XVIII веков появился великий армянский реформатор Мхитар Себастаци, заложивший основу реформаторского движения и национального просвещения в армянской жизни.
Список литературы:
1. Месроп врд. Чанашян. История современной армянской литературы. - Венеция, 1953.
2. Арутюн врд. Пзтикян. Вклад Мхитара и мхитаристов в армянскую культуру. - Ереван, 2003.
3. Ованес врд. Торосян. Жизнеописание аббата Мхитара Себастаци. -Венеция, 1932.
4. Саак Чемчемян. Типографская миссия аббата Мхитара. - Венеция, 1980.
5. Феордорова Е. Известные города Италии. - М., 1985.
6. Тачат Еартымян, Левон Зекян. Венетик и армян. - Венеция, 1990.
7. Ованнес Шираз. Лирика. - Ереван, 1968.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ
ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© Пьянкова Л.А.*
Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва, г. Новокузнецк
В статье обобщены теоретические исследования в области адаптации студентов. Определены особенности психолого-педагогической поддержки процесса адаптации студентов к техническому университету.
Кардинальное реформирование рынка труда, породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Начало обучения в высшем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли - роли студента - наи-
* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат педагогических наук.
более значимый период, существенно влияющий на возможности личностной самореализации, профессионального самоопределения, саморазвития и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психолого-педагогической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам взаимодействовать все годы обучения.
Многочисленными исследованиями В.В. Богословского, Р. С. Немова, А.В. Петровского, и др. установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которой он окажется, поступив в вуз [6, 19, 21]. Начало занятий, и устройство быта означает включение молодого человека в сложную систему адаптации. В связи со значительным расширением форм обучения необходимо выявление общих и специальных, связанных с особенностями конкретной вузовской системы, механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения. И главное, на что направлено исследование процесса адаптации студентов, -это разработка мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов. Изучение адаптации студентов важно и для ранней диагностики дезадаптированных обучающихся с выходом на коррекцию способов их адаптации к вузу.
Термин «адаптация» был введен в научный оборот в 1865 г. немецким физиологом Аубертом и обозначал характеристику приспособления чувствительных органов к действию раздражителей. Позднее понятие адаптации из биологии и физиологии пришло в общественные науки, педагогику, психологию и использовалось в значении «приспособления», «самоорганизации», «самообучения», т.е. в конечном итоге адаптация понималась как обеспечение такого режима активности организма (или популяции в целом), который позволяет ему выживать в условиях изменяющейся среды. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» адаптация - это «приспособление организма к условиям существования» [20].
Феномену адаптации в психолого-педагогических изысканиях значительное место уделяли В.В. Аршавский, Ф.Б. Березин, А.К. Гришанов, Е.К. Завьялова, Г.М. Зараковский, Л.А. Китаев-Смык, Е.Ю. Коржова, В.Н. Крутько, П.В. Кузнецов, В.В. Лагерев, В.И. Медведев, С.М. Петропавловская, В.В. Ро-тенберг, С.А. Рунова, В.Д. Цуркан, М.С. Яницкий и др. [1, 3-5, 9-17, 22, 25-26, 30-31].
Анализ имеющегося теоретического опыта по проблеме адаптации студентов к воспитательно-образовательному процессу вуза на основе лич-ностно-ориентированного, деятельностного и системного подходов, позволил определить ключевую дефиницию. Адаптация - одна из форм приспособительного поведения студента к учебной, внеучебной, производственно-практической, учебно-исследовательской видам деятельности, характери-
зующаяся увеличением объема его социальных ролей, межфункциональных связей, установлением системы взаимоотношений с одногруппниками, преподавателями и другими представителями педагогической системы, выступающая как результат активизации процессов самопознания, самоанализа, саморазвития профессионально важных качеств будущего специалиста, выработка личностных качеств, востребованных в данном сообществе, не вызывающих конфликта с собственным «Я».
Сложности адаптации студентов возникают именно на начальных этапах обучения в вузе и обусловлены рядом характерных особенностей. Вуз представляет для студента новую систему, модель обучения, которые отличаются от школы и характеризуются большим объемом изучаемого материала, повышенным уровнем самостоятельности и ответственности, новыми формами освоения учебной информации. Поэтому процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе и модели обучения, к изменению труда и отдыха, к вхождению в студенческий коллектив; сопровождается существенной перестройкой ритма жизни и психических состояний студента. Отсюда основным содержанием адаптациистудентов младших курсов выступает формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы, форм студенческой культуры, использования свободного времени и других требований, приспособление к новому типу учебного коллектива и традициям, обучение новым видам научной деятельности, условиям быта.
Балл Г.А., Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В., Будякина М.П., Русалинова А.А. и другие исследователи в качестве видов адаптации выделяют личную, социальную и психологическую адаптацию. Личная адаптация - это приспособление к своему социальному статусу, принятие определенных социальных ролей, как показателя принадлежности личности к определенной общности [1, 3-5, 7]. Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, результат процесса приспособления. Психологическая адаптация - процесс психологической включенности личности в систему социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений для выполнения соответствующих социальных ролей, выступает одним из механизмов развития и саморазвития личности.
При достаточно сильных и продолжительных действиях стрессового фактора, стрессовая ситуация может стать болезнетворной, послужить основой для различных функциональных нарушений, в том числе снижения работоспособности, потери интереса к учёбе, эмоциональной неустойчивости, нарушения взаимодействия в социуме, отказа от удовлетворения студентами своих потребностей ради достижения определенных целей и др. Нарушения традиционного ритма организма, способа взаимодействий с окружающим, ломки сложившихся индивидуальных механизмов психоло-
гической защитычерез появление новых форм реагирования личности, в основе которых лежат тревожность, недостаточная мобильность в решении поставленных задач, превращение личностных реакций в стойкие патологические, в некоторых случаях пристрастность к табакокурению, и даже алкоголизации, усиливающийся внутренний дискомфорт, рассредо-точенность внимания, связывают с дезадаптацией.
Впервые термин «дезадаптация» встречается в середине XX века в связи с бурным научно-техническим прогрессом и урбанизацией. Исследованию данной проблемы значительное место уделяли в своих трудах М.М. Аксенов, С.А. Беличева, В.И. Гарбузов, Т.В. Молодцова, А.Б. Савиных, В.Я. Семке, Н.И. Сарджвеладзе, М.С. Яницкий и др. [2, 8, 18, 27-29, 31]. На основе анализа исследований данных авторов было сформулировано рабочее определение. Дезадаптацию можно рассматривать как процесс нарушения взаимодействия человека с окружающей средой, сопровождающийся сложным социально-психологическим состоянием. Дезадаптирующим является такой ход внутри-психических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.
Среди признаков дезадаптации человека выделяют объективные и субъективные. К объективнымотносят: изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его своим социальным функциям, патологическую трансформацию поведения. Субъективнымисчитаются: психоэмоциональные сдвиги - от негативно окрашенных переживаний до выраженных психологических проблем (стрессов, невротических состояний, фрустраций и др.). К субъективным признакам можно отнести и состояние психологического «тупика», возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из него.
Исследование проблемы адаптации студентов к условиям обучения в техническом университете не может быть плодотворным без определения способов обеспечения данного процесса на основе существующих психолого-педагогических возможностей.
На практическом этапе настоящего исследования были определены цели задачи психолого-педагогической поддержки студентов в период их адаптации к обучению в вузе. Цель адаптации состоит в формировании внутренних условий, обеспечивающих свободу выбора деятельности, своего места в этой деятельности, форм её осуществления и свободы отказа от деятельности. Задачами психолого-педагогической поддержки студентов явились: определение показателей исходной психологической готовности обучающихся и её динамики как условия для прогноза успешности дальнейшего обучения; определение типовых проблемных зон в сфере психологической готовности к обучению в вузе и будущей профессиональной деятельности; проведение
консультативных, коррекционных, организационно-методических мероприятий по повышению способностей студентов к обучению.
Практическая реализация помощи студентам социально-психологической службой филиала КузГТУ в г. Новокузнецке осуществлялась в трёх направлениях: исследовательском - углубленное психолого-педагогическое изучение личности студента в первые два года обучения для определения её адаптационных потенциалов к обучению в вузе и возможных причин дезадаптации; прикладном - консультирование обучающихся и практическая помощь в осуществлении ими процессов самопознания, самооценивания и саморазвития профессионально важных качеств будущего специалиста, формирование личностных качеств, социальных ролей, приемлемых и ожидаемых в данных психолого-педагогических условиях, позволяющих сохранить постоянство образа «Я», либо своевременная его коррекция; информационном - повышение психолого-педагогической компетентности субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Известно, что самой сложной формой адаптации к условиям обучения в техническом университете является социально-психологическая адаптация первокурсников, поскольку стресс, естественно возникающий при вхождении абитуриентов в университетскую среду, негативно сказывается на успеваемости первокурсников. В немалой степени на это влияют, как отмечают исследования самих студентов, беседы с профессорско-преподавательским составом, анкетирование студентов-первокурсников, несформированность учебных коллективов, что также требует внимания со стороны кураторов, направленного социально-психологического воздействия. Социально-психологическая адаптация в монографии Л.А. Пьянковой выступает как процесс приспособления к новым социальным условиям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. с целью удовлетворения и реализации своих потребностей посредством деятельности и общения. К социально-психологической адаптации можно отнести учебную, профессиональную адаптацию. Адаптация к учебной деятельности включает в себя как биологические, так и социальные компоненты [24].
В ходе проведения многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», бесед с кураторами групп и студентами первых курсов, было отмечено, что трудности адаптации - не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя, объективной информацией об индивидуальных особенностях личности студента с точки зрения того, в какой мере они способствуют или препятствуют эффективной преподавательской работе с ним.
Выбор методов работы и приоритетных моделей поведения преподавателей филиала по обеспечению адаптации студентов был обусловлен необходимостью своевременной психолого-педагогической диагностики предпосылок и признаков дезадаптации студентов, созданием в образовательном учреждении педагогической среды,учитывающей индивидуально-
психологические особенности личности студентов и целенаправленно развивающей профессиональные компетенции будущего специалиста; организации деятельности участников воспитательно-образовательного процесса по реализации общей программы адаптационного периода; разработки графика посещения кураторами учебных занятий и внеклассных мероприятий с целью оценки результативности проведения адаптационного периода; оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по обеспечению адаптации студентов с последующим анализом проделанной работы.
Приоритетной моделью поведения профессорско-преподавательского состава в общении с обучающимися признана «Союз», предусматривающая активное взаимодействие субъектов педагогической системы, поощрение инициативы и познавательной самостоятельности студентов, учет их индивидуально-психологических особенностей, учебных и личностных достижений, диалог, открытость, сотрудничество как ведущие показатели личностно-ориентированного взаимодействия [24].
Для преодоления у студентов в процессе учебной деятельности неуверенности, застенчивости, неловкости, заторможенности (речевой, интеллектуальной, двигательной и др.) в ходе общения преподавателя со студентами, использовались ряд коммуникативных приемов: 1) содействующих установлению оптимального педагогического общения на занятиях, включающих профилактику и снятие блокирующих коммуникативных ситуаций (подавленности, скованности обучающихся, и др.); 2) позволяющих оказать коммуникативную поддержку в процессе общения(в выборе адекватной лексики, разъяснении преподавателем коммуникативных норм в конкретной ситуации общения, прямое или косвенное обучение коммуникативным приёмам, демонстрация речевыми и неречевыми средствами повышенного внимания педагога к студенту, желания продолжения диалога с ним, предоставление студентам возможности «собраться с мыслями»); 3) инициирующих встречную учебно-познавательную активность студентов (прямое побуждение к активному взаимодействию, критика преподавателем собственных ошибок, «игровая провокация» и др.).
Ведущими методами организации обучения в техническом вузе выступили: профессионально значимые ситуации с имитацией профессиональной деятельности, метод инцидента, метод конкретных ситуаций, деловые игры, семинары проблемного характера, диалоговые формы занятий, операционные и поисковые методы, дискуссии, позволяющие организовать групповое взаимодействие, развивать аналитические способности студентов, умение убеждать, слушать, возражать, формирующие самоконтроль, самообладание, требующие интеллектуальной, поведенческой, эмоциональной активности обучающихся, осознания себя как субъекта будущей профессиональной деятельности; формировать интересы, мотивы, умения путём включе-
ния студентов в самоанализ, саморефлексию уже на начальном этапе профессионального обучения [23]. Названные методы позволили сократить время для накопления студентами коммуникативного и профессионального опыта, научиться принимать как самостоятельные, так и скоординированные решения, подчиняться коллективному замыслу, развивать воображение и интуицию.
Особое значение в обеспечении адаптации студентов отводилось развитию их категориального мышления, в этой связи происходило нацеливание обучающихся на усвоение научных понятий, которое предусматривало анализ различных научных дефиниций на основе предлагаемых преподавателем критериев, их сравнение. Алгоритм работы студентов с научными понятиями отвечал ряду ряд условий: активная позиция обучающегося в процессе их усвоения, диалогичный характер взаимодействия между субъектами педагогической системы, опора студентов на имеющиеся знания, опыт, их актуализацию [23].
Привлечение органов студенческого самоуправления филиала выступило одним из условий обеспечения процесса адаптации студентов. В филиале сложились традиции кураторства студентами старшекурсников на младших курсах на базе редакционной коллегии студенческой газеты «Своя версия», старост групп, студенческого отряда охраны правопорядка и студенческого актива, организующего проведение тренингов со студентами первых и вторых курсов совместно с социально-психологической службой филиала. Сотрудничество социально-психологической службы и студенческого актива позволило оптимизировать процесс адаптации студентов посредством оперативного проведения тренингов сразу в нескольких группах, анализа полученных результатов и определения в дальнейшем студентов «группы риска». Примечательно, что в группах, где тренинги проводили члены студенческого совета, обычно обучающиеся были более открыты, коммуникабельны, расположены к общению. Опыт социального партнерства, приобретаемый организаторами тренингов, позволил студентам в дальнейшем наращивать его.
Результаты деятельности отдела внеучебной работы, лично автора статьи как специалиста, осуществляющего информационно-просветительскую, научно-исследовательскую, корригирующую функцию в рамках социально-психологической службы филиала, осуществляющего совместно с редакционной коллегией выпуск студенческой газеты «Своя версия» и работающего в качестве доцента кафедры гуманитарных и социальных дисциплин учебного заведения, позволили констатировать позитивную динамику в снижении признаков дезадаптации студентов.
Отслеживая показатели адаптации обучающихся в группах на протяжении трех лет работы, было отмечено значительное увеличение количества обучающихся, вовлеченных во внеучебную и научно-исследователь-
скую деятельность: участвующих в выпуске студенческой газеты, работающих в отряде охраны правопорядка филиала, принимающих активное участие в работе студенческого совета; конференций, форумов, проходящих как в формате учебного заведения, так и за его пределами. В количественном соотношении на страницах статьи это не выражено. Студенты, интенсивно реализующие себя во внеучебной, научно-исследовательской деятельности, имеют достижения и в учебе, занимают активную жизненную позицию. Это стало возможным, по их словам, благодаря «преодолению внутреннего кризиса, которые они испытывали в первый год обучения», имея стойкое желание покинуть его и «обретению новых личностных смыслов». Накопленный теоретический и практический вывод требует развития и уточнения. В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы технологии обеспечения адаптационных процессов студентов различных специальностей с сохранением общих подходов, представленных в настоящем исследовании, более глубокого раскрытия требуют вопросы уровневой дифференциации студентов, связанные с их адаптационными возможностями.
Список литературы:
1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 92-100.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1994. - 224 с.
3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1976. - 186 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция. -Новочеркасск, 1994. - Т. 1. - С. 187-200.
6. Богословский В.В. Общая психология: учебное пособие. - М., 1973.
7. Будякина М.П., Русалинова А.А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и психологическое планирование. - Л., 1973. - С. 92-97.
8. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. - Л., 1990. - 176 с.
9. Гришанов А.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психологические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990. - С. 29-41.
10. Завьялова Е.К. Психологические механизмы адаптации человека // Вестник Балтийской академии. - СПб., 2001. - Вып. 40. - С. 55-60.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983. - 367 с.
12. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1997. - С. 75-88.
13. Крутько В.Н. Подходы к общей теории здоровья // Физиология человека, 1994. - Т. 20, № 6. - С. 34-40.
14. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. - 75 с.
15. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор.информ / НИВО. - М., 1991. - Вып. 3. - 48 с.
16. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - Л., 1984. - С. 3-16.
17. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата // Физиология человека. - 1994. - Т. 20, № 6. -С. 5-15.
18. Молодцова Т.В. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов н/Д., 1997. - С. 37-38.
19. Немов Р.С. Общие основы психологии: В 2 кн. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. - М., 1994.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - С. 11.
21. Петровский А.В. Общая психология. - М., 1985.
22. Петропавловская С.М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея: автореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2003. - 22 с.
23. Пьянкова Л.А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом университете: монография. - Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2011. -229 с.
24. Пьянкова Л.А. В помощь куратору студенческой группы: учебно-методическое пособие. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. - 120 с.
25. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М., 1984. - 190 с.
26. Рунова С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов к условиям педагогического вуза: дисс. ... к.п.н. - Новокузнецк, 2009. - 20 с.
27. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
28. Семке В.Я. Истерические состояния. - М., 1988. - 224 с.
29. Семке В.Я., Савиных А.Б. Аксенов М.М. Клинико-социальное проявление при состояниях психической дезадаптации, возникающих в условиях Сибири // Клинико-социальные и биологические аспекты адаптации при психических и наркологических заболеваниях. - Красноярск, 1990. -С. 103.
30. http://slovari.yandex.ru.
31. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. - Кемерово: Изд-во КемГУ 1999. - 84 с.