Научная статья на тему 'Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста'

Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3236
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уянаева Э. А., Ногерова М. Т.

В статье исследуется уровень развития творческого воображения с помощью методики «Придумай игру». Выявлен очень низкий уровень у респондентов. Сделан вывод о непригодности данной методики для работы с учениками 3 класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста»

МОУ СОШ № 1 с. Кичмалка - 62 % средний уровень и 38 % - высокий. Лицей № 5 г. Тырныауза - 59 % средний и 41 % высокий уровень по наглядно-образному мышлению.

Рис. 4. Гистограмма процентного соотношения уровней развития словесно-логического мышления младших школьников (выходная диагностика экспериментальной группы)

Сравнение результатов формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах позволяют сделать вывод о росте количества учащихся, имеющих средний и высокий уровень развития как абстрактного, так и наглядно-образного мышления. Этот вывод подтверждает нашу гипотезу.

Список литературы:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2012. - 720 с.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2007. - 736 с.

3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 2004. - 198 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Уянаева Э.А.*, Ногерова М.Т.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик.

В статье исследуется уровень развития творческого воображения с помощью методики «Придумай игру». Выявлен очень низкий уровень

* Студент 2 курса (направление: «Педагогическое образование», специальность: «Начальное образование»).

* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

у респондентов. Сделан вывод о непригодности данной методики для работы с учениками 3 класса.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, уровень развития воображения.

Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.

Под воображением в самом широком смысле понимают процесс, протекающий в образах. В этой связи память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кей-ра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема).

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.

Ряд исследователей (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов) отмечают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Это обусловлено установкой обучения на усвоение системы образцов, использование однообразных и стереотипных действий. Вместе с тем, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности детей младшего школьного возраста позволяет предположить наличие значительных возможностей для развития творческого воображения в процессе учебной деятельности.

Дьяченко О.М. обращает внимание на необходимость и своевременность развития творческого воображения в младшем школьном возрасте, отмечает, что в процессе школьного обучения тренируются такие психические процессы, как память, восприятие, и мышление, а развитию творческого воображения уделяется недостаточное внимание.

Младший школьный возраст (семь-десять лет) является периодом ученичества, способствующего формированию творческих способностей личности.

Представления о себе, отношение к себе, своему «Я» (потребность в изменении себя и развитии способностей), выход за пределы ограниченных представлений и знаний о внешнем мире, личностное приятие таких ценностей, как отчий дом, семья, отчизна, родной край, родной язык, нация, осознание себя человеком, перешагнувшим границу детства, - это базисное основание личности младшего школьника, его ценностных ориентации (личностных, национальных), развития познавательных процессов (памяти,

внимания, воображения). Очень важно заметить у школьника положительные задатки, которые можно и нужно развивать, не допускать негативизма в его отношении к окружающим, и, главное, ставить вопрос не о том, каков ребенок есть, а каким он может стать.

В этом возрасте дети с готовностью и интересов овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок, игр. У младших школьников, также как и у дошкольников, мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие - фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение о значимости становится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Объект исследования: воображение младших школьников.

Предмет исследования: уровень творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить уровень развития воображения детей младшего школьника.

Задачи исследования: 1. Диагностировать уровень развития воображения детей. 2. Дать рекомендации по повышению уровня творческого воображения младших школьников.

Гипотеза исследования: у большинства детей преобладает средний уровень развития творческого воображения.

Методы исследования: математический, аналитический, сравнительный, а также методика «Придумай игру».

Экспериментальное исследование уровня развития творческого воображения младших школьников было проведено с учащимися 3 класса в МКОУ СОШ № 1 им. Р.А. Батчаевой с. Бабугент и МКОУ СОШ № 16 п. Хасанья Кабардино-Балкарской Республики. Для этого была использована методика Е.А. Панько «Придумай игру». Она направлена на определение уровня развития воображения, способности придумывать оригинальные игры. Дети должны за 10 минут придумать игру.

Ученик получает задание придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Каковы правила игры?

6. Чем должна будет закончится игра?

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1) оригинальность и новизна;

2) продуманность условий;

3) наличие в игре различных ролей для участников;

4) наличие в игре правил.

Уровни развития воображения определяются по следующей шкале: 0-1 балл - очень низкий; 2-3 балла - низкий; 4-7 баллов - средний; 8-9 баллов высокий; 10 баллов - очень высокий.

Следует отметить, что в обоих школах лишь совсем незначительное количество учеников справилось с поставленной задачей. 23 % - в школе № 1, 25 % - в школе № 16. Уровень творческого воображения был достаточно низким, т.е. почти все игры были уже знакомы, новых и оригинальных идей у детей практически не было. Отличились лишь некоторые ученики.

Результаты диагностики уровня развития творческого воображения отображены в табл. 1.

В результате обработки данных выявилось, что наша гипотеза о том, что у большинства исследуемых школьников уровень развития творческого воображения - средний, является ошибочной. Как в МКОУ СОШ № 1, с. Бабугент, так и в МКОУ СОШ № 16 п. Хасанья уровень творческого воображения является низким.

Данная практика показала, что в семье, в детском учреждении не уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжет-но-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций.

Таблица 1

Процентное соотношение известных и оригинальных игр по результатам диагностики младших школьников

№ известные игры новые игры

компьютерные игры прятки, волейбол, футбол телефонные

школа 1 школа 16 школа 1 школа 16 школа 1 школа 16 школа 1 школа 16

1. + +

2. + +

3. + +

4. + +

5. + +

6.

7. + +

8. + +

9. + +

10. + +

11. + +

12. + +

13. + +

14. +

15. +

16. +

На занятиях надо стараться держать в поле зрения каждого ребенка и помогать ему только в том случае, если вы убедитесь, что ребенок не способен справиться с заданием сам. Если же он может работать самостоятельно, его следует поощрять. Ставится цель развивать у детей воображение не просто как процесс свободного фантазирования, а как особую форму активности, внимание на их разнообразие. У детей развивается направленность на создание чего-то нового:

- поделок, аппликаций и т.п. Ну и, конечно, дети учатся не только делать вещи своими руками, но и дарить их. Любые творческие достижения детей не должны остаться без внимания, поэтому интересные работы оформляются в виде выставки;

- экспозиции творческих работ представляют как важное событие в жизни ребенка, это позволяет детям проявлять активность, воспринимать действительность и конструировать художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

2. Рибо Т. Творческое воображение. - М., 2001.

3. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. -Смоленск, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.