Научная статья на тему 'Самоорганизация печатного гипертекста (на материале газеты «Комсомольская правда»)'

Самоорганизация печатного гипертекста (на материале газеты «Комсомольская правда») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ТЕКСТОВЫЙ БЛОК / ГИПЕРТЕКСТОВОЕ ЯДРО / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / TEXT / HYPERTEXT / TEXT BLOCK / HYPERTEXT NUCLEAR / PERIPHERAL COMPONENTS / COMPOSITE-GRAPHIC MODEL / IDEAL MODEL / GRAPHIC SPACE / PHYSICAL SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Никифорова Жанна Александровна

Данное исследование посвящено вопросам гипертекстуальности текста газеты, а также проблеме самоорганизации газетного гипертекста. С помощью программы Excel была получена идеальная модель графического пространства газетного гипертекста, а также модель композиционно-графических блоков гипертекстового ядра. На основе статистических методов был вычислен объем гипертекстового ядра и периферийных компонентов графического пространства гипертекста газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Printed Hypertext Self-Organizing (On the Material of the Newspaper «Komsomolskaya Pravda»)

This research is devoted to the problems of hypertextualism of a newspaper text and to the problem of self-organizing of the newspaper hypertext. By means of the Excel program the ideal model of graphic space of the newspaper hypertext was received, as well as the model of the composite-graphic blocks of the hypertext nuclear. On the basis of the statistical methods the volume of the hypertext nuclear and the peripheral components of graphic space of the newspaper hypertext were calculated.

Текст научной работы на тему «Самоорганизация печатного гипертекста (на материале газеты «Комсомольская правда»)»

УДК 567.9 ББК 23.087

Никифорова Жанна Александровна

ассистент

кафедра филологии и иностранных языков Оренбургский институт экономики и культуры г. Оренбург Nikiforova Zhanna Alexandrovna Assistant Lecturer Chair of Philology and Foreign Languages Orenburg Institute of Economy and Culture Orenburg

Самоорганизация печатного гипертекста (на материале газеты «Комсомольская правда»)

Printed Hypertext Self-Organizing (On the Material of the Newspaper «Komsomolskaya Pravda»)

Данное исследование посвящено вопросам гипертекстуальности текста газеты, а также проблеме самоорганизации газетного гипертекста. С помощью программы Excel была получена идеальная модель графического пространства газетного гипертекста, а также модель композиционно-графических блоков гипертекстового ядра. На основе статистических методов был вычислен объем гипертекстового ядра и периферийных компонентов графического пространства гипертекста газеты.

This research is devoted to the problems of hypertextualism of a newspaper text and to the problem of self-organizing of the newspaper hypertext. By means of the Excel program the ideal model of graphic space of the newspaper hypertext was received, as well as the model of the composite-graphic blocks of the hypertext nuclear. On the basis of the statistical methods the volume of the hypertext nuclear and the peripheral components of graphic space of the newspaper hypertext were calculated.

Ключевые слова: текст, гипертекст, текстовый блок, гипертекстовое ядро, периферийные компоненты, композиционно-графическая модель, идеальная модель, графическое пространство, физическое пространство.

Key words: text, hypertext, text block, hypertext nuclear, peripheral components, composite-graphic model, ideal model, graphic space, physical space.

Данная статья посвящена исследованию самоорганизации газетного гипертекста и выявлению гипертекстовых связей в тексте газеты. Материалом исследования послужили периодические издания газеты «Комсомольская правда» за 1960 г. В силу большого объема материала выборка была составлена следующим образом: мы отобрали по одному номеру за каждый месяц года. Таким образом, выборка составила 12 периодических номеров.

Интенсивное изучение текста газеты ведется несколько десятилетий. Различные стороны этого сложного лингвистического объекта освещены в работах

Е.Н. Комарова, Н.М. Вахтель, И.В. Алещановой, Л.М. Майдановой, М.Р. Жел-тухиной, Е.В. Темновой и др. Несмотря на существование значительного количества работ, в которых затрагиваются различные проблемы текста газеты, многие аспекты этого явления остаются еще неисследованными. Одной из таких проблем является проблема гипертекстуальности газетного текста, а также проблема саоорганизации печатного гипертекста.

Обратимся к понятию «гипертекст». В современной лингвистике и теории текста существует несколько определений гипертекста. Под гипертекстом может пониматься: 1) метод объединения документов; 2) текст, организованный по-особому; 3) механизм, позволяющий эти тексты организовать; 4) средство организации текстов; 5) документация, которая ветвится [6].

В качестве рабочего определения гипертекста в нашем исследовании мы будем пользоваться следующим определением, предложенным К.И. Белоусовым: «Гипертекстом можно полагать группу или выборку текстов (при тттиро-ком семиотическом понимании текста), если существуют механизмы перехода от одного текста к другому» [3].

Выделяют следующие функции гипертекста: 1) коммуникативную, 2) когнитивную, 3) тезаурусную, 4) культурообразующую, 5) эстетическую, а также его специфические категории: 1) дисперсность структуры, 2) композиционную нестабильность, 3) нелинейность, 4) мультимедийность и 5) интерактивность [7]. Структурными элементами гипертекста являются: 1) отдельная информационная единица и 2) гипертекстовая ссылка (средство, делающее возможным переход от одной информационной единицы к другой.

Е.В. Клочкова выделяет следующие функции гипертекстовой ссылки (на материале электронного гипертекста): 1) функция обеспечения связности текстовых элементов гипертекста; 2) функция расширения тезауруса читателя; 3) когнитивная функция структурирования знаний; 4) функция метакоммуника-тивного комментария; 5) функция указания на смену коммуникативной целеус-тановки элемента гипертекста; 6) функция метафоры целостного пространства гипертекста [4].

По мнению С.А. Стройкова гипертекстовые ссылки разделяются по возможности перехода на однонаправленные и двунаправленные (перекрестные) и в зависимости от места расположения информационных единиц на внутритекстовые и межтекстовые [8].

Если подходить к газетному тексту с точки зрения его системообразующих признаков, то можно утверждать, что категория гипертекстуальности также занимает место среди таких конститутивных категорий как целостность, связность, информативность и завершенность. Гипертекстуальность эксплицитно выражена в газетном тексте, в котором взаимодействие различных в жанровостилевом отношении текстов актуализируется на уровне текстового целого. И.В. Алещанова считает, что «<...>незамкнутый характер газетного текста проявляется, во-первых, в его открытости к другим текстовым системам и структурам, а во-вторых, к адресату, тезаурус которого также представляет собой определенную незамкнутую систему пресуппозиций, обусловливающих полноту восприятия адресатом элементов текстовой структуры в их интегративной целостности» [1].

В своем исследовании газетного гипертекста мы опирались на теорию текстовых пространств К.И. Белоусова, а также теорию полиструктурного синтеза текста [2]. Таким образом, предметом изучения в данной статье становиться композиционно-графическое членение газетного гипертекста на текстовые блоки на уровне его физического пространства и ритмы размеров текстовых блоков как принципы самоорганизации газетного гипертекста. Мы полагаем, что текст газеты (номер газеты) можно рассматривать в качестве гипертекста.

Во-первых, как и гипертекст, газетный текст состоит из множества текстов (статьи) или же текстовых блоков (рубрики и разделы), объединенных в единую функциональную структуру в первую очередь по тематическим признакам, по степени актуальности информации и т.д. Во-вторых, газетный гипертекст выполняет те же функции, что и просто гипертекст (или электронный гипертекст), а именно: коммуникативную, когнитивную, тезаурусную, культурообразующую и эстетическую. В-третьих, газетному гипертексту присущи такие

признаки гипертекста, как нестабильность композиции (из года в год, из номера в номер могут меняться тематика и количество разделов и рубрик газеты, коммуникативная направленность и пр.); нелинейность текста газеты в пространственном отношении; мультимедийность и интерактивность гипертекста газеты.

В качестве гиперссылки газетного гипертекста мы можем определить заголовочный комплекс статьи, на том основании, что по заголовкам читатель ориентируется в пространстве гипертекста газеты и выбирает необходимую для него информацию. Можно утверждать, что помимо присущих газетному заголовку функций (номинативно-установочная, функция компрессии информации, функция аттракции, рекламная функция и др. [5]) он также выполняет и функции, характерные для гипертекстовых ссылок, а именно - обеспечивает связность элементов газетного гипертекста на структурном уровне, расширяет тезаурус читателя на лексическом и лингвострановедческом уровне, выполняет функцию метакоммуникативного комментария. Как и гиперссылки электронного гипертекста, газетные заголовки могут быть в зависимости от места расположения внутритекстовыми и межтекстовыми.

В газетном гипертексте на наш взгляд можно выделить гипертекстовое ядро и периферийные компоненты (идея гипертекстового ядра и периферии была заимствована нами из теории поля). К гипертекстовому ядру можно отнести текст. К периферийным компонентам - иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, заглавия статей, названия разделов и рубрик).

Исследование композиционно-графического пространства печатного гипертекста проходило в несколько этапов:

1. Нами было измерено 48 номеров газет, вычислены координаты всех статей с заголовками.

2. По статистическим данным мы нарисовали идеальную графическую модель каждого из газетных номеров в компьютерной программе Ехе1. Границы каждой статьи мы отмечали единицами. По каждому из газетных номеров было получено 4 листа графического пространства соответствующих 4 страни-

цам газеты. Всего 48 листов - по четыре листа на каждый периодический номер в месяц (см. рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент идеальной графической модели газеты «КП» за 17.02.1960 г. (лист 4)

На рисунке 1 темным цветом обозначены статьи газеты, белое пространство занимают заглавия газетных статей, рисунки, иллюстративный материал.

3. Затем проводилось суммирование листов всех номеров за весь 1960 год, таким образом, мы получили графическое пространство гипертекста газеты «КП» за данный период времени. На полученной графической модели четко обозначились границы гипертекстовых блоков (границы членения текста), совпадения границ обозначались цифрами больше 1, там, где границы не проходили соответственно цифрой 0 (см. рисунок 2).

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 19 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 5

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 17 5

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 5

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 18 4

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 4

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 18 5

Рис. 2. Фрагмент композиционно-графической модели газеты «КП» за 1960 г.

4. Далее нами было рассчитано стандартное отклонение от среднего значения всего объема данной композиционно-графической модели, оно составляет

2, 382. С помощью данного статистического метода мы определили значимые и незначимые величины в данном графическом пространстве, все величины, превысившие порог статистической значимости (0, 1, 2), были удалены. Таким образом, нами была получена модель композиционно-графических блоков газетного гипертекста (см. рис. 3). Общий объем данной модели составляет 204966. На наш взгляд, нулевое пространство газетного гипертекста будут составлять его периферийные элементы, а за объем графического пространства гипертекста газеты мы принимаем объем гипертекстового ядра. В результате было выделено нулевое пространство, в которое вошли иллюстративный материал и заголовки, и гипертекстовое ядро, которое составляют статьи газеты. Объем гипертекстового ядра составляет от общего объема 13271. Плотность нулевого пространства - 191695.

Рис. 3. Модель композиционно-графических блоков газеты «КП» за 1960 г. (фрагмент)

Так как модель композиционно-графических блоков (модель гипертекстового ядра) достаточно объемна и не может быть дана полностью, мы выделили наиболее выразительный фрагмент членения гипертекстового ядра на блоки. В композиционно-графическом пространстве газетного гипертекста выделяются блоки с минимальным объемом, средние по объему и максимальные блоки. Преобладают минимальные и средние по объему гипертекстовые блоки, максимальные гипертекстовые блоки встречаются довольно редко. По месту расположения на композиционно-графической модели гипертекстовые блоки находятся:

а) максимальные текстовые блоки занимают центральное положение на полученной модели;

б) текстовые блоки среднего объема могут занимать как центральное место, так и нижнее положение в пространстве гипертекста газеты;

в) минимальные текстовые блоки занимают, как правило, крайнее положение справа от центра, реже - слева.

Связь между всеми текстовыми блоками осуществляется с помощью заголовков статей, названий рубрик и разделов, которые вошли в нулевое пространство гипертекста газеты.

На основании проведенного исследования, мы полагаем, что гипертекстуальность является неотъемлемой характеристикой газетного текста. Газетный текст по праву можно назвать гипертекстом, что подтверждают и его основные характеристики, и структурные элементы и композиционно-графическая текстовая модель.

В самоорганизации газетного гипертекста, а именно его графического (физического) пространства принимают участие гипертекстовое ядро, в которое вошли газетные статьи (текст), и периферийные компоненты, в число которых мы включили иллюстрации, рисунки, заглавия статей, рубрик и разделов.

Библиографический список

1. Алещанова, И.В. Цитация в газетном тексте: дисс... канд. филол. наук/ И.В. Алеща-нова. - Волгоград, 2000. - 211 с.

2. Белоусов, К.И. Деятельностно-онтологическая концепция формообразования текста: дисс. док. филол. наук/ К.И. Белоусов. - Оренбург, 2005. - 374 с.

3. Белоусов, К.И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста: монография/ К.И. Белоусов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 216 с.

4. Клочкова, Е.С. Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке: автореф. канд. филол. наук/ Е.С. Клочкова. - Самара, 2009. - 22 с.

5. Комаров, Е.Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: дисс. канд. филол. наук/ Е.Н. Комаров. - Волгоград, 2003. -200 с.

6. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века/ В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

7. Сергиенко, П.И. Лингвокогнитивные особенности электронного гипертекста (на материале английского языка): автореф. канд. филол. наук/ П.И. Сергиенко. - М., 2009. - 22 с.

8. Стройков, С. А. Лингвопрагматические характеристики англоязычного электронного лексикографического гипертекста: автореф... канд. филол. наук/ С.А. Стройков. - Самара,

2008. - 24 с.

Bibliography

1. Aleshchanova, I. V. Quotation in the Texts of Newspapers: Diss....Candidate of Philology / I.V. Aleshanova. - Volgograd, 2000. - 211 p.

2. Belousov, K.I. Activity-Ontological Conception of Text Formation: Diss.Doctor of Philology / K.I. Belousov. - Orenburg, 2005. - 374 p.

3. Belousov, K.I. Theory and Methodology of Polystructural Synthesis of the Text: Monograph / K.I. Belousov. - M.:: Flinta: Nauka, 2009. - 216 p.

4. Klochkova, E.S. Linguo-Pragmatical Peculiarities of Electronical Hypertext in the German Language: Synopsis of the Diss. ... Candidate of Philology / E.S. Klochkova. - Samara, 2009. -22 p.

5. Komarov, E.N. Value Reference Points in the Headlines of the French and Russian Mass-Media: Diss. Candidate of Philology / E.N. Komarov. - Volgograd, 2003. - 200 p.

6. Rudnev, V.P. Dictionary of Culture of the XX Century / V.P. Rudnev. - M.: Agraph, 1997. - 384 p.

7. Sergienko, P.I. Linguo-Cognitive Features of the Electronic Hypertext (On the Material of the English Language): Synopsis of the Diss. ... Candidate of Philology / P.I. Sergienko. - M.,

2009. - 22 p.

8. Stroykov, S.A. Linguo-Pragmatical Characteristics of the English Hypertext: Synopsis of the Diss. .Candidate of Philology / S.A. Stroykov. - Samara, 2008. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.