МЫШЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Юсупова Ш.Б.
Юсупова Шохида Батировна - старший преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема мышления и ее роль при обучении иностранному языку. Анализируются пути и методы внесения элементов интеллектуальной деятельности в учебную деятельность.
Ключевые слова: мышление, профессиональная деятельность, методика, восприятие, абстрактные, языковые знания, некоммуникативная речь.
Для преподавателя иностранного языка вопрос о мышлении стоит, следовательно, в следующей форме. Каким образом сделать обучение языку в максимальной степени творческим, внести в учебную деятельность элементы деятельности интеллектуальной?
Именно на этот вопрос стремился ответить Б.В. Беляев, создавший концепцию «мышления на иностранном языке». По существу он был совершенно прав, хотя в его аргументации имелся целый ряд неточностей. Предложенный им ответ сводился к тому, чтобы «подключить» иностранный язык различным видам деятельности учащегося, построить обучение таким образом, чтобы язык использовался не только для общения (и тем более не для механической, некоммуникативной речи), а как средство, опосредующее мышление, восприятие, воображение студента. В этом направлении работает целый ряд психологов и методистов. Они разработали пути использования иностранного языка при решении математических задач. А также указали на возможности подключения изучаемого иностранного языка к их профессиональной деятельности.
Мыслительная деятельность может быть непосредственно включена и в «традиционные» виды учебной деятельности студента.
Так, например, в запоминании лексики иностранного языка, в запоминании и воспроизведении иноязычного текста мыслительные процессы играют большую роль, и можно построить соответствующую методику таким образом, чтобы активизировать, стимулировать мышление студентов.
Что же такое мышление с точки зрения психолога?
Приведем определение этого понятия, данное в «Философской энциклопедии»: «Мышление - психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущение, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств»
Каким же образом мышлению удается переходить эти границы?
Известный биолог К.А. Тимирязев в одной из своих работ писал: «Если заурядный, но получивший современное образование человек обладает в наше время сведениями о природе, которым позавидовал бы Аристотель, то причина тому лежит не в исключительном каком-нибудь умственном превосходстве, даже не в том, что непосредственно окружало его в период его личного развития, а, конечно, в тех двадцати двух веках, которые недаром же прожило с тех пор человечество» [3, 406]
Мышление начинается с создания проблемной ситуации и возникновения мотива для интеллектуальной деятельности в этой ситуации. Думается, что именно здесь и лежит важнейший ключ к «интеллектуализации» учебной деятельности. Она должна превратиться для студента в систему взаимосвязанных проблем, выступающих в виде
цепочке задач постепенно увеличивающиеся сложности; эти задачи должны пронизывать все аспекты обучения, и все методические приемы, используемые в нем, должны быть направлены на стимулирование этой творческой деятельности студента и минимизацию механических, бессмысленных операций. К сожалению, мы пока не имеем разработанной сколько-нибудь детально методики этого типа, хотя отдельнее элементы ее уже предложены разными авторами. Например, в рамках теории управления усвоением П.Я. Гальперина имеются интересные опыты, направленные на обучение морфологии и синтаксису иностранного языка.
Интеллектуальная, мыслительная деятельность - необходимый компонент обучения, в том числе иностранному языку. Есть различные пути ее ведения в методику преподавания, но сейчас на лицо лишь отдельные удачные эксперименты, носящие более или менее частный характер. Основная задача - перестроить всю методику, подчинив ее систеие мыслительных и коммуникотивных задач, и превратить учебную деятельность из совокупности механических операций по усвоению абстрактных язоковых знаний и отработке речевых навыков в т интеллектуальную активность студентов.
Предпосылки для этого уже есть как в психологической теории, так и в методической практике.
Список литературы
1. Леонтьев А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема. Москва, 2002.
2. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. Москва, 2009.
3. Тимирязов К.А. Исторический метод в биологии. Избранные соч. Т. 3. М., 2002. с. 406.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Юсупова Ш.Б.
Юсупова Шохида Батировна - старший преподаватель, кафедра английского языка, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются мотивы изучения учебной деятельности. Изучение этих мотивов имеет большое значение, так как их учет и использование повышают эффективность всего педагогического процесса. Ключевые слова: мотивы, деятельность человека, педагогический процесс, факторы, иерархическая структура, внешняя мотивация.
Мотивы изучения любого учебного предмета зависят от потребностей, побуждений и стремлений студентов, от их внутреннего отношения к самому процессу овладения различными знаниями. Изучение этих мотивов имеет большое значение, так как их учет и использование повышают эффективность всего педагогического процесса. Мотивы или причины, побуждающие учиться, очень разнообразны. Однако в их основе так или иначе лежат потребности, являющиеся важнейшими предпосылками мотивов, мобилизующих и направляющих деятельность человека потому или другому пути. Сами же потребности еще не являются мотивами. Мотив деятельности может быть определен как «предмет потребности -материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане»