Научная статья на тему 'Некоторые особенности развития навыков самостоятельной работы'

Некоторые особенности развития навыков самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАВЫКИ / ЧТЕНИЕ / ГОВОРЕНИЕ / СТРУКТУРА / ФОРМА / ПРАВИЛО / ПРАКТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ОТРЫВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носирова Нилуфар Солиевна

В данной статье рассматриваются различные навыки развития самостоятельной работы при обучении английскому языку. А также проанализированы особенности организации обучения в вузе и специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности развития навыков самостоятельной работы»

случаях. Важно, чтобы успешно овладело той или иной игрой абсолютно множество учащихся, чтобы не возникало у некоторых из них чувства беспомощности, так как, столкнувшись с трудностями и оказываясь постоянно в числе проигравших, учащиеся охладевают к занятиям, не проявляют должной активности, стесняются своих ошибок. Нельзя забывать той психологической закономерности развития учащихся, что только успех в учении может превратить учебный труд в радость.

Список литературы

1. Крупская Н.К. О преподавании иностранного языка. Собр. Соч. Т. 3. М., 2009. С. 70.

2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1981. С. 69.

3. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе, 2003. № 3. С. 20.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Носирова Н.С.

Носирова Нилуфар Солиевна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются различные навыки развития самостоятельной работы при обучении английскому языку. А также проанализированы особенности организации обучения в вузе и специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Ключевые слова: самостоятельная работа, навыки, чтение, говорение, структура, форма, правило, практика, информация, отрывки.

Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе.

Главными особенностями организации обучения в вузе являются специфика применяемых методик учебной работы и степень самостоятельности обучаемых. Преподаватель только направляет познавательную активность студента, который сам осуществляет познавательную деятельность. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [1, 49].

Формы такой работы могут быть разными - это различные типы домашних заданий. В вузах составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением семестровых учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время. Работа должна систематически контролироваться преподавателями. Основой самостоятельной работы служит научно-теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний.

Развитие навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, письма осуществляется на основании коммуникативного подхода, с помощью реальных языковых ситуаций (интервью с конкретными людьми, отрывки из выступлений, телефонных разговоров и т.д.).

Для развития навыка чтения эффективны, как показала практика, тексты небольшого объема и разнообразного содержания (журнальные статьи, интервью, отрывки литературных произведений, веб-сайты, анкеты, рекламные статьи, отрывки из энциклопедий и т.д.). Задания по этим текстам могут быть различны.

1. Ответить, «правда» либо «неправда».

2. Соотнести заголовки с абзацами.

3. Расположить абзацы в логической последовательности.

4. Найти фактологические ошибки в тексте.

5. Заполнить пропуски в тексте, восстанавливая информацию.

6. Выразить личное отношение к прочитанному.

7. Определить значение выделенных слов и т.д.

В сфере говорения наилучшим вариантом организации самостоятельной работы являются задания на постановку ролевой игры и на подготовку к обсуждению поставленной проблемы. В работе по развитию навыка самостоятельной работы с английским письмом можно использовать следующие задания коммуникативной направленности:

1. Составление личного и официального (делового) письма.

2. Описание события.

3. Написание рекламного текста.

4. Подготовка интервью.

Важной частью этой работы должна быть, естественно, грамматика. Используя для работы над грамматикой аналитический подход, преподаватель первоначально предоставляет студенту возможность самостоятельно сформулировать правила использования грамматических структур или форм, а затем сравнить их с теми правилами, которые приведены в учебнике. Чрезвычайно важной является, как уже говорилось, деятельность педагога по обучению студента эффективной самостоятельной работе со словарями и справочниками. Необходимо объяснить студентам основные принципы организации такой литературы, общие принципы работы с ней, общую структуру справочной литературы по различным областям знания, которые могут понадобиться студенту в процессе самостоятельной работы.

Выполнение практических советов и рекомендаций преподавателя по организации и содержанию самостоятельной работы позволят студенту успешно продвинуться в овладении иностранным языком.

Список литературы

1. Луковцева А.К. Организация учебной деятельности в вузе. М., С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.