цем меблированных и гостевых комнат (физическим лицом), туристы должны знать, что их договор не подпадает под нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», так как по данному закону одна сторона, которая оказывает услуги, должна быть обязательно юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. Поэтому, в случае причинения туристу вреда или оказания некачественной услуги, он будет вынужден обращаться в суд за защитой своих прав не по закону о защите прав потребителей, а по гражданскому законодательству.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Жилищный кодекс РФ.
3. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
4. ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования».
5. Правила предоставления гостиничных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, в ред. 13.03.2013 г.).
УДК 338.49 : 338.486.2
М.В. ЩЕДЛОВСКАЯ, В.Г. ГУЛЯЕВ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКИХ
ДЕСТИНАЦИЙ
Раскрываются современные тенденции и подходы к устойчивому развитию инфраструктуры туристских дестинаций. Авторы рассматривают инновационное развитие туристских дестинаций через анализ инфраструктурной составляющей туризма. Большое внимание уделяется также информационным системам и системам информационного обеспечения развития туристских дестинаций.
Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, туристская дестинация, инновационное развитие туристских дестинаций, инфраструктурная модель туризма, туристские информационные системы.
The article expands the modern trends in stable development of infrastructure of tourist destinations. The authors views innovative development of tourist destinations through the analysis of infrastructure components in tourism.
Key words: stable development of tourism, tourist destination, innovative development, infrastructure model, tourism information systems.
Тенденции, наблюдающиеся в настоящее время в туристской сфере, сви-
© Щедловская М.В., Гуляев В.Г., 2014
детельствуют о том, что развитие туризма осуществляется путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние оказывают технический
прогресс, внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), а также широкое использование научных методов (экономико-математическое моделирование, системный анализ, вероятностное прогнозирование и др.).
Несмотря на возникающие препятствия, кризисы (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, террористические акты и др.), туризм в мире и России продолжает активно развиваться. Происходят изменения, совершенствуются формы и методы организации путешествий, возникают новые виды туризма, разрабатываются и создаются условия его устойчивого развития.
«Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества» [1].
Одной из составляющих устойчивого развития туризма является инфраструктурная модель туризма. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Понятие инфраструктуры рассматривается в зависимости от вида отрасли, сферы хозяйственной деятельности, вида оказываемых услуг, масштаба действия и т. д.
Особенность инфраструктуры туризма состоит в том, что она может существенно отличаться по составу для разных видов туризма и требования к ней могут быть совершенно противоположные. Инфраструктура должна быть привлекательна, широко известна и прорекламирована для потенциальных туристов и гостей. Это возможно лишь тогда, когда разрабатываются специальные мероприятия по продвижению и позиционированию турист-
ской услуги на территории конкретной туристской дестинации.
Важное значение в развитии туристской инфраструктуры в рамках специфики туризма рассматривается многими авторами. «Туризм как специфический вид услуг оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику и социальную сферу. Прямое воздействие туризма на экономику страны выражается его вкладом в доходную часть бюджетов различных уровней через налоги, а также формированием валового внутреннего продукта. Прямое воздействие туризма на социальную сферу выражается параметрами повышения качества трудовых ресурсов через отдых и оздоровление, а также количеством созданных рабочих мест в туристских предприятиях» [1].
В последние годы наблюдается постепенный, но все более масштабный переход к применению туристскими организациями специальных методов и форм, обеспечивающих рациональное использование туристско-рекреа-ционных ресурсов и инфраструктурного обеспечения. Широко применяются и становятся более популярными системы сертификации, мероприятия по охране окружающей среды, экологическая маркировка, кодексы поведения, индексы и показатели эффективности инфраструктуры индустрии туризма.
В мероприятиях по обеспечению устойчивого развития туризма участвуют не только туристские предприятия и ассоциации, но государственные и негосударственные организации, в том числе волонтеры.
Изменяется характер и структура туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментирован-но организовать проведение отпуска,
конкурентоспособного с массовым, стандартным предложением. На смену «массовому, стандартизованному и обязательно комплексному» туризму приходит новый индивидуализированный вид туристских услуг, сформированных на заказ, исходя из дифференцированного спроса.
Внедрение современных технологий в сфере туризма повлекло за собой появление новых понятий, таких как туристские информационные системы, е-туризм (e-tourism) и е-путешествия (e-travel), а наиболее крупные сетевые турагентства используют адаптированные системы бронирования и информационные технологии управления.
Концепция е-туризма охватывает все бизнес-функции: е-коммерцию, е-маркетинг, е-финансы, е-бухгалте-рию, е-поставки, е-НИКР, е-произ-водство, а также е-стратегию, е-пла-нирование и е-менеджмент во всех секторах современной индустрии туризма: туризм, путешествия, транспорт, досуг, гостеприимство, безопасность, а также общественные организации. Таким образом, е-туризм имеет три составляющие: бизнес-менеджмент, менеджмент информационных систем и, собственно, туризм.
Чаще всего е-туризм определяют как онлайновую службу, обеспечивающую прямые продажи туристских услуг конечным потребителям и объединяющую производителей, тураген-тов и посредников [11].
Е-путешествия (e-travel) - это онлайновая служба, которая содержит новости о путешествиях, информацию и консультацию по вопросам, которые могут возникнуть при планировании путешествия [12].
Туристские информационные системы (Tourism Information Systems -
TIS) - новая модель бизнеса, которая обслуживает и оказывает информационную поддержку организациям, которые занимаются е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для решения множества задач, включая планирование путешествий, формирование и сопоставление цен и создание динамических пэкидж-туров [5].
Глобальная дистрибутивная система бронирования Galileo International предоставляет услуги по электронному глобальному распределению ресурсов (ГРС) для туристских агентств через компьютерную систему бронирования, предлагает инновационные решения на основе Интернет. Galileo -это дистрибьютор туристских ресурсов, позволяющий агентствам создавать добавленную стоимость и расширять выбор для путешественников.
Sabre - это глобальная дистрибутивная система, обеспечивающая своих пользователей самой надежной в отрасли туристской информацией, а также данными о расписании, наличии мест, ценообразовании и правилах авиакомпаний. Кроме того, Sabre дает возможность бронирования и оформления авиабилетов, посадочных талонов, маршрутов и других перевозочных документов.
Система бронирования Worldspan считается самой динамично развивающейся компьютерной системой бронирования в мире. Условия пользования стационарной версией Worldspan очень схожи с принципами работы Amadeus. Существует возможность подключения к системе нескольких офисных компьютеров через один модем. Таким образом, занимается всего один телефонный номер, что весьма
важно при общей для всех агентов проблеме дефицита телефонных линий.
Программное обеспечение системы Worldspan дает все преимущества работы в среде Windows - возможность создания дружественно настраиваемого интерфейса, многооконность и пр. Дополнительные утилиты предназначены для доступа к конфиденциальным тарифам авиакомпаний и отелей.
Предусмотрена автоматическая калькуляция тура с учетом бронирования и налогов, а также поиск по заданным датам стыковки маршрута с учетом оптимальной цены и реального наличия мест.
Амадеус - система бронирования авиаперелетов, гостиниц, автомобилей, железнодорожных перевозок, паромов, круизов. Входит в четверку крупнейших мировых систем. По некоторым показателям занимает первое место в мире, таким как, например: количество туристских агентств, использующих Амадеус, количество терминалов. Первое место по всем показателям на таких рынках, как: Европа, Африка и Южная Америка.
Сегодня Амадеус предлагает своим клиентам возможность в реальном времени бронировать билеты на рейсы более чем 680 авиакомпаний, в том числе российских, таких как: «Аэрофлот», «Пулковские авиалинии», «Самарские авиалинии», «Уральские авиалинии», «Красноярские авиалинии», Авиакомпания «Сибирь», Авиакомпания «Центр Авиа», «Кавминводыавиа», «Домодедовские авиалинии», «Владивосток Авиа», и просматривать расписание рейсов более 750 авиакомпаний во всем мире.
«Мастер-тур» - это программный комплекс, превращающий работу сотрудника туристского офиса любого ранга в творчество: у вас всегда под ру-
кой любая информация о каждом туре, о каждом клиенте, о каждом партнере и взаиморасчетах; точность в выполнении калькуляций тура; мгновенное заполнение любых стандартных форм документов: анкет, листов бронирования, ваучеров, румминг-листов, туристских путевок и так далее.
В основу философии программы положено понятие не тура, а услуги - маленького «кирпичика», который в совокупности с другими услугами составляет программу любого тура. Причем таким «кирпичиком» (функциональным элементом) может стать любой другой тур или пакет (совокупность услуг, предоставляемых принимающим туроператором), если они входят в программу другого, более сложного тура. Такая композиция позволяет менеджеру во время работы с клиентом добавлять или, если это разрешено старшим менеджером по туру, удалять любую услугу даже из программы стандартного тура.
Программа «Само-Тур» предназначена для автоматизации офиса туроператора. Программа учитывает все технологические операции туроператорской деятельности.
Основные возможности программы:
• описание услуг, предоставляемых туристам: гостиниц, транспорта, страхования, визовой поддержки, дополнительных услуг;
• квотирование услуг: номеров гостиниц, мест транспорта и мест тура;
• создание турпакетов из различного набора услуг, расчет прайс-листа и подготовку их к печати;
• оформление заявок туристов;
• подготовка документов туриста: ваучер, билет, страховой полис, анкета для оформления визы, путевка ТУР-1 и др.;
• подготовка заявок партнерам для бронирования и подтверждений покупателям (турагентствам);
• учет платежей покупателей и расчетов с партнерами за предоставленные услуги;
• формирование итоговых отчетов и списков: для гостиниц, авиакомпаний, посольств и страховых компаний;
• статистический анализ.
Автоматизация - долгий и непрерывный процесс, требующий постоянных инвестиций, уровень которых определяется статусом организации. Недовложения в автоматизацию и информационные технологии могут обернуться потерей клиентов и крахом компании.
Применение динамической компоновки тура является инновационным решением будущего развития туристской отрасли.
В ходе реструктуризации проявился и системный подход к развитию туризма - главными становятся дестинации. В работах М.А. Морозова [4], Е.А. Маш-кович [3], Т.В. Львовой [2] и других авторов проводился анализ смыслового значения понятия «туристская дести-нация». П. Пирс [10] определяет ее как «место, посещение которого оставляет у туристов разные впечатления, опыт и эмоции», Альтхоф [8]: «место назначения, целевой регион»; автор приводит примеры дестинаций: федеральные земли, определенные регионы, сооружения для проведения свободного времени. Каспар [9]: пункт «кристаллизации туристского спроса».
Проанализировав понятие «туристская дестинация», видно, что оно трактуется разными учеными неоднозначно. По нашему мнению, эффективное развитие туристской дестинации во многом связано с развитием и повы-
шением конкурентоспособности предприятий, организаций и учреждений, находящихся на определенной территории. Изменения в окружающей среде требуют систематического мониторинга, выбора методов стратегического планирования, изучения процессов, происходящих в конкретной дестина-ции. Таким образом, можно утверждать, что чем выше конкурентоспособность дестинации, тем больше туристов ее посещает, а это в свою очередь улучшает экономическое состояние данной территории, повышает благосостояние и качество жизни местного населения, способствует экономическому развитию.
Путешественники выбирают ту де-стинацию, которая, на их взгляд, является наиболее подходящей для удовлетворения их потребностей. Они готовы платить за предоставляемые де-стинациями блага, причем готовность платить растет в зависимости от уникальности дестинации.
Судьба дестинаций зависит от большого количества независимых переменных, на которые не могут влиять ни частный, ни государственный сектор. Они включают местонахождение и потенциал рыночных ресурсов, а также доступность, которая определяется наличием транспортных связей и уровнем колебания цен в зависимости от сезона. Кроме того, эти независимые переменные в значительной степени определяют характер продуктовой инновации. Возможности продуктовых инноваций лимитируются из-за того, что некоторые из них не могут быть произведены без включения в общие блага дестинаций. Из-за этого серьезным испытанием для местных предпринимателей является создание новых дополнительных ценностных
достоинств продуктов для потребителей. Для этого требуются значительные инвестиции в исследования и разработки ноу-хау, в обучение персонала, а также оптимальное использование возможностей, предлагаемых внутренним развитием.
Важным элементом, привлекающим туристов, является качество обслуживания в организациях индустрии туризма. Этот параметр зависит от умения персонала распознать и оценить требования каждого клиента к заказываемому обслуживанию, оценить восприятие каждым клиентом предоставляемого ему обслуживания, оперативно корректировать по необходимости процесс обслуживания, добиваясь удовлетворенности каждого клиента представляемым обслуживанием [6].
Дестинация и ее составляющие имеют жизненный цикл, похожий на жизненные циклы других продуктов, и не всегда возможно продлить этот жизненный цикл путем простого омоложения продуктов и услуг. Во всех традиционных туристских регионах имеется тенденция к концентрации туристских дестинаций вблизи наиболее развитых промышленных и культурных центров. Это отрицательно влияет на развитие других территорий. Последние довольствуются эксплуатацией рыночных ниш, которые, из-за неизменной экономии, обусловленной ростом масштабов производства, находятся вне интересов крупнейших дестинаций.
Поэтому будущее традиционных де-стинаций во многом будет зависеть от туристской политики, ориентированной на инновации. Такая политика должна помочь расширить жизненный цикл туристских продуктов и услуг и достигнуть постоянных показателей роста.
«Поведение» и эффективность инноваций объясняются длинными волнами делового цикла. Кондратьевские волны имеют отношение к так называемым базисным инновациям, которые ведут к значительным изменениям и приносят много так называемых прикладных инноваций, которые широко используются в туристской деятельности [5].
Тенденции, происходящие в настоящее время в сфере туризма, указывают на необходимость сформировать систему информационного обеспечения инновационного развития туристских дестинаций. Она включает:
• систему информационного обеспечения как функционального комплекса, обеспечивающего органичную взаимосвязь технических средств, методов и технологий работы с информацией;
• систему информационного обеспечения, учитывающую информационные потребности пользователей туристско-рекреационных услуг;
• информацию о состоянии и параметрах функционирования объектов туристско-рекреационных дестинаций, поступающую через определенные промежутки времени или в соответствии с потребностями в ней.
При этом основными элементами данной системы должны быть:
• подсистема сбора информации о состоянии внешней среды (путем мониторинга основных влияющих факторов: состояние мировой экономики, уровень заработных плат, последние тенденции и направления в туристско-рекреационной сфере и др.);
• подсистема сбора информации о состоянии внутренней среды (формируется массив информационных данных из внутренних источников дести-нации: ценовая политика, качество и количество предоставляемых услуг,
загрузка гостиниц, развитие сферы гостеприимства, наличие предприятий общественного питания, транспорт, природно-рекреационные ресурсы, развлекательно-зрелищная сфера, туристские маршруты, экологическая обстановка и другое);
• подсистема информационных потоков (обеспечивает оптимальную циркуляцию и физическое перемещение информационных сообщений);
• подсистема информационных технологий (обеспечивает взаимодействие совокупности средств и методов сбора, накопления, перемещения, обработки информации).
Внедрение и обслуживание предложенной системы информационно-
го обеспечения требует определенных финансовых ресурсов, поэтому на первом этапе очень важно определить источники финансирования проекта. Основными инвесторами могут стать как государственные органы, заинтересованные в формировании имиджа дестинаций, так и объединения (ассоциации) субъектов хозяйствования в данной сфере деятельности.
В условиях глобализации изучение и анализ процессов, происходящих в туристской сфере, позволит обеспечивать стабильность, гарантии безопасности туристов, совершенствовать правовое регулирование туризма с учетом анализа прецедентов, возникающих в последнее время.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. М.: Советский спорт, 2008.280 с.
2. Львова Т.В. Влияние качества туристских услуг на экономику дестинации (на примере города-курорта Сочи): дис.... канд. экон. наук. Сочи, 2011. С. 107.
3. Машкович Е.А. Оценка понятия «турист-ская дестинация» в контексте современной туристики//Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56).
4. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: монография. М.: РосНОУ, 2005. С. 80.
5. Новиков В.С. Сборник научных статей Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы. М., 2006.
6. Щедловская М.В., Морозов М.А. Анализ конкурентных преимуществ (привлекательности) туристской дестинации Наро-Фоминского муниципального района // Современная конкуренция. 2013. № 2 (38).
7. Щедловская М.В., Морозов М.А. Роль информационных технологий в формировании туристской дестинации Наро-Фоминского муниципального района // Вестник РГТУ. 2012. № 2.
8. Althof W. Incoming-Tourismus. Munhen, Wien, Oldenbourg, 1996. Цит. по: Машкович Е.А. Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. С. 89.
9. Kaspar C. Die Tourismus lehreim Grundriss / 5 uberarb. und erg. Aufl. Bern: Stuttgart; Wien: Haupt, 1996. С. 65-70. Цит. по: Рябуха А.Ю. Управление развитием местных сообществ на основе использования туристского пространства: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2006. С. 23.
10. Pearce D. Tourism development. 1989. Цит. по: Машкович Е.А. Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики // Известия Иркутской государственной экономической академии. Иркутск, ИГЭА, 2007. С. 89.
11. Виртуальная проекция: Е-туризм и Е-пу-тешествия [электронный ресурс]. URL: http:// 2012uwell.com/news/e-turizm-i-e -puteshestviya -virtualnaya-p (дата обращения: 08.11.2014).
12. Все о туризме: туристическая библиотека. Новиков В.С. Инновации в туризме [электронный ресурс]. URL: http://tourlib.net/ books_tourism/novikov98.htm (дата обращения: 7.11.2014).
УДК 338.486:711.2
В.Н. ПИНСКОЙ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
Рассмотрены перспективы и проблемы развития экологической туристской дестина-ции в Воронежской области. Эта область рассмотрена как регион, благоприятный для развития экотуризма. Предложены пути формирования и реализации стратегии продвижения экотуристского продукта на региональном, российском и международных рынках. Обоснованы сдерживающие факторы развития Воронежской экологической туристской дестинации.
Ключевые слова: дестинация, экологический туризм, стратегия продвижения экотурист-ского продукта.
The article considers the prospects and problems of development of ecological tourism destinations in the Voronezh region. The region is considered as a region is favorable for the development of ecotourism The ways of formation and realization of strategy of promotion of ecotourism product on the regional, Russian and international markets. Justified constraints of development of the Voronezh ecological tourist destination.
Keywords: destination, ecological tourism, the strategy of promoting ecotourism product.
Конец XX - начало XXI вв. в науке обозначились новой стратегией - экологизацией сознания человека. Общая экологизация, по мнению Н.Ф. Реймер-са [2], представляет собой разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, то есть новый этап «экологической культуры». Не случайно в социально-гуманитарном знании экологическая культура рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы и способы жизнедеятельности. В контексте воспитания экологическую культуру следует понимать как меру цивилизованности, синтез опыта и традиций природосообразного и социо-
© Пинской В.Н., 2014
сохраняющего поведения [4]. При этом «культура» трактуется по-разному, но наиболее существенными ее атрибутами признаются осознанное, глубокое и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию действительности в той или иной сфере деятельности. И.А. Зимняя, Б.Н. Бойденко, Т. Крив-ченко представляют общую культуру человека как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, к себе, к другим, к труду, к природе, «сквозными характеристиками» которой являются: понимание мира (осмысление); знание мира и себя в нем; умение; творение и результирующая характеристика - готовность человека к дальнейшему развитию [1].
Экологическая парадигма в самое последнее время прочно внедряется в