Научная статья на тему 'Лидерство как поискответов на вызовы современности'

Лидерство как поискответов на вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
592
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананченко М. Ю.

Рассматривается лидерствокак социокультурный феномен, способпреодоления социальной аномии, активноепреображение, ценность личности и общества,как проявление лидерского габитуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лидерство как поискответов на вызовы современности»

ного программирования индивидов и групп общепринятыми стереотипами и символами группового поведения, которые опосредуются мотивацией успеха, эталоном желаемого впечатления, особенностями самого субъекта и ситуацией. Общество пропагандирует определенные имиджи как престижные и достойные подражания.

С нашей точки зрения, имидж может быть определён как совокупность визуальных характеристик и поведенческих актов, которые приобретает индивид в ходе социализации с целью успешной социальной адаптации и самоактуализации. Имидж содержит типические черты, характерные для сообщества в целом, и индивидуальные черты, характерные для единичного представителя данного сообщества. В то же время очевидно, что пока ни одно из бытующих в литературе определений не может претендовать на полноту и завершенность.

Литература

1. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. По-чепцов. М.: Рефл-Бук: Ваклер, 2002. С. 20.

2. Берд, П. Продай себя. Тактика совершенствования своего имиджа / П. Берд. Минск, 1997. С.12.

3. Спиллейн, М. Создайте свой имидж / М. Спиллейн. М.: Олма-пресс, 1996. С. 13.

4. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. СПб: Питер, 1996. С. 9 - 12.

5. Ягер, Дж. Деловой этикет / Дж. Ягер. М.: Джон уайли энд Санз, 1994. С. 28.

6. Честара, Дж. Деловой этикет. Паблик рилейшнз / Дж. Честара. М.: Изд.-торг. дом «Гранд», 1997. С. 9 - 11.

7. Шепель, В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. М.: ЮНИ-ТИ, 1994. С. 230, 302 - 304.

8. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-Бук: Ваклер, 2000. С. 11, 17, 18.

9. Панасюк, Ю.В. Вам нужен имиджмейкер? / Ю.В. Панасюк. М., 1998. С. 9, 93.

10. Гринберг, Т. Политическая реклама: портрет лидера / Т. Гринберг. М., 1995. С. 15.

11. Пелих, А. Имидж делового человека /

А. Пелих, Т. Кизилова, А. Пронченко. М., 1997. С. 3.

12. Гуревич, Г. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и типология его восприятия / Г. Гуревич. М.: Искусство, 1984. С. 6.

13. Марченко, Г.И. Имидж в политике / Г.И. Марченко, И.А. Носков. М.: Владос, 1997. С. 22 - 24.

14. Федоркина, А.П. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа /

A.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина // Имидж госслужбы: сб. науч. тр. М., 1998. С. 84.

15. Маркин, В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего /

B.М. Маркин // Имидж госслужбы: сб. науч. тр. М., 1996. С. 122.

16. Федоров, И.А. Имидж как программирование поведения людей / И.А. Федоров. Рязань: ТОО «Новое время», 1997.

М.Ю. АНАНЧЕНКО (Москва)

ЛИДЕРСТВО КАК ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Рассматривается лидерство как социокультурный феномен, способ преодоления социальной аномии, активное преображение, ценность личности и общества, как проявление лидерского габитуса.

Стоящие перед современным обществом проблемы (разрыв между богатыми и бедными (государствами, гражданами), взрывы недовольства в странах, считавшихся благополучными, локальные конфликты, терроризм, борьба за ресурсы, осложнение экологической ситуации и рост числа природных катаклизмов, ухудшение здоровья населения и т.д.) - вызовы, требующие незамедлительного решения. Адекватный ответ на вызов может дать, по А. Тойнби, меньшинство творческое, обладающее необходимым для этого потенциалом. К такому меньшинству мы относим лидеров -тех, кто ведёт за собой в поиске ответа на вызов, кто может принять ответственность за решение проблемы.

Лидер - первый, тот, кто во главе и ведёт за собой, кто руководит, имеет значительное влияние, пользуется особым авторитетом [1]. Эти признаки указывают на положение человека в обществе, его роль, но не показывают, почему личность занимает лидерские позиции, что позволяет ей влиять на других и пользоваться авторитетом. Данное противоречие, на наш взгляд, позволяет разрешить понятие ли-

© Ананченко М.Ю., 2008

дерского габитуса. По П. Бурдьё [2], габитус - социально сформированная совокупность предрасположенностей к практикам. Понятие лидерского габитуса введено автором в 1999 г.

Габитус лидера включает ментальные -когнитивные и мотивационные - структуры (особенности восприятия, мышления и действия), формируется, функционирует и развивается в процессе взаимодействия с другими людьми, проявляется в обществе и его подсистемах через действия лидера -конструирование им лидерских ролей, находит отражение в лидерских качествах. Лидер - это личность, обладающая лидерским габитусом как совокупностью предрасположенностей к лидерской практике, или группа людей, обладающих габитусами лидеров. Лидерство при таком рассмотрении - это проявление лидерского габитуса в условиях, адекватных его формированию.

Личность занимает лидерские позиции, когда она, в соответствии с ранее сформированными ментальными структурами, способна понять вызов и предложить на него адекватный ответ. Разные ситуации требуют различных лидерских качеств, а следовательно, и разных лидеров. Один и тот же лидер или группа лиц, занимающих лидерские позиции, не могут адекватно отвечать на все вызовы в силу особенностей своего габитуса, своих ментальных структур, т.е. от вызова зависит, какие качества лидера окажутся востребованными в первую очередь и позволят дать ответ, разрешить противоречие.

Ответ на вызов ведёт к принятию ответственности - это не только социально значимое качество личности, но и атрибут лидера, социальный регулятор деятельности субъектов лидерства, проявляющийся на двух уровнях - социальном (как социальная ответственность) и индивидуальном (как единство правовой, профессиональной, нравственной компонент). Ответственная личность действует профессионально, компетентно, в рамках правового поля, в соответствии с нормами морали. Некомпетентность не позволит человеку дать адекватный ответ на вызов, а противоправная и аморальная деятельность может привести к потере статуса, когда нарушителя норм призовут к ответу другие. Следует отличать ответственность от готовности принять её: потенция не всегда актуали-

зируется, что связано с особенностями действия габитуса лидера, проявляющегося в ситуации, адекватной условиям его формирования.

Является ли лидер, принимающий ответственность на себя, субъектом творчества, созидает ли он нечто новое, если его деятельность зависит от сформированных ранее предрасположенностей к практике лидерства? Особенности восприятия, мышления и действия проявляются в конструировании, а не механическом воспроизводстве лидерских ролей (таких как организатор, инициатор, генератор идей, энерги-затор, оратор), ориентированных на созидание. Лидер теряет свой статус (т.е. положение первого, самого влиятельного и авторитетного среди людей) вместе с утратой творческого потенциала и способности отвечать на новые вызовы. Таким образом, в лидерстве, как практике принятия ответственности, можно выделить две стороны - лидеров, взявших ответственность на себя, и последователей, делегировавших лидерам ответственность или её часть.

Может ли быть лидер без последователей - вопрос спорный и обсуждаемый, но вряд ли могут быть последователи без лидера: они следуют за тем, кто видит цель, направление движения. Лидерам подражают, на их мнение ориентируются. Согласно А. Тойнби, развитие в динамичных обществах осуществляется через мимесис - подражание творческим личностям [3: 269 - 270]. Через мимесис как свойство коллективного опыта осуществляется подтягивание нетворческого большинства до уровня идущих впереди. Творческая личность при помощи мимесиса превращает людей в своих последователей, направляет их к цели, однако подражание лишено инициативы, вдохновения и ведёт к получению знаний и навыков без рефлексии [3: 366; 4].

Как альтернативу мимесису можно рассматривать социальную аномию - пассивный уход от решения проблем, одна из форм которого названа Тойнби отшельничеством, или «движением Ухода без Возврата» [3: 375]. Явление социальной аномии характерно для кризисных периодов в развитии общества, когда старые ценности и нормы не работают, а новые - находятся в стадии становления; оно связано с глобальным противоречием современного

мира - резким отставанием социального прогресса от научно-технического. Уход без возврата - это отказ понимать вызовы и искать ответ на них, это не решение проблем, а нежелание замечать их. С одной стороны, отшельничество - способ избежать нахождения в нетворческом большинстве, с другой стороны, это отказ от творческого поиска ответов на вызовы, попытка избежать принятия ответственности, характерной для лидеров и лидерства.

Исследователи (В.Н. Иванов, А.В. Иванов, А.О. Доронин) [5] предлагают лечение социальной аномии через деятельность государства и общества (первое может способствовать развитию гражданского общества, а второе - создавать интеллектуальные и нравственные системы управления). Отметим, что и государственные, и общественные институты (например, система образования и её подсистемы, семья) могут способствовать становлению лидерских габитусов личности и групп, лидерству как пути преодоления инертности. Лидерство ведёт к преодолению склонности к анархизму, пассивности и беспечности, повышению ответственности за судьбы других, общества, мира в целом. Самоанализ и самоконтроль, свойственные лидерам, - это «попытка выйти из социальной шеренги» нетворческого большинства, путь активного преображения, связываемого Тойнби с движением Ухода-и-Воз-врата. Лидерство - это путь самосозидания, способ преодоления человеком отчуждения от себя и мира, помогающий обрести социально и личностно значимый смысл бытия, способствующий самореализации личности.

Социальное творчество, по А. Тойнби, - прерогатива творческого меньшинства. Лидеры всегда в меньшинстве, и они, как «дрожжи в общем котле человечества» [3: 269], вдыхают новую жизнь в социальную систему. Далеко не каждый лидер гениален, но, как правило, это сильная личность, отличающаяся от других своими качествами и действиями. Обществу нужны аутентичные лидеры («Аутентичное лидерство» - термин Б. Джорджа) [6], способные дать адекватные ответы на вызовы, принять ответственность за выбор цели и движение к её достижению. Правовая ответственность правящей элиты, оторванная от ответственности нравственной и профессиональной, оказывается недоста-

точной для разрешения назревших противоречий. Правящее меньшинство, взявшее на себя ответственность, не всегда обладает творческим потенциалом, может не иметь лидерских габитусов либо постепенно теряет энергию созидания, а габитусы лидеров оказываются далеки от новой ситуации, требующей ответа. Обладание властью как возможностью распоряжаться, подчинять своей воле [7], не даёт автоматического понимания вызовов и готовности ответить на них. Власть не является непременным средством разрешения противоречий, хотя именно с ней (например, в процессе выборов) могут связываться надежды на изменения к лучшему. Лидеры, имеющие творческий потенциал, могут выродиться в правящее меньшинство, потерять последователей, утратить способность к творчеству.

Лидерство имеет специфику, связанную с культурой, традициями, этапом развития общества. В растущем обществе творческое меньшинство постоянно меняется; здесь ярко проявляется лидерство творца, готового победоносно ответить на вызовы. В распадающемся обществе правящее меньшинство, утрачивая творческую энергию, превращается в замкнутую группу, не желающую уходить, и оказывается не способным ответить на вызов. В таком обществе лидер-творец играет роль спасителя, помогая ответить на вызов, с которым не способно справиться правящее меньшинство [3: 465]. Одни спасители пытаются вернуть былые формы жизни; другие, не меняясь сами, будут мучительно и бесполезно искать пути к новой жизни; третьи, философски относясь к ситуации, так же, как и предыдущие, не смогут спасти общество от распада. Спаситель как богочеловек указывает путь, но не способ ответа на вызов. Для сохранения и развития обществу требуется активное преображение, движение Ухода-и-Возврата, которое мы связываем с лидерством.

Неспособность общества решить стоящие перед ним проблемы лишает его жизнеспособности. Поощрение творчески мыслящих, энергичных людей к лидерству - один из путей поиска ответов на вызовы. Лидерство - активная реакция на вызовы современности, путь преображения личности как лидера, так и его последователей. Лидер обладает авторитетом, влияет на других, увлекает

их в движении к цели. Лидер дает адекватные ответы на вызовы в ситуации, близкой к условиям становления его лидерского габитуса.

Действие лидерского габитуса подобно проявлению трансференции: оба осуществляются при наличии аналога в прошлом. Габитус лидера действует в ситуации, адекватной его формированию, когда прошлый опыт помогает личности принять ответственность в новых условиях. Успешный ответ на вызов, по Тойнби, возможен, когда в индивидуальной или коллективной биографии есть аналог и результаты духовной работы личности переносятся ею в сферу внешних социокультурных отношений, т.е. происходит трансференция. По Тойнби, таким аналогом выступает движение Ухода-и-Возврата: ухода как условия духовного преобразования и возвращения - как сущности и окончательной цели действия [3: 271, 276]. Лидеры, успешно ответившие на вызов, обычно уступают место другим для ответа на следующий вызов. Трансференция и габитус могут не совпасть с требованиями вызова. Отсутствие аналога, несоответствие ситуации условиям формирования лидерского габитуса не позволят личности занять лидерскую позицию. Поэтому новые вызовы требуют новых талантов (Там же: 352), новых лидеров.

Лидерство, как и многие социальные феномены, существует в обществе до появления индивида, начинающего осваивать социальные практики под влиянием семьи, института образования и транслирующего этот опыт в своей деятельности. На обыденном уровне, вне теоретических знаний лидерство часто проявляется как врождённый феномен: лидерские способности наблюдают исследователи у детей дошкольного возраста, берущих инициативу в игре, активных, коммуникабельных, энергичных. Однако наличие лидерского потенциала не оказывается гарантией обретения личностью лидерского статуса в юношеском и зрелом возрасте. Именно в первые годы социального взаимодействия личность осваивает социальные практики, происходит формирование диспозиций - особенностей восприятия, мышления, действия, характерных либо не характерных для лидерства.

Мы рассматриваем лидерство как ценность, как принятие ответственности в определении, формулировании и достижении целей, как поиск и нахождение ответов на вызовы современности. «Лидерство существует, когда власть и мудрость соединяются в одном лице», - заметил П. Коэстенбаум [8]. Это «величие во всём, что вы делаете», «эффективная деятельность в любой сфере, не взирая на препятствия», «внутренняя, не инструментальная ценность», «это союз индивидуализма и коллективизма», «совершенство в предвидении, понимании реальности, в этике и в смелости». Эти определения хотя и являются неявными, подчёркивают первичность социального измерения лидерства, его роль для развития личности и общества: лидерство ассоциируется с совершенством, внутренней мотивацией и личным смыслом, умением соотносить личные и общественные цели. Через принятие лидерства личность и группа познают и изменяют себя, мир. Тем самым лидерство оказывается мировоззренческим феноменом, способствует развитию личности и её представлений об обществе.

Лидерство как идеальный социальный феномен отражает и выражает нравственные ценности, являясь благом для личности и общества, носит этико-ориентированный характер. Это практика субъект-субъектного взаимодействия, «создание моральных образцов для других» (В. Вульф)

[9], включающее «наши собственные представления и моральные коды» (Р. Хейфиц)

[10]. Позитивная лидерская практика входит в пространство категорического императива, требуя относиться к Другому как к цели, т.е. уважать в Другом право на его собственную цель, являться образцом для других субъектов взаимодействия.

Лидеров иногда называют пассионариями [11; 12] за их избыточную энергию, умение заразить идеей. Однако Л.Н. Гумилёв считал, что «правильнее называть их (пассионариев) не ведущими, а толкающими» [13] движение, массу. Лидерство объединяет с пассионарно-стью способность абсорбировать энергию извне, изменять окружение. Но если пассионарность направлена против инстинкта видового и личного самосохранения, то лидерская практика может быть ориентирована как на сохранение

и развитие, так и на разрушение личности, общества, т.е. в негативном варианте лидеры - пассионарии, толкающие к жертвенности; позитивная лидерская практика противостоит пассионарному импульсу.

Поиск ответов на вызовы, путей развития и форм отношений общества и власти продолжается. Лидерство - это поиск и нахождение ответов на вызовы современности, это принятие ответственности за формулирование цели и путей её достижения. Создание условий для формирования и функционирования лидерских габитусов (в семье, в образовательных учреждениях) будет способствовать расширению моделей лидерских практик, развитию лидерских навыков молодёжи, готовить её к решению проблем, поиску ответов на вызовы.

Литература

1. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-образовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. М.: Рус. яз., 2000. Т. 1. С. 788.

2. Бурдьё, П. Структуры, Habitus, Практики / П. Бурдьё // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас / под ред. А. Ледёневой, И. Давыдовой. Новосибирск: НГУ, 1995. С. 16 - 39.

3. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Харитонович, Д.Э. Комментарии / Д.Э. Харитонович // Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. М.: Рольф, 2002.

С.531.

5. Иванов, В.Н. Управленческая парадигма XXI века / В.Н. Иванов, А.В. Иванов, А.О. Доронин. М.: МГИУ, 2002. Т.1. С. 123.

6. George, B. Authentic Leadership: Rediscovering the Secrets to Creating Lasting Value / B. George. San Francisco: Jossey - Bass Publishers, 2003. 218 p.

7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1999. С.90.

8. Koestenbaum, P. Leadership: The Inner Side Of Greatness / P. Koestenbaum. San Francisco: Jossey - Bass Publishers, 1991. Р. 6 - 65.

9. Wolf, W.B. The Basic Barnard. The Introduction to Ch.I. Barnard and His Theories of Organizational Management / W.B. Wolf. N.Y.: Cornell University, 1982. Р. 116, 123.

10. Heifetz, R.A. Leadership Without Easy Answers / R.A. Heifetz. Cambr., Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1998. P. 205.

11. Образцова, Л.В. Пассионарии психоаналитической педагогики / Л.В. Образцова. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. 196 с.

12. Переяслова, М. О самом главном. Беседы с пассионариями России / М. Переясло-ва. М.: Общество дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2006. 216 с.

13. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2006. С. 283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.