Научная статья на тему 'Проблема активизации творческого потенциала личности младшего школьника'

Проблема активизации творческого потенциала личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИЁМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костромская К. А., Коваленко Е. Г.

В статье рассматривается проблема активизации творческого потенциала младших школьников, описываются основные приёмы и условия развития творческих способностей и воображения учащихся в процессе их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема активизации творческого потенциала личности младшего школьника»

Список литературы:

1. Lemons G When the horse drinks: enhancing everyday creativity using the elements of improvisation // Creativity Research Journal. - 2005. - № 17 (1). -P. 25-36.

2. To ivanen T., Halkilahti L., Ruismaki H. Creative pedagogy - Supporting children's creativity through drama // The European Journal of Social and Behavioural Sciences (EJSBS). - 2013. - № 5. - P. 1168-1179.

3. Zimmerman E. Reconceptualizing the Role of Creativity in Art Education Theory and Practice // A Journal of Issues and Research. Studies in Art Education. -2009. - № 50 (4). - P. 382-399.

4. Власюк И.В. Теоретико-методологические основания социально-педагогического проектирования региональной семейной политики // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. Науки. - 2012. - № 1 (65). - С. 9-12.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2006.

6. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988.

7. Лук А.Н. Психология творчества / Под ред. В.А. Лекторского. - М.: Наука, 1978.

8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.

9. Тихомирова Т.Н., Богомолова М.В. Обогащение среды и развитие способностей: трёхкомпонентная модель образовательного пространства // Психология обучения. - 2008. - № 1. - С. 36-46.

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Костромская К.А.*, Коваленко Е.Г.Ф

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматривается проблема активизации творческого потенциала младших школьников, описываются основные приёмы и условия развития творческих способностей и воображения учащихся в процессе их обучения.

Ключевые слова: творческая активность, творческие способности, воображение, фантазия, творческий потенциал, приёмы и условия развития творческого воображения.

* Кафедра Педагогики и методики начального образования. Научный руководитель: Коваленко Е.Г., доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент.

* Доцент кафедры Педагогики и методики начального образования, кандидат филологических наук, доцент.

В условиях современного школьного образования проблема активизации творческого потенциала личности остается одной из самых актуальных. Общеизвестно, что наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческих возможностей личности является начальная школа, поскольку в этом возрасте у ребенка развиваются воображение и фантазия, воспитывается любознательность, закладываются основы творческой деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей, которые лежат в основе творческого отношения личности к действительности. Поэтому учителю необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой и создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию заложенных в каждом ребенке творческих способностей.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Творческий человек любознателен и постоянно стремится создать нечто качественно новое, никогда раньше не существовавшее и имеющее определенную ценность. Выготский Л.С. считал, что «творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает» [2, с. 39]. Психологи и педагоги утверждают, что для развития творческих способностей и воображения детей необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающем мире. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающей действительности, свой твор-

ческий опыт. Необходимо также помнить, что опыт школьника значительно обогащает фантазирование, которое вводит ребенка в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни.

Во всех своих трудах, посвященных творческой деятельности, Л.С. Выготский подчеркивал эмоциональное значение творчества. Эмоции, не реализованные в жизни, находят выход и выражение в произвольном комбинировании элементов деятельности. Ребенок в игре всегда творчески преображает деятельность, и это связано с его эмоциональными запросами [1, с. 68].

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любого предмета стоят, на первый взгляд, несложные задачи: замечать любые творческие проявления учеников и создавать условия для развития творческих способностей на уроках. Для этого необходимо на занятиях предлагать детям материалы (проблемные и игровые задания) с возможностью выбора нескольких вариантов решения, а не одного заданного стереотипа ответа и устоявшегося алгоритма решения. Естественно, что смелость учеников в предложении разных оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта самого процесса обучения. Создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению как социального статуса самого ученика, так и «ценностной ориентации» всех учеников в классе, повышает престиж творческого воображения, что, в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что активизации творческого потенциала младших школьников будет способствовать систематическая работа по развитию творческих способностей и воображения в процессе работы над сочинением [2, 3].

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, проявить свои творческие способности, сближает систему изучения языка с литературой. Сочинение - это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, сочинение - наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника. Ребенок любит не только слушать разнообразные истории (сюжеты литературных произведений), но и действовать, творить, опираясь на них.

Для активизации творческого потенциала младших школьников предлагаем использовать метод мозгового штурма - метод коллективного решения проблемы, в ходе которого каждый ребенок может свободно высказать свои идеи, даже самые нелепые и шуточные, а также предложить новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

После коллективного обсуждения задания рекомендуем использовать прием «образного сравнения» (аналогии), когда какой-то сложный процесс (или явление) сравнивается с более простым и понятным. Так, к примеру при сочинении сказки детям даются отрывки из других сказок, в которых

описывается какая-либо ситуация или сказочный герой. По аналогии с этими отрывками дети с удовольствием сочиняют свои сказки, используя фразы, с которых можно было бы начать свою сказку (жил-был, как-то раз, в некотором царстве и т.д.). Кроме того, можно на доске записать слова с необычными сочетаниями (например: лес-шкаф, крокодил-сапог), которые не могут не заставить детей проявить свои творческие способности. Леонардо да Винчи советовал для активизации творческих способностей перед написанием сочинения разглядывать облака, трещины в стенах, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

Чтобы научить представлять последствия событий, рекомендуем использовать прием фантазирования по заданной ситуации и наводящим вопросам. Ведь, фантазируя, дети учатся мыслить нестандартно. Например:

- Мы пошли гулять, и вдруг на том месте, где стоял хлебный киоск, его не оказалось. Что с ним случилось?

- Его украли воры.

- Что ещё могло с ним произойти?

- Подул сильный ветер, и он разломался.

- А еще?

- Хлеб не завезли, и киоск пошел узнать почему!

Помогают начать игру и такие фразы: Зимой, гуляя на улице, мы увидели цветущие ромашки. Как это могло случиться? В холодильнике мы нашли коробочку с бусинками. Для чего их туда положили?

Детям можно предложить попробовать сочинить стихотворение, строчки которого заканчиваются определенными рифмованными словами (буриме). Буриме - стихотворная головоломка, в которой стихи, обычно шуточного характера, сочиняют на заданные рифмы, которые, как правило, не связанны по смыслу: кошка - ложка - окошко - немножко; стакан - банан -карман - обман; кружка - подружка - лягушка - частушка.

На уроках можно использовать традиционные и нетрадиционные формы и способы организации учебного процесса, которые строятся на основе диалога, проблематизации, индивидуализации, персонализации и способствуют раскрытию и развитию творческих способностей: коллективная творческая деятельность учителя и учащихся, дискуссии, интервью, посильное проектирование выставки творческих работ, ярмарки идеи, уроки-диспуты и другие.

Таким образом, современным педагогам необходимо использовать такие формы, способы и условия организации учебного процесса в начальной школе, которые способствовали бы успешному развитию творческого воображения младших школьников, активизации их творческого потенциала.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 267 с.

2. Путко В.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / В.Г. Путко. - М., 2000. - 122 с.

3. Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - 1995. - № 2 - С. 25-28.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

© Максимов А.А.*, Голубева Н.М.*

Филиал Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), г. Златоуст

В современном мире более ранние (традиционные) средства коммуникации - устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет всемирная паутина. Основная функция всемирной компьютерной сети - это информирование общества. Актуальность выбранной темы проводимого исследования обусловлена тем, что растет число людей различного возраста, общающихся в социальных сетях, которых тоже не мало. Возникает интернет-зависимость в целом, когда человек просто не может существовать без виртуального пространства, когда реальность ему уже не интересна. Человек все больше погружается в мир фантазий, вымысла и виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности. Целью нашего исследования является изучение зависимости от социальных сетей у молодежи. В задачи исследования входило: изучение теоретического материала по теме исследования и проведения опроса с целью подтверждения гипотезы. Наша рабочая гипотеза: при частом посещении социальных сетей у молодежи может возникнуть зависимость.

В процессе подготовки исследования мы изучили обширный теоретический материал по теме исследования и выяснили, что в психологии проблема влияния социальных сетей на сознание человека изучено недостаточно.

Научная новизна работы состоит в том, что путем использования анкетных данных, бесед с молодыми людьми, которые посещают социальные сети, мы попытались разобраться - возникает ли зависимость от общения в социальных сетях, что не безынтересно само по себе.

Ключевые слова: дети, подростки, влияние, социальные сети, интернет.

* Студент факультета Сервиса, экономики и права. Научный руководитель: Голубева Н.М., доцент кафедры Экономики и права, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Экономики и права, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.