Научная статья на тему 'Проблема адаптациивыпускников туристского вуза к профессиональной деятельности в туроператорской сети'

Проблема адаптациивыпускников туристского вуза к профессиональной деятельности в туроператорской сети Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TOUROPERATOR''S NETWORK / ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ СЕТЬ / ВЫПУСКНИКИ ТУРИСТСКО-ГО ВУЗА / TOURISM / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ACTIVITIES / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурдаков С. С.

Подробно рассмотрены проблемы адаптации, с которыми сталкивается студенттуристского вуза в первые месяцы своей профессиональной деятельности.Авторпредлагаетрядфакультативов,направленныхнапрофессиональнуюподготовкустудентов с целью сокращения сроков адаптации к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of adaptation of graduates students for professional careers in the touroperator’s network

The article reveals the problems of adaptation faced by students of tourist institutes duringtheir first months of professional activities.The author offers a number of elective coursesaimed at professional preparing of students with the purpose of reducing the time ofadaptation to professional work.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптациивыпускников туристского вуза к профессиональной деятельности в туроператорской сети»

Шурдаков С.С. Проблема адаптации

выпускников туристского вуза к профессиональной деятельности в туроператорской сети Подробно рассмотрены проблемы адаптации, с которыми сталкивается студент туристского вуза в первые месяцы своей профессиональной деятельности. Автор предлагает ряд факультативов, направленных на профессиональную подготовку студентов с целью сокращения сроков адаптации к профессиональной деятельности. Ключевые слова: туризм, профессиональная адаптация, профессиональная деятель- ность, профессиональная подготовка, туроператорская сеть, выпускники туристско- го вуза.

The article reveals the problems of adaptation faced by students of tourist institutes during their first months of professional activities. The author offers a number of elective courses aimed at professional preparing of students with the purpose of reducing the time of adaptation to professional work.

Key words: tourism, professional adaptation, professional activities, vocational training, tour operator's network.

Переход на двухуровневую систему образования в соответствии с Болонским процессом привел к перестройке учебных планов и расширению границ трудоустройства для выпускников в отрасли туризма.

В то же время профессиональный труд всегда конкретен, поэтому студент, завершивший обучение по направлению менеджмента туризма, имеет право работать в турагентстве, туроператорской сети, системе гостеприимства. Специфика профессиональных обязанностей в этих сферах достаточно конкретна и, как показывает практика, трудно воспринимаема выпускником туристского вуза в первые месяцы работы. Процесс адаптации выпускников туристских вузов к профессиональной деятельности длится от 3 до 6 месяцев, тогда как работодатель требует сократить продолжительность адаптации до 1—2 недель. Однако выпускники в этих сферах недостаточно подготовлены

© Шурдаков С.С., 2013

к выполнению конкретных обязанностей.

Мы поставили цель выяснить, какие трудности испытывает выпускник туристского вуза, если он избирает своей профессиональной сферой туроператорскую систему. С этой целью были проведены интервьюирование, анкетирование и собеседование действующих сотрудников туроператорской сети, а также экспертная оценка руководителями профессиональной готовности выпускников туристских специальностей.

В процессе исследования также была поставлена задача выяснить, какие из изучаемых в вузе областей профессиональной деятельности оказались недостаточно усвоены студентами и какие новые технологии, наиболее популярные в современной профессиональной деятельности в туристской среде, не вошли в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Согласно оценке экспертов, около 50% студентов не могут ориентиро-

ваться в Интернете при поиске необходимой профессиональной информации; 80% выпускников не могут работать с онлайн-запросами и осуществлять бронирование с главного сайта туроператора; у 95% вызывает сложности работа с уже забронированной заявкой, а именно: перенос даты тура, смена вылетов и авиаперевозчиков, отелей, типов номеров и питания, добавление дополнительной услуги, например трансфер от аэропорта до отеля, VIP-услуги в аэропорту, визы, расчет индивидуальных туров и связывание их с определенным пакетом цен в программе по бронированию «Мастер-тур» и «Самотур»; 48% выпускников демонстрируют отсутствие умений работать в 1Р-телефонии ОЙ;е1 (передавать звонки на другого менеджера, создавать открытые и закрытые конференции, прослушивать свой звонок, оставлять на связи клиента и разговаривать с другим менеджером).

Программа «Лотус» является новой для сферы туризма, поэтому вызывает затруднение у 25% выпускников туристских вузов, которые не могут отправить письмо нескольким адресатам, отправить открытое изображение, ответить всем, правильно прикрепить файл и др.

Коммуникативные затруднения, связанные с диалогом по телефону, не достаточное ориентирование на сайте (что замедляет ответ на заданный вопрос) наблюдаются у 96% начинающихработников.

Наиболее передовой технологией является проведение вебинаров, которые, к сожалению, не входят в процесс подготовки студентов туристских вузов, и практически 100% выпускников не владеют методикой создания и проведения веби-наров (создания нового вебинара, создания презентации для вебинара, подключении гостей просмотра данного вебина-ра, записи и проведения вебинара).

Таким образом, наше исследование показало, что, с одной стороны, многие выпускники не в полной мере используют полученные знания из-за их недоста-

точной практико-ориентированности, с другой — развивающееся новые технологии туризма не входят в обучение студентов и поэтому незнакомы выпускникам туристского вуза, что в целом вызывает замедленную адаптацию к профессиональной деятельности.

К основным из этих трудностей можно отнести следующие:

• слабую ориентацию в сети Интернет;

• недостаточный опыт работы в системах онлайн-бронирования;

• незнание системы бронирования «Мастер-тур»;

• мало практики работы в IP-телефонии;

• недостаточный опыт работы в почтовой программе «Лотус»;

• неумение работать с разнообразной профессиональной информацией;

• отсутствие умений организовывать работу вебинаров.

Сегодня в туристкой индустрии особо важными становятся такие технологии, как правильная работа с клиентами и умение предоставлять информацию, вести диалог с клиентами в офисе, консультировать клиентов по телефону. Клиенту удобно позвонить туроператору и проконсультироваться, возможно сразу же забронировать места, но если менеджер невнятно говорит, все время прерывается, в его голосе слышится неуверенность, то желание бронировать пропадет мгновенно, и компания несет убытки. Необходимо более подробное изучение правил заключения договоров на предоставляемые услуги от туроператора. Учитывая глобальное развитие туроператорских сетей в России, претерпевают изменение и договора, поэтому работник должен в них отлично ориентироваться и доносить все условия, прописанные в договоре, до клиента. Необходимо проводить обучение работе, связанной с использованием виртуальной паутины, ориентированию на сайте туроператора, особенно в разделе «Online (подбор тура)», разделе «АВИА» (полетная программа, табло аэропортов, VIP-сервис

в аэропорту, количество билетов и цена) и разделе «Виза». Следует ввести обучение информационными программам «Мастер-тур», потому что в программе можно создавать, компоновать и бронировать туры с более сложным маршрутом (например, тур на 30 дней Москва - Салоники — Афины, добавление индивидуальных трансферов и проживание в течение отдыха в пяти отелях). Студенты будут практиковаться на аналогичных турах заносить бронь, вносить изменения, «сшивать» пакеты с ценами и аннулировать туры. Одновременно они будут изучать все функции почтовой программы "Лотус", где научатся отправлять письма всему отделу в компании, делать запросы и расчеты туров, например в отдел Vip-сервиса, отдел Mice (работа с специфическими группами и кооперативный отдых), отдел выдачи документов и т.д. Работая с IP-телефонией Oktel студенты могли бы передавать звонки, прослушивать разговор, останавливать и передавать разговор своему однокурснику или создавать конференции.

Наше исследование предусматривает разработку специальных факультативов, которые бы включали все перечисленные требования работодателя и, в частности, такие направления подготовки, как психологическая подготовка работы с клиентами, новые правила оформления тура, современные интернет-технологии в туризме, изучение почтовой программы "Лотус", технологии IP-телефонии,

основы экономической грамотности и юридической компетентности работника в турфирме.

Изменившаяся парадигма профессионального образования, основывающаяся на компетентном подходе, расширяет границу практико-ориентированного обучения и освоение новых форм активного управляемого учебного процесса. Наметившаяся тенденция трансформирования академического образования направлена на его перенесение из стен аудитории в производственные условия с учетом конкретной специализации. В этом отношении, на наш взгляд, важна стажировка. Она наиболее эффективна для освоения практических навыков и формирования профессиональной компетентности как способности эффективно решать производственные задачи за более короткое время, так как работодателю невыгоден студент, пришедший на две недели в туристскую фирму, в течение которых у него не происходит отработка конкретных профессиональных умений.

В этой связи мы поставили задачу разработать модель выпускника туристского вуза, включающую цели, содержание, формы и методы профессиональной подготовки студента, результативно-ориентированные на формирование у него необходимого набора компетенций, сокращающих его адаптацию в профессионально-туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.