Научная статья на тему 'Концептуальное дидактическое проектирование туристских дестинаций'

Концептуальное дидактическое проектирование туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
294
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЕ ДЕСТИНАЦИИ / ТУРИСТИКА / МЕНЕДЖМЕНТ ДЕСТИНАЦИИ / АКСИОЛОГИЯ ДЕСТИНАЦИЙ / DIDACTIC DESIGN / TOURIST DESTINATION / HIKING / DESTINATION MANAGEMENT / AXIOLOGY DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зорин А. И.

В статье раскрыты научные подходы к концептуальному дидактическому проектированию туристских дестинаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual design of a didactic tourist destinations

In the article the scientific approach to the conceptual design of didactic tourist destinations

Текст научной работы на тему «Концептуальное дидактическое проектирование туристских дестинаций»

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИй

А.И. ЗОРИН,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой научно-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

(рекреация и туризм)

Аннотация. В статье раскрыты научные подходы к концептуальному дидактическому проектированию туристских дестинаций

Ключевые слова: дидактическое проектирование, туристские дестинации, туристика, менеджмент де-стинации, аксиология дестинаций

CONCEPTUAL DESIGN OF A DIDACTIC TOURIST DESTINATIONS

A.I. ZORIN,

candidate of pedagogical sciences., dotsent, Head of the Department of Science — Expeditionary tourism Russian International Tourism Academy

Abstract. In the article the scientific approach to the conceptual design of didactic tourist destinations Keywords: didactic design, tourist destination, hiking, destination management, axiology destinations

Пятнадцать лет назад в ЮНЕСКО Генеральный секретарь этой организации, ректор Сорбонны и ректор Российской международной академии туризма подписали соглашение, в результате которого в этих двух университетах была создана сетевая кафедра ЮНЕСКО «Культурный туризм в целях мира и развития». В 2009 году перед кафедрой была поставлена задача — разработать учебно-методический комплекс и осуществить организационное взаимодействие, которые позволили бы решить главную проблему, — готовить профессиональные кадры для дестинаций, где размещены объекты Всемирного культурного и природного наследия.

Партнеры договорились, что каждый из них предложит вариант решения, опирающийся на собственный научный и педагогический опыт, а затем уже ЮНЕСКО согласует универсальный план подготовки менеджеров дестинаций, поскольку именно дестина-ции являются комплексными объектами сосредоточения Всемирного наследия и приема туристов.

Данная статья представляет текущие результаты исследований Российской международной академии туризма в этом направлении.

Термин «дестинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало «место назначения». 1840 год считается первые туристы, — единомышленники организатора экскурсий за здоровый образ жизни — Томаса Кука, прочитали в его программе, что «destination» их поездки (т.е. место назначения) — Ламфборо, где и пройдет съезд Ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Так появилась первая туристская де-стинация мира — Ламфборо, где единовременно собралось более пятисот туристов.

В то время это слово воспринималось одинаково туристами и организаторами туризма как направление маршрута. Для большинства туристов этот термин так и остался в том же первичном значении. Что же касается профессионального туризма и ту-ристики, то в течение последующих двух столетий происходило постоянное усложнение значения данного понятия. В конце ХХ века термин дестинация стал официальным термином Всемирной туристской организации, которая дала следующее официальное определение: «дестинация — физическое пространство, в котором посетитель проводит вре-

152-Вестник Московского университета МВД России-№ 9 / 2011

мя, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность».

Как видим, в определении используется целый ряд аргументов: физическое пространство; посетитель; ночевка; туристский продукт; туристская услуга; аттракция; туристские ресурсы; доступность; образ; восприятие; рынок; конкурентоспособность.

Каждый из этих аргументов по-своему углубляет первичное понятие и создает из обычного слова культурную константу. Эти актуализации — концепты, вытекающие из определения дестинации ВТО, будут рассмотрены ниже. Но начнем мы наш анализ с позиций туристики.

Значения терминов в тексте раскрывает семантика. Сердцевину семантики составляет лингвистический анализ, который позволяет соотнести каждое понятие с высшими духовным ценностям, имеющими языковое выражение и отмеченными этнокультурной спецификой (Зусман В., 2003).

По определению, семантика изучает отношения между знаком (десигнатом) и означаемым (денотатом). Через интерпретации семантика стремится раскрыть содержание означаемого. Основатель общей семантики Альфред Коржибски определял общую семантику как общую теорию оценки фактов, отношений, ощущений в контексте оценочных реакций. С этой точки зрения, основной задачей общей семантики он считал т.н. «осознание абстрагирования», то есть выявление соотношения образа и реальности («карты и территории») на основе лингвистического анализа. (Korzybski А., 1994). В нашем случае, полагаем, семантика должна усилить туристику в аспектах восприятия дестинаций и отражения их образа в речи и в системе жизненных ценностей.

Казалось бы, аксиологическая ценность туризма всегда лежала на поверхности. Но долгое время (да подчас и сегодня) она ассоциировалась больше с территорией, нежели с содержанием путешествия или паломничества. Еще в середине Х1Х века русский политэконом Иван Васильевич Вернадский писал: «Каждая местность имеет свой идеал, каждая страна — свои формы совершенства, чуждые другой, под иными условиями стоящей местности. В этом-то преимущественно и кроется главная причина того различия, которое существует в хозяйственном, общественном и политическом положении» (Вернадский И.В., 1865).

Благодаря этому свойству дестинация скоро восприняла один из универсальных концептов

культуры «свое-чужое». Как отмечает В.А. Зусман, «свой» — означает собственный, особенный, личный, отдельный, значимый «сам собой», имеющий «собь» — «существо». Слово «чужой» пришло в русский язык от готов, значит, «чужого» народа. «Чужой» не имеет личности, собственного лица, отдельности. «Чужое» — не вычлененное, лишенное существа. Сопоставление данных концептов включает: 1) осмысление «своего» на фоне «чужого»; 2) «остранение» своего и придание «личного» чужому (Зусман В., 2003). Для семантического анализа дестинаций важен и тот случай, когда удаляется «свое» и приближается «чужое».

С точки зрения семантики каждое понятие должно отвечать представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления (Ку-брякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г., 1996). Семантический опыт туристики быстро развивает в этом направлении значение концепта дестинация, поскольку заставляет нас открывать при их восприятии новые отношения, а также высший метафизический и сакральный смысл. Туризм создает возможности для значительного усиления коммуникации концептов дестинации, благодаря «одновременной обращенности к трансцендентному источнику речи — Богу» (Неретина С.С. Тропы и концепты. М., 1999). Семантический анализ концепта дестинация указывает на всеобщий, универсальный источник, порождающий Смысл . Более того, дестинация открывает метафизический смысл людям во всем многообразии благодаря, как писал Алексей Федорович Лосев, «налаганию» имен ниспосланных людям Мастером, самим Богом. При этом имена становятся «орудиями восприятия вещей и мест» (Лосев А.Ф., 1997).

Анализ семантической структуры тезауруса ту-ристики выделил понятие «дестинация» как одну из четырех ее культурных констант. Что это значит? Согласно самому общему определению, — константа это то, что остается неизменным при всех изменениях и расчетах. Физика установила ряд уни-аерсальных физических констант. Например, — скорость света, гравитация, квант действия и прочее. Их значения в том, что именно физические константы устанавливают решающие отношения между мировыми явлениями и связывают воедино все измерения.

Туристская дестинация — константа не физическая, а культурная. Современная наука определяет культуру либо как созданный человеком (и для человека) мир, либо как избранные людьми высшие ценности (Постижение культуры: концепции, дискуссии, диалоги. — М., 2002). Культурные константы воздействуют на развитие культуры как постоянные инварианты и формируют этот комплекс как в

№ 9 / 2011

Вестник Московского университета МВД России

153

объективном мире, так и в ментальном. Туристские дестинации формируют культуру современного общества, предоставляя и развивая комплекс особых и значимых материальных возможностей для отдыха и туризма, а также развивая систему ценностей людей, благодаря туризму на объектах культурного и природного наследия.

Таким образом, два главных аспекта дестина-ции должны быть выделены в качестве основных: менеджмент дестинации; аксиология дестинаций.

В соответствии с первым аспектом, дестинация как культурная константа рассматривается нами в качестве инварианта материальной культуры, формируя ее совместно с другими константами — город, ландшафт, музей, транспорт, этносы и др.. Второй аспект дестинации формирует современную духовную культуру совместно с такими константами как праздник, семья, музыка, искусство, образование, туризм, путешествие, рекреация, наследие, вера, память и др.

Менеджмент дестинации — направление в подготовке технологов и концептологов туризма для управления (планирование, регулирование, контроль), руководства, организации туриской деятельности, а также совокупности методов, форм и средств управления развитием дестинаций. Будущий менеджер готовится стать предпринимателем, эффективно действующим в рыночных условиях, рационально использующим материальные и трудовые ресурсы и конкурентные преимущества дестинаций для их дальнейшего развития с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Большинство позиций менеджмента раскрываются в общем курсе «Менеджмент».

Особые позиции менеджмента дестинаций раскрывают концепты при константе «Дестинация», которые положены нами в качестве учебных модулей в основу концептуального дидактического проектирования учебной программы магистерского уровня «Менеджмент дестинаций».

ФОРМИРОВАНИЕ

инновационных методов

УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРы

И.в. боярская,

старший преподаватель Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, тверской филиал Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. Произошедшие изменения в институциональном поле культуры, обусловленные появлением новых участников культурной деятельности, таких как негосударственные некоммерческие и коммерческие организации, вызывают необходимость развития существующих методов управления, не способных в настоящее время обеспечивать эффективную координацию деятельности разнообразных субъектов управления. Недостаточное развитие инструментов и моделей управления, таких как, например, система проектного мониторинга и технология социально-культурного партнерства, препятствуют внедрению инновационных методов в практику управления. Таким образом, выявление недостающих инструментов, их изучение и включение в практику управления обеспечит формирование системы управленческих инноваций в сфере культуры.

Ключевые слова: инновационные методы, творческие индустрии, программно-целевой метод, комплексный подход, сфера культуры.

FORMATION OF INNOVATIVE MANAGEMENT METHODS IN CULTURE SPHERE

I.v. boyarskaya,

senior lecturer Moscow state university of economy, statistics and computer science, the Tver branch

154

Вестник Московского университета МВД России

№ 9/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.