Научная статья на тему 'Продвижение туристской дестинации в сети Интернет (на примере туристской дестинации «Национальный парк “Алханай”»)'

Продвижение туристской дестинации в сети Интернет (на примере туристской дестинации «Национальный парк “Алханай”») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1453
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / ИНТЕРНЕТ / DESTINATION / TOURIST DESTINATION / NATIONAL PARK / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арсений Р. М., Киреева Ю. А.

Представлен пример технического задания для разработки интернет-сайта для национального парка, а также сформулированы рекомендации для разработки качественного информационного ресурса для туристских дестинаций (в контексте национальных парков)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The promotion of a tourist destination in the Internet (based on a tourist destination «The National Park “Alkhanay”»

The article presents an example of technical specifications for the website development for the National Park. Also it contains some recommendations for developing high quality information resource for destinations (national parks

Текст научной работы на тему «Продвижение туристской дестинации в сети Интернет (на примере туристской дестинации «Национальный парк “Алханай”»)»

УДК 338.487:659.1

Р.М. АРСЕНИЙ, Ю.А. КИРЕЕВА

ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "АЛХАНАЙ"»)

Представлен пример технического задания для разработки интернет-сайта для национального парка, а также сформулированы рекомендации для разработки качественного информационного ресурса для туристских дестинаций (в контексте национальных парков).

Ключевые слова: дестинация, туристская дестинация, национальный парк, Интернет.

The article presents an example of technical specifications for the website development for the National Park. Also it contains some recommendations for developing high quality information resource for destinations (national parks).

Key words: destination, tourist destination, National Park, Internet.

Для современного туристского бизнеса характерна очень высокая зависимость от наличия актуальной, постоянно обновляемой информации. Интернет связал воедино все компьютеры мира и обеспечил мгновенную и надежную передачу информации.

У организаций индустрии туризма, как и у большинства компаний различных отраслей, использование Интернета вызывает свой интерес. Это коммуникации и связь, электронные платежи, использование систем бронирования, а также продвижение туристского продукта и туристских дестинаций.

Термин «дестинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало место назначения. В 1840 г. первые туристы - единомышленники организатора экскурсий за здоровый образ жизни Томаса Кука -прочитали в его программе, что «destination» их поездки (т.е. место назна-

© Арсений Р.М., Киреева Ю.А., 2015

чения) - Лафборо, где и пройдет съезд Ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. Так появилась первая туристская дестинация мира - Лафборо, где единовременно собрались более пятисот туристов [6].

В то время это слово одинаково воспринималось туристами и организаторами туризма как направление маршрута. Для большинства туристов этот термин так и остался в том же первичном значении. Что касается профессионального туризма и туристики, то в течение последующих двух столетий происходило постоянное усложнение значения данного понятия. В конце XX в. термин «дестинация» стал официальным термином Всемирной туристской организации, которая дала ему следующее официальное определение: «Дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттрак-

ции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность» [6].

Рассматривая в качестве дестина-ции национальный парк, где основной целью для туристов является экологический отдых, необходимо отметить недостаточное обеспечение информацией в сети Интернет, которая может привлечь денежные средства на охрану окружающей среды региона, развитие туристской инфраструктуры в де-стинации, а также обеспечить занятость местных жителей.

В современных условиях информационное обеспечение в сети Интернет тесно связано с туризмом, практически не осталось компаний, которые бы не рекламировали свои услуги с помощью веб-сайта. Сейчас все большее количество людей занимается поиском интересующих услуг и принятием решений об их приобретении с помощью ресурсов сети Интернет. Экологический туризм в национальных парках России в последнее время активно развивается, поэтому продвижение в сети Интернет для таких дестинаций крайне необходимо.

Национальный парк - эта территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В России на настоящий момент действует 41 национальный парк общей площадью более 70 тыс. км2. В одних парках, удаленных от промышленных и сельскохозяйственных центров, природа сохранилась практически в первозданном виде, там можно увидеть большое число природных достопримечательностей: уникальные ландшафты, геологические и минерало-

гические редкости, исчезающие виды животных и растений [10, 12].

Несмотря на то, что многие национальные парки России имеют свои интернет-сайты на личных доменных именах, в парках в настоящее время наблюдается острый дефицит справочной информации, из которой можно узнать не только о природных достопримечательностях и памятниках историко-культурного наследия, но и почерпнуть практические сведения о возможностях посетить парк. У большинства сайтов национальных парков нет необходимой для туристов информации, не проработана концепция построения структуры разделов и подразделов, нет удобной схемы перехода от одного раздела сайта к другому. Все это негативно сказывается на правильном восприятии сайта, отталкивает потенциальных потребителей предоставляемых услуг.

Анализ сайтов всех национальных парков по таким критериям, как информативность, удобство пользования и внешняя привлекательность, показал, что сайты только 10 национальных парков России являются наиболее эффективными для привлечения клиентов в парк. Среди них «Башкирия», «Валдайский», «Водлозерский» и др. Остальные сайты, получившие от экспертов наименьшие оценки, к сожалению, не могут привлекать потенциальных туристов [3].

Национальный парк «Алханай» расположен в Агинском Бурятском автономном округе, общая площадь парка составляет 138 234 га. Парк основан в 1999 г. Для туризма и отдыха предлагаются пешие и автомобильные маршруты. Возможности размещения - кемпинги, юрты (национальное жилище), палаточный лагерь.

Парк обладает множеством историко-культурных объектов - Алханай-ское Обоо, Долина Аршана, Димчик Сумэ, Наран Хажид - Скала небесной музыкантши, храм Бадмасамбавы, Зу-ла - Лампадка и т.д. У национального парка «Алханай» интернет-сайта нет.

Интернет-сайт - это инструмент воздействия и взаимодействия с конечным числом целевых групп, в которых заинтересована компания - владелец интернет-сайта. Сайт является визитной карточкой для любой организации.

Создание интернет-сайта начинается с подготовки технического задания, но, прежде чем приступить к разработке, необходимо провести проектирование.

Работы этапа проектирования включают в себя:

• исследование - изучение целей и задач проекта, целевой аудитории проекта, сбор информации и анализ требований клиента;

• представление рекомендаций формулирование и выдвижение рекомендаций, основанное на результатах исследования.

На основе проведенного исследования формулируются основные требования к разрабатываемому проекту, которые формализуются и утверждаются. Затем разрабатывается техническое задание.

Техническое задание на разработку сайта - это документ, предназначенный для специалиста, в котором отражаются цели, требования к проекту и основные исходные данные, необходимые для разработки, где устанавливаются точный состав и содержание всех работ.

В техническом задании определяются:

• цель создания веб-сайта;

• технические требования к реализации;

• описание требований к дизайн-макетам и функциональным модулям будущего сайта;

• методы дальнейшей поддержки и сопровождения сайта;

• процесс ввода проекта в эксплуатацию.

Техническое задание разрабатывается таким образом, чтобы обеспечить максимально возможный уровень детализации проекта. После утверждения техническое задание служит определяющим документом. Разумеется, изменения в процессе работы возможны и являются предметом согласования и оформления в качестве дополнительных соглашений к техническому заданию.

Структура технического задания на разработку сайта национального парка «Алханай» включает:

1. Общие сведения.

2. Назначение и цели создания системы.

2.1. Назначение системы.

2.2. Цели создания системы.

3. Характеристика объектов автоматизации.

4. Требования к системе.

4.1. Требования к системе в целом.

4.2. Требования к интерфейсу администратора (back office).

4.2.1. Требования к структуре разделов.

4.2.2. Требования к структуре данных.

4.3. Требования к интерфейсу пользователя (front office).

4.3.1. Требования к структуре разделов.

4.3.2. Требования к элементам навигации.

4.3.3. Типы навигации.

4.3.4. Элементы стартовой страницы.

4.3.5. Общие элементы внутренних страниц.

4.3.6. Функциональность разделов.

4.3.6.1. Стартовая страница.

4.3.6.2. О парке.

4.3.6.3. Природные особенности.

4.3.6.4. Деятельность парка.

4.3.6.5. Туризм. 4.3.6.5.1. Виды туризма, маршруты, экскурсии.

4.3.6.6. События.

4.3.6.6.1. Новости.

4.3.6.6.2. Галерея.

4.3.6.7. Контакты / обратная связь.

4.3.6.8. Поиск.

4.4. Схемы разделов.

4.5. Требования к средствам оптимизации под поисковые системы.

4.6. Направления дальнейшего развития.

5. Требования к дизайну.

5.1. Общие требования к дизайну.

5.2. Требования к макетам.

6. Требования к условиям эксплуатации.

6.1. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы.

6.2. Требования к надежности.

6.3. Требования к техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы.

6.4. Требования к защите информации от несанкционированного доступа.

6.5. Требования по сохранности информации при авариях.

6.6. Требования к эргономике и технической эстетике.

6.7. Требования к патентной чистоте.

6.8. Требования по стандартизации и унификации.

7. Требования к видам обеспечения.

7.1. Требования к математическому обеспечению.

7.2. Требования к информационному обеспечению.

7.3. Требования к лингвистическому обеспечению.

7.4. Требования к программному обеспечению.

8. Ссылочные документы.

8.1. Список литературы.

8.2. Перечень принятых сокращений. С точки зрения интерфейса пользователя интернет-сайт национального парка «Алханай» имеет следующую структуру:

1. Главная страница.

2. О парке.

• История создания.

• Культурное наследие.

• Природное наследие.

3. Природные особенности.

• Географическое положение.

• Климат.

• Рельеф.

• Водоемы.

• Флора и фауна.

• Красная книга.

4. Деятельность парка.

• Положение о национальном парке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Охрана территории.

• Научная работа.

• Экологическое просвещение.

• Проекты.

• Сотрудничество.

5. Туризм.

• Виды туризма.

• Маршруты и экскурсии.

• Размещение и транспорт.

• Правила поведения и посещения.

• Стоимость услуг.

• Отзывы.

6. События.

• Новости.

• Галерея.

7. Контакты / обратная связь.

8. Карта сайта.

9. Поиск.

Важное требование, которое относится к структуре разделов и подразде-

лов сайта, - это возможность добавления, удаления и перемещения разделов и подразделов в административной системе сайта. Если у раздела не выставлен признак публикации, то все вложенные разделы в меню не отображаются. Любой из промежуточных уровней сайта в каждом конкретном случае может отсутствовать.

Техническое задание включает в себя задания для каждого из специалистов, работающих над проектом, формирует и определяет объем работ, дает четкое представление о результате работы и точности выполнения поставленных задач. Без технического задания невозможно четко организовать работу над созданием интернет-ресурса.

На основании собранной и проанализированной информации можно сформулировать ряд рекомендаций для разработки качественного информационного ресурса для дестинаций (национальных парков):

• при разработке дизайна сайта необходимо плотнее взаимодействовать с дизайнером;

• необходимо организовать доступность, достоверность и полноту информации;

• очень важно качественно подобрать материал для наполнения сайта актуальной информацией;

• необходимо своевременно заниматься информационным обновлением, отражать в Интернете жизнь компании и отрасли;

• при поиске компании-разработчика необходимо обращаться только в ту компанию, которая зарекомендовала себя на рынке интернет-технологий, не стоит делать сайт самостоятельно;

• перед запуском сайта нужно протестировать разработку;

• следует помнить о возрастных особенностях аудитории, о достаточно низкой скорости каналов Интернета у большинства пользователей в регионах. В соответствии с этим нужно определить тот необходимый минимум графических, динамических, музыкальных, анимационных и прочих объектов, которые компания собирается разместить на сайте. Нельзя забывать о том, что не стоит перегружать сайт информацией и специальными эффектами, так как не каждый интернет-браузер способен одинаково воспринимать их.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. ГОСТ34.602-89. «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 24.03.1989 № 661).

2. ГОСТ34.601-90. «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 № 3469).

3. Арсений Р.М. Сравнительный анализ информационного обеспечения экологическо-

го туризма в национальных парках России и Канады // Квартальновские научные чтения. М.: Советский спорт, 2008. С. 332-334. (Научный альманах. Вып. 3).

4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008.

5. Дроздов А.В. Основы экологического туризма: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.271 с.

6. Зорин И., Зорин А. Дестинация в контексте ЮНЕСКО: учебно-методические материалы по курсу «Туристские дестинации». Химки: РМАТ, 2011.

7. Интернет-реклама: учеб. пособие / А.А. Годин, А.М. Годин, В.М. Комаров. М.: Дашков и К, 2010.

8. Развитие экологического туризма в регионах России: монография / под общ. ред. Е.В. Серединой. М.: Логос, 2011. 182 с. (Тури-стика: монографические исследования).

9. Родигин Л.А. Интернет-технологии в

туризме: учебник. М.: Советский спорт, 2006.

10. URL: http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТРоссии».

11. URL: http://wikipedia.org - Википедия -открытая энциклопедия.

12. URL: http://zapoved.ru - Особо охраняемые природные территории России.

УДК 338.485

А.П. БГАТОВ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ КЕНИИ, ТАНЗАНИИ И УГАНДЫ)

Отмечено доминирование в туризме стран Восточной Африки предложений сафари. В туристских программах региона отсутствуют компоненты историко-культурных программ. Предлагаются оригинальные составляющие для создания комплексных туристских программ и повышения интереса иностранных туристов к странам Восточной Африки.

Ключевые слова: туризм, Восточная Африка, историко-культурные туристские программы.

Are no components of historical and cultural programs. Offers original components to create integrated tourist programs and increase the interest offoreign tourists to the countries of East Africa.

Key words: tourism, East Africa, historical and cultural tourism programs.

Восточная Африка - это очень интересный и в то же время наименее освоенный туристский регион мира. Среди факторов, благоприятствующих развитию туризма в этом регионе, отмечают определенную близость территории к Европе и Азии, устойчивые и достаточно комфортные климатические условия, наличие во многих прибрежных районах прекрасных пляжей, а также экзотическую природу.

В настоящее время Восточная Африка привлекает туристов в первую

© Бгатов А.П., 2015

очередь своими национальными парками. Крупнейшими африканскими национальными парками являются кенийский Цаво (Тзауо) и танзанийский Серенгети (Зеге^ей). Национальные парки есть в Зимбабве, Уганде, Центрально-Африканской Республике, Мали и Ботсване.

Необходимо отметить, что идеология туризма в национальных парках представляется чрезмерно эксплуатируемой в маркетинге стран Восточной Африки. В то же время незаслуженно забыты историко-культурные объекты стран этого региона, а ведь мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.