ТУРИЗМ
УДК 379.85 DOI:10.24411/2414-3863-2018-10101
КОНЦЕПТ «ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ
Башкирцева Юлия Станиславовна
кандидат философских наук, доцент, [email protected]
ФГАУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Калининград, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье автор анализирует различные подходы к пониманию концепта «туристская дестинация», которая рассматривается как важный компонент туристской системы и константа современной культуры.
Ключевые слова: концепт, туристская дестинация, аттракции и туристские ресурсы, маркетинг дестинации, продукт дестинации, культурный ландшафт, культурное наследие, типы туристских дестинаций.
Очевидно предысторию понятия «дестинация» (от латинского «местонахождение») можно начинать с 1840 года, когда Томас Кук, который сегодня считается одним из основоположников туристской индустрии, в своей программе, обращённой к участникам экскурсий за здоровый образ жизни, сообщил, что местом назначения их поездки, то есть «destination» станет Ламфборо, где пройдет съезд Ассоциации трезвенников южных графств Центральной Англии [8, с. 274].
Историю же формирования понятия «туристская дистинация» принято связывать с именем профессора Мейсенского университета (г. Окленд) Нейлом Лейпером, который в 1980-х ХХ века впервые использует термин «дестинация» при анализе туризма. Туризм Лейпер предлагает рассматривать как систему, включающую следующие тесно взаимосвязанные между собой элементы: географический компонент, туристы и туристская индустрия. К составляющим географического компонента в свою очередь относятся регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации. Туристские дестинации Н. Лейпер определяет как «места, которые туристы выбирают для того, чтобы остановиться на некоторое время для получения туристского опыта (leisure experience), связанного с одним или несколькими атрибутами и особенностями территории - со своего рода воспринимаемыми аттракциями» [3, с. 101]. Таким образом, туристская дестинация понимается Лейпером не просто как географическое пространство, выступающее в качестве цели путешествия и места временного пребывания, но и как территория, обладающая некими особенностями, делающими её привлекательной для туристов.
Впоследствии предложенный Лейпером термин стал официальным термином Всемирной туристской организации (UNWTO), которой было дано следующее определение: «дестинация - физическое пространство, в котором посетитель проводит время, по крайней мере, с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы и перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность» [1].
В настоящее время туристская дестинация выступает в качестве объекта междисциплинарных исследований, что объясняет множественность подходов к пониманию её сущности и специфических особенностей, к выявлению и конкретизации её структурных элементов, к обоснованию и применению различных способов типологизации, а так же к выработке стратегий создания и развития дестинаций. Кроме того, особым предметом исследования становится и сама проблема систематизации различных подходов как к определению понятия «дестинация», так и рассмотрению дестинации в качестве особого концепта туристики. В частности М.С. Морозова выделяет географический и клиентоориентированный подходы. [11, с. 110-111], Л. Г. Кирьянова -географическо-территориальный, инфраструктурный и ресурсный, маркетинговый, социальный и управленческий [7, с. 132.]. Н.А. Гончарова предлагает систематизировать подходы зарубежных и отечественных ученых к туристской дестинации по четырем направлениям исследований: экономические географически-ориентированные; маркетинговые управленчески-ориентированные; клиентоориентированные и социокультурные [3, 101].
В рамках территориально-географического (или экономгеографического) подхода туристская дестинация рассматривается как обязательный элемент туристской системы, как определённая территория, имеющая реальные границы (континент, страна, остров, город, центр целенаправленного развития туризма и др.), обладающая туристскими ресурсами и посещаемая туристами. Акцент в исследованиях здесь делается на организационной структуре дестинации (государственная, общественная или государственно-частная), на тех условиях, которые необходимы для формирования туристской дестинации. К числу таких условий, прежде всего, относят так называемые «туристские качества дестинации»: аттракции, сервис и туристская инфраструктура, доступность. Фокус указанных исследований определил и принципы типологизации дистинаций, основывающихся на таких признаках как масштабность, характер расположения, ресурсная база, уровень агрегации, уровень агломерации и так далее [12, с.
192-193]. Кроме того, в российской научной литературе для данного подхода характерно особое внимание к проблеме конкретизации и соотнесении таких понятий как «туристская дестинация», «туристский регион» и «туристский район», что вызвано потребностью формирования общего терминологического аппарата современной российской туристики.
В маркетинговом управленчески-ориентированном подходе дестинация начинает рассматриваться уже не только как географическая территория с определённым политическим и правовым статусом, имеющая развитую туристскую инфраструктуру и туристские ресурсы (природно-климатические, культурно-исторические, социально-экономические). Важным здесь становится анализ аттрактиных качеств дестинации, то есть того, что вызывает туристский интерес и делает дестинацию привлекательной для туристов. Поэтому в ракурсе данного подхода, прежде всего, оказывается сам турист, а точнее его ощущения, эмоции, впечатления, а также факторы, влияющие на особенности восприятия и интерпретацию туристом посещаемой дестинации. Обращённость на туриста характерна и для клиентоориентированного подхода. Следует отметить, что турист здесь уже начинает рассматриваться не только как пассивный потребитель предлагаемых услуг, но и как активный субъект, чьи вкусы, желания, ценностные установки влияют на формирование бренда, имиджа и общей стратегии развития дестинации. В связи с этим меняются и принципы типологизации дестинаций. Так, например, в зависимости от туристских потребностей выделяют следующие типы дестинаций: экологическая, городская, сельская, природная, познавательная, образовательная, культурная, военная и т.д. Кроме того, значимым является и способность дестинации удовлетворять нужды туристов в конкретный период времени. Речь идёт о том, что спрос на дестинацию нередко варьируется в зависимости от степени зрелости дестинации на определенном этапе ее эволюции. Соответственно, отталкиваясь от идеи динамического характера дестинации, типологизация осуществляется на основании выделения стадий её жизненного цикла (формирующаяся, развивающаяся, растущая, в стадии рецессии, в стадии стагнации, возрождаемая, умирающая), которые отражают уровень спроса туристов на определенные ощущения и способности основных акторов дестинации (властей, бизнеса, местных жителей) удовлетворить эти потребности, а так же найти и активизировать новые сегменты на туристском рынке.
Таким образом, представление о дестинации как о только территории, куда приезжает турист, постепенно расширяется, что приводит к трансформации понятия «дестинация» в концепт. Основания этой трансформации были заложены благодаря внедрению в туристику идей маркетинга [5], когда дестинация начинает пониматься как «интегрированный комплексный продукт, в основе которого лежат потребности,
ожидания и восприятие туриста, а туристская инфраструктура лишь обеспечивает удовлетворение этих потребностей» [7, с. 134]. Вполне естественно, что фокусирование на туристских потребностях, стремление сформировать уникальную модель дестинации, делающую её привлекательной для туристов, способствовало развитию социокультурного подхода, сыгравшего важную роль в дальнейшем развитии концепта «туристская дестинация». Начнём с того, что именно в рамках данного направления были разграничены и теоретически обоснованы используемые в отношении дестинации категории «понятие» и «концепт». Так «концепт, как отмечает Е.В. Мощняга, в отличие от понятия, помимо смысла, соединяет в себе образные, ценностные и дискурсивные характеристики. Три непременных компонента концепта включают логическое понятие, образ и ценность» [13, с. 172]. Применительно к дестинации данное положение получает следующее значение. Как понятие дестинация соотносится с представлением о месте или физическом пространстве (содержащем туристские продукты: услуги, аттракции и туристские ресурсы), куда пребывает турист c целью отдыха, развлечения; лечения, познания, обучения и так далее. Как концепт «туристская дестинация» понимается как пространство, содержащее в себе определённые смысловые контексты, как комплекс социальных, экономических, культурных взаимоотношений и практик. Пространство это мыслится как динамичная, многоплановая социально-конструируемая действительность. В основе конструирования или моделирования этой действительности лежат различные факторы. К их числу в первую очередь следует отнести приуроченность дестинации к определённому культурному ландшафту.
В настоящее время понятие «культурный ландшафт» находится в фокусе интересов как естественных, так и гуманитарных наук. При множестве сложившихся подходов в самом общем виде можно выделить два основных направления в конкретизации вышеуказанного понятия. В первом случае культурный ландшафт рассматривается как «целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами» [10, с. 123]. Во втором случае «культурный ландшафт трактуется как историческая местность - место длительного обитания группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей» [9]. Данная точка зрения, таким образом, предполагает понимание культурного ландшафта не просто как территориального комплекса, включающего различные природные и антропогенные компоненты, но как пространства представляющего собой продукт истории, населявших его народов, их материальной и духовной культуры. Как отмечают различные исследователи, рассматриваемые научные направления не являются конкурирующими. Они скорее взаимно дополняют друг друга
[10, с. 126]. Кроме того, общим для них является, то что, культурный ландшафт рассматривается через призму человеческой деятельности (технологическую, экономическую, символическую, аксиологическую, эстетическую и так далее). Именно человеческая деятельность выступают в качестве одного из принципов типологизации существующих культурных ландшафтов.
Все культурные ландшафты, согласно принятой в документах ЮНЕСКО типологии, подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субкатегории ископаемых, реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты [6]. По мнению М.Б. Кулешовой, логическим основанием подобной дифференциации может служить, во-первых, степень преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные), а во-вторых, жизнеспособность сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся) [6]. Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта в современных условиях.
Указанные признаки могут быть применены для идентификации дестинаций, которые, как отмечалось выше, всегда имеют территориальную соотнесённость с определенным культурным ландшафтом. Так, целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты формируют дестинации, чей облик подчинен некоему творческому замыслу, который соотносится с целями и задачами их создателей. Это дестинации поселений, садов, парков, различных геотехнических систем.
Естественные ландшафты сформировались в результате длительного эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности. Для естественных ландшафтов характерно сочетание природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности. Данному типу ландшафта соответствуют сельские, этнические, исторические дестинации. [6].
Ландшафты ископаемые, реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправленно созданных ландшафтов. Под ископаемыми понимаются ландшафты, остановившиеся в своем развитии по причине исчезновения социума их создавшего. Данные ландшафты являются основой формирования археологических дестинаций - развалины древних городов,
курганные комплексы, а так же другие объекты древних, исчезнувших или сменивших свой ареал культур.
Реликтовые ландшафты принято рассматривать как угасающие. Носители культуры, сформировавшей этот ландшафт, нередко отсутствуют, а он продолжает жить, сохраняемый представителями другой культуры. Этому типу ландшафта соответствуют дестинации, представляющие собой как реликтовые природные комплексы, так и комплексы собственно культурные - дворянские усадьбы, дворцово-парковые и монастырские ансамбли.
Развивающиеся ландшафты являются основой формирования дестинаций, которые обязательно связаны с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти дестинации очень уязвимы, так как полностью зависят от природных условий вмещающего ландшафта, поскольку только сохранность природных свойств ландшафта позволяет осуществлять коренному народу его традиционную деятельность [6]. .
В дистинациях, создающихся на базе ассоциативных ландшафтов, на первое место выходит не столько материальная составляющая, сколько ментальная, то есть их коннотация с определёнными историческими событиями, памятными местами, личностями, фольклором, художественными произведениями (литература, кинематограф, изобразительное искусство и т.д.), священными, ритуальными, культовыми местностями и так далее.
Итак, каждая культура в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), создает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировоззрение, что находит отражение в облике культурного ландшафта, в тех исторических функциями, которые он реализует. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и так далее. В зависимости от указанных видов ландшафтов происходит осуществление специализации туристской дестинации. Так, например, в дестинации, чьё формирование происходит на основе мемориального ландшафта, акцент делается на сохранении памяти о важных исторических событиях и выдающихся личностях, сохранении связанных с ними атрибутов, трансляции преданий и исторических повествований, праздновании памятных дат и так далее. Тогда как в дестинации, связанной с сакральным ландшафтом первостепенное значение уделяется мероприятиям, посвящённым проведению религиозных церемоний и праздников, поклонению объектам культа и так далее.
Следует отметить, что на практике в развитии дестинаций, как правило, участвуют различные типы культурных ландшафтов, что влияет на полиморфизм и многоплановость тематики туристских дестинаций, чей уникальный, неповторимый облик во многом зависит от культурного наследия, являющегося частью культурного ландшафта территории.
Первоначально под культурным наследием понималась только совокупность недвижимых памятников истории, культуры и природы, имеющих особую ценность для мира, страны, региона. В дальнейшем же данное понятие трансформировалось и расширилось. На данный момент в соответствии с Хартией ООН «В поддержку культуры», принятой в Салониках в июне 1997 г., наследие определяется как вся совокупность природных и культурных элементов, материальных и нематериальных. В данном смысловом контексте под культурным наследием понимаются уже не только памятники, ансамбли, достопримечательные места (произведения человека или совместные творения человека и природы), представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии, но и то, что составляет активную часть жизнедеятельности этноса (обряды, обычаи, традиции, искусство, ремёсла, промыслы и так далее) [2].
Культурное наследие придаёт константе «дестинация» аксиологический характер, раскрывая смысловую сторону туризма как приобщение к ценностям и богатству мира [3, с. 108]. Собственно актуализация культурного наследия во многом и становится возможной, благодаря дестинации, которая вовлекая наследие в туристский оборот, делает его открытым, доступным и возможным для восприятия. Таким образом, туристская дестинация не только предоставляет комплекс особых и значимых материальных возможностей для отдыха и туризма, но также и развивает систему ценностей, смыслообразующих человеческое бытие, задающих направленность и мотивированность всей жизни человека, его нравственности, деятельности и рефлексии [4, c 27] .
Наполнение дестинации определёнными социокультурными смыслами и ресурсом развития осуществляется не только за счёт наличия уникальных природных и культурных комплексов и туристской инфраструктуры. В формировании и продвижении дестинации участвует и сам турист. Данное участие можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, это находит отражение в конструировании мартектинговой идеи дестинации, которая разрабатывается исходя исключительно из потребностей потребителей. Именно стремление сделать дестинацию привлекательной, доставляющей путешественнику удовольствие, новые знания, впечатления и эмоции влияют как на своеобразие и
специфику туристского продукта территории, так и на его репрезентацию в сознании туристов посредством актуального, оригинального бренда и положительного имиджа. Положительный имидж дестинации продолжает существовать в сознании туриста (в форме внутренних и транслируемых внешнему миру воспоминаний и ощущений) и после того, как он уже покинул конкретный туристский регион и не имеет с ним непосредственного контакта [7, c 134]. Тем самым позитивный туристский опыт, несущий положительные ассоциативные связи, становится источником привлечения в дестинацию как прежних, так и новых туристов, делая дестинацию востребованной и конкурентно способной на туристском рынке.
Во-вторых, аспект специфики вовлечённости туриста в «производство» дестинаций связан с пониманием туристской дестинации как особого семиотического пространства, как культурного текста, наполненного определёнными смыслами и образами, чья интерпретация зависит от многих факторов: возраста посетителей, их культурной принадлежности, социального статуса, прошлого опыта, а так же от целей путешествия. По мнению Е.В. Мошняги, «концептуально дестинация отвечает чертам постмодернистского искусства инсталляции в том смысле, что являет собой символическую декорацию, в которой посетитель является непосредственным участником действа, т. е. не созерцает ее со стороны как зритель, а обнаруживает себя внутри нее» [13, с. 173]. «Проживание» (и физически, и ментально) в сконструированном пространстве и времени дестинации, отличных от привычной для туриста действительности, существенно усиливается благодаря набирающим популярность различного рода интерактивным практикам: спортивным мероприятиям, фестивалям искусств и ремёсел, реконструкциям исторических событий и так далее.
В-третьих, в качестве «производителя», «со-создателя» турист может рассматриваться и в аспекте коммуникативном. Всякая туристская дестинация это место встречи, место диалога различных культур. Ежедневное взаимодействие интересов местных жителей, местной культуры, природы и интересов туристов, хотя иногда и имеет негативные моменты (уничтожение уникальных природных ландшафтов, разрушение традиций, коммерциализация народных промыслов, нередко ведущая к потере аутентичности и оригинальности предлагаемой продукции и та далее), в целом всё-таки достаточно позитивно. Благодаря межкультурным контактам преодолевается этноцентризм как местного населения, так и туристов, возникает ощущение единения друг с другом, чувство принадлежности, общих корней, общей исторической памяти, стремление сохранить и приумножить природное и культурное наследие [13, с 176].
Подводя итоги, следует отметить, что наличие разных подходов в осмыслении сущностных характеристик туристской дестинации указывает на тот факт, что в настоящее время туристская дестинация становится как важным компонентом туристской системы, так и константой современной культуры.
Литература
1. Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М. Тенденция развития дестинаций в регионах Российской Федерации. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств . 2015. № 4. URL: cyberleninka.ru/article (дата обращения: 9.04 17).
2. Герасименко Т.И., Гладкий И.Ю. Всемирное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма // Туризм и культурное наследие. Межвуз. сб.науч. трудов URL: http://tourlib.net/statti_tourism/gerasimenko.htm (дата обращения: 7. 04.17).
3. Гончарова Н.А. Подходы к определению концепта «туристская дестинация» в научном дискурсе // Вестник науки Сибири. 2015. № 2 . С. 100-115.
4. Зорин А.И. Дидактико-квалификационный комплекс профессионального туристского образования: автореферат дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 35 с.
5. Зорин И.В. Менеджмент дестинаций. Учебные программы международных образовательных проектов уровней бакалавриата и магистратуры // Туристские бренды -генератор развития территорий: Материалы международной конференции, г. Вологда, г. Великий Устюг, 13-14 декабря 2011 года. URL: http://russiaturforum.com/upload/presentation/004_plenam_zorin_vologda.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
6. Зорин И.В. Туристская дестинация. URL: resources.krc.karelia.ru/krc/doc/ publ2011/rol_turism/rol_turism_071-75.pdf (дата обращения 5.03.2017).
7. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник кемеровского государственного университета. 2012. №1. С. 131-136.
8. Кружалин В.И. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. М.: Федеральное агентство по ту-ризму, 2014. 336 с.
9. Кусков А.С. Культурные ландшафты и туризм: эволюция концепций и представлений, пространство взаимодействия // География и туризм: сборник научных трудов. Пермь: ПГУ, 2006. С. 115-134. URL: tourlib.net/statti_tourism/kuskov4.htm (дата обращения: 20.03.2017).
10. Ливинская О.А. Понятие культурного ландшафта в отечественной географии // Псковский регионологический журнал. 2012. № 14. С. 120-128.
11. Морозова Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме: монография. М.: РосНОУ, 2011. 264 с.
12. Морозов М.А., Войт М.Н. Теоретико-экономическое содержание понятия «туристская дестинация» // Вестник Российского нового университета. 2013. № 2. С. 192-193.
13. Мошняга Е.В. Концепт «дестинация» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 172-177.
THE CONCEPT OF "TOURIST DESTINATION": THE INTERDISCIPLINARY ASPECT
Yulia S. Bashkirtseva
PhD in Philosophy, Associate professor, [email protected], Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation
Annotation: In this article, the author analyzes various approaches to understanding the concept of "tourist destination", which is regarded as an important component of the tourist system and the constant of modern culture.
Keywords: concept, tourism destination, attractions and tourist resources destination marketing, destination product, cultural landscape, cultural heritage, types of tourist destinations.
1. Garifullina R.S., Safin F.M. Tendencija razvitija destinacij v regionah Rossijskoj Federacii. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv . 2015. № 4. URL: cyberleninka.ru/article (data obrashhenija: 9.04 17).
2. Gerasimenko T.I., Gladkij I.Ju. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie regiona kak osnova razvitija istoriko-kul'turnogo turizma // Turizm i kul'turnoe nasledie. Mezhvuz. sb.nauch. trudov URL: http://tourlib.net/statti_tourism/gerasimenko.htm (data obrashhenija: 7. 04.17).
3. Goncharova N.A. Podhody k opredeleniju koncepta «turistskaja destinacija» v nauchnom diskurse // Vestnik nauki Sibiri. 2015. № 2 . S. 100-115.
4. Zorin A.I. Didaktiko-kvalifikacionnyj kompleks professional'nogo turistskogo obrazovanija: avtoreferat dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2012. 35 s.
5. Zorin I.V. Menedzhment destinacij. Uchebnye programmy mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh proektov urovnej bakalavriata i magistratury // Turistskie brendy - generator
razvitija territory: Materialy mezhdunarodnoj konferencii, g. Vologda, g. Velikij Ustjug, 13-14 dekabrja 2011 goda. URL: http://russiaturforum.com/upload/presentation/ 004_plenarn_zorin_vologda.pdf (data obrashhenija: 10.03.2017).
6. Zorin I.V. Turistskaja destinacija. URL: resources.krc.karelia.ru/krc/doc/ publ2011/rol_turism/rol_turism_071-75.pdf (data obrashhenija 5.03.2017).
7. Kir'janova L.G. «Turistskaja destinacija» kak kompleksnyj koncept i kljuchevoj jelement turistskoj sistemy // Vestnik kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №1. S. 131-136.
8. Kruzhalin V.I. Geografija turizma: uchebnik / V.I. Kruzhalin, N.S. Mironenko, N.V. Zigern-Korn, N.V. Shabalina. M.: Federal'noe agentstvo po tu-rizmu, 2014. 336 s.
9. Kuskov A.S. Kul'turnye landshafty i turizm: jevoljucija koncepcij i predstavlenij, prostranstvo vzaimodejstvija // Geografija i turizm: cbornik nauchnyh trudov. Perm': PGU, 2006. S. 115-134. URL: tourlib.net/statti_tourism/kuskov4.htm (data obrashhenija: 20.03.2017).
10. Livinskaja O.A. Ponjatie kul'turnogo landshafta v otechestvennoj geografii // Pskovskij regionologicheskij zhurnal. 2012. № 14. S. 120-128.
11. Morozova N.S. Koncepcija formirovanija i razvitija konkurencii v turizme: monografija. M.: RosNOU, 2011. 264 s.
12. Morozov M.A., Vojt M.N. Teoretiko-jekonomicheskoe soderzhanie ponjatija «turistskaja destinacija» // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. 2013. № 2. S. 192-193.
13. Moshnjaga E.V. Koncept «destinacija» v sisteme konceptov mezhdunarodnogo turizma // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 4. S. 172-177.