Научная статья на тему 'Современные проблемы изучениялидерства у студентов колледжа'

Современные проблемы изучениялидерства у студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЛИДЕРСТВО / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / LEADERSHIP / PEDAGOGICS / MANAGEMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосков И. А.

Статья посвящена осмыслению понятия «лидерство», формированию образа лидерав обществе на примере образовательной модели, используемой в Соединенных Шта-тах Америки. Автором предложены характеристики лидерских качеств, а такжепредлагается система оценки студентов на предмет обладания лидерскими каче-ствами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of analysis of a conception of «leader» college for tourism

This article is dedicated to clarify the consistence of the term «leadership» and the waythis term formed in social consciousness, utilizing educational model currently in use inthe United States of America. The author offers characteristics of leadership qualities andmethod of leadership evaluation for student

Текст научной работы на тему «Современные проблемы изучениялидерства у студентов колледжа»

вузов не всегда способен удовлетворить требования, предъявляемые турфирмами, которые нуждаются в многогранных и всесторонне развитых специалистах. Основная программа подготовки специалистов туристской сферы не предусматривает всестороннего обучения студентов как для разработки и проведения презентаций туристских дестинаций в целом, так и для продвижения отдельного тур-продукта. Кроме того, ввиду перспективы перехода системы образования в Российской Федерации на трехуровневую, вста-

ет вопрос о тщательной проработке программ высшего образования с целью удовлетворения потребностей рынка туристских услуг. Это связано с тем, что в настоящее время при подготовке специалистов в туризме не достаточно уделено внимание вопросам разработки презентационных продуктов. Необходимость более тщательного изучения современных технологий разработки презентаций обусловлена потребностью турфирм в специалистах, способных представлять конкурентоспособный турпродукт.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Гарретт Дж. Веб-дизайн: книга Джес-са Гарретта. Элементы опыта взаимодействия: пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2008.

2. Приложения Google Play. URL: https:// play.google.com/store/apps

3. Мультимедийные приложения Apple. URL: http://store.apple.com/

4. Лазарев Д. Продающая презентация. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

УДК 377.5

И.А. КОЛОСКОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ó СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Статья посвящена осмыслению понятия «лидерство», формированию образа лидера в обществе на примере образовательной модели, используемой в Соединенных Штатах Америки. Автором предложены характеристики лидерских качеств, а также предлагается система оценки студентов на предмет обладания лидерскими качествами.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, менеджмент, лидерство, воспитание.

This article is dedicated to clarify the consistence of the term «leadership» and the way this term formed in social consciousness, utilizing educational model currently in use in the United States of America. The author offers characteristics of leadership qualities and method of leadership evaluation for students.

Key words: leadership, pedagogics, education, management.

Лидерство как качество личности становится за последние годы профессио-

© Колосков И.А., 2013

нально значимым качеством. Среди прочих требований работодателей, согласно исследованию, проведенному РЭА «Консалтинг групп», важность наличия ли-

дерских качеств у сотрудников является четвертым среди других профессиональных знаний и умений специалистов. Это свидетельствует о том, что формирование лидерских качеств должно стать целью обучения в профессиональных образовательных учреждениях.

Как отмечает ряд исследователей, в том числе и зарубежных, «помогать студентам развить в себе целостность и силу характера можно считать одной из важнейших и наиболее трудных задач высшего образования» [1, с. 87]. «Все чаше высшее образование превращают в источник потенциальных изменений, которые усматривают в существенной роли развития лидерского потенциала у нынешней молодежи» [2, 3]. Образование и развитие студентов как лидеров давно считается основной задачей для институтов высшего образования, о чем свидетельствуют заявленные цели и все большее использование учебных и внеучеб-ных программ лидерского развития [4]. Исследования показывают, что студенты способны развить собственный лидерский потенциал за период обучения в колледже [5], и этот потенциал в дальнейшем способствует самоэффективности, активной социальной позиции, учебной деятельности и саморазвитию [6, 7]. Это предполагает, что целенаправленное развитие этих качеств может уменьшить то, что ряд ученых [8—10] характеризует как недостаток лидерского потенциала и зарождение лидерского кризиса в американском обществе.

Эти сведения и возрастающее значение результативности обучения в высшем образовании характеризуют лидерство как важный итог обучения в вузе [11]. Однако использование в исследованиях общих способов развития лидерского потенциала вместо конкретных моделей внесло вклад в нехватку эмпирических исследований, базирующихся на теориях, что должны развивать целенаправленную практику. Это привело к трем всеобъемлющим проблемам:

1) значительному разрыву между теоретическим обучением и практикой;

2) недостаточной обеспеченности учебного процесса учебно-методической литературой по развитию лидерских качеств у обучающихся;

3) несформированности учебной среды, направленной на формирование лидерского потенциала.

По нашему мнению, решение этих проблем позволит преподавателям вузов формировать и развивать важнейшие и наиболее востребованные в обществе лидерские качества у студентов.

Исследованию проблемы формирования лидерских качеств предшествует создание модели лидерства, которое концептуально должно обозначить ценности как совокупность качеств, формирующих лидерство.

Разрабатываемая модель учитывает, какие знания есть у студента до поступления в вуз, и отслеживает, какие факторы внешней среды (специальность вуза, самоактивность, лидерская подготовка, социокультурные факторы) прогнозируют результаты. При исследовании используют адаптированный 1ЕО-формат, позволяющий учитывать, что исследование носит «поперечный» характер и данные собирались только в конкретный момент. Для фиксации данных о переменных довузовского образования были разработаны ретроспективные вопросы.

Модель социальных изменений лидерского развития образовала теоретические рамки для этого исследования, так как оно было специально реализовано для студентов вузов и выполнялось синхронно с появлением лидерских парадигм. Этот подход построен на постиндустриальной парадигме, предполагающей, что как феномен лидерство относительно подвержено изменениям, процессно-ориентировано, может управляться и тренироваться. Аналогично главные принципы описывают лидерство как целенаправленный, совместный, ценностно ориентирующий процесс, производящий положительные социальные изменения.

В модели социальная ответственность и достижение общественного блага достигаются посредством разработки восьми центральных ценностей, направленных на развитие у студентов самосознания и умения работать в коллективе. Это ценности: самосознание, конгруэнтность, обязательность, общая цель, сотрудничество, вежливость, гражданская позиция, изменения. Ценности функционируют в индивидуальной (самосознание, конгруэнтность, обязательность), групповой (общая цель, сотрудничество, вежливость) и общественной (гражданская позиция) сферах. На рисунке представлена модель лидерства. Динамическое взаимодействие всех сфер и ценностей (обозначенные буквами на стрелках) способствует положительным социальным изменениям.

Основу модели составляют три ценностные группы. Рассмотрим характеристики основных компонентов модели.

Первым компонентом выступает группа индивидуальных ценностей, включающая: самосознание как осведомленность об убеждениях, ценностях, отношени-

ях и эмоциях, побуждающих индивида к деятельности, а также осознание своего эмоционального состояния, поведения и восприятия окружающего мира. Мы также считаем важным конгруэнтность, под которой понимаем поведение в рамках собственных ценностей и убеждений, иными словами, думать, ощущать, вести себя искренне, честно, корректно по отношению к другими людям.

Вслед за рядом авторов мы признаем значимость обязательности как лидерского качества, сущность и содержание которого состоят во внесении существенного вклада в идею или личность, как в смысле интенсивности, так и длительности, а также в возможности служить коллективу и коллективным целям. Обязательность является личным качеством, характеризующим внутренний мир человека. Однако в коллективе могут быть созданы условия для поддержки амбиций индивида. Таким образом, группа индивидуальных качеств, определяющих лидерство, включает конгруэнтность, самосознание и обязательность.

Модель лидерства

Второй компонент лидерских качеств представляет группа коллективных дел. В нее включены следующие качества: • сотрудничество — это совместная ра-

бота, совместная ответственность, общие авторитет и подотчетность. Преумножение эффективности группы на основе сочетания различных точек зрения и талан-

тов, используя вариативности для принятия творческих решений;

• наличие общей цели у группы предполагает умение разделять цели и ценности, подключать к продвижению групповых целей других членов группы;

• вежливость, включающая осознание двух фундаментальных реалий в любой творческой деятельности: 1) наличие различных точек зрения и неизбежность конфликта; 2) возможность высказывания различные точек зрения, но с уважением к собеседнику.

Третий компонент представляет общественная группа, которая формируется на основе общественных ценностей и гражданской позиции индивида. Гражданская позиция — это вера в процесс, при котором индивид или группа принимают на себя ответственность за взаимодействие с обществом посредством какой-либо деятельности.

Три рассмотренных выше компонента подвержены динамичным изменениям с течением времени и не являются статичными системами. Поэтому в модель включен четвертый, заключительный компонент — положительная динамика. Положительная динамика — это вера в важность создания лучшего мира и лучшего общества для себя и других, вера в то, что индивиды, группы и общество способны работать сообща и добиваться позитивных изменений.

Динамическое взаимодействие всех сфер и ценностей (обозначенные буквами на стрелках) способствует положительным социальным изменениям. Данная модель выбрана в качестве теоретической основы для образовательной методики из-за возможности широкого применения и совместимости с наиболее известной моделью формирования лидерских качеств у студентов (Kezar, Саг-ducciand Contreras-mcGavin, 2006).

ЛИТЕРАТУРА

1. King P.M. Character and civic education: What does it take?//Educational Record. 1997. Vol. 78 (3,4). P. 87-90.

2. Astin A.W. What matters in college: Four critical years revisited. San Francisco: Jossey-Bass, 1993.

3. Astin A.W., Astin H.S. Leadership reconsidered: Engaging higher education in social change. Battle Creek, MI: W.K. Kellogg Foundation, 2000.

4. Zimmerman-Oster K. & Burkhardt J.C. Leadership in the making: Impact and insights from leadership development programs in U.S. colleges and universities. Battle Creek, MI: W.K. Kellogg Foundation, 1999.

5. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How college affects students: A third decade of research. San Francisco: Jossey-Bass, 2005.

6. Benson P., Saito R. The scientific foundations of youth development. Minneapolis: Search Institute, 2000.

7. Fertman C.I., Van Linden J.A. Character education for developing youth leadership // Education Digest. 1999. Vol. 65 (4). P. 11-16.

8. Ehrlich T. Civic engagement and moral learning // About Campus. 1999. Vol. 4 (4). P. 5-9.

9. Korten D.C. Globalizing civil society: Reclaiming our right to power. New York: Seven Stories Press, 1998.

10. Lappe F.M., DuBois P.M. The quickening of America: Rebuilding our nation, remaking our lives. San Francisco: Jossey-Bass, 1994.

11. U.S. Department of Education. A test of leadership: Charting the future of U.S. higher education. Washington, DC: Author, 2006.

УДК 37.013.42

Д.А. МАХОТИН, НИ. ШЕВЧЕНКО

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рассматриваются подходы к решению социальной проблемы сохранения и развития здоровья обучающихся в условиях общего образования. Предлагается решение данной проблемы посредством организации семейно-гражданских клубов сохранения и развития здоровья, позволяющих создавать среду для формирования здорового образа жизни детей и их родителей.

Ключевые слова: социализация, общее образование, дополнительное образование, клубные объединения, здоровый образ жизни.

The article discusses approaches to solve a social problem of preservation and development of the health of students. It offers a solution to this problem by creating a family-civic clubs of preservation and development of health which can create an environment to promote healthy lifestyles for children and their parents.

Key words: socialization, general education, further education, club, associations, healthy lifestyle.

Современное российское общество пребывает в состоянии глубоких изменений и трансформации. Вызывает серьезную обеспокоенность здоровье подрастающего поколения. Статистические данные, приведенные на коллегии Минобрнауки Российской Федерации, показывают, что из 13,4 млн школьников более половины (53%) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания и лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно отнести к категории здоровых. Очевидна серьезная тенденция ухудшения показателей физического развития детей: около 10% школьников имеют сниженные антропометрические характеристики; примерно 7% страдают ожирением, т.е. неправильно питаются и страдают от гиподинамии. Будет справедливым отметить, что в Западной Европе аналогичный показатель несколь-

© Махотин Д.А., Шевченко Н.И., 2013

ко хуже. Так, из 77 млн детей, проживающих в странах Европейского союза, 14 млн имеют избыточную массу. Вместе с тем отмеченные данные по России не могут не вызывать тревогу. Если говорить о подростках во всем их возрастном диапазоне, то данная возрастная группа в наибольшей мере подвержена влиянию различных социально-экономических и политических процессов, социальных групп. Этот возрастной период является стержневым в процессе гражданской идентификации личности, восприятии и осмыслении ею перемен, происходящих в мире и России, в местном сообществе.

Школа является особой образовательной средой, в которой происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и складываются условия для формирования здоровья — самой важной, базовой характеристики человека, обеспечивающей успешную реализацию всех остальных. Начало обучения ребенка в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.