Шурдаков С.С. Проблема адаптации
выпускников туристского вуза к профессиональной деятельности в туроператорской сети Подробно рассмотрены проблемы адаптации, с которыми сталкивается студент туристского вуза в первые месяцы своей профессиональной деятельности. Автор предлагает ряд факультативов, направленных на профессиональную подготовку студентов с целью сокращения сроков адаптации к профессиональной деятельности. Ключевые слова: туризм, профессиональная адаптация, профессиональная деятель- ность, профессиональная подготовка, туроператорская сеть, выпускники туристско- го вуза.
The article reveals the problems of adaptation faced by students of tourist institutes during their first months of professional activities. The author offers a number of elective courses aimed at professional preparing of students with the purpose of reducing the time of adaptation to professional work.
Key words: tourism, professional adaptation, professional activities, vocational training, tour operator's network.
Переход на двухуровневую систему образования в соответствии с Болонским процессом привел к перестройке учебных планов и расширению границ трудоустройства для выпускников в отрасли туризма.
В то же время профессиональный труд всегда конкретен, поэтому студент, завершивший обучение по направлению менеджмента туризма, имеет право работать в турагентстве, туроператорской сети, системе гостеприимства. Специфика профессиональных обязанностей в этих сферах достаточно конкретна и, как показывает практика, трудно воспринимаема выпускником туристского вуза в первые месяцы работы. Процесс адаптации выпускников туристских вузов к профессиональной деятельности длится от 3 до 6 месяцев, тогда как работодатель требует сократить продолжительность адаптации до 1—2 недель. Однако выпускники в этих сферах недостаточно подготовлены
© Шурдаков С.С., 2013
к выполнению конкретных обязанностей.
Мы поставили цель выяснить, какие трудности испытывает выпускник туристского вуза, если он избирает своей профессиональной сферой туроператорскую систему. С этой целью были проведены интервьюирование, анкетирование и собеседование действующих сотрудников туроператорской сети, а также экспертная оценка руководителями профессиональной готовности выпускников туристских специальностей.
В процессе исследования также была поставлена задача выяснить, какие из изучаемых в вузе областей профессиональной деятельности оказались недостаточно усвоены студентами и какие новые технологии, наиболее популярные в современной профессиональной деятельности в туристской среде, не вошли в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Согласно оценке экспертов, около 50% студентов не могут ориентиро-
ваться в Интернете при поиске необходимой профессиональной информации; 80% выпускников не могут работать с онлайн-запросами и осуществлять бронирование с главного сайта туроператора; у 95% вызывает сложности работа с уже забронированной заявкой, а именно: перенос даты тура, смена вылетов и авиаперевозчиков, отелей, типов номеров и питания, добавление дополнительной услуги, например трансфер от аэропорта до отеля, VIP-услуги в аэропорту, визы, расчет индивидуальных туров и связывание их с определенным пакетом цен в программе по бронированию «Мастер-тур» и «Самотур»; 48% выпускников демонстрируют отсутствие умений работать в 1Р-телефонии ОЙ;е1 (передавать звонки на другого менеджера, создавать открытые и закрытые конференции, прослушивать свой звонок, оставлять на связи клиента и разговаривать с другим менеджером).
Программа «Лотус» является новой для сферы туризма, поэтому вызывает затруднение у 25% выпускников туристских вузов, которые не могут отправить письмо нескольким адресатам, отправить открытое изображение, ответить всем, правильно прикрепить файл и др.
Коммуникативные затруднения, связанные с диалогом по телефону, не достаточное ориентирование на сайте (что замедляет ответ на заданный вопрос) наблюдаются у 96% начинающихработников.
Наиболее передовой технологией является проведение вебинаров, которые, к сожалению, не входят в процесс подготовки студентов туристских вузов, и практически 100% выпускников не владеют методикой создания и проведения веби-наров (создания нового вебинара, создания презентации для вебинара, подключении гостей просмотра данного вебина-ра, записи и проведения вебинара).
Таким образом, наше исследование показало, что, с одной стороны, многие выпускники не в полной мере используют полученные знания из-за их недоста-
точной практико-ориентированности, с другой — развивающееся новые технологии туризма не входят в обучение студентов и поэтому незнакомы выпускникам туристского вуза, что в целом вызывает замедленную адаптацию к профессиональной деятельности.
К основным из этих трудностей можно отнести следующие:
• слабую ориентацию в сети Интернет;
• недостаточный опыт работы в системах онлайн-бронирования;
• незнание системы бронирования «Мастер-тур»;
• мало практики работы в IP-телефонии;
• недостаточный опыт работы в почтовой программе «Лотус»;
• неумение работать с разнообразной профессиональной информацией;
• отсутствие умений организовывать работу вебинаров.
Сегодня в туристкой индустрии особо важными становятся такие технологии, как правильная работа с клиентами и умение предоставлять информацию, вести диалог с клиентами в офисе, консультировать клиентов по телефону. Клиенту удобно позвонить туроператору и проконсультироваться, возможно сразу же забронировать места, но если менеджер невнятно говорит, все время прерывается, в его голосе слышится неуверенность, то желание бронировать пропадет мгновенно, и компания несет убытки. Необходимо более подробное изучение правил заключения договоров на предоставляемые услуги от туроператора. Учитывая глобальное развитие туроператорских сетей в России, претерпевают изменение и договора, поэтому работник должен в них отлично ориентироваться и доносить все условия, прописанные в договоре, до клиента. Необходимо проводить обучение работе, связанной с использованием виртуальной паутины, ориентированию на сайте туроператора, особенно в разделе «Online (подбор тура)», разделе «АВИА» (полетная программа, табло аэропортов, VIP-сервис
в аэропорту, количество билетов и цена) и разделе «Виза». Следует ввести обучение информационными программам «Мастер-тур», потому что в программе можно создавать, компоновать и бронировать туры с более сложным маршрутом (например, тур на 30 дней Москва - Салоники — Афины, добавление индивидуальных трансферов и проживание в течение отдыха в пяти отелях). Студенты будут практиковаться на аналогичных турах заносить бронь, вносить изменения, «сшивать» пакеты с ценами и аннулировать туры. Одновременно они будут изучать все функции почтовой программы "Лотус", где научатся отправлять письма всему отделу в компании, делать запросы и расчеты туров, например в отдел Vip-сервиса, отдел Mice (работа с специфическими группами и кооперативный отдых), отдел выдачи документов и т.д. Работая с IP-телефонией Oktel студенты могли бы передавать звонки, прослушивать разговор, останавливать и передавать разговор своему однокурснику или создавать конференции.
Наше исследование предусматривает разработку специальных факультативов, которые бы включали все перечисленные требования работодателя и, в частности, такие направления подготовки, как психологическая подготовка работы с клиентами, новые правила оформления тура, современные интернет-технологии в туризме, изучение почтовой программы "Лотус", технологии IP-телефонии,
основы экономической грамотности и юридической компетентности работника в турфирме.
Изменившаяся парадигма профессионального образования, основывающаяся на компетентном подходе, расширяет границу практико-ориентированного обучения и освоение новых форм активного управляемого учебного процесса. Наметившаяся тенденция трансформирования академического образования направлена на его перенесение из стен аудитории в производственные условия с учетом конкретной специализации. В этом отношении, на наш взгляд, важна стажировка. Она наиболее эффективна для освоения практических навыков и формирования профессиональной компетентности как способности эффективно решать производственные задачи за более короткое время, так как работодателю невыгоден студент, пришедший на две недели в туристскую фирму, в течение которых у него не происходит отработка конкретных профессиональных умений.
В этой связи мы поставили задачу разработать модель выпускника туристского вуза, включающую цели, содержание, формы и методы профессиональной подготовки студента, результативно-ориентированные на формирование у него необходимого набора компетенций, сокращающих его адаптацию в профессионально-туристской деятельности.