Научная статья на тему 'Формирование туристской дестинации в Донецке: проблемы и перспективы'

Формирование туристской дестинации в Донецке: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
576
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ДЕЙСТВУЮЩАЯ (РЕАЛЬНАЯ) ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST DESTINATION / ACTING (REAL) TOURIST DESTINATION / A POTENTIAL TOURIST DESTINATION / TOURISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мишечкин Геннадий Валерьевич, Голубничая Светлана Николаевна

Рассмотрена динамика развития подходов к трактовке понятия «туристская дестинация» в работах различных авторов, отмечены их недостатки с учётом сложившихся социальноэкономических условий. Уточнено понятие «туристская дестинация», которым является любой востребованный объект (социогеоместность, территория) каталога туроператора, т.е. объект, пользующийся устойчивым спросом у туристов. Та или иная территория может не обладать достаточной инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, в ней могут отсутствовать элементы безопасности и надлежащий уровень управления, но она может быть востребованной благодаря активному и пассивному имиджу. Предложено различать понятия «действующая (реальная) туристская дестинация» и «потенциальная туристская дестинация». Под первым понятием имеется в виду социогеоместность, которая пользуется устойчивым спросом у туристов. Потенциальная туристская дестинация территория, обладающая туристским потенциалом (ресурсами), однако в силу разных причин не пользующаяся устойчивым спросом у туристов. Определены условия для формирования действующей туристской дестинации (на примере Донецка): туристские условия должны превратиться в аттракции, усовершенствование основной и вспомогательной инфраструктуры, оптимизацию управленческо-организационной подсистемы, наличие высококвалифицированных кадров. Важными являются также политический и социальный аспекты. ПроанАлизированы проблемы и перспективы формирования действующей туристской дестинации в г. Донецке. Город в достаточной мере обладает природными и культурно-историческими ресурсами. Благоприятным является климат, рельеф, высокий уровень озеленения. В городе 262 памятника истории и культуры, 140 музеев и музейных комнат, 3 национальных театра, цирк. Представлены биосоциальные и событийные ресурсы. На данный момент Донецк представляет собой потенциальную туристскую дестинацию, у которой есть все шансы стать реальной туристской дестинацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING TOURIST DESTINATION IN DONETSK: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article considers the development dynamics of approaches to the understanding the concept of “tourist destination” in the works of various authors, as well as notes the shortcomings taking into account the prevailing socio-economic conditions. The authors specify the notion of “tourist destination”. It can be any object (sociogeolocation, territory) from the tour operator catalogue, in other words it is a site in stable demand among tourists. The territory with the lack of sufficient infrastructure, high-qualified human resources, elements of security and an adequate level of management is able to be in demand due to active and passive image. The concept of “acting (real)” and “potential tourist destination” is distinguished. The former is sociogeolocation and currently in demand in tourists. Potential tourist destination is the territory possessing tourist potential (resources), which due to various reasons is not popular in tourists. The conditions for the formation of the acting tourist destination (Donetsk is a vivid example) are defined: transformation of tourist conditions into attractions, the improvement of the basic and subsidiary infrastructure, optimization of the management and organizational subsystems, and high-qualified staff. Political and social aspects are also important. The problems and prospects of forming acting (real) tourist destination in Donetsk are analyzed. The city has enough natural, cultural and historical resources. Climate, topography, and high level of landscaping are advantageous. There are 262 historical and cultural monuments, 140 museums and museum rooms, 3 national theatres, circus in the city. Biosocial and event resources are also presented. At the moment, Donetsk is a potential tourist destination, which has all the chances to become a real tourist destination.

Текст научной работы на тему «Формирование туристской дестинации в Донецке: проблемы и перспективы»

МИШЕЧКИН Геннадий Валерьевич3, УДК 379.85

ГОЛУБНИЧАЯ Светлана Николаевна6 DOI: i0 224i2/i995-04ii-20i7-ii-2-ii8-i24

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (Донецк, Украина);

а кандидат исторических наук, доцент; e-mail: mishechkin2213@mail.ru; 6 кандидат биологических наук, доцент; e-mail: sg197@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В ДОНЕЦКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассмотрена динамика развития подходов к трактовке понятия «туристская дестинация» в работах различных авторов, отмечены их недостатки с учётом сложившихся социально-экономических условий. Уточнено понятие «туристская дестинация», которым является любой востребованный объект (социогеоместность, территория) каталога туроператора, т.е. объект, пользующийся устойчивым спросом у туристов. Та или иная территория может не обладать достаточной инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, в ней могут отсутствовать элементы безопасности и надлежащий уровень управления, но она может быть востребованной благодаря активному и пассивному имиджу. Предложено различать понятия «действующая (реальная) туристская дестинация» и «потенциальная туристская дестинация». Под первым понятием имеется в виду социогеоместность, которая пользуется устойчивым спросом у туристов. Потенциальная туристская дестинация - территория, обладающая туристским потенциалом (ресурсами), однако в силу разных причин не пользующаяся устойчивым спросом у туристов. Определены условия для формирования действующей туристской дестинации (на примере Донецка): туристские условия должны превратиться в аттракции, усовершенствование основной и вспомогательной инфраструктуры, оптимизацию управленческо-организационной подсистемы, наличие высококвалифицированных кадров. Важными являются также политический и социальный аспекты. Проанализированы проблемы и перспективы формирования действующей туристской дестинации в г.Донецке. Город в достаточной мере обладает природными и культурно-историческими ресурсами. Благоприятным является климат, рельеф, высокий уровень озеленения. В городе 262 памятника истории и культуры, 140 музеев и музейных комнат, 3 национальных театра, цирк. Представлены биосоциальные и событийные ресурсы. На данный момент Донецк представляет собой потенциальную туристскую дестинацию, у которой есть все шансы стать реальной туристской дестинацией.

Ключевые слова: туристская дестинация, действующая (реальная) туристская дестинация, потенциальная туристская дестинация, туристский потенциал.

Современный мир характеризуется стремительными, иногда кардинальными изменениями. В полной мере это утверждение относится и к туристской сфере. Развитие туризма во многом определяется умелым сочетанием аттрактивных туристских объектов, туристской инфраструктуры, в т.ч. рекламно-информационного и транспортного обеспечения, и кадрового потенциала той или иной территории. Перечисленные элементы и подсистемы туристской системы во многом соответствуют понятию «туристская дестинация».

В конце 1970-х - сер. 1980-х гг. Н. Лей-пером для характеристики туристско-рекреационных территорий в научный

обиход был введен термин «туристская дестинация», под которым понималась «конкретная территория, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой проходят основные процессы взаимодействия туриста с инфраструктурой» [11, 12].

В свою очередь, в начале ХХ1 в. проблемами развития туристских дестинаций в Донецком регионе (области) занимались

A. Блакберн, А. Бовсуновская, В. Горягин,

B. Данильчук, С. Голубничая, Н. Кудокоцев и др. [1-3, 6]. В их работах пристальное внимание уделялось туристским дестинациям прибрежной полосы Северного Приазовья, Славянского, Артемовского, Шахтерского,

Волновахского, Амвросиевского районов Донецкой области. При этом очень мало внимания акцентировалось на столице региона - городе Донецке.

Учитывая вышесказанное, целью данной статьи является попытка проанализировать проблемы и перспективы формирования туристской дестинации в городе Донецке. На наш взгляд, интерес к данной проблематике возрастает еще и потому, что в массовом сознании обыкновенного жителя постсоветского пространства Донецк ассоциировался и по-прежнему ассоциируется как крупный индустриальный центр.

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию указанного научного направления, остановимся на ключевом понятии - «туристская дестинация». Заметим, что имеется несколько подходов к научной трактовке данного понятия. Во всех подходах к дефиниции «туристская дестинация» много общих моментов, однако есть и различия. Для облегчения понимания разных подходов к указанному понятию приведем обобщенные варианты, разделив их на две группы - взгляды отечественных [4, 5, 7, 9] и зарубежных [8, 10, 13] специалистов. Приносим извинения авторам-специалистам за столь упрощенную схему восприятия их теоретических взглядов и согласимся с Л.Г. Кирьяновой, что в отечественной туризмологии, несмотря на возросшее количество работ, понятие «туристская дестинация» находится на «докристаллической» стадии [5, с. 131].

Проанализировав разные подходы к трактовке понятия «туристская дестинация», приходим к пониманию того, что нам более импонируют определения А.И. Зорина и К. Каспара, которые возьмём за основу, правда, с уточнением: туристская дестинация - любой востребованный объект (социогеоместность, территория) каталога туроператора, т.е. объект, пользующийся устойчивым спросом у туристов.

Сделаем несколько, на наш взгляд, важных оговорок и дополнений. Заметим, что та или иная социогеоместность (территория) может не обладать достаточной инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, в ней могут отсутствовать элементы безопасности и надлежащий

уровень управления. Однако, у неё есть востребованность благодаря активному и пассивному имиджу. Туристы посещают её по разным причинам:

• нужда (необходимость, рекреация, оздоровление и т.д.);

• познание (любопытство, научный интерес и т.д.);

• формирование имиджа и ориентир на социальный статус (социально-психологический аспект).

Любой туристский регион или объект потенциально может превратиться в туристскую дестинацию. Учитывая данный факт, нам представляется целесообразным использовать два понятия: действующая (реальная) и потенциальная туристские дестинации. Под первым понятием имеется в виду социогеоместность, которая пользуется устойчивым спросом у туристов. Потенциальная туристская дестинация - территория, обладающая туристским потенциалом (ресурсами), однако в силу разных причин не пользующаяся устойчивым спросом у туристов.

Для того, чтобы та или иная территория быстрее превратилась в действующую туристскую дестинацию, необходимо выполнение ряда условий. О подавляющем большинстве условий и критериев говорилось выше. Попробуем проследить наиболее важные из них на примере формирования туристской дестинации в городе Донецке.

Во-первых, туристские ресурсы должны превратиться в аттракции. Город Донецк обладает значительным турпотенци-алом, но еще многое нужно сделать, чтобы он стал аттрактивным продуктом.

Во-вторых, принципиально важным представляется вопрос совершенствования основной и вспомогательной инфраструктуры (размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортная доступность, рекламно-информационная составляющая, безопасность). С одной стороны, подготовка к проведению финальной части чемпионата по футболу Евро-2012 способствовала решению многих аспектов инфраструктуры. С другой, предстоит еще много сделать для диверсификации туристской деятельности (учиты-

Таблица 1 - Подсистемы и элементы туристской дестинации через призму взглядов отечественных и зарубежных специалистов

Table 1 - Subsystems and elements of tourist destination through the prism of the views of Russian and foreign specialists

Специалисты-туризмологи Подсистемы и элементы туристской дестинации, которые, по мнению специалиста, составляют её основу

Отечественные специалисты

Морозов М.А. [9] □ Территория . □ Доступность □ Аттракция Т, . _ „ □ Информационные системы □ Ожидаемый набор услуг

Никитина О.А. [8] □ Географическая территория □ Высокая концентрация туристских ресурсов □ Необходимое обеспечение и вспомогательная инфраструктура

Павлова Э.Н. [8] □ Социогеоместность □ Выбор туриста □ Учреждения, организации, средства размещения и обслуживания □ Инфраструктура развлечений

Леонтьева Ю.Ю., Тимощенкова О.А. [7] □ Аттракция □ Посредники и вспомогательные службы □ Доступность □ Организация деятельности туристов □ Комфорт (предоставляемый туроператором) □ Продажа подготовленного турпродукта

Кирьянова Л.Г. [5] □ Географическая территория , . □ Социальный элемент (местные жители) □ Инфраструктура и ресурсы „ тг г/ /.-.-л- □ управление □ Маркетинг

Зорин А.И. [4] □ Любой объект каталога туроператора

Зарубежные специалисты

Лейпер Н. [12] □ Территория □ Аттракция □ Инфраструктура

Лью А. [13] □ Идеографическая подсистема (природа, человек) □ Организационная □ Когнитивная (степень вовлеченности туриста, его чувства)

Фрамке В. [8] □ Место, территория (статика) □ Совокупность агентов, продуктов, услуг, спрос туристов

Шепард Р., Купер С., Флетчер Д. [8] □ Услуги и средства □ Потребности туристов (их удовлетворение)

Каспар К. [8] □ «Кристаллизация» турспроса

ЮНВТО [10] □ Территория (пространственные границы) в □ Менеджмент территории ,, _ □ Конкурентоспособность □ Имидж

вая возможности разных социальных групп и слоев населения).

В-третьих, над управленческо-органи-зационным аспектом еще много предстоит поработать. Считаем, что без существенной государственной поддержки решить данную проблему будет сложно.

В-четвертых, развитие туризма на той или иной территории, продвижение тур-продукта зависит от наличия профильных высококвалифицированных кадров. В Донецке функционируют три вуза, которые готовят специалистов в сфере туризма. Продвижение в данном направлении очевидно, но нужно совершенствовать и этот момент, так как современный мир меняется очень быстро.

Пятый фактор, для краткости, обозначим как политический. Он многогранен.

С одной стороны, для современного Донецка один из важнейших вопросов - политическая стабильность. Из-за военно-политического конфликта данный аспект в самое ближайшее время решить трудно. А он очень тесно связан с другими подсистемами туристской системы (транспортная доступность, безопасность и т.д.). Официальная политика государства в отношении туризма, к примеру, выездного туризма, к сожалению, не указывалась как элемент туристской системы. Последние события в мире, конфликт между Россией и Турцией из-за сбитого самолета показали, что страна в одночасье может потерять статус дестинации для крупного поставщика туристов.

Шестой фактор - социальный. Под ним мы понимаем взаимодействие туристов и местного населения, вовлеченность по-

следних в туристскую систему. Умелая политика в данном аспекте может приводить к развитию очень модных и востребованных видов туризма - этнографическому, гастрономическому и пр. У многонационального и многоконфессионального Донецка в этом аспекте большое будущее.

Все вышесказанное не исчерпывает всех факторов и аспектов, которые смогут в ближайшее время превратить Донецк в реальную туристскую дестинацию. Необходимо постоянно подчеркивать своеобразие и уникальность дестинации. Ниже представим информацию, которая является идентификацией города Донецка, подчеркивает его особое «лицо».

Донецк основан в 1869 г. Основателем считают валлийского промышленника Джона Джеймса Юза, который построил здесь «железоделательный завод». В честь него город назывался Юзовкой, с 1924 года - Ста-лино, с 1961 г. - Донецк - в честь индустриального района Донецкого бассейна (Донбасса). Общая площадь Донецка 358 км2. Протяженность с севера на юг 23 км, с востока на запад - 55 км. Город разделён на 9 административных районов. Количество улиц, бульваров, проспектов составляет 22000 ед. общей протяженностью 2 500 км, в городе 21 площадь.

Климат умеренно-континентальный. Атмосферные показатели имеют высокие коэффициенты устойчивости весной, летом и осенью, что позволяет проводить экскурсии на открытом воздухе до 10 месяцев в году. Средняя температура 8,2°C, в январе - 6°C, в июле 22,3°C. Количество дней с температурой выше 15°C составляет 125-130. Относительная влажность в среднем 70%. Преобладает ветер восточного направления. Показатели изменчивости биоклимата находятся в пределах, близких к оптимальным.

Донецк находится на холмистой возвышенности отрогов Донецкого Кряжа. Вершины холмов имеют в городе названия гор. Некоторые связаны с интересными историческими событиями, например, Железная гора называется так потому, что по её вершине строилась Азово-Харьков-ская линия железной дороги, второе ее название Раздельная, так как она служит

водоразделом между реками бассейнов Черного и Азовского морей. Смолянинова, Октябрьская, Путиловская, Азотная, Тру-довская, Рутченкова горы и другие холмы служат прекрасными точками панорамного обзора территории города.

Уникальной особенностью ландшафта Донецка являются терриконы - отвалы угольных шахт. Их в черте города 125. Среди них самый высокий в Донбассе достигает отметки 124 м. Эти формы антропогенного рельефа представляют интерес с исторической точки зрения, как например, террикон, расположенный около стадиона «Шахтер», который явился прообразом фан-клубов, фан-шопов и фан-кафе одноименного футбольного клуба. Террикон в современном Ворошиловском районе расположен на месте хутора Веселого, где в 1920-х гг. промышлял Лева Задов. Есть в городе терриконы - сами по себе памятники истории: первую породу туда начали ссыпать в 60-х годах XIX в. ещё до появления Юзовки. Другие терриконы интересны для палеотуризма: прямо под ногами можно обнаружить отпечатки и окаменелости древнейших растений и животных. Также терриконы - прекрасные объекты для экологических туров, не только как доказательства негативного влияния человека на окружающую среду, но и наоборот. С 1960-х гг. велись работы по озеленению терриконов. Были подобраны породы древесных и кустарниковых растений, разработана агротехника. Под влиянием этих мероприятий и естественных процессов некоторые терриконы стали местами отдыха. Кроме этого, терриконы, как и природные возвышенности, являются прекрасными точками осмотра. Перспективно также их использование для некоторых видов спорта, в частности велосипедного. Возможно и обустройство на них горнолыжных центров.

На расстоянии 95 км к югу от Донецка находится Азовское море. В черте города расположены 23 водоема. Река Кальмиус протекает почти посередине города и обо-значивает проходившую здесь в XIX в. границу земель Войска Донского. В центре города на ней образовано Нижнекальми-усское водохранилище площадью 60 га, берега которого служат излюбленным местом

отдыха дончан, особенно в жаркие летние дни. Неизвестное географам «Донецкое море» (название самого большого из водоемов площадью 162 га), расположенное на юге города, также привлекает отдыхающих, как и городские пруды, устроенные еще при Юзе. Для степного края вода значит больше, чем жизнь, поэтому можно услышать множество легенд, связанных с Каль-миусом, Бахмуткой, Асмоловкой, Черепаш-киной и другими реками города.

Донецк находится в зоне разнотрав-но-типчаково-ковыльных степей. Особенно красивы степи весной, но в течение всего вегетационного периода наблюдаются разнообразные цветовые аспекты. Творческих людей это вдохновляет на создание произведений, часть которых, например, можно увидеть на бульваре Пушкина в Донецке, где создана аллея из таких произведений, навеянных степной природой. Типичной природной растительностью города являются байрачные леса, как, например, Путиловский, основа которого -байрачные дубравы.

Помимо природной растительности, в городе много парков, скверов, бульваров. В 1970-х гг. город был признан одним из самых озелененных промышленных городов Европы. Тогда вместе с медалью город получил звание «города миллиона роз». Количество кустов этой «королевы цветов» больше, чем количество жителей города на данный момент.

Парк культуры и отдыха имени А.С. Щербакова, где расположен самый большой в городе розарий, в 2013 г. был награжден европейской наградой «Золотой Пони». В городе имеются прекрасные парковые объекты - Музыкальный парк, парковая зона гостиничного комплекса «Виктория», Шеффилдский сквер, «Сокол», Скифский уголок - примеры уютных зелёных мест, где можно пообщаться с природой и развлечься на досуге. Всего этого не было, если бы не появившийся в 1964 г. на восточной окраине города Ботанический сад - один из самых больших в Европе. Созданный прежде всего с научными целями интродукции и акклиматизации растений сад стал и местом отдыха, проведения фотосессий, торжеств и экскурсий. Созда-

ны тематически экспозиции, например, «Съедобные растения субтропиков», в том числе и под сводами оранжерей, где даже зимой можно насладиться царством флоры. В 2015 г. только за два дня проведения фестиваля «Осень золотая» сад посетило 7000 чел.

Донецк обладает в достаточной мере и культурно-историческими ресурсами. В городе 262 памятника истории и культуры, в том числе 22 памятника архитектуры, основная масса таких памятников презентует классицизм 1930-х гг., модерн нач. ХХ в. Мост через реку Кальмиус - памятник транспортной архитектуры. Несколько десятков памятников монументального искусства, наибольший памятник Освободителям Донбасса (высота 38 м). Кроме монументальных скульптур, есть и небольшие, но интересные, например, «Студенту, другу, Юрию Деточкину». Уникален памятник рекам Донбасса, выполненный в виде казацкой чайки в чаше фонтана, вода которого так же, как и течение рек, то спокойна, нетороплива, то бурна и порожиста.

Настоящая жемчужина города - Парк кованых скульптур, где расположены Аллея знаков зодиака, Аллея Арок, имеется возможность сфотографироваться с шахтерской каской, установлена скульптура «Доброго Шубина» - легендарного персонажа шахтерских баек.

В городе более 20 фонтанов: от самого старого на центральной площади, созданного в 1950-е гг., до тех, которые созданы в недавнее время.

Имеется в городе 140 музеев и музейных комнат. Три государственных музея, множество ведомственных и народных. Интересны музеи учебных заведений - Национального университета, Анатомический музей медицинского университета. Есть особо интересные: Музей истории железной дороги, истории фотографии и журналистики.

Раздолье для любителей промышленного и индустриального туризма создают крупные металлургические и машиностроительные заводы, шахты, заводы пищевой промышленности и т.п.

Биосоциальные ресурсы достаточно богаты. На территории города бывали Па-

устовский, Куприн, Т.Драйзер, Блок, Маяковский и многие другие знаменитости.

Событийные ресурсы представлены различными фестивалями и другими культурными мероприятиями: «Звезды мирового балета», «Прокофьевская весна», «Звезды шеста» и др.

С экскурсиями можно совмещать посещения театров. В Донецке 3 национальных театра, в т.ч. Оперы и балета им. А. Соловьяненко, музыкальной драмы, кукольный театр, а также цирк, дельфинарий, аквапарк, планетарий.

На пути формирования Донецка как реальной туристской дестинации еще много преград и проблем. К сожалению,

многое зависит от субъективных факторов, от решения прежде всего политических вопросов. Кроме того, современный мир сложно представить без использования новых технологий, которые будут способствовать устойчивому развитию туризма в городе. На данный момент Донецк представляет собой потенциальную туристскую дестинацию. Мы глубоко убеждены, что одним из главных индикаторов изменения этого туристского статуса будет включение туризма как полновесной интегрированной части в стратегии социально-экономического развития как города Донецка, так и всего Донецкого региона.

Список источников:

1. Блакберн А.А., Бовсуновская А.Я. К вопросу об организации биосферного заповедника «Донецкий кряж»: обоснование, условия создания, социально-экономическая эффективность // Вкник Д1ТБ. 2007. № 11. С. 195-203.

2. Горягин В.Ф. Туристические центры Донецкой области: возможные пути повышения эффективности // Вкник Д1ТБ. 2005. № 9. С. 118-121.

3. Данильчук В.Ф. Развитие рынка туристических услуг в условиях промышленных регионов Украины // Вкник Д1ТБ. 2011. № 15. С. 283-290.

4. Зорин А.И. Дестинации в контексте ЮНЕСКО. М: РМАТ, 2011. 68 с.

5. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4(52). Т. 1. С. 131-136.

6. Кудокоцев Н.С., Голубничая С.Н. Туристско-рекреационное зонирование территории на примере Волновахского района Донецкой области // Вкник Д1ТБ. 2007. № 11. С. 208-213.

7. Леонтьева Ю.Ю., Тимощенкова О.А. Регион туристской дестинации и ее социально-экономическое развитие // Бизнес-Информ. 2013. № 6. С. 165-170.

8. Машкович Е.А. Оценка понятия «туристская дестинация» в контексте современной туристи-ки // Известия ИГЭА. 2007. № 6. С. 89-92.

9. Морозов М.А. Туристские дестинации и закономерности их развития: монография. М.: МИГМТ, 2005. 155 с.

10. A practical guide to tourism destination management. Madrid: UNWTO, 2007. 150 p.

11. LeiperN. The framework of tourism // Annals of Tourism Research. 1979. №6. Pp. 390-407. doi: 10.1016/0160-7383 (79) 90003-3.

12. Leiper N. Tourism Management. Sidney: Pearson Education Australia, 2004. 326 p.

13. LewA.A. A framework of tourist attraction research // Annals of Tourism Research. 1987. № 14(4). Pp. 553-575. doi: 10.1016/0160-7383 (87) 90071-5.

GennadyV. MISHECHKINa, Svetlana N. GOLUBNICHAYAb

a-bDonetsk national university of economics and trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, Ukraine);

aPhD in History, Associate Professor; e-mail: mishechkin2213@mail.ru;

bPhD in Biology, Associate Professor; e-mail: sg197@yandex.ru

FORMING TOURIST DESTINATION IN DONETSK: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article considers the development dynamics of approaches to the understanding the concept of "tourist destination"

in the works of various authors, as well as notes the shortcomings taking into account the prevailing socio-economic

conditions. The authors specify the notion of "tourist destination". It can be any object (sociogeolocation, territory) from the tour operator catalogue, in other words it is a site in stable demand among tourists.

The territory with the lack of sufficient infrastructure, high-qualified human resources, elements of security and an adequate level of management is able to be in demand due to active and passive image. The concept of "acting (real)" and "potential tourist destination" is distinguished. The former is sociogeolocation and currently in demand in tourists. Potential tourist destination is the territory possessing tourist potential (resources), which due to various reasons is not popular in tourists.

The conditions for the formation of the acting tourist destination (Donetsk is a vivid example) are defined: transformation of tourist conditions into attractions, the improvement of the basic and subsidiary infrastructure, optimization of the management and organizational subsystems, and high-qualified staff. Political and social aspects are also important. The problems and prospects of forming acting (real) tourist destination in Donetsk are analyzed. The city has enough natural, cultural and historical resources. Climate, topography, and high level of landscaping are advantageous. There are 262 historical and cultural monuments, 140 museums and museum rooms, 3 national theatres, circus in the city. Biosocial and event resources are also presented. At the moment, Donetsk is a potential tourist destination, which has all the chances to become a real tourist destination.

Keywords: tourist destination, acting (real) tourist destination, a potential tourist destination, tourism potential.

References

1. Blakbern, A.A., & Bovsunovskaya, A.Ya. (2007). K voprosu ob organizacii biosfernogo zapovednika «Doneckij krjazh»: obosnovanie, uslovija sozdanija, social'no-jekonomicheskaja jeffektivnost' [On the organization of the biosphere reserve "Donetsk Ridge": the rationale, the conditions for creation, socio-economic efficiency]. Visnyik DITB [Bulletin DITB], 11, 195-203. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorjagin, V.F. (2005). Turisticheskie centry Doneckoj oblasti: vozmozhnye puti povyshenija effektivnosti [Tourist centers of Donetsk region: possible ways to increase efficiency]. Visnyik DITB [Bulletin DITB], 9, 118-121. (In Russ.).

3. Danil'chuk, V.F. (2011). Razvitie rynka turisticheskih uslug v uslovijah promyshlennyh regionov Ukrainy [The tourist services market development in the industrial regions of Ukraine]. Visnyik DITB [Bulletin DITB], 15, 283-290. (In Russ.).

4. Zorin, A.I. (2011). Destinacii v kontekste UNESCO [Destinations in the context of UNESCO]. Moscow: RIAT. (In Russ.).

5. Kir'janova, L.G. (2012). «Turistskaja destinacija» kak kompleksnyj koncept i kljuchevoj jelement turistskoj sistemy ["Tourist Destination" as a complex concept and a key element of the tourist system]. Vestnik Kemerovskogo gosu-darstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 4(52), 131-136. (In Russ.).

6. Kudokocev, N.S., & Golubnichaja, S.N. (2007). Turistsko-rekreacionnoe zonirovanie territorii na primere Volno-vahskogo rajona Doneckoj oblasti [Tourist and recreational zoning through the example of Volnovakhsky district of Donetsk region]. Visnyik DITB [Bulletin DITB], 11, 208-213. (In Russ.).

7. Leontyeva, Yu.Yu., & Timoshchenkova, O.A. (2013). Region turistskoj destinacii i ejo social'no-ekonomicheskoe razvitie [Regional Tourist Destination and its Socio-Economic Development]. Business Inform, 6, 165-170. (In Russ.).

8. Mashkovich, E.A. (2007). Ocenka ponjatija «turistskaja destinacija» v kontekste sovremennoj turistiki (Estimation of concept «tourism destination» of a context of a modern science about tourism)]. Izvestija Irkutskoj gosudarst-vennoj ekonomicheskoj akademii [Proceedings of the Irkutsk State Academy of Economics], 6(56), 89-92. (In Russ.).

9. Morozov, M.A. (2005). Turistskie destinacii i zakonomernosti ih razvitija [Tourist destinations and patterns of their development]: a monograph. Moscow: MIGMT. (In Russ.).

10. A practical guide to tourism destination management. (2007). Madrid: UNWTO. 150 p.

11. Leiper, N. (1979). The framework of tourism. Annals of Tourism Research, 6(4), 390-407. doi: 10.1016/01607383 (79) 90003-3.

12. Leiper, N. (2004). Tourism Management. Sidney: Pearson Education Australia.

13. Lew, A.A. (1987). A framework of tourist attraction research. Annals of Tourism Research, 14(4), 553-575. doi: 10.1016/0160-7383 (87) 90071-5.

Мишечкин Г.В., ГолубничаяС.Н. Формирование туристской дестинации в Донецке: проблемы и перспективы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 2. С. 118-124. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-118-124.

Дата поступления статьи: 25 февраля 2016 г.

Mishechkin, G.V., & Golubnichaya, S.N. (2017). Forming tourist destination in Donetsk: problems and prospects. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(2), 118-124.

doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-2-118-124. (In Russ.). Received February 25, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.