной работы на тему «Семантическое пространство гипертекста газетного номера»

УДК 567.9 ББК 23.087

Никифорова Жанна Александровна

преподаватель кафедра филологии и иностранных языков Оренбургский институт экономики и культуры г. Оренбург Nikiforova Zhanna Alexandrovna Lecturer

Chair of Philology and Foreign Languages Orenburg Institute of Economics and Culture Orenburg

Семантическое пространство гипертекста газетного номера Semantic Field of the Hypertext of a Newspaper Issue

Данная статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем современной теории текста - организации семантического пространства гипертекста газеты. Для представления модели семантического пространства газетного гипертекста использовался метод графосемантического моделирования, который позволил выявить и описать основные семантические поля газетных заголовков.

This article is devoted to the research of one of the most topical problems of the contemporary text theory - the organization of semantic field of a newspaper issue. For the representation of the semantic field model of the newspaper issue we used the method of graphosemantic modeling, which gave us an opportunity to point out and describe basic semantic fields of newspaper headings.

Ключевые слова: текст, гипертекст, газетный текст, семантическое пространство, понятийные компоненты-единицы, семантическое поле, заголовок, модель.

Key words: text, hypertext, newspaper text, semantic space, notion component-units, semantic field, heading, model.

Исследованию гипертекста посвящено большое количество работ: исследованием электронного гипертекста занимались О.В. Дедова [6], Е.С. Клочкова [7] и др. Исследованием печатного гипертекста занимались Л.С. Большакова [4], Н.Ф. Буторина [5], М.В. Масалова [8] и др. Мы рассматриваем газетный номер как гипертекст, имеющий свои специфические принципы организации и самоорганизации, включающие пространственную организацию, ритмы членения и т.д. В гипертексте газеты можно выделить физическое пространство, ритмико-графическое, композиционно-графическое и

семантическое пространства.

Данное исследование посвящено реконструкции семантического пространства заголовков статей газетного гипертекста помощью метода графосемантического моделирования, поскольку модель позволяет выявить «структурные связи между семантическими компонентами одного множества» [3, 44]. Материалом для исследования послужили заголовки статей, взятые

путем сплошной выборки из периодических изданий газеты «Комсомольская правда» за 1960 г. Выборка составила 12 газетных номеров и 421 заголовок. Моделирование семантического пространства заголовков газетных статей включает в себя следующие этапы:

I. Компонентный анализ заголовков. В каждом заголовке были выделены понятийные компоненты-единицы, которые являются принципиально важными «для выявления сущностных черт термина» [3, 44]. Например, в заголовке Париж зажигает огни можно выделить следующие понятийные компоненты-единицы: город, географическое название, метонимия, освещать. Данные единицы выявляют сущностные черты заголовка. Так был проанализирован 421 заголовок и выделено 915 понятийных компонентов-единиц.

II. Полевый анализ заглавий. Из выделенных компонентов-единиц были сформированы понятийные (семантические) поля. Одна единица может принадлежать более чем одному полю. Так понятийная компонент-единица политическая организация является компонентом 2 понятийных полей: политика и государство. В результате компонентного анализа заголовков газетных статей получилось 18 понятийных полей, несущих в себе основные характеристики семантического пространства гипертекста заголовков.

Рассмотрим образованные таким образом основные крупные поля и составляющие их понятийные компоненты.

1. Одним из самых крупных полей является поле экспрессивность, состоящие из 169 компонентов (18 % от числа выборки), объединенных по признаку стилистической маркированности и эмоционального и чувственного восприятия. В его состав входят компоненты: эпитет, метафора, метонимия, удивление, чувства и др.

2. В состав следующего крупного поля политика, сформированного по признаку «деятельность государства в области внутренней жизни страны и международных отношений» [1, 997], вошло 168 компонентов (18 % от числа выборки), как то: политический строй, семинар, съезд, класс в обществе, приверженец империализма и др.

3. В состав поля промышленность, сформированного на основании «отрасль общественного производства, занимающаяся добычей и обработкой материальных благ; индустрия» [1, 1226], вошло 150 компонентов (16 % от числа выборки), в их числе: промышленное предприятие, печь, руда, строительное сооружение, знак отличия и пр.

4. Одним из важнейших является поле экономика, которое было сформировано по принципу «совокупность производственных отношений данного общественного строя, соответствующих развитию производительный сил общества» [1, 2776]. Данное поле состоит из 127 компонентов (13 % от числа выборки), куда вошли следующие компоненты: количество, продажа, денежная единица, цена, предпринимательство и т.д.

5. В поле искусство и культура, выделенном по признаку «отрасль творческой художественной деятельности. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и умственной жизни» [1, 470-471, 1827], 96 компонентов (10 % от числа выборки), например: музыкальное произведение, духовная деятельность человека, обычай, танец, кинотеатр, и др.

6. Поле государство, образованное по признаку «страна и ее население, находящиеся под властью определенного правительства» [1, 338], состоит из 89 компонентов (9 % от числа выборки), в числе которых: страна, население, народность, национальность, сословие и пр.

II. На следующем этапе определилось количество связей между полями в рамках семантического пространства гипертекста газетных заголовков и было подсчитано общее количество взаимодействий, которое образует каждое поле с другими полями. Обнаруженные связи между понятийными полями проходили фазу графической репрезентации (построение семантического графа).

Однако дальнейшему анализу были подвергнуты не все поля, а только те из них, которые преодолели порог статистической значимости (не были приняты к рассмотрению поля, количество компонентов в которых оказалось меньше значения среднего), т.е., с помощью статистических методов были выделены наиболее значимые поля: экспрессивность, государство, политика, медицина, искусство и культура, наука и образование, СМИ, вооруженные силы, экономика, топонимы, промышленность.

Преимуществом данного метода представления материала является то, что «все элементы структуры даны в ней единовременно и иерархические зависимости, связи между элементами, а так же сила и актуальность этих связей приобретают дополнительный прогностический потенциал» [2, 40].

Рассмотрим графосемантическую модель пространства заглавий газетного гипертекста (см. рис. 1).

Рис. 1. Графосемантическая модель пространства гипертекста

газетных заголовков

Примечание. Чем толще линия, тем больше связей обнаруживает один компонент с другим, тем более вероятна зависимость появления одного компонента в связи с наличием другого. Так, пунктирные линии демонстрируют слабые связи (значения больше среднеквадратичного). Обычными линиями обозначены средние связи (значения больше среднего). Жирными линиями обозначены сильные связи (значения больше значения суммы среднего и среднеквадратичного).

Ядром данной модели является поле экспрессивность, имеющее валентность 9. Данное поле имеет значимую связь с полем политика, что проявляется в использовании специальной терминологии, множества экспрессивных средств (метафор, аллюзий, эпитетов и пр.), а также в широком использовании фразеологических единиц в заглавиях, относящихся к данным полям. Например, Бонн умывает руки, «США потерпели победу» и др.

Следующим важным компонентом является поле промышленность, имеющее связь с 7 полями. Значимые связи здесь:

1) промышленность ^ экспрессивность. Связь данных полей отражается в использовании специальной терминологии (например, профессионализмов), а также разнообразных стилистических средств для описания каких-либо процессов или явлений промышленного производства. Например, По-шахтерски? Нет, по-барски; Принимай, большая химия!

2) промышленность ^ наука и образование. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что данные государственные структуры тесно взаимосвязаны между собой, промышленность широко использует результаты научных исследований, образовательные структуры имеют специальные учебные заведения, ориентированные на подготовку специалистов в отдельных отраслях индустрии. Соответственно и на уровне семантики данная связь находит свое отражение в заголовках газетных статей: Первый рабфак, «Туман», который сбережет миллиард.

3) промышленность ^ экономика. Данные поля тесно связаны друг с другом, можно утверждать, что в действительности одно без другого просто не существует. На уровне семантики можно привести следующие примеры взаимосвязи данных полей: В фонд семилетки.

Следующее поле, имеющее также связи почти со всеми компонентами модели (валентность 6), государство. Значимая связь поля: государство ^ политика. Политика является неотъемлемой частью жизни государства, проявляется во всех сферах его деятельности: экономической жизни,

промышленном развитии, науке, образовании, а также во взаимоотношениях государства с другими государствами. Например, О заседании Советов Старейшин Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Еще одно поле имеет связи с большинством компонентов данной графосемантической модели - политика. Его валентность равна 6. Такую большую валентность поля объясняет тот факт, что политика является неотъемлемой частью государства, присутствует во всех его сферах -общественной жизни, связях с другими государствами и т.д. Особое значение играла политика именно в данный временной срез (1960 г.). Наиболее значимые связи данного поля: политика ^ экспрессивность, политика ^ государство, описаны выше (см. поля экспрессивность и государство).

Поля вооруженные силы, медицина, СМИ имеют малую валентность и их связи являются незначимыми в структуре семантического пространства заглавий газеты «КП».

В семантическом пространстве гипертекста газетных заголовков выделились также два поля, имеющие только одну слабую связь, это поле топонимы ^ государство и поле искусство и культура ^ экспрессивность. Данные компоненты являются тупиковыми в данной графосемантической модели. Связь полей топонимы ^ государство обнаруживает себя в широком использовании географических названий государств, городов. Связь полей искусство и культура ^ экспрессивность проявляется в экспрессии газетных заголовков, посвященных вопросам искусства, музыки, живописи и т.п.

Таким образом, можно отметить, что все заголовки газетного гипертекста группируются вокруг ключевых доминантных концептов, таких, как «политика», «экономика», «промышленность», «культура», «образование» и т.п., которые могут рассматриваться как мировоззренческие универсалии.

Библиографический список

1. БАС: Словарь современного русского литературного языка / гл. ред.

В.И. Чернышева. 17 Т. - М-Л: Издательство Академии наук СССР. - 1950.

2. Белоусов, К.И. Моделирование взаимодействия внутритекстовых пространств / К.И. Белоусов // Квантитативная лингвистика: исследования и модели: материалы Всерос. науч. -практ. конф. / под ред. А.А. Поликарпова [и др.]. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005.

- С. 73-93.

3. Белоусов, К. И. Заглавие текста как категория филологической рефлексии / К.И. Белоусов, Н.Л. Зелянская // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: сб. ст. участников IV междунар. науч. конф., 25-26 апр. 2008 г., Челябинск. Т. 3 / [редкол.: д.филол.н., проф. Л. А. Нефедова (отв. ред.) и др.] - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. - с. 43-47.

4. Большакова, Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» / Л.С. Большакова // Вестник СамГУ. - 2008. №4 (63) - с. 20-24.

5. Буторина, Н.Ф. Гипертекст versus текст / Н.Ф. Буторина // Гипертекст как объект

лингвистического исследования: материалы Всероссийской научно-практической

конференции с международным участием, 15 марта 2010 г. - Самара: ПГСГА, 2010. - с. 4-6.

6. Дедова, О.В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): дисс... док. филол. наук / О.В. Дедова. - Москва, 2006. - 253 с.

7. Клочкова, Е.С. Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке: автореф... канд. филол. наук/ Е.С. Клочкова. - Самара, 2009. - 22 с.

8. Масалова, М.В. Гипертекстуальность как имманентная текстовая характеристика: дисс ... канд. филол. наук / М.В. Масалова. - Ульяновск, 2003.

Bibliography

1. Belousov, K. I. Modelling of the Interaction of Innertextual Fields / K. I. Belousov // Quantitative Linguistic: Research and Models: Materials of All-Russia Scientific-and-Practical Conference / Edited by A. A. Policarpov [et al.]. - Novosibirsk: Publishing House of NSPU, 2005.

- P. 73 - 93.

2. Belousov, K. I. Heading of the Text as a Category of Philological Reflection / K.I. Belousov, N. L. Zelyanskaya // Word, Discourse, Text in Cognitive, Pragmatic and Culturelogical aspects: Articles Collection of Participants of the IV International Scientific Conference, April 25 - 26, 2008, Chelyabinsk. Vol. 3 / [Edited by Doctor of Philology, Prof. L.A. Nefedova, et al.] - Chelyabinsk: “Publishing House RECPOL ltd.”, 2008. - P. 43 - 47.

3. Bolshakova, L. S. About the Substance of “Policode Text” Notion / L. S. Bolshakova // Herald of SamSU. - 2008. № 4 (63) - P. 20 - 24.

4. Butorina, N. F. Hypertext Versus Text / N. F. Butorina // Hypertext As an Object of Linguistical Research: Materials of All-Russia Scientific-and-Practical Conference, March 15, 2010. - Samara: PSSGA, 2010. - P. 4 - 6.

5. Dedova, O. V. Linguo-Semiotic Analysis of the Electronic Hypertext (On the Material of the Russian Intertext): Diss.Doc. of Phil. / O. V. Dedova. - Moscow, 2006. - 253 p.

6. Klochkova, E. S. Linguo-Pragmatic Peculiarities of the Electronic Hypertext in German: Synopsis of Diss. ... Cand. of Philol. / E. S. Klochkova. - Samara, 2009. - 22 p.

7. Masalova, M. V. Hypertextuality as Immanent Textual Characteristics: Diss. . Cand. of Philol. / M. V. Masalova. - Ulyanovsk, 2003.

8. VAD: Dictionary of the Contemporary Russain Language / Edited by V. I. Chernyshova. 17 Vol. - M.-L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. - 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.