Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как фактор адаптации к обучению в вузе'

Студенческое самоуправление как фактор адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / STUDENT COUNCIL / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISM / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ / TYPES OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пьянкова Людмила Алексеевна

Статья посвящена проблеме адаптации личностно обособленных студентов вуза. В ней рассматриваются возможности студенческого самоуправления в решении проблем студентов первых и вторых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Government as a Factor of Adaptation to Study in a Higher Education Institution

The article is devoted to the problem of adaptation of personally isolated students of a higher education institution. In the article possibilities of student government in solution of problems of the first and second course students are considered.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как фактор адаптации к обучению в вузе»

УДК 378

Л. А. Пьянкова

Студенческое самоуправление как фактор адаптации к обучению в вузе

Статья посвящена проблеме адаптации личностно обособленных студентов вуза. В ней рассматриваются возможности студенческого самоуправления в решении проблем студентов первых и вторых курсов.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческий совет, психологический механизм защиты, типы психологических защит.

L. A. Piyankova

Student Government as a Factor of Adaptation to Study in a Higher Education Institution

The article is devoted to the problem of adaptation of personally isolated students of a higher education institution. In the article possibilities of student government in solution of problems of the first and second course students are considered.

Keywords: Student Government, Student Council, a psychological defense mechanism, types of psychological defenses.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной и производственно-практической деятельности обучающихся первых и вторых курсов является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения в профессиональное сообщество. От ее успешности во многом зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

Поступив в вуз, студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующие сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на выбранную профессию. При этом одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа «Я». Разрешение данных противоречий связано с созданием благоприятных психолого-педагогических и социальных условий, чему в значительной степени содействуют существующие в вузе органы студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление - это одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках концепции непрерывного образования, направленная на формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, а также бакалавров ряда направлений, конкурентоспособных на рынке труда, адаптированных к социальным условиям [1]. Выступая формой мо-

лодежной политики в России, студенческое самоуправление осуществляется в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решении студенческих проблем. Студенческий совет, являясь формой личностного и профессионального самоопределения обучающихся вуза, имеет значительный потенциал для помощи студентам-первокурсникам, когда остро возникает проблема адаптации обучающихся к новому для них социальному статусу, виду деятельности в новом социуме.

По данным исследований социально-психологической службы филиала КузГТУ в Новокузнецке, проводимых автором настоящей статьи, для четверти первокурсников инженерно-экономического и механико-

машиностроительного факультетов филиала проблема дезадаптации связана с дефицитом приспособительных возможностей студента. В основании таких проблем лежит коммуникативная некомпетентность (неумение оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения и др.). Следствием упомянутых выше проблем является имитация активности, попытка ослабить тревогу,

© Пьянкова Л. А., 2013

сделать ее менее угрожающей и осознанной, проявление защитных механизмов психики.

Психологический механизм защиты - любые длительно действующие, устойчивые психологические процессы или формы поведения, предназначенные для защиты человека от того, что угрожает его психологическому благополучию (положительному представлению о себе, спокойствию и т.п.), от всего, что может породить у человека состояние тревоги [2]. Как известно, функциональное назначение психологической защиты заключается в ослаблении внутрилично-стного напряжения, беспокойства (конфликта), вызванного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

- отрицание или искажение реальности;

- действие на бессознательном уровне [3].

Как показали наблюдения за студентами-

первокурсниками механико-

машиностроительного и инженерно-

экономического факультетов, результаты опроса методом Плутчика-Келлермана-Конте, обучающимся, испытывающим проблемы адаптационного характера, свойственны следующие типы психологических защит и сопротивления по отношению к их сверстникам-одногруппникам и педагогам вуза:

1. Демонстрация собственного превосходства. В основе такой позиции лежит паттерн: «Вы мне не нужны, потому что я лучше вас». Таким студентам свойственны отказы от контактов, они демонстрируют свое особое (одинокое, обособленное) существование, подчеркивая уникальность. Причинами личностного обособления раннего юношества, согласно исследованиям Н. Ф. Булгаковой, И. Д. Лаптевой, Л. А. Пьянко-вой и др. являются:

- попытка отстаивания своей биологической или личностной сущности в форме вызова, бравады, неподчинения общим требованиям, принятым в группе правилам. Такое поведение имеет основной причиной эго-состояние «Ребенка»-бунтаря, активно проживающего кризис авто-

номного от взрослых существования, который не завершился в подростковый период;

- неудовлетворенная потребность в общении в период школьного обучения. [4;5]. Личностно обособленные студенты в рамках проводимых социально-психологической службой филиала тренинговых занятий, круглого стола, посвященного проблемам одиночества в юношеском возрасте, с особой эмоциональной остротой заявляют о том, что общение в семье, со сверстниками оказалось для них непродуктивным Они не сумели себя в нем раскрыть, остались не понятыми и не принятыми собеседниками. В основе коммуникативной некомпетентности личностно обособленных студентов лежит их негативный опыт детских переживаний, полученный в общении с родителями и близкими им людьми.

Анализируя результаты психобиографического метода (в том объеме, в котором удалось собрать и проанализировать полученные данные), проективных методик («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное», «Тест Люшера», «Рисунок семьи») удалось установить, что у личностно обособленных студентов не удовлетворены потребности в принятии, любви, признании со стороны семьи. Им трудно принять себя в личностном плане, признать свое право на ошибку. Важно отметить, что обобщенный психологический портрет их матерей примерно одинаков: истероидный тип личности с завышенной самооценкой и высокими притязаниями, которые не соответствуют их личностным возможностям в плане достижения; у женщин наблюдается внутриличностный ценностный конфликт с активным неприятием в себе женского компонента; им свойственны высокие социальные требования к окружающим, шаблонность мышления. Свои завышенные требования и высокие социальные запросы они проецируют на своего ребенка, видя в нем источник удовлетворения собственных ожиданий, поэтому не случайно, что ребенок для них - объект. Таким образом, имея опыт общения с матерью, которая ставит социальные достижения ребенка выше его личностных, не разрешает «быть самим собой», личностно обособленные студенты сформировали установку на отгороженность с окружающими, в основе которой лежит страх быть не принятыми, действие психологической защиты изоляции.

2. Мягкий уход: согласие, отсрочка беседы. Паттерн: «Я тебя выслушал, только оставь меня в покое поскорее». По существу, здесь общение носит формальный и закрытый характер, по-

скольку основной причиной ухода является, как и в первом случае, недоверие к окружающим и страхи, но в отличие от предыдущего, данный паттерн - следствие ранних запретов со стороны взрослых в семье, авторитарных взаимоотношений. При этом чаще инициатива запрета исходила от отца, мать в этой семье - «жертва», безуспешно защищающая своего ребенка от «преследователя» отца. Важно отметить, что внешнее соглашательство при внутреннем недоверии более склонны демонстрировать студенты, имеющие слабый психотип (классификация В. В. Ме-гедь).

3. Жесткий уход и ссылка на обстоятельства, например, на занятость. Паттерн: «Существуют весомые причины, по которым я не могу разговаривать с тобой». В основе такого паттерна лежит желание обесценить значимость, влияние партнера по общению. Среди причин поведения, которое чаще других демонстрируют юноши, лежит страх оказаться некомпетентными, который вытекает из конфликта мальчика и его матери при жестком авторитарном отце.

Принимая за основу классификацию типов социальных характеров Э. Фромма, можно обнаружить в данном поведении черты агрессии, желания подчинить человека себе, манипулятивно организовать общение. Чувства личностной тревоги, бессилие, страх оказаться в истинном своем виде делают таких молодых людей уязвимыми, ограниченными и несвободными в реализации собственных эмоциональных и интеллектуальных возможностей. Следует дополнить, что такие молодые люди стараются максимально «эксплуатировать» свои интеллектуальные способности, но, будучи слабыми духом, не готовые к отстаиванию своего «Я», демонстрируют «сценарное» поведение агрессора, эмоционально закрытого человека, цинично проявляющего себя по отношению к чувствам окружающих.

4. Негативизм: спор со всем предлагаемым, агрессивное отвержение. Паттерн: «Что бы ты ни говорил, я заранее не принимаю». Такие студенты склонны к игре, рисовке, позерству. Они все обращают в шутку, балагурят, демонстрируя такие механизмы психологической защиты, как рационализацию, отрицание и вытеснение. Своим поведением студенты активно показывают окружающим, что они не собираются с ними сотрудничать.

В отличие от типов, предпочитающих жесткий уход, негативисты менее фрустративны. Если у представителей третьего типа агрессивный

импульс направлен преимущественно на источник фрустрации, - нежелательных окружающих, и он усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера, - то у негативистов - на отрицание проблемы.

Негативистам сложно понять эмоции человека, оценить состояние, в котором находятся окружающие, поскольку они сосредоточены на внутриличностном конфликте, утверждении себя, в их поведении преобладает компонент «Ре-бенка»-бунтаря. Негативистам сложно выразить себя иначе, чем в конфликте. Они нередко испытывают социофобии, опасаясь, что станут объектом насмешек, пристального внимания, поэтому позерством, игрой прикрывают свою уязвимость.

Согласно Э. Фромму, центральной проблемой человека, проявляющего негативизм, является «стремление к свободе и стремление к отчуждению». Борясь с самим собой, человек утрачивает самостоятельность. Поэтому, чтобы не разрушить себя, человек разрушает мир [6].

Не претендуя на полноту, завершенность и оригинальность подходов к решению проблем дезадаптивных личностно обособленных студентов, склонных к выстраиванию психологических защит и сопротивлению, рассмотрим в общих чертах методы их коррекции в условиях студенческого самоуправления. Исходя из того, что студенческое самоуправление - это орган, которым в структуре деятельности вуза руководит педагог, выделим прежде признаки студенческого самоуправления, которые будут способствовать преодолению состояний отверженности, страхов, позволят студентам обрести себя, лич-ностно принять, перестать тратить силы на сопротивление окружающим, выявляя свои истинные мотивы, интересы, способности и потребности и реализуя их в полной мере исходя из собственных предпочтений.

1. Автономность - как относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей, задач своей деятельности, выборе приоритетных форм и их направлений. Однако, границы студенческой автономии все же очерчены задачами внеучебной и воспитательной работы с обучающимися: спорт, волонтерское движение, культурно-массовая работа, гражданско-патриотические объединения и др.

2. Иерархичность, проявляющаяся в упорядоченности деятельности структурных подразделений учебного заведения, общественных студенческих формирований, установлении между ни-

ми взаимосвязей, разделении полномочий, степени ответственности.

3. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами самоуправления вуза, преподавательским корпусом, общественными и государственными организациями. Внешней средой выступают различные формы студенческой самодеятельности: клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления. Каждый орган студенческого самоуправления действует на основе внутреннего положения, подчиняясь общему уставу.

4. Самодеятельность предусматривает творческую активность в осуществлении управленче-

Методы снятия типов психологических за

ских функций (планирование деятельности, организация, мотивирование участников, контроль и руководство, доведение до исполнения принятых решений).

5. Целенаправленность как способность органа самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения: четким осознанием и прогнозированием ожидаемых результатов, умением видеть оптимальные пути достижения цели [1;7].

Далее в таблице представлены методы снятия типов психологических защит и сопротивления личностно обособленных дезадаптированных студентов.

Таблица

ит и сопротивления личностно обособленных нных студентов

№п/п Тип защиты Пример защиты Метод снятия

1. Демонстрация собственного превосходства. «Кто вам сказал, что я хочу с вами общаться?» Превращение превосходства в признанное достоинство (предложение студентам вести рубрику «Неформат» в студенческой газете филиала и др., принять участие в подготовке номера КВН для участия в молодежном фестивале). Превращение достоинства в повод для партнерства (предложение участвовать в студенческом фестивале творчества, разработке дизайна костюма, музыкальной композиции).

2. Мягкий уход: согласие и отсрочка беседы. «Да, спасибо за информацию! Я буду иметь в виду, но пока не обещаю. Если надумаю, сам позвоню». Получение обратной связи об информации (общение со старостой группы). Подача информации в виде ответов на вопросы.

3. Жесткий уход: ссылка на обстоятельства. «Существуют весомые причины, по которым я не могу с вами разговаривать». «Я занят и не могу сейчас с вами обсуждать этот вопрос». Превращение вашей задачи в актуальный для студентов вопрос, где они компетентнее вас, мотивация к участию (отстаивание чести учебного заведения на конкурсе, фестивале, соревновании и т.д.) в мероприятиях. Предложение вашей помощи в решении проблемы студентов.

4. Негативизм: спор со всем предлагаемым, агрессивное отвержение, игра, рисовка, отклонение от темы. «Мы сотрудничать с вами не собираемся». «А может, возьмете нас в партнеры?» Задать уточняющие вопросы. Если негативизм продолжается, обратить на него внимание студентов. Спросить, с чем связан негативизм. Ответить поощряющей шуткой- комплиментом. Подчеркнуть общность взглядов и близость по духу. Дождаться, когда сами студенты станут серьезными в ходе общения, запал их агрессии

иссякнет, дать возможность высказаться.

Данные материалы носят обобщенный характер и отражают концептуальный подход к этим студентам, который представлен методами работы преподавателей, кураторов, членов студенческого самоуправления.

Библиографический список

1. Булгакова, Н. Ф. Личностное обособление как фактор профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Н. Ф. Булгакова, И. Д. Лаптева: монография. - Томск-Новокузнецк, 2000.

2. Келвин, С. Холл, Теории личности [Текст] / С. Келвин Холл, Гарднер Линдсей; пер. И. Б. Гриншпун. C. S.Hall, G. Lindsey. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970; М.: КСП+, 1997. Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2005.

3. Концепция воспитательной работы Кузбасского государственного технического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.kuzstu.ru/news/failes/2009/conzepziya.

4. Немов, Р. С. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С.135.

5. Пьянкова, Л. А. В помощь куратору студенческой группы [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. А. Пьянкова. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. - С. 56.

6. Пьянкова, Л. А. Проблема личностного обособления молодежи // Современные проблемы и поиск новых перспектив в науке, в обществе, образовании, экономике и праве [Текст] : материалы межвузовской студ. науч.-практич. конф., г. Новокузнецк, 25 апреля 2008 г. / под общ. ред. к.э.н. Т. Н. Борисовой. - Новокузнецк: филиал ГУ КузГТУ в г. Новокузнецке, 2008. - С. 124-128.

7. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм . - М., 1989. - 272 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bulgakova, N. F. Lichnostnoe obosoblenie kak faktor professional'nogo samoopredeleniya starshe-klassnikov [Tekst] / N. F. Bulgakova, I. D. Lapteva: monografiya. - Tomsk-Novokuznetsk, 2000

2. Kelvin, S. KHoll, Teorii lichnosti [Tekst] / S. Kelvin KHoll, Gardner Lindsej; per. I. B. Grinshpun. C. S.Hall, G. Lindsey. Theories of Personality N.Y.: John

Wiley and Sons, 1970; M.: "KSP+", 1997. Terminolo-gicheskaya pravka V. Danchenko K.: PSYLIB, 2005.

3. Kontseptsiya vospitatel'noj raboty Kuzbasskogo go-sudarstvennogo tekhnicheskogo universite-ta [EHlektron-nyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.kuzstu.ru/news/failes/2009/conzepziya.

4. Nemov, R. S. Psikhologicheskij slovar' [Tekst] / R. S. Nemov. - M.: Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2007.

- S.135

5. P'yankova, L. A. V pomoshh' kuratoru studenche-skoj gruppy [Tekst]: uchebno-metodicheskoe poso-bie / L. A. P'yankova. - Novokuznetsk: Izd-vo KuzGPA, 2010.

- S. 56.

6. P'yankova, L. A. Problema lichnostnogo obosob-leniya molodezhi // Sovremennye problemy i poisk novykh perspektiv v nauke, v obshhestve, obrazovanii, ehkonomike i prave [Tekst] : materialy mezhvuzovskoj stud. nauch.-praktich. konf., g. Novokuznetsk, 25 aprelya 2008 g. / pod obshh. red. k.eh.n. T. N. Borisovoj. - Novokuznetsk: filial GU KuzGTU v g. Novokuznetske, 2008. -S. 124-128.

7. Fromm, EH. Begstvo ot svobody [Tekst] / EH. Fromm . - M., 1989. - 272 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.