познавать эту реальную действительность через посредство того, что знают об этой действительности другие люди, что знает о ней все человечество.
Мы знаем, что многое в деятельности человека - сводится к простейшей рефлекторной деятельности. Это могут быть простейшие - безусловные рефлексы. Если мы уколем руку, то сразу же непроизвольно ее отдернем. Если мы голодны, то тянемся к пище. Это могут быть и более сложные рефлексы - условные. Они не врожденны, а формируются благодаря личному, индивидуальному опыту. Но есть еще и третья форма поведения, существенно отличающаяся от первых двух. Это - так называемая интеллектуальная деятельность, интеллектуальное поведение. Чем это форма поведения отличается от условно рефлекторного поведения? Самое главное отличие заключается в следующем. Условный рефлекс автоматичен. А интеллектуальный акт предполагает выбор из нескольких возможных способов поведения. В этом случае перед нами стоит определенная задача. И чтоб решить ее, мы должны, как говорят, произвести ориентировку в условиях задачи, проанализировать ее и наметить формы и средства нашего поведения, такие формы и средства, с помощью которых поставленную задачу можно решить. Вот такая деятельность, которая связана с ориентировкой, созданием плана поведения и нахождением средств решения задачи, и есть интеллектуальная деятельность [1, 156].
Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей или, как говорят, трех фаз. Первая - это предварительная ориентировка в ситуации, в условиях действия, и составление программы действия. Вторя - фаза исполнения, осуществления тех планов, программ, которые были намечены. Третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В основе интеллектуальной деятельности человека, в основе его мышления, лежит использование выработанных обществом и усвоенных данным человеком материальных «опор», средств мышления. Конечно, мышление может иметь разную степень сложности. Для решения одной задачи достаточно знать алгоритм такого решения, приложить к ней готовую схему рассуждения. Другая задача требует активного поиска: какие средства нужны для ее решения, как построить решение (а не какое решение выбрать). Такие задачи на практике называются задачами «на соображение». Третья задача требует создания принципиально новых средств для ее решения: подобные задачи характерны для научной деятельности.
Список литературы
1. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. Москва, 2002.
2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2002.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Носирова Н.С.
Носирова Нилуфар Солиевна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются игры и игровые приемы при обучении иностранному языку. А также анализируется факт, что игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.
Ключевые слова: игровые приемы, знания, условия, дополнительные нагрузки, иноязычные слова, внимание, обучение, запоминание слов.
Игровым приемом при обучении иностранным языкам пользовались издавна. Известные педагоги эпохи Возрождения (Рабле, Эразм Роттердамский и др.) уделяли большое внимание играм и занятиях иностранным языком. Игры широко использовались при обучении в домашних условиях. На важность использования игр при обучении иностранным языкам обратил внимание еще величайший педагог прошлого Я.А. Каменский, а в дальнейшем Н.К. Крупская писала: «Чрезвычайно важны и полезны игры на иностранном языке. Они помогают естественному изучению языка» [1, 70].
Сам факт, что игра вызывает интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений, особенно если знание этого материала является обязательным условием активного участия в игре, а в отдельных случаях - обязательным условием выигрыша.
Игра дает возможность не только усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все то новое, что встречается в игре. Поэтому различные игры (подвижные, полу подвижные, спокойные) могут быть использованы как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний, умений студентов.
Игровая форма занятий поможет избежать дополнительной нагрузки чисто учебными занятиями, а кроме того, создаст условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.
Мы приводим несколько вариантов только одной из возможных игр, которые могут быть успешно использованы на начальном этапе. Игра постепенно усложняется по мере овладения учащимися новыми лексическими единицами, речевыми образцами, грамматическими конструкциями. И если в начале игры от учащихся требуют отдельных высказываний, то потом - цепочек высказываний.
1. Игра, требующие вопроса "What's this?" и ответа на него "It's a...."
Предпологается. Что учащиеся познакомились и устно овладели вопросом "What's
this?" и ответом на него "It's a..."
Преподаватель (потом ведущий из учащихся) поднимает картинку оборотной стороной и задает вопрос "What's this?" Учащиеся по очереди отвечают, причем никто из них не должен повторять уже сказанное. Затем преподаватель поворачивает картинку с изображением какого-то предмета, и на его вопрос "What's this?" учащиеся хором дают правильный ответ.
Лучше учащихся разделить на несколько групп, в этом случае они отвечают не один раз, а больше.
2. Игра, требующая краткого ответа в утвердительной и отрицательных формах.
Предполагается, что учащиеся научились задавать общие вопросы,
знают местоимение "this" и "that" и умеют давать краткие положительные и отрицательные ответы.
Ведущий выходит из группы. Две перевернутые картинки лежат на столе. Ведущий выходит и спрашивает "Is this a....?" "Is that a....?" Учащиеся отвечают: "Yes, it is" или "No, it isn't"
Основной задачей рассмотренных игр является управление учебно-познавательной деятельностью учащихся и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. [2, 69]
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.
Творчество преподавателя подскажет самые различные варианты любого из этих игровых приемов. Однако одно условие совершенно необходимо во всех этих
65
случаях. Важно, чтобы успешно овладело той или иной игрой абсолютно множество учащихся, чтобы не возникало у некоторых из них чувства беспомощности, так как, столкнувшись с трудностями и оказываясь постоянно в числе проигравших, учащиеся охладевают к занятиям, не проявляют должной активности, стесняются своих ошибок. Нельзя забывать той психологической закономерности развития учащихся, что только успех в учении может превратить учебный труд в радость.
Список литературы
1. Крупская Н.К. О преподавании иностранного языка. Собр. Соч. Т. 3. М., 2009. С. 70.
2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981. С. 69.
3. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе, 2003. № 3. С. 20.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Носирова Н.С.
Носирова Нилуфар Солиевна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются различные навыки развития самостоятельной работы при обучении английскому языку. А также проанализированы особенности организации обучения в вузе и специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Ключевые слова: самостоятельная работа, навыки, чтение, говорение, структура, форма, правило, практика, информация, отрывки.
Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.
Главными особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Преподаватель только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [1, 49].