или «смыслообразующими», мотивами становиться мотивы, приобретающие для студента личностный смысл.
Список литературы
1. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 2010.
2. ЛеонтьевА.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 2001. С. 13.
ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Юсупова Ш.Б.
Юсупова Шохида Батировна - старший преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы активизации мыслительной деятельности студентов. А также анализируется проблема мышления и интеллектуальной деятельности человека.
Ключевые слова: концепция, тенденция, активизация, деятельность, мышление, абстрактность, рефлексы, средства, опыт, задача, практика.
В современных методиках обучения различным предметам прослеживается единая общая тенденция. Это тенденция - к активизации мыслительной деятельности студентов.
Поясним сказанное на примере. То или иное знание можно сообщить студенту в форме некоторой аксиомы, готового суждения, которое он должен без обсуждения взять на вооружение: в лучшем случае мы сопровождаем это положение какими-то аргументами. Именно так, к сожалению, строится обучение некоторым предметам до сих пор. Но можно подвести студента к тому, что перед ним встанет задача, для решения которой данное знание необходимо; тогда он не просто «выучит» соответствующее положение учебника, оно будет ответом на возникший перед ним вопрос, будет удовлетворять познавательной потребности. Такой вид обучения в дидактике обычно называют проблемным обучением.
Л.С. Выготский, выдвинул известную концепцию «ближайшей зоны развития»: т.е. мыслительные задачи, которые мы ставим перед студентами, должны несколько опережать реальный уровень его знаний, его интеллектуальной деятельности, как бы «подтягивать» его на уровень все более высокий. В этом смысле говорят о развивающем обучении.
Возможен и более глубинный подход к той же проблеме. В течение долгого времени методисты и психологи исходили из того, что мышление от конкретности к абстрактности. Проблема мышления является едва ли не основной психологической проблемой, связанной с дальнейшим развитием методики обучения языку.
Благодаря тому, что человечество располагает общественно -выработанными средствами закрепления своего опыта, и в первую очередь, языком - мы можем передавать друг другу (и от поколения к поколению) самые сложные достижения нашего познания. Чем дальше, тем больше этих элементов познания, этих крупиц общественного опыта, общественной практики оказывается в распоряжении человечества. И каждый из нас, появляясь на свет и начиная сталкиваться с реальной действительностью, не просто ощущает её, не просто воспринимает ее своими органами чувств. Благодаря тому, что он живёт в человеческом обществе, он начинает
познавать эту реальную действительность через посредство того, что знают об этой действительности другие люди, что знает о ней все человечество.
Мы знаем, что многое в деятельности человека - сводится к простейшей рефлекторной деятельности. Это могут быть простейшие - безусловные рефлексы. Если мы уколем руку, то сразу же непроизвольно ее отдернем. Если мы голодны, то тянемся к пище. Это могут быть и более сложные рефлексы - условные. Они не врожденны, а формируются благодаря личному, индивидуальному опыту. Но есть еще и третья форма поведения, существенно отличающаяся от первых двух. Это - так называемая интеллектуальная деятельность, интеллектуальное поведение. Чем это форма поведения отличается от условно рефлекторного поведения? Самое главное отличие заключается в следующем. Условный рефлекс автоматичен. А интеллектуальный акт предполагает выбор из нескольких возможных способов поведения. В этом случае перед нами стоит определенная задача. И чтоб решить ее, мы должны, как говорят, произвести ориентировку в условиях задачи, проанализировать ее и наметить формы и средства нашего поведения, такие формы и средства, с помощью которых поставленную задачу можно решить. Вот такая деятельность, которая связана с ориентировкой, созданием плана поведения и нахождением средств решения задачи, и есть интеллектуальная деятельность [1, 156].
Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей или, как говорят, трех фаз. Первая - это предварительная ориентировка в ситуации, в условиях действия, и составление программы действия. Вторя - фаза исполнения, осуществления тех планов, программ, которые были намечены. Третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В основе интеллектуальной деятельности человека, в основе его мышления, лежит использование выработанных обществом и усвоенных данным человеком материальных «опор», средств мышления. Конечно, мышление может иметь разную степень сложности. Для решения одной задачи достаточно знать алгоритм такого решения, приложить к ней готовую схему рассуждения. Другая задача требует активного поиска: какие средства нужны для ее решения, как построить решение (а не какое решение выбрать). Такие задачи на практике называются задачами «на соображение». Третья задача требует создания принципиально новых средств для ее решения: подобные задачи характерны для научной деятельности.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. Москва, 2002.
2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2002.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Носирова Н.С.
Носирова Нилуфар Солиевна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются игры и игровые приемы при обучении иностранному языку. А также анализируется факт, что игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.
Ключевые слова: игровые приемы, знания, условия, дополнительные нагрузки, иноязычные слова, внимание, обучение, запоминание слов.