Раздел V. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
Я.С. Бойченко
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация: в статье рассматриваются успешная деятельность современного студента, адаптационные возможности, связанные межполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучение влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-психологическими характеристиками и типом функциональной асимметрии мозга.
Ключевые слова: адаптация, личность, индивидуально-психологические характеристики, современный студент, функциональная межполушарная асимметрия.
Личность по Л.С. Выготскому понятие социальное, в нем представлено над-природное, историческое в человеке; оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью человека и его культурным развитием. У Л.С. Выготского четкого определения понятия «личность» нет [4].
По мнению А. Н. Леонтьева, «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности» [7]. А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности.
В.Д. Шадриков рассматривает личность как способ связи способностей и потребностей, отвечающий ее характеру. Один из первых психологов, создатель экспериментальной психологии профессор Б.В. Зейгарник говорила о недостаточной разработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальности [6]. Выдающийся отечественный психолог, основатель нейропсихологии, профессор А.Р. Лурия также говорил о необходимости разработки нейропсихологических подходов к проблеме личности, к проблеме индивидуальности. Е.Д. Хомская, обсуждая перспективы развития экспериментальной нейропсихологии, также остановилась на анализе исследований эмоционально-личностной сферы. Было отмечено, что «этот раздел экспериментальной нейропсихологии разработан менее других. Возможности здесь огромны» [8].
Важный шаг в развитии исследований индивидуально-психологических различий сделал В.Д. Небылицын. Он предложил понятие общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения в наиболее общих его проявлениях и чертах. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Проблема межполушарной
© Бойченко Я.С., 2013
асимметрии и межполушарного взаимодействия - из наиболее актуальных проблем естествознания. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. В наше время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из основополагающих закономерностей работы мозга и является важнейшей психофизиологической характеристикой его деятельности, основанной на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии мозга и взаимодействии полушарий мозга в обеспечении психической деятельности человека.
По мнению ряда исследователей (Н.Н. Брагина, В.А. Москвин и др.), наиболее перспективными в настоящее время представляются исследования по определению принципов межполушарного сотрудничества или взаимодействия. Важным для современного подхода является признание динамического характера функционального взаимодействия полушарий мозга на разных этапах адаптивного процесса. В связи с этим особое значение приобретают фундаментальные исследования феномена психофизиологической адаптации в контексте личностно-профессионального развития студента как субъекта учения. В период реформирования образования все актуальнее становятся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б.Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17-18 лет - 22-23 года [1]. Это важный этап социально-психолого-профессионального становления личности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности - это потребности в социальном и профессиональном самосознании, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей и иной деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Возникает, таким образом, новая, отражающая реалии изменяющихся условий информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности.
Без изменения адаптации нельзя оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, пробудить общественную активность студентов. И.С. Кон понимал под адаптацией процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации. В вузе адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Адаптация - это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные формы и сферы: деятельность, общение, самосознание. В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение. Психологическая адаптация - это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности.
Вестник Университета № 19, 2013
Адаптация к новым условиям образа жизни, учебы, досуга, несомненно, связана с резким изменением социального положения личности, хотя и менее существенным, чем в случае приспособления к новым условиям труда. Исходя из важнейших сфер становления личности основное содержание процесса адаптации студентов младших курсов можно определить так: новое отношение к профессии; освоение новых учебных норм, оценок, способов и других требований; приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям; приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени [5]. Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Несмотря на многочисленные исследования адаптации, остается еще достаточно много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов, его определяющих.
Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках, благодаря социальному звучанию, а именно необходимостью приспособления личности к новой социальной среде, и значимости для приспособления различных видов активности личности. В широком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды. На уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.). На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.
По мнению Ф.Б. Березина, благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда» [3]. Важно подчеркнуть, что адаптация связана со многими важными особенностями личности, такими как познавательные, мотивационные, ценностные. Исследование процесса адаптации студентов проходит в рамках личностно-деятельностного подхода, требующего реализации в единстве таких принципов исследования, как принцип детерминизма, принцип преемственности научных теорий, принцип дополнительности, принцип объективности. Личностно-деятельности подход ориентирует нас на реальную личность, реальный уровень интеллектуальных, волевых, эмоциональных, физических и других личностных качеств, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности. Без личностной заинтересованности своей будущей профессиональной деятельностью невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество.
Учитывая особенности студенческого возраста, есть основания предполагать, что системообразующим личностным свойствам саморазвития является рефлексия. Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, К.А. Абульхановой-Славской о рефлексии жизни человека в целом или отдельных ее этапов, отметим, что, по-видимому, студенческий возраст является наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, осмысления себя относительно окружающих. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Анализ научных источников позволяет нам рассматривать профессиональную компетентность студентов как интегративное образование, предполагающее синтез
общепрофессиональных и специальных знаний по таким видам профессиональной деятельности, как организаторская, организационно-технологическая и административно-хозяйственная. В профессиональной деятельности студентов вузов особое внимание уделяется профессиональному поведению как системе взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий при достижении поставленной цели.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
- укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
- совершенствуются, профессионализируются психические процессы, состояния,
опыт;
- повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
- крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -Т. 1.
2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. -СПб., 2001. - 19-32 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. -Л., 1988.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Ф.Б. Березин. - М.: Смысл; ЭКСМО, 2005.
5. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к учебному процессу в вузе / М.В. Делеу. - Кишинев, 1990. - С. 29.
6. Зейгарник Б.В. Патофизиологические методы в изучении личности // Психол. журнал. -
1982. - Т 3. - № 1. - С. 43-51.
7. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. -1960. - № 6. - С. 24.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития // Вестник МГУ. -
1983. - № 1. - С 6-21 (Серия 14: Психология).