НЕКОТОРЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Носирова Н.С.
Носирова Нилуфар Солиевна - преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые стратегии обучения чтению для изучающих иностранный язык. В статье также рассматриваются разные стратегии чтения, связанные с эффективным пониманием текстов, разные способы чтения.
Ключевые слова: обширное чтение, сканирование, навыки чтения, деятельность.
Чтение играет важную роль в развитие владения языком и предметным содержанием. В настоящее время подход к чтению предполагает сочетание так называемого чтения сверху вниз (когда читатель использует свой собственный опыт для понимания текста) и чтения снизу-вверх или интерактивного чтения. Читатели взаимодействуют с текстом, призывая их знания и опыт для интерпретации новой информации. [1, 45]
Существуют разные стратегии чтения, связанные с эффективным пониманием текстов. Стратегии относятся к действиям, которые читатели выбирают для достижения своих целей. Например, учителя активируют базовые знания, используя заголовки и иллюстрации для прогнозирования содержания, поиска основных идей, отработки различных режимов чтения и ведения лексических догадок. Упражнения на понимание включают обобщение и интерпретацию, а заключительное задание объединяет или переносит информацию за пределы текста. Существуют разные способы чтения. Обширное чтение предполагает чтение длинных фрагментов текста. По мере того, как учащиеся читают, их внимание и интерес меняются - они могут читать некоторые части текста подробно или просматривать другие части. Обширное чтение - быстрое чтение основных идей большого количества текста. Интенсивное чтение - это чтение для полного понимания всего текста. Причины для чтения влияют на то, как мы читаем, т. Е. Какие навыки чтения мы используем. Скимминг-skimming требует, чтобы читатель искал основную идею или общую суть отрывка. Сканирование-scanning - это быстрый обзор текста, поиск конкретных деталей или информации. Сканирование часто используется с техническими, научными или профессиональными материалами для поиска конкретной информации. Сканирование - это ценный навык, который могут развить изучающие второй язык, потому что зачастую они не требуют подробного чтения текста. Существует много повседневных применений для сканирования, имеющих отношение к цели, такой как чтение расписания. Учитель выбирает отрывки, которые содержат конкретную информацию; может использовать аутентичные материалы, которые обычно сканируются в реальной жизни, такие как телефонный справочник, меню, расписание автобусов; может попросить учеников, прежде чем они отсканируют текст, отметить, как информация организована в тексте; напомнить учащимся, что, поскольку они внимательно читают, чтобы найти необходимую информацию, они должны уделять особое внимание названиям и ключевым словам.
Учащийся знает графическую форму, которую может принять ответ, например, цифру, письменное число, заглавное слово или короткую фразу, включающую ключевые слова.
Действия на уроке чтения часто следуют этой схеме:
- деятельность перед чтением (pre reading activities); введение в тему текста и мероприятия с акцентом на язык текста; деятельность во время чтения (while reading
activities): деятельность по пониманию, развитие навыков чтения; деятельность после прочтения (after reading activities): устная или письменная деятельность, которая требует использования языка, с которым студенты встречались в тексте.
Вот несколько примеров деятельности чтения:
Деятельности могут включать упражнения, разработанные учителем, в которых учащиеся сканируют одно слово или конкретный текст и могут включать в себя упражнения, которые часто проводятся как соревнование, поэтому студенты будут работать быстро. Студенты используют навыки прогнозирования и ожидания. -делать прогнозы и догадки
- использовать заголовки и оглавления, чтобы понять, о чем идет речь
- активировать предварительные знания по теме прохождения, отвечая на некоторые вопросы или выполняя тест
- предвидеть, что они хотят узнать о вершине
- использовать заголовки, картинки и предварительные знания, чтобы предвидеть содержание текста
- использовать ключевые слова, которые могли быть даны им учителем и которые не фигурируют в тексте, которые ссылаются на основную идею
При обучении английскому языку для конкретных целей развитие навыков чтения должно быть максимально аутентичным. Чтение части урока может принимать различные формы в соответствии с потребностями учащихся. В большинстве случаев целью чтения обычно является получение информации; поэтому извлечение информации из текста должно иметь первостепенное значение, а языковая целенаправленная работа становится вторичной.
Список литературы
1. Андерсон Р.С. «Исследовательские основы для поддержки широкого чтения» в
«Содействие чтению в развивающихся странах. Ньюарк: Международная
ассоциация чтения». С. 55-77, 1996.