УДК 378:001.891
И.А. КОЛОСКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЖЕЙМСА СКУЛЛЕРА
Анализируется современная трехмерная модель теории лидерства Джеймса Скуллера, рассматривается феномен лидерского присутствия, уникального для данной теории, и проводится сравнительный анализ этой теории с классическими аналогами.
Ключевые слова: педагогика, лидерство, инновационные методы и подходы, профессиональное образование.
The author presents the analysis of one the most recent conceptions in the theory of leadership -a phenomenon called leadership presence. The article speculates the necessity to rethink the concept of modern education methods, due to the new requirements for the modern leadership.
Keywords: pedagogy, leadership, innovative methods and approaches, professional education.
Комплексная психологическая теория, или трехуровневая теория лидерства, является попыткой интегрирования сильных сторон других теорий (качеств, поведенческой,стилей, ситуационной и функциональной), в то же время делая упор на их ограниченность, основным образом включая новый элемент - развитие у лидеров потребности в проявлении своих способностей, установления взаимоотношений с коллективом и применение различных поведенческих моделей, опираясь на знание психологии. Эта теория является базовой для лидеров, желающих проявить себя в сферах исполнительского и харизматического лидерства [4].
Автором такого подхода является Джеймс Скуллер, который ставил под сомнение ранние лидерские теории, говоря о том, что они предлагают ограниченное применение эффективных индивидуальных лидерских способностей. Его исследование установило ряд интересных закономерностей.
© Колосков И.А., 2014
• Теория лидерских черт основана на идее о том, что лидеры получают свои способности с рождения, а не вырабатывают их индивидуально. Скул-лер считает, что если бы этот факт соответствовал действительности, то мы бы имели инструментальный подход для выявления лидеров-индивидов, однако полностью лишились бы возможности развивать лидерство у индивидов без навыков.
• Идеальный стиль руководства не учитывает все обстоятельства.
• Большинство ситуационных и комплексных теорий подразумевает, что лидеры могут изменить свое поведение в зависимости от ситуации или по собственному желанию расширять свой поведенческий диапазон, тогда как на практике многие сталкиваются с преградами в виде подсознательных ограничений, страха, пагубных привычек.
• Ни одна из старых теорий не смогла успешно выявить сложности при развитии феномена, которому Скуллер дал название «лидерское присут-
ствие». Это конкретное качество лидеров, заставляющее привлекать к себе внимание, побуждающее подчиненных следовать распоряжениям, располагающее к доверительным отношениям.
Джеймс Скуллер выделяет три уровня построения модели, показанные на рисунке.
Внешние уровни
Внутренние уровни
Трехуровневая модель лидерства
Публичное лидерство относится к тем действиям или моделям поведения, которые лидеры используют для оказания влияния на двух и более индивидов одновременно. Общественное лидерство состоит из трех принципов:
• установка и согласование мотивации с группой, выбор приоритетов задач и средств, необходимых для функционирования группы в течение продолжительного времени и обеспечения единства группы;
• создание позитивного восприятия деятельности у членов группы, мотивация, обеспечение высокой производительности труда, положительного психологического климата, атмосферы доверия и взаимопонимания;
• направление успешных коллективных действий и результатов.
Существуют 38 отличительных типов поведения в сфере общественного лидерства, они подразделяются на несколько условных категорий:
• установка восприятия вида деятельности и поддержание трудовой активности: 4 типа поведения;
• планирование, организация деятельности, консолидирование властных полномочий: 2 типа поведения;
• инициативность, решение проблем, принятие решений: 10 типов поведения;
• исполнение: 10 типов поведения;
• создание и обеспечение функционирования группы: 12 типов поведения.
Рабочий процесс руководителя предусматривает применение на практике от двадцати двух типов поведения при планировании и исполнении и до двенадцати типов поведения при работе над групповой сплоченностью.
Концепция индивидуального лидерства заключается в способности руководителя решать проблемы, возникающие у отдельно взятых подопечных. Лидерство подразумевает создание сплоченной группы. В составе групп каждый член обладает рядом персональных качеств, варьирующихся от индивида к индивиду, например амбиции, самоуверенность, опыт, психологический портрет. Невзирая на различия, лидер выстраивает индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Существуют 14 видов поведения, практически применяемых индивидуальными лидерами:
• индивидуальные цели и задачи (оценка, выбор, дисциплинарное воздействие): 5 видов поведений;
• индивидуальное воспитание и обеспечение (развитие личностного потенциала): 9 видов поведений.
Некоторые индивиды испытывают дискомфорт, когда к ним применяют некоторые виды поведения, в частности, при оценке результатов работы. Лидер сознательно способен прене-
бречь некоторыми видами индивидуального лидерского поведения, которые негативно сказываются на эффективности руководства. Скуллер оспаривает идею о том, что интимность индивидуального лидерства ведет к сознательному выбору уклонения (избегания) как основной модели поведения по причине недостатка практических навыков или по причине возникновения психологических комплексов, опасения, что у коллектива может сложиться негативное впечатление о лидере, и других препятствий, проявляющихся в лидерской практике. Вот почему индивидуальное лидерство так необходимо для развития лидерских качеств, особенно при персональной работе с подчиненными, а также для преодоления трудностей в межличностном общении.
Персональное лидерство относится к техническому, психологическому, моральному развитию, проявлению лидерского присутствия, навыка и поведения, является ключом к практическому проявлению теории двух внешних поведенческих уровней. Скуллер предположил, что наличие персонального лидерства - это решение проблемы, поднятой Джимом Колинсом, суть которой заключается в невозможности объяснения факта развития индивидуального лидерского потенциала сверх определенного уровня [5].
Персональное лидерство состоит из трех элементов: технология и навык, правильно выстроенные взаимоотношения с другими, психологический самоконтроль.
Первый элемент (технология и навык) заключается в выявлении технической неграмотности и наборе недостающих знаний и навыков. Скул-лер предположил, что существуют три сферы компетенций, каждой из кото-
рых обязан обладать лидер: рациональное распоряжение временем, знание особенностей индивидуальной и групповой психологии. Он также предложил шесть видов характеристик, предопределяющих проявление лидерских качеств как в группе, так и в индивидуальных способностях вне группы. К ним относятся: способность к принятию решений и планирование, уровень сплоченности группы, качества межличностного общения, управление групповыми процессами, ассер-тивность, постановка целей.
Второй элемент (правильно выстроенные взаимоотношения с другими) заключается в установлении взаимопонимания с коллегами с целью обеспечения функционирования индивида в роли лидера на весь период существования группы или до момента достижения лидером определенных целей. Практика элемента демонстрирует подчиненным значимость их роли или работы и предписывает руководителю воспринимать лидерство как акт служения обществу. Несмотря на неоспоримое наличие морального аспекта в данном подходе, практическая составляющая также проявляет себя тем фактом, что поведение лидера и отношения с группой будут существенно влиять на то, насколько члены группы уважают лидера и доверяют ему, а также определяет склонность группы к сотрудничеству с руководителем. Скул-лер выделил пять пунктов, по которым можно судить о правильно выстроенных отношениях: взаимозависимость, признательность, забота, служение, баланс. Согласно концепции Скуллера, любой индивид, стремящийся к развитию лидерских навыков, должен обратить внимание на наличие ключевых практических аспектов:
• лидер должен иметь представление о тех ценностях и мотивах, которые являются наиболее приоритетными для конкретной группы;
• лидер обязан уделять внимание своей психологической грамотности и избегать проявления завышенной самооценки и не обозначать свое превосходство над коллективом в любом проявлении.
Третьим элементом персонального лидерства является самоконтроль, который представляется как сознательность и гибкая ментальность, позволяющая лидеру отказаться от прежних подсознательных ограничений и связанных с ними защитных привычек (уход от откровенного диалога, обсуждения результатов и т.п.). Самоконтроль позволяет лидеру углубить собственное мировоззрение, создать более широкое представление о личностных ценностях, развить лидерское присутствие и искренне служить подчиненным.
Поскольку самоконтроль является психологическим процессом, Скуллер, для того чтобы индивид мог развивать лидерские качества, предложил собственную модель человеческой психики. Он также обрисовал принципы и ограничения, связанные с развитием личностных качеств.
Особенность подхода Скуллера состоит в том, что он выделил феномен, который назвал лидерским присутствием, характерным каждому уровню модели. Необходимость развития лидерского присутствия является ключевой особенностью модели комплексной психологической теории. Скуллер предполагает, что для успешного руководства необходимо что-то еще. Помимо технологии, навыков и гибкого поведения требуется наличие феномена, которому Скуллер дал опреде-
ление «присутствие». О присутствии говорится следующее: «Что есть присутствие? В своей основе это целостность - редкое качество, поддающееся развитию внутреннее состояние самоидентификации, направленное на эмоциональное освобождение от страха. Проявляет себя как эффект воздействия на других индивидов, характеризующий аутентичность носителя, способствует расположению и захвату внимания коллектива. Будучи лидерами, мы обязаны быть компетентными в установлении доверительных отношений с другими, однако наше уникальное присутствие вдохновляет других и заставляет их доверять нам, другими словами, желать, чтобы мы вели их» [8].
В модели комплексной психологической теории лидерства присутствие является отдельной характеристикой, отличной от харизмы. Скуллер оспаривает положение о том, что харизма-тичный, самодостаточный лидер способен существовать только за счет должностного статуса, репутации, грамотного руководства или будучи отмеченным за успехи коллективом. Автор теории указывал на более глубокую, аутентичную, фундаментальную сторону лидерства, не базирующуюся на социальном статусе. Он выделил контраст между ментальной и моральной пластикой личности с задатками истинного присутствия и личностью, восприимчивой к давлению и аморальным действиям другого индивида, чья харизма основана только на навыках публичных выступлений (и авторитете, предоставляемом социальным статусом), но не за счет истинных внутренних качеств.
Скуллер предполагает, что аутентичность присутствия каждого инди-
вида является неповторимой и выявляется семью качествами присутствия: личная власть - контроль над мыслительной деятельностью, чувствами и действиями; высокая или адекватная самооценка; стремление к достижениям, знаниям, развитию; чувство долга и стремление к служению обществу, уважение к свободе выбора личности; интуиция; концентрация; спокойствие
ума и чувство удовлетворения [10]. Присутствие, согласно его модели, развивается при практике персонального лидерства.
Ниже указаны потенциальные ограничения ранних лидерских теорий. В таблице показано, каким образом трехуровневая система лидерства связана с вышеупомянутыми ограничениями [9].
Теория Ограничения Применение в трехмерной модели
1 2 3
Черт • Исследователи не пришли к общему списку черт, определяющих концепцию лидерской эффективности, основанной на определенных качествах личности. • Даже в случае составления подобного списка данная теория неприменима для обучения новых лидеров (однако является инструментом для выявления уже существующих лидеров) • Модель комплексной психологической теории лидерства предполагает, что наиболее успешные лидеры обладают способностью создавать образ доверия, вдохновения у подопечных («лидерское присутствие»). Однако модель предполагает, что присутствие является уникальным для каждого отдельного индивида и не может быть в полной мере зафиксировано списком личностных качеств. • Модель комплексной психологической теории решит проблему формирования уникального лидерского присутствия посредством практического применения в сфере персонального лидерства, в частности за счет самоконтроля
Поведенческая/ стилей • Предполагает выбор одного из фиксированных стилей поведения, зачастую неприемлемых в конкретных ситуациях. • Игнорирует феномен лидерского присутствия • Трехуровневая модель не противоречит модели идеального баланса Blake & Mouton, но при необходимости вносит собственную корректировку. • Лидерское присутствие является интегральной моделью данной теории
Ситуационная • Подразумевает, что индивид может перестроить собственную модель поведения в любой момент, но не каждый индивид в действительности способен на это. • Игнорирует психологические функции контроля психики. • Не учитывается наличие лидерского присутствия • Модель придерживается гибкого поведенческого подхода в разных ситуациях, но базируется на идее о том, что помимо поведенческого тренинга индивиду необходимо углубленное знание психологических механизмов. • Лидерское присутствие является интегральной моделью данной теории
Ограничения трехуровневой системы лидерства
Окончание табл.
1 2 3
Функциональная • Подразумевает, что все лидеры способны адаптировать свое поведение после обучения, однако некоторые индивиды не имеют подобных склонностей. • Игнорирует психологические ограничения личности. • Не учитывает лидерского присутствия • Некоторые аспекты трехуровневой модели лидерства имеют схожесть с ранними тезисами функциональной теории лидерства, в частности, в том, что лидеры должны делать для того, чтобы руководить группой. Однако теория не фиксируется вокруг личностного поведения, она также учитывает аспекты индивидуального развития лидера в техническом и психологическом плане. Подобное развитие предусматривает практическое применение функциональной теории посредством избавления от психологических комплексов и страхов, что в свою очередь позволяет индивидам применять широкий поведенческий спектр. • Лидерское присутствие является главной особенностью трехуровневой модели
Большинство традиционных лидерских теорий явно или неявно развивают образ лидера, наполняя его героическим символизмом, предполагая, что лидер - индивид, который способен дать ответ на любой вопрос, человек, за которым люди готовы следовать. Трехуровневая система лидерства старается уйти от подобного представления о личности лидера. Модель не отрицает возможности формирования некого героического образа лидера и утверждает, что процесс управления группой более объемный и трудоемкий для того, чтобы один конкретный индивид мог в полном объеме охватить весь управленческий процесс.
Данный подход происходит от позиции Скуллера о лидерстве как процессе, «серии принятых решений с целью определения цели и ее достижения». Тем не менее, согласно его концепции, «лидерство на практике является куда более объемлемым феноменом, чем сам лидер». Скуллер указывал на ошибочность совмещения понятий «лидер» и
«лидерство». Другие исследователи, например Джон Эдеир, в своих исследованиях утверждают, что феномен лидерства не привязан к конкретному индивиду в группе, а является свойством, присущим всем членам группы. Скуллер расширил понятие лидерства и предположил, что «лидерство как феномен не только охватывает всех членов группы, но и находит индивидуальное проявление в каждом участнике». Другими словами, он указывал на то, что распределение властных полномочий между всеми членами группы не является идеалистическим подходом и вполне оправдано по трем причинам [5].
• Полный спектр видов лидерского поведения слишком объемный для применения одним специалистом, и маловероятно, что подобный специалист будет компетентно применять каждый вид поведения. Таким образом, руководителю стоит принимать во внимание сильные стороны своих подопечных и распределять нагрузку между собой и коллективом.
• Авторитарное накопление полномочий индивидом, в свою очередь, подразумевает фигурирование только одного индивида-лидера, вынужденного использовать огромное количество различных видов лидерского поведения, что в конкретных случаях ведет к перегрузке в рабочей обстановке, а также не дает шанса подчиненным проявлять собственные лидерские качества.
• Разделение полномочий с коллегами подразумевает, что принятие важных решений проводится коллегиально, что, в свою очередь, подразумевает коллегиальную ответственность. Исследовательская группа Katzenbach & Smith установила, что группы, действующие по вышеупомянутому принципу коллективной ответственности, обладают четкими признаками для того, чтобы считаться высокоорганизованными и обладать высокой производительностью [6].
Скуллер рассматривает понятие лидерства в большей степени как процесс и в меньшей как умение. Согласно его трактовке, «лидерский процесс - это серия решений и различных действий,
необходимых для выполнения поставленных задач». Тем не менее, согласно его концепции, «лидерство на практике является куда более объемлемым феноменом, чем индивид-лидер». В своих работах Скуллер предупреждает об ошибочности объединения понятий лидерства и роли лидера и оценивает такой подход как опасный.
Лидер необязательно всегда должен идти впереди всех и руководить действиями или владеть всей информацией по проблемным вопросам [7]. Всегда следует помнить о том, что возможно передать часть полномочий другим и разделить ответственность с коллегами. Однако в конечном итоге отчитываться за проделанную работу всегда будет лидер-руководитель, поэтому позволительно предоставить возможность в конкретных ситуациях другим индивидам перехватить инициативу. Лидер всегда несет ответственность за действия своей группы, и, если назревает кризисная ситуация и часть полномочий передана другому лицу, предстоит принять решение: единолично отвечать за результат или же довериться другим.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2000.
2. Немов Р.С. Практическая психология. М, 1997.
3. Buchanan D, Huczynski A. Organizational Behaviour (third edition). London: Prentice Hall, 1997. P. 601.
4. Businessballs information website: Leadership Theories Page, Integrated Psychological Approach section. At the end of the Integrated Psychological section it comments on the connection between the Three Levels model, authentic leadership and servant leadership. 2012-02-24. URL: http://Busi-nessballs.com. (Retrieved2012-08-03).
5. Collins J. Good to Great: Why Some Companies Make the Leap... and Others Don't. New York: HarperCollins, 2001. P. 37-38.
6. Katzenbach J. & Smith D. The Wisdom of
Teams. New York: HarperCollins, 1993.
7. MacLachlan Rob. Review in People Management magazine by Rob MacLachlan, 30 August 2011. URL: http://Peoplemanagement.co.uk (Retrieved: 2012-08-03).
8. ScoullerJ. Also see the «Businessballs information website: Leadership Theories Page, Integrated Psychological Approach section, "Analysis of Traditional Models of Leadership - Strengths and Weaknesses"». P. 34-35. URL: http://Busi-nessballs.com. (Retrieved 2012-08-03).
9. Scouller J. The Three Levels of Leadership: How to Develop Your Leadership Presence, Knowhow and Skill. Cirencester: Management Books, 2011.
10. Stogdill R.M. Personal Factors Associated with Leadership: a Survey of the Literature // Journal of Psychology. 1948. Vol. 25.
УДК 378.14.015.62
С.С. ШУРДАКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ
Подробно рассмотрены взаимосвязанные проблемы формирования профессиональных компетенций и профессиональной адаптации, с которыми сталкивается студент туристского вуза в первые месяцы своей профессиональной деятельности. Автор предлагает ряд факультативов, направленных на профессиональную подготовку студентов с целью сокращения сроков профессиональной адаптации.
Ключевые слова: сфера туризма, профессиональная адаптация, профессиональная деятельность, туроператорская сеть, выпускники туристского вуза.
The article discusses in detail formation of professional competence and adaptation problems faced by the student of tourist high school the first months of his career. The article shows the statistics presented percentage and their significance. The author proposes a number of electives aimed at prof. prepare students for the purpose of reducing the time to adapt prof. activities.
Key words: the sphere of tourism, adaptation, prof. activities, the tour operator's network, tourist high school graduates, the difficulties of adaptation.
Бурное развитие туризма в России способствует одновременному развитию технологий в работе турагентства и туроператорской сети. Тем самым формируется комплекс знаний, которыми должен обладать выпускник туристского вуза. Какие компетенции должны быть сформированы у студента туристского вуза? Например, методы работы с клиентами, умение предоставлять информацию и вести диалог с посетителями в офисе, умение консультировать по телефону и пр. Людям удобно позвонить туроператору и проконсультироваться, возможно, сразу же забронировать тур. Необходимо также знать все условия на предоставляемые услуги от туроператора, прописанные в договоре.
© Шурдаков С.С., 2014
Немаловажно, что выпускник туристского вуза должен уметь работать с деловой информацией в интернете и легко находить ту или иную информацию, знать сайты туроператоров, особенно раздел «Online» (подбор тура), раздел «АВИА» (полетная программа, табло аэропортов, VIP-сервис в аэропорту, количество билетов и цена) и раздел «Виза». Одной из самых главных в туроператорской сети является программа «Мастер-тур» или «Само-тур». Студент туристского вуза должен уметь работать в этой программе, знать, как в программе «заводить» бронь, создавать комплекс услуг, бронировать туры с индивидуальными запросами от клиентов, например тур на 25 дней Москва - Ираклион - Родос, добавление индивидуальных трансферов и проживание в течение отдыха в трех