Научная статья на тему 'Педагогический анализ феномена лидерского присутствия в теоретической модели Джеймса Скуллера'

Педагогический анализ феномена лидерского присутствия в теоретической модели Джеймса Скуллера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ЛИДЕРСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИО НАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGY / LEADERSHIP / INNOVATIVE METHODS AND APPROACHES / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колосков И. А.

Анализируется современная трехмерная модель теории лидерства Джеймса Скуллера, рассматривается феномен лидерского присутствия, уникального для данной теории, и проводится сравнительный анализ этой теории с классическими аналогами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical analysis of leadership presence phenomenon in the James Scouller’s theoretical mode

The author presents the analysis of one the most recent conceptions in the theory of leadership a phenomenon called leadership presence. The article speculates the necessity to rethink the concept of modern education methods, due to the new requirements for the modern leadership

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ феномена лидерского присутствия в теоретической модели Джеймса Скуллера»

бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.

2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 131 с.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. М.: ИТРК, 2003. 736 с.

4. Толстой Л.Н. Избранное. СПб.: Лениз-дат, 1983. 429 с.

УДК 379.85

А.В. ХОРЕВА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНОМ КОНЦЕПТЕ ТУРИЗМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Рассматривается теория социального концепта в условиях развития туристских де-стинаций, поднимаются вопросы, связанные с идеализацией образа предпринимателя у студентов туристской профессионализации.

Ключевые слова: социальный концепт, туристская дестинация, предприниматель, предпринимательство в туризме, туристская профессионализация.

In article the theory of a social concept in the conditions of development of tourist destination is considered, questions connected with idealization of an image of the businessman at students of tourist professionalizing are brought up.

Key words: social concept, tourist destination, the businessman, business in tourism, tourist professionalizing.

К ТЕОРИИ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Терминологическое значение понятия «концепт» (лат. conceptus - понятие) -многозначный термин, который из© Хорева А.В., 2014

бирательно окрашивается сферой его практического наложения. Наиболее общее определение концепта содержится в Оксфордском словаре А. Хорн-би (1974) и включает следующие ключевые моменты: идея, лежащая в основе целого класса вещей; общепринятое мнение, точка зрения; абстрактная, обобщенная репрезентация объ-

екта. Первым обратил внимание на туризм Ф. Котлер, когда дал определение маркетинга мест как предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест. Именно отношения и взаимоотношения как социальный концепт выступают одним из ключевых аспектов в выделенной туристской сфере услуг. Социальный концепт - порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определенным условным правилам (URL: http://ru.wikipedia.org). Так и туризм в своем многообразии формирует этот образ социального концепта в терминах и определениях его структурного отображения, задает векторы рекомендованного развития.

Вместе с тем мы поддерживаем мнение И.В. Зорина о том, что в туристике уже использовалось собственное понятие - «дестинация», которое не только заменило собой маркетинговые концепты, но и включило многое из их содержания. Благодаря маркетингу понятие «дестинация» приобрело свойство концепта. Так, из-за внедрения в туристику идей маркетинга, «дести-нация» стала ее концептом - понятием, вышедшим за границы первичного значения данного слова (направления) и вобравшим коллективные знания, формы и значения маркетинга.

В определении концепта «туристская дестинация» используются системный подход и принцип междисци-плинарности, принимая во внимание географически-территориальный, экономический, инфраструктурный, ресурсный, социокультурный, маркетин-

говый и управленческий аспекты туристской дестинации [1]. Туристская дестинация - это совокупность институтов и акторов, находящихся в пространстве физически или виртуально и изменяющихся в социальных, политических и экономических практиках [2]. Следовательно, и деятельность компаний в сфере межотраслевого комплекса туризма оценивается не только с правовой и экономической позиции, добавляется социальный подтекст, который во многом способен ориентировать векторы развития первых двух направлений. Рыночная активность протекающих процессов все чаще соотносится с социальной и этической (моральной) перспективой, которая неизменно должна приниматься и учитываться всеми участниками туристского бизнеса.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ: ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Предприниматель - это лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства [8]. Следовательно, предпринимательство - это вид деятельности, который направлен на коммерциализацию любых видов деятельности и ориентируется на получение прибыли. Сектор экономики туризма неизменно несет в себе элементы доходности, прибыльности и тому подобного, но именно в нем наблюдается прямо пропорциональная зависимость с социально значимой пользой и ее величиной. Не стоит отрицать большое значениематериально-техническихфак-торов для роста туризма и расширения

его социального контекста. Предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики, увеличении численности занятых работников, решении социальных проблем. Так, именно предпринимательство в сфере услуг, в частности индустрии туризма, имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, поскольку не требует таких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией первостепенного значения по созданию и организации рабочих мест. К 2019 г. количество рабочих мест, связанных со сферой туризма, должно достичь примерно 8,4% от общего числа рабочих мест в мире, а доля в мировом ВВП - 9,5% [6]. Таким образом, предпринимательство становится своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. Социально ориентированное предпринимательство оказывается не просто теоретической задачей, а непосредственно ориентиром современного ведения бизнеса в межотраслевом туристском комплексе при подготовке кадров туристской профессионализации. Правильно ориентируемое и ценностное восприятие предпринимательства и его закрепление в сознании личности неизменно усиливает не только его позитивное социальное восприятие, но и дает значимые экономические результаты.

Мы принимаем во внимание положение о том, что ни одно социологическое воззрение в отдельности не может претендовать на монополию в понимании туризма и его комплексных составляющих, хотя отдельные из них могут рассматриваться как составляющие элементы мозаичной картинки, которые в сумме могут создать базис для плюралистической социологи-

ческой интерпретации туристской действительности [3, с. 286].

Предприниматели в любой сфере деятельности представляют собой многокомпонентный образ, то видение, каким другие видят его со стороны. Прежде всего, такой собирательный образ формируется в процессе схождения описательных параметров по мере их накопления и закрепления в сознании большинства представителей выбранной социальной группы. Межотраслевой комплекс туризма как предпринимательский сектор экономики не стал исключением. Здесь также наблюдаются особенности предпринимательской деятельности, как и специфичность образа предпринимателя в сфере туризма, точнее его идеализация. Социальное значение идеализации образа аргументируется тесной связью с устойчивостью развития туризма. Ведь устойчивость - это способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий. Устойчивое развитие туризма - это такое развитие, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства [5, с. 345-350].

Идеализация образа в наибольшем объеме проявляется при субъективной оценке у слушателей курса туристской профессионализации и молодых специалистов в начале их карьерного пути. Такие воззрения выбранных групп наиболее ценные, так как они еще не успели коммерционализироваться, отличаются наибольшей нравственностью, не изменены условиями и из-

держками рабочего процесса. Именно для указанных социальных групп и предназначены рекомендации в части выделения и активной пропаганды содержательных элементов общего представления о предпринимателе в сфере туризма как отражении социального концепта в условиях развития туристских дестинаций.

КУЛЬТИВАЦИЯ ОБРАЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ТУРИЗМЕ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Так, если раньше у большинства обучающихся в переходный период к рыночной экономике в России доминировало общее представление о предпринимателе как о мужчине плотного телосложения, обязательно финансово обеспеченного, с присутствием необходимого перечня атрибутики (мобильный телефон, толстый бумажник, автомобиль-внедорожник), то сегодня мы отмечаем четкий дифференцированный подход к определению данной категории бизнес-деятельности в различных областях экономики.

Идеализируя составные элементы образа современного предпринимателя в туристском секторе, необходимо отметить мнение преобладающего большинства экспертов (70% и выше) о том, что современный предприниматель в туристском бизнесе должен демонстрировать наличие сбалансированных показателей [6]. Первичным элементом выступает капитал как носитель самой сущности предпринимательства и его отражение. Капитал в настоящее время воспринимается в большинстве своем как разнообразный ресурс, который может быть выражен в

различной видовой форме и иметь различный источник происхождения. Более того, предпринимательство в туризме отличает умение менеджера туристкой сферы деятельности изыскать возможности по консолидации ресурсов. Именно капитал имеет способность к дальнейшему накоплению.

Далее следует отметить такой показатель, как здоровье. Приятно видеть людей, которые не только обеспечены материальными благами, но и находятся в хорошей физической форме. Безусловно, позиции привлекательности очень разнообразны и многоплановы. Прежде всего это привлекательный внешний образ как отражение общей успешности личности. Наряду с внешними проявлениями успешности отмечается важность сохранения и поддержания внешней оболочки своего физиологического благополучия мероприятиями, направленными на ее сохранение и дальнейшее качественное развитие. Среди наиболее часто встречающихся методов демонстрации показателя здоровья отмечаются: здоровый образ жизни и его активная пропаганда, сбалансированное и рациональное питание, наличие спортивных увлечений, их системный характер и проч.

Помимо физических проявлений сбалансированности, большую роль начинает играть и моральное здоровье, которое заключается в позитивном отношении к жизни и мировосприятию в целом. Безусловно, современные реалии во многом выходят за рамки обыденной организации, и здесь задачей предпринимателя становится не просто их своевременный контроль, а оперативное вмешательство для скорейшего их разрешения. Оперативность в туристском секторе есть отражение его динамики и мобильности, что тре-

бует от его участников аналогичного поведения. Позитивное (оптимистичное) мышление предпринимателя как фактор пороговой успешности в 75% случаев [8] становится залогом своевременного принятия и отражения негативных факторов организационной среды различного порядка как на макро-, так и на микроуровнях. Моральное здоровье отражается на личной эффективности и может опираться на аспекты постоянного поиска новизны в профессии, умении организовывать себя и расставлять приоритеты, постановку целей с последующим их достижением, являться примером, создавать позитивную рабочую атмосферу с целью мотивации и самомотивации протекающих организационных процессов и т.д.

Следующий элемент в портрете предпринимателя сферы туризма - путешествия. Классическое определение путешествия сформулировано следующим образом: передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями [4]. В таком целевом многообразии путешествие становится очевидным особо конкурентным аспектом по сравнению с другими видами занятости высвобождаемого от рабочего процесса времени.

Продолжая, отметим, что путешествие обладает некими полезными свойствами как для предпринимателя, так и для его бизнеса. Так, при путешествии происходит временный уход из туристского бизнеса, что смещает ракурс обзора с непосредственного на опосредованный. Тем самым снижается процент субъективизма. То, что очевидно для предпринимателя, не явля-

ется таким же очевидным для других. Для отражения данного тезиса приведем афоризм Сенеки: «Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей». Так, в ракурсе предпринимательской деятельности за временным отвлечением в дальнейшей управленческой деятельности могут происходить такие процессы, как смещение централизации в сторону децентрализации, упрощение механизмов работы для технологического повышения качества создаваемого продукта, повышение доверия между участниками рабочей группы и проч. Здесь же отметим такое требование современного сектора туризма, как его адаптивность и мобильность. Мобильность туристского бизнеса - это, прежде всего, возможность управления им на расстоянии, в том числе средствами удаленного доступа.

Еще один довод в пользу путешествий - расширение сознания управленческих кадров. Мир туристского бизнеса относительно узкий, сильнейшим образом подвержен цикличности спадов и витков прогрессивного развития, но все же по заранее оговоренным и заложенным векторам. Такие векторы часто именуются тенденциями. Тенденция отражает не просто вертикальный и латеральный принцип работы, она «зашоривает» вектор развития, усиливая его, как правило, в части наращивания скорости протекания его технологических процессов. Весомым критерием смены таких ориентиров служит персональный образ креативного мышления. Другие страны, культура, религия, образ мысли и иные составляющие любого путешествия неизменным образом расширяют сознание. При этом следует отметить влия-

ние латентных проявлений, сосредоточенных, как правило, в росте показателей рефлексии.

Следующий фактор - это окружение, которое находится в непосредственном контакте с предпринимателем. Окружение предпринимателя - это один из показателей его успешности. Такая успешность складывается из объективных ресурсных возможностей сопутствующих личностей в данный ситуационный момент, и чем больше таких моментов, тем больше прогресс. Раскрытие деловых коммуникаций проявляется в открытости и независимости общения; отказе от «спекулятивных» тактик общения в пользу логических; в принятии решений: оценка потенциальных рисков ситуации неопределенности, способность критически оценивать свою деятельность, принимать полномочия власти и ответственности. Принято выделять деловое и личное окружение.

Далее следует фактор семейственности благодаря тому, что институт семьи и брака в России в настоящее время активно формируется и укрепляется путем его повсеместной пропаганды. Когда мы строим бизнес и зарабатываем деньги, это лишь приложение -инструмент для получения простого человеческого счастья, которое будет более гармоничным при наличии семьи. Так, рейтинг предпринимателя с семейными обязательствами повышается в среднем на 25% по сравнению с предпринимателем, который не связывает себя обязательствами брака. Такие обязательства придают дополнительный вес образу современного предпринимателя. Это негласная характеристика успешности и самодостаточности личности как в пределах существующего бизнеса, так и вне его.

Следующим элементом успешности современного предпринимателя в секторе туризма является мудрость. Мудрость - это некий житейский опыт, те сведения, которые подкрепляются алгоритмом анализа прошлого, видения настоящего, прогнозирования будущего. Знания и профессиональная компетентность, безусловно, являются важными компонентами развития личности, мудрость же придаст ей дополнительную привлекательную личностную особенность. Именно мудрость выступает неким многоаспектным понятием, определяющим личность не только в системе «знание - понимание -умение», что и составляет собственно компетентность, а еще и большой жизненный опыт по соотношению социальной ответственности и бизнеса.

Предпринимательская позиция как элемент портрета - это субъективная правда, которая при надлежащем восприятии в гуманистическом пространстве ориентируется на определенные ценности, позиционируемые в социуме. Ранее мы уже упоминали о социально ориентированном предпринимательстве в качестве набора инструментов и методов для реализации бизнес-задач. В данном ракурсе социальная ответственность рассматривается с точки зрения взгляда на назначение собственного бизнеса в секторе туризма. Еще с 1953 г. Х. Боуэн подчеркивал, что социальная ответственность относится к обязательствам не только политиков, но и представителей бизнеса. Тем самым восприятие бизнеса в туризме может быть представлено на следующих уровнях [6]:

• сделки (решение собственных задач исключительно в своих интересах);

• признания (баланс между правами и обязанностями);

• перемен (ценности общества -главные ориентиры организации деятельности).

Именно третий уровень в наибольшей мере отвечает понятию социальной ответственности в туристском бизнесе, который способен менять мировоззрение и привносить высокие морально-нравственные и ценностные ориентиры в современное сообщество.

Заключительный фактор - это терпимость к другим, или толерантность. Здесь мы не подразумеваем толерантность как благотворительность. Следует отметить, что предпринимательская благотворительность есть пример предпринимательской деятельности, которая, по существу, уже делает благо для других людей, именно для людей, а не потребителей. При такой ориентации мы можем прогнозировать качество туристского продукта, что особо актуально для сферы туристского бизнеса, мотивацию и самомотивацию персонала организации, необходимую для получения высокой оценки конечного продукта заинтересованным в нем кругом лиц. Толерантность воспринимается через вложения в человеческий капитал и, как следствие, ведет к повышению оборачиваемости и вкладу

в эффективное образование и использование человеческого ресурса. Так, бизнес-деятельность приносит благо, которое может быть использовано для дальнейшего развития или укрепления существующих позиций.

В заключение стоит отметить, что формирование или идеализация образа предпринимателя в сфере туризма направлены на определение векторов возможного развития и привлечение необходимого инструментария предпринимательской деятельности в условиях турбулентной рыночной экономики России. Ориентация на высокую социальную и этическую (моральную) перспективу в процессе подготовки туристских кадров - это формирование человеческого капитала межотраслевого комплекса туризма. Именно капитал способен к консолидации и аккумуляции вложенных в него ресурсов для дальнейшей их реализации и применения для нужд и потребностей туристских дестинаций. Отличаясь социальным контекстом, учитывая его высокую потребительскую ценность, прогноз развития профессионального интереса и вовлеченности в процессы развития туристских дестина-ций у студентов туристской профессионализации будет неизменно возрастать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова Н.А. Развитие туристской дестинации. Ольборг: Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. 128 с.

2. Гончарова Н.А. Организации по менеджменту дестинаций (DMOs) как система управления туризмом на национальном, региональном и локальном уровнях: зарубежный опыт // Управление экономическими системами. 2013. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/marketing/ item/2569--dmos-

3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: монография. М.: Советский спорт, 2001. С. 286.

4. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002.320 с.

5. Максарова Е.Н. Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 85. С. 345-350.

6. Социальные проблемы индустрии туризма // Управление персоналом. 2001. № 5.

7. Туристический бизнес и социальная ответственность // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 44-49.

8. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

УДК 378:001.891

И.А. КОЛОСКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЖЕЙМСА СКУЛЛЕРА

Анализируется современная трехмерная модель теории лидерства Джеймса Скуллера, рассматривается феномен лидерского присутствия, уникального для данной теории, и проводится сравнительный анализ этой теории с классическими аналогами.

Ключевые слова: педагогика, лидерство, инновационные методы и подходы, профессиональное образование.

The author presents the analysis of one the most recent conceptions in the theory of leadership -a phenomenon called leadership presence. The article speculates the necessity to rethink the concept of modern education methods, due to the new requirements for the modern leadership.

Keywords: pedagogy, leadership, innovative methods and approaches, professional education.

Комплексная психологическая теория, или трехуровневая теория лидерства, является попыткой интегрирования сильных сторон других теорий (качеств, поведенческой, стилей, ситуационной и функциональной), в то же время делая упор на их ограниченность, основным образом включая новый элемент - развитие у лидеров потребности в проявлении своих способностей, установления взаимоотношений с коллективом и применение различных поведенческих моделей, опираясь на знание психологии. Эта теория является базовой для лидеров, желающих проявить себя в сферах исполнительского и харизматического лидерства [4].

Автором такого подхода является Джеймс Скуллер, который ставил под сомнение ранние лидерские теории, говоря о том, что они предлагают ограниченное применение эффективных индивидуальных лидерских способностей. Его исследование установило ряд интересных закономерностей.

© Колосков И.А., 2014

• Теория лидерских черт основана на идее о том, что лидеры получают свои способности с рождения, а не вырабатывают их индивидуально. Скул-лер считает, что если бы этот факт соответствовал действительности, то мы бы имели инструментальный подход для выявления лидеров-индивидов, однако полностью лишились бы возможности развивать лидерство у индивидов без навыков.

• Идеальный стиль руководства не учитывает все обстоятельства.

• Большинство ситуационных и комплексных теорий подразумевает, что лидеры могут изменить свое поведение в зависимости от ситуации или по собственному желанию расширять свой поведенческий диапазон, тогда как на практике многие сталкиваются с преградами в виде подсознательных ограничений, страха, пагубных привычек.

• Ни одна из старых теорий не смогла успешно выявить сложности при развитии феномена, которому Скуллер дал название «лидерское присут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.