- в основе профессиональной подготовки учителя начальных классов на основе эт-нопедагогических традиций и обычаев лежит организованная самостоятельная этнопедаго-гическая деятельность будущего учителя;
- уровень овладения обобщенными этнопедагогическими умениями зависит от того, с какой полнотой студенты овладели частными этнопедагогическими традициями, обычаями и технологиями при изучении дисциплин учебного плана и элективных курсов.
Система образования имеет средства для решения следующих задач, являющихся своеобразной гарантией развития народов России:
- распространение знаний об истории, культуре народов, населяющих Россию;
- сохранение исторического наследия и дальнейшего развития национальной самобытности народов в рамках евразийского национально-культурного пространства;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к их культуре, истории, языку.
Таким образом, от современного учителя требуется всестороннее знание национальных, культурных, исторических традиций народа. Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с происхождением своего народа, его мировоззрением, развитием представлений о мире и человеке, основными трудовыми занятиями, обычаями, обрядами, историей исповедуемой религии, прогрессивными традициями народного воспитания, этическими и моральными нормами.
Библиографический список
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика переизд. и доп./ Г.Н. Волков. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. - 411 с.
Я.С. Бойченко
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются успешная деятельность современного студента, адаптационные возможности, связанные с межполушарной асимметрией. Описывается исследование, главной целью которого является изучение влияния индивидуального типа функциональной асимметрии на специфику формирования адаптационных возможностей личности студентов.
Ключевые слова: адаптация, личность, индивидуально-психологические характеристики, современный студент, функциональная межполушарная асимметрия.
Проблема функциональной межполушарной асимметрии тесным образом связана не только с методическим уровнем исследования, но и с методологией подхода к вопросу о со© Бойченко Я.С., 2013
отношении между структурной организации мозга с различными проявлениями индивидуальной психической деятельности человека. Индивидуальные нейропсихологические основы различий здоровых людей могут быть связаны с вариабельностью сочетаний парциального доминирования, сенсорных и моторных признаков, что должно определять их различный вклад в процессы реализации высших психических функций. Процесс адаптации современного студента неразрывно связан с индивидуально-психологическими характеристиками и типом функциональной асимметрии мозга. Подготовка специалистов, студентов вузов в современных условиях напрямую связана с практическими трудностями в обучении. Необходимость перестройки системы становится явной. Профессор Б.В. Зейгарник говорила о недостаточной разработанности в отечественной психологии собственной типологии индивидуальности личности. В настоящее время и сами педагоги стали обращать внимание на необходимость учета функциональных асимметрий учащихся в образовательном процессе.
Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Поведенческо-психологический латеральный диморфизм проявляется в бинарных характеристиках: «правши» адаптивны в стабильной среде с рациональной стратегией поведения, а «левши» - к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен. «Левополушарные» формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст. Также было выявлено, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В наше время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из основополагающих закономерностей работы мозга. Однако в практической работе педагогов и психологов системы образования довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга обучающихся, их адаптационные возможности.
Без личностной заинтересованности в своей будущей профессиональной деятельности невозможно, на наш взгляд, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего такими качествами, как профессиональная самостоятельность, активность, творчество. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности. Для изучения адаптации современного студента с индивидуально-психологическими характеристиками функциональной асимметрии мозга было проведено исследование, в котором участвовали 166 девушки и 34 юноши - студенты первых курсов НИУ БелГУ города Белгорода. Методики, применяемые в нашем исследовании: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; оценка мануальной асимметрии: Опросник М. Аннетт, моторные пробы, теппинг-тест, оценка слухоречевой асимметрии, оценка зрительной асимметрии, определение ведущей руки, ноги, уха, глаза; программа адаптационного тренинга, проводимая после первичного среза испытуемых (разработка и авторство Я.С. Бойченко). Статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ «Statistika V.6.0», различия между зависимыми группами были проанализированы с использованием
непараметрического теста по критерию Уилкоксона. Оценка зависимости между двумя переменными вычислялась по коэффициенту корреляции ^критерия Спирмена. Для определения системы взаимосвязи применялся латентно-структурный факторный анализ.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют сделать следующий вывод по оценке мануальной асимметрии: по соотношению всех трех видов асимметрий «рука-ухо-ведущий глаз» могут быть выделены следующие варианты профилей у студентов: ППП, ПЛП, ПЛЛ, ППЛ, характеризующие различные варианты правшества, а также ЛЛЛ, ЛЛП, ЛПЛ, ЛПП, характеризующие левшество. Наиболее распространенными типами среди студентов первого курса факультета «ИФФ» оказались: ППП, ПЛП, характеризующие правше-ство и менее распространенными ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующие левшество. Наиболее распространенными типами среди студентов первого курса факультета «ФаПси» оказались: ППП, ПЛП, ППЛ, характеризующие правшество и полное отсутствие ЛЛЛ, ЛПЛ, ЛПП, ЛЛП, характеризующих левшество. Полученные данные позволили нам разделить испытуемых на 4 группы по развитию возможных типов ИПЛО: чистые правши, праворукие, леворукие, чистые левши. Первая группа - чистые правши: ПППю составили в целом 2,5 %, ПППд - 14,5 %. Вторая группа - праворукие: с левшеством ППЛю составили в целом 4,5 %, ППЛд 28 %. В этой группе тоже преобладали девушки по сравнению с юношами, студенты обоих факультетов. Третья группа - праворукие: с левшеством асимметрии слуха, правше-ством зрения ПЛПю составили 5,5 %, ПЛПд - 29 %. Четвертая группа - леворукие (ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛЛЛ) составили меньшую часть от всех студентов 1 курса «ИФФ», из них чистые левши ЛЛЛю - 3,5 % юношей, чистых левшей ЛЛЛд - 9,5 % девушек. Так же ЛПЛю -0,5 % юношей, ЛПЛд - 0,5 % девушек, ЛЛПю - 0,5 % юношей, ЛЛПд - 1,5 % девушек. Так же мы наблюдали следующие результаты по обследованным студентам, как полное отсутствие амбидекстров. Такие данные приведены в работе Е.С. Молодых, обследовано 200 человек, амбидекстры отсутствовали или встречались редко, так же как и в нашей работе при обследовании 200 человек, что может говорить о том, что эти типы редко встречаются в различных выборках [3]. В результате в нашей генеральной выборке среди студентов двух факультетов большую часть составили студенты, характеризующие правшество с правополу-шарной асимметрией мозга и в частности «чистые правши». Девушек в нашей генеральной выборке наблюдалось большее количество, чем юношей, на каждом из факультетов.
Таблица 1
Показатели адаптации по методике «Адаптивность» (МЛО-АМ) и межполушарной асимметрии мозга по проведению коррекционной работы и созданию педагогических условий (%)
Параметры сравнения Показатели и их достоверность
До тренинга После тренинга Т Спирмена
Адаптация и левополу-шарная латерализация мозга Ю Д Ю Д Д\Ю
14,28 0 57,14 47,37 р < 0,05
Параметры сравнения Показатели и их достоверность
До тренинга После тренинга T Спирмена
Адаптация и правополу- 20 21,05 60 68,63 р < 0,05
шарная латерализация
мозга
Нервно-психическая 0 0 85,71 89,47 р < 0,01
устойчивость, «стрессо-
устоичивость» и левопо-
лушарная латерализация
мозга
Нервно-психическая 50 26,31 75 52,63 р < 0,01
устойчивость, «стрессо-
устойчивость» и право-
полушарная латерализа-
ция мозга
Коммуникативные осо- 57,14 84,21 100 100 р < 0,01
бенности и левополушар-
ная латерализация мозга
Коммуникативные осо- 50 78,95 75 84,21 р < 0,01
бенности и правополу-
шарная латерализация
мозга
Моральная норматив- 28,57 26,32 42,86 100 р < 0,05
ность и левополушарная
латерализация мозга
Моральная норматив- 50 78,95 75 100 р < 0,01
ность и правополушарная
латерализация мозга
Анализ результатов сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной специализации мозга при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил выделить ряд значимых корреляционных показателей (см. табл). В результате анализа корреляционных данных по показателям исследования нервно-психической устойчивости у студентов факультета «ФаПси», в корреляционной плеяде с правополушар-ной латерализацией мозга была выявлена значительная положительная взаимосвязь (r = 0,325; p < 0,01). Это предполагает определенную степень стабильности состояния нервно-психической устойчивости у студентов с правополушарной латерализацией мозга. Среднее значение по группе по данной характеристике М = 5,56 балла. Этот показатель говорит нам о том, что студенты с помощью нервно-психической устойчивости добиваются удовлетворения своих потребностей, тем самым так проявляется возможная их адаптационная способность. Анализируя полученные корреляционные данные студентов с правополушарной латерализацией мозга, мы выявили, что нервно-психическая устойчивость студентов позволяет принимать ответственность за свои действия и ситуации. И также обратная положительная взаимосвязь, умение принимать ответственность приводят к нервно-психической
устойчивости (г = 0,347; р < 0,01). Студенты с адекватным поведением в среднем получили М = 5,7 балла. Студенты инженерно-технического факультета в среднем получили М = 4,7 балла. Данные по неадекватному реагированию студентов «ИФФ» ниже данных адекватного реагирования студентов «ФаПси». Современный студент с неадекватным реагированием менее успешен в учебной деятельности, более обособлен и социально не адаптирован. Адаптационная способность студентов говорит о возможности решения учебных проблем, хорошем настроении, силе личности и ее неуязвимости, что наблюдается у студентов «ФаПси» (г =
0.325. р < 0,01). По результатам левополушарной асимметрии мозга у студентов факультета «ИФФ» и взаимосвязанной реакцией по отношению к адаптационным способностям, среднее значение по группе М = 7,6 балла. Студенты в среднем оценили себя на М = 7,41 балла. Это говорит о том, что современный студент с левополушарной асимметрией мозга оценивает свои адаптационные способности низко(г = 0,367; р < 0,05).По результатам корреляционной плеяды левополушарных студентов мы наблюдаем и можем предположить, что низкая адаптационная способность влечет за собой неактивность студентов, низкие коммуникативные способности, уязвимость личности и как следствие в дальнейшем с большой долей вероятности низкую успешность в учебной деятельности. Анализируя эти данные, мы выяснили, что левое полушарие связано с невысокой адаптивностью, плохой конформностью, которые мы наблюдаем в результатах проведенного тестирования. Так, «правши» адаптивны в стабильной среде. Возможно, адаптация к студенческой жизни явилась фактором стабильности, рационально повторяющихся нагрузок и требований и рациональной стратегии поведения. Студенты «левши» адаптивны к изменчивой среде с иррациональной стратегией перемен, но иррациональные стратегии не применяются в преподавании и требованиях вуза. Следовательно, условием качественной подготовки специалиста является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы в профессиональной деятельности с помощью системной коррекционной и тренинговой работы.
Анализ научных источников позволяет нам рассматривать профессиональную компетентность студентов как интегративное образование. Таким образом, возникает необходимость в выявлении и разработке комплекса педагогических условий, позволяющих повысить результативность профессиональной адаптации студентов вуза. Это создание с помощью системной коррекционной и тренинговой работы в контексте личностно-профессионального развития студента как субъекта учения. Это позволит рассматривать студенческий возраст наиболее сензитивным к развитию рефлексивных способностей, осмыслению себя относительно окружающих [4].
Библиографический список
1. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека / А.И. Крупнов. -Вопр. Психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-33.
2. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий / В.А. Москвин. - М.: МГУ, 2002. - С. 40-47.
3. Молодых Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц юношеского возраста: дис. ... канд. биолог. наук: 14.00.33 / Молодых Е.С. - М., 2005. - С. 92.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология: проблемы и перспективы развития / Е.Д. Хомская. - Вестник МГУ - (Сер. 14: Психология). - 1983. - № 1. - С. 6-21.
Н.А. Боченкова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОГО МЕГАПОЛИСА
Аннотация. Статья посвящена выявлению стабильных и ситуативных факторов, влияющих на социальное настроение жителей мегаполиса с марта 2009 года по сентябрь 2013-го. Также была выявлена динамика изменения социального настроения на протяжении пяти лет.
Ключевые слова: социальное настроение, мониторинг, ИСН (индекс социального настроения), социальные институты, мегаполис, стабильные и ситуативные факторы.
Все сферы общественной жизни можно представить как институциональные, а именно политические, социально-экономические и социокультурные. Следовательно, и факторы регуляции жизнедеятельности социума можно распределить в соответствии с отдельными социальными институтами. Как писал С.С. Фролов в своем учебном издании «Общая социология»: «Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы» [1]. На практике видно, что социальное настроение жителей современного мегаполиса также регулируется с помощью определенных факторов, закрепленных в рамках социальных институтов.
Социальное настроение отражает отношение населения к важнейшим аспектам жизни и формирует основу для восприятия социальной политики на всех ее уровнях. Необходима диагностика перед разработкой социальной политики, следовательно, нужно выявлять факторы формирования социального настроения. В совокупности даже влияние негативного фактора может гаситься положительным, что, в свою очередь, может быть ключевым моментом социальной политики государства. Важнейшую роль в исследовании социального настроения играют работы отечественных социологов, рассматривающих влияние на поведения социальных групп социально-демографических факторов (Е.С. Ярская-Смирнова, М.И. Елютина, Л.С. Яковлев), социального статуса и культурного стиля (Л.И. Ионин), географии проживания (Л.К. Руденко), этнического самосознания (Ю.Д. Арутюнян, А.С. Григоренко), политических ориентаций факторов власти (А.С. Дмитриев, С.К. Барзилов, В.И. Волков, П.Д. Романов) и других.
Индекс социального настроения отражает латентное общественное мнение к основным проблемам жизнедеятельности общества. Существует необходимость регуляции, перехода, а также нейтрализации депрессивных факторов мегаполиса через институциональное управление. Так как по своей сути среда мегаполиса является во многих ее аспектах депрессивной средой, влияющей на психологическое самочувствие отдельного индивида, а следовательно,
© Боченкова Н.А., 2013