систематизацию усваиваемой лексики и активное использование её в устной и письменной речи. При работе со словарем важную роль играют типы словарей.
На современном этапе развития словарного дела происходит изменение многих жанров словарей и усиление их учебной ориентации. Так, учебный словарь может быть использован не просто как справочный материал, но и как самостоятельное учебное пособие по развитию всех видов речевой деятельности и формированию коммуникативной компетенции. Достичь подлинной автономии можно только в случае наличия соответствующей подготовки обучающихся, т.е. необходимо научить их пользоваться словарем, знать структуру и типы словарей [3, с. 473].
Нужно помнить, что в учебниках необходимо предлагать задания, связанные с работой со словарем. Предложенные задания не исчерпывают все возможные ситуации использования словарей на уроке и в процессе самостоятельной работы по языку. Задания и упражнения к словарям могут быть самыми разнообразными, но необходимо разумно дозировать эти задания и помнить, что умение грамотно пользоваться словарем - это сложное, многокомпонентное умение и формировать его надо поэтапно и последовательно.
Таким образом, обучающиеся не только познакомятся с различными типами словарей, но и научатся ориентироваться в сложной системе их построения, избегать языковых и речевых ошибок, корректировать свою речь с их помощью. Одной из главнейших задач обучения является воспитание независимых пользователей, способных "учиться" и "думать", а не просто "учить". Умение эффективно пользоваться словарем - это показатель готовности к саморазвитию, показатель языковой зрелости и залог языковой грамотности.
Список литературы
1. Бутаев Ш.Т. О методике совершенствования работы со словарем // Молодой ученый, 2012.
№ 10. С. 326-328.
2. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними. Москва:
«Просвещение», 1987. С. 88.
3. Кузин В.С. Психология. М. Высшая школа. С. 209, 473.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Сайидова С.Ё.
Сайидова Сайёра Ёрикуловна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена вопросу значения ролевой игры при обучении иностранных студентов, изучающих русский язык в техническом вузе, как одному из наиболее эффективных приемов введения нового материала.
Ключевые слова: обучение, ролевые игры, деятельность, метод, игровой контекст, игровое действие.
Известно, что в педагогике разработан целый ряд методов обучения, направленных на обеспечение активной деятельности студентов в процессе обучения: проблемное обучение, деловые игры, ролевое разыгрывание, контекстное обучение и др. Эти методы помогают не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. На уроке русского языка для нерусских студентов особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в обучении каждого студента, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно студента проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность студентов. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые
обучающие возможности. Философы и писатели уже столетия назад преклонялись перед тайной игры. Шекспир рассматривает «сцену жизни» и «мир - театр», в котором «женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Следует вспомнить часто цитируемое высказывание Ф.Шиллера: «.. .Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Остановимся на некоторых признаках игры, характеризующих ее как универсальное понятие. К таким признакам специалисты относят в первую очередь игровой контекст, включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство, в границах которого осуществляется игровое действие [1, с. 151]. Контекст игры - это, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений. Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто «спрессовывается» время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Любая игра немыслима без правил, которые, по словам А.Г. Асмолова, «можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни». И тут же он добавляет, что, тем не менее «никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра - это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни» [2, с. 146]. С одной стороны, игра представляет собой довольно жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой - правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию. Ролевая игра - метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению русским языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
Эти методики способствуют:
• Развитию воображения и навыков критического мышления;
• Развитию способности ясно выражать свое отношение, мнение и ценности;
• Применению на практике другой линии поведения;
• Применению на практике умения решать проблемы;
• Воспитанию сочувствия к другим людям.
Ролевые игры могут выполнять несколько функций, среди которых:
• Мотивация к изучению темы;
• Иллюстрация какой-то проблемы перед обсуждением или разбором этой проблемы ;
• Метод отработки каких-либо практических навыков.
Таким образом, ролевые игры повышает внимание, интерес, улучшает восприятие и усиливает мотивацию к учению.
Список литературы
1. Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1979.
2. Зинченко В.П. Как построить своё «Я». Педагогика М., 1991.
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сайидова С.Ё.
Сайидова Сайёра Ёрикуловна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность данной темы заключается в том, что задачи, поставленные перед педагогами образовательных учреждений, требуют решения проблемы поколения - развивать интерес у школьников к чтению.