Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов технического университета с привлечением органов студенческого самоуправления'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов технического университета с привлечением органов студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Л. А.

В статье раскрыты особенности психолого-педагогической поддержки процесса адаптации студентов к техническому университету с привлечением органов студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов технического университета с привлечением органов студенческого самоуправления»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Пьянкова Л.А.*

Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва, г. Новокузнецк

В статье раскрыты особенности психолого-педагогической поддержки процесса адаптации студентов к техническому университету с привлечением органов студенческого самоуправления.

Эмпирические и теоретические психо лого-педагогические и социальные исследования доказывают, что ежегодно возрастает количество абитуриентов, поступающих в вузы, при этом также увеличивается и отсев студентов первых и вторых курсов. Практические результаты изысканий отдела внеучебной работы Новокузнецкого филиала КузГТУ в г. Новокузнецке их ретроспективный анализ показали несформированность мотивов первокурсников, связанных с содержанием труда по избираемой профессии, навыков коммуникативной компетентности при недостаточно сфор-мированныхумениях и способности к самостоятельному участию вчерашних школьников в учебной, внеучебной, научно-исследовательской видах деятельности в вузе.Поэтому перед преподавателями вуза стоят важные задачи поиска наиболее эффективныхусловий, методов и приемов работы, обеспечивающих качественно новый подход к процессу социально-профессиональной адаптации первокурсников.

В качестве одного из условий обеспечения социально-профессиональной адаптации студентов первых и вторых курсов к воспитательно-образовательному процессу учебного заведения в нашем исследовании выступает привлечение органов студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление - это одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Студенческое самоуправление является формой молодёжной политики в России, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем [1, 2, 5, 6]. Целью сту-

* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат педагогических наук.

денческого самоуправления является создание условий, способствующих самореализации юношей и девушек и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни. Среди задач, возникающих в процессе достижения цели, выступают: всесторонняя поддержка студенческих коллективов, совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления; правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов студенческого самоуправления; формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодежи; подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации; выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодежной проблематике; организация сотрудничества с молодежными и другими общественными объединениями городов России, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями [1, 2, 5].

Студенческий совет, будучи формой профессионального и личностного самоопределения студентов, имеет уникальную возможность для приобретения и трансляции опыта социального партнерства, нахождения возможностей для развития студентами порой скрытых способностей. Руководя студенческим советом, отдел внеучебной работы исходит из следующих признаков студенческого самоуправления, которые остаются приоритетными: автономность, иерархичность, связь с внешней средой, целенаправленность, поддержка студенческих инициатив, самодеятельности и др. [3].

Рассмотрим в общих чертах перечисленные признаки.

Автономность - относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей, задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.

Иерархичность отображается в упорядоченности деятельности структурных подразделений учебного заведения, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и др.

Связь с внешней средой выражается во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, общественными и государственными организациями. Внешней средой выступают различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления [4].

Наличие органов студенческого самоуправления выражается в создании на каждом уровне иерархии органов студенческого самоуправления

(старостат, редакционная коллегия, отряд охраны правопорядка, танцевальные, вокальные коллективы и др.). При этом каждый орган студенческого самоуправления действует на основе внутреннего положения, подчиняясь общему для всех уставу.

В настоящее время в Новокузнецком филиале Кузбасского государственного технического университета существует еще одна форма студенческого самоуправления, - тьюторство. Тьюторы выполняют роль посредника между профессорско-преподавательским составом филиала и студентами в нахождении наиболее рациональных методов, форм, средств работы со студентами «группы риска» и остальными. Тьюторы избираются из числа студентов 2-5 курсов, желающих реализовать свой личностный потенциал, приобрести навыки социального партнерства, научиться работать в команде. Из числа наиболее активных тьюторов назначается совет тьюторов, избираемый большинством голосов на заседании. Члены совета тьюторов нередко являются одновременно и членами студенческого совета.

Направления работы тьюторов предметны и разнообразны:

- содействие в личностном и профессиональном самоопределении студентам первых и вторых курсов посредством организации коммуникативных тренингов, формирования навыков работы в команде, коллективного мышления. С этой целью тьюторы проводят со студентами тренинги коммуникативных умений и личностного роста, участвуют в проведении организационных собраний совместно с кураторами групп, заведующими отделениями;

- здоровьесберегающая, включающая участие в акциях отказа от табакокурения, употребления алкоголя, изготовление листовок, плакатов, публикацию материалов в газете филиала «Своя версия», участие в научно-практических конференциях по здоровому образу жизни; популяризации идей здорового образа жизни среди школьников;

- информационно-просветительская, обеспечивающая доведение информации до студентов об уставе учебного заведения, органах студенческого самоуправления, справочных материалах о месте нахождения основных подразделений учебного заведения, осуществляющих учебную, научно-исследовательскую, внеучебную виды деятельности, диспетчерской, библиотеки, студенческого отдела кадров, социально-психологической службы.

Самодеятельность студентов предусматривает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планирование деятельности, организация, мотивирование участников, контроль и руководство), доведение до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определенных полномочий у органов студенческого самоуправления, включенность непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.

Целенаправленность предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, приоритетными задачами государственной молодёжной политики; четкое осознание и прогнозирование ожидаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения цели.

Согласно проведенного опроса социально-психологической службой филиала с ноября 2008 г. по июнь 2011 гг. примерно 1/6 студентов (из 385 респондентов) готовы принять участие в работе студенческого совета -органа, консолидирующего усилия педагогов и студентов учебного заведения по формированию молодежной политики в университете. Это желание продиктовано тем, что обучающиеся имеют представления о деятельности существующей формы молодежных объединений.

Студенческий совет, будучи формой профессионального и личностного развития обучающихся, успешно содействует вновь пришедшим в обеспечении их адаптации. Вступая в ряды студсоветовцев, юноши и девушки имеют возможность приобретения опыта социального партнерства, нахождения для развития порой скрытых своих способностей, приобретения знаний по технологии общения, включающей оказание способов воспитательного воздействия на человека. Последние, в немалой степени, влияют на удовлетворенность межличностными взаимоотношениями в коллективе.

Выступая в роли руководителя студенческого объединения, студент на протяжении периода нахождения в этом качестве формирует у себя базовые компоненты психологической подготовки к управленческой деятельности на предприятиях: овладевает знаниями о психологической совместимости людей, психологическом климате коллектива, методов формирования коллектива и личности; умениями слушать и слышать, высказывать свою точку зрения, располагать к себе собеседника, владеть собой, оценивать состояние партнеров по общению, контролировать действия подчиненных, мотивировать на выполнение общественно значимой деятельности и др. Немалая роль в этом процессе отводится развитию самопознания, самооценки, саморегуляции личности, которые являются составляющими «быть личностью». В таких социально-педагогических системам естественным образом формируются и совершенствуются качества толерантности, эмпатии, социальной зрелости, создаются предпосылки для развития такого психологического феномена как «коллективное мышление». Студенты учатся выстраивать взаимоотношения, придерживаясь принципов самоуважения и уважения других, активного отрицания агрессии, мотивации товарищей к открытой дискуссии, коллегиального принятия решений, гибкости эмоционального реагирования, использования конфликта как способа разрешения противоречий только в крайнем случае. Безусловно, такие взаимоотношения привлекают студентов, для многих студенческий совет выступает одним из условий их адаптации, будучи одновременно и школой жизни.

В филиале существуют собственные органы студенческого самоуправления - это студенческий совет, студенческий отряд охраны правопорядка, редакционная коллегия студенческой газеты «Своя версия», функционирующие на базе отдела внеучебной работы, совет тьюторов. У студентов сложились традиции кураторства студентами старшекурсников на младших курсах, организации тренингов со студентами первых и вторых курсов совместно с социально-психологической службой филиала. Остановимся более подробно на деятельности студенческого актива и тьюторов в свете обеспечения процесса адаптации студентов первых и вторых курсов.

В плане работы отдела внеучебной работы, куда относится и студсовет, совет тьюторов предусмотрены проведение адаптационных тренингов со студентами первых и вторых курсов, «Дней первокурсника», «Дней студента» и др. Такие формы работы себя уже оправдали, поскольку трансляция норм и традиций, существующих в филиале, проходит гораздо успешнее, если они исходят от сверстников, и путь к душам, умам и сердцам - короче.

Технология работы такова: специалист по внеучебной работе, возглавляющий деятельность социально-психологической службы филиала в начале каждого семестра с активом студсовета и тьюторами проводит консультативную работу по профилактике конфликтов в группах, формированию группообразовательных процессов, проблеме личностного обособления в коллективе, тренинги, подробно останавливаясь на анализе поведения участников, приемах работы со студентами, имеющими коммуникативные трудности, комментируя возможные варианты ответов участников, их мотивировку. В дальнейшем работает закон «параллельного действия», когда участники тренингов (студенты-студсоветовцы старших курсов, совет тьюторов) и специалист по внеучебной работы в течение 1 -2 недель в каждом семестре одновременно проводят тренинговые занятия в группах первокурсников, а если необходимо, то и на вторых курсах. После этого студсоветовцы совместно со специалистом по внеучебной работе анализируют поведение участников групп, подробно останавливаются на причинах поведения студентов в тренинге, формах проявления психологических «защит». Такая работа позволяет оперативно выявить студентов, обособленно ведущих себя в группе, имеющих коммуникативные трудности, одновременно обнаружить обучающихся, готовых принимать активное участие в работе студсовета, редакционной коллегии студенческой газеты филиала, других общественных объединениях учебного заведения.

Проводя стажировку студсоветовцев, тьюторов, специалист по вне-учебной работе подбирает игры, упражнения, не требующие длительной подготовки и специальных навыков работы с тренинговой группой. Отбор методик происходит с учётом того, что студенты, пришедшие в студсовет, в тьюторство, не имеют специального психолого-педагогического образования, а навыки работы с группой, - это, скорее, их социальный опыт, в том числе приобретенный на занятиях по психолого-педагогическим дис-

циплинам и в процессе общения со специалистом по внеучебной работе. Безусловно, следует учитывать и то, что возможности Интернета, современные образовательные технологии, желание студентов развиваться раскрывают перед ними новые возможности в плане самостоятельного приобретения компетенций, в том числе и коммуникативных.

Обычно тренинг проводится на протяжении 2 академических часов, состоит из 3 игр, упражнений, позволяющих выявить социальный статус студента в группе, эмоционально-психологический климат в ней, содействовать установлению более доброжелательных взаимоотношений через сближение студентов в тренинге. Так, участникам предлагается построить «цыганскую повозку», привлекая всех студентов группы. Распределение ролей «кучера», «жеребенка», «лошадей», «стен», «колес повозки» и «пассажиров» неслучайно. Роль, которая выбирается или предлагается студенту -проекция социального статуса, который обучающийся занимает в группе, показатель его самооценки, скрытых лидерских мотивов, вида тревожности и других индивидуально-психологических особенностей.

В ходе проведения игр и дальнейшего исследования индивидуально -психологических особенностей личностей обучающихся, удалось выяснить, что «пассажирами» обычно являются студенты, предпочитающие быть исполнителями, снимающими с себя ответственность. «Лошади», - те, которые инициируют движение в группе. Такие студенты бывают напористы, инициативны, нередко агрессивны, В конфликтных ситуациях склонны обвинять других.«Жеребенок на привязи» - студент, претендующий на роль лидера, но пока им не являющийся. Нередко такие студенты могут проявлять лидерские наклонности в какой-либо определенной деятельности (спортивной, культурно-массовой, научной и др.).«Кучер» - существующий в группе организатор, лидер. Как правило, студенты с такими особенностями критичны и самокритичны, хорошие организаторы, учитывают изменения ситуации и обстоятельств, происходящих в группе, умеют контролировать себя, хотя в состоянии запальчивости могут нарушить общепринятые нормы. «Стены» - участники группы, на которых лидеры и все остальные могут положиться, с их помощью реализуются задуманные планы. Подобное поведение оказывается возможным благодаря целеустремленности, логичности и последовательности в своих действиях, умении напутствовать других.

«Шкала глубин» - игра, предусматривающая умение заглянуть в глаза соседу. Игровая задача снимает состояние напряженности, корригирует проявления застенчивости у участников. По оценкам участников игры, игровая задача содействует снятию внутренней напряженности и даже страха у ряда студентов перед ситуацией, когда нужно смотреть в глаза другому человеку.

Игра «Будем знакомы» нацеливает участников на то, чтобы они сели в круг по очередности их дней рождения. Первыми садятся студенты, рожденные в январе и так до конца года. Студенты, выполняя правила игры, ближе знакомятся друг с другом, учатся договариваться. Лимит времени на

выполнение условий игры заставляет оперативно решать поставленную задачу, выбирать координатора игры, либо становиться им в её процессе. Анализ поведения, состояний участников, как неотъемлемый компонент такого рода деятельности, стимулирует студентов заниматься рефлексией, вербализировать собственные ощущения и состояния, прислушиваться к своим одногруппникам. В ходе игр и упражнений выявляются лидеры, аутсайдеры, студенты, готовые взять на себя ответственность в принятии решений, организовать группу, эмоционально поддержать её.

При отборе кандидатур на проведение тренинговых занятий важно учитывать индивидуально-психологические особенности личности организаторов, - коммуникабельность, тактичность, мобильность, стрессоустойчи-вость, сильный психосоциотип, низкий уровень внушаемости. Стоит отметить, что темпераментальные особенности студентов не играли важной роли. Как известно, у каждого типа темперамента существуют свои положительные и отрицательные свойства. При отборе участников мы исходили из того, чтобы студент-старшекурсник приходил в группу к своим подшефным, которые обучаются с ним по одной специальности. Общность интересов студентов создавало возможность выстраивать взаимоотношения с группой своих подшефных студентов в перспективе. Ценность такого сотрудничества состоит в том, что в группах, где тренинги проводят члены студсо-вета, тьюторы, обычно студенты более открыты, коммуникабельны, расположены к общению. Опыт социального партнерства, приобретаемый организаторами тренингов, позволяет студентам в дальнейшем наращивать его.

Проведенное исследование позволило констатировать, что привлечение органов студенческого самоуправления для обеспечения социально-профессиональной адаптации студентов технического университета к условиям обучения в вузе позволило создать в филиале действенную психолого-педагогическую среду, содействующую личностному и профессиональному самоопределению студентов. Этому способствовало: формирование студенческих коллективов, создание в академических группах атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи как условия творческой самореализации входящих в них членов, юноши и девушки стали активнее проявлять интерес к жизни коллектива и филиала в целом через обретение личностно значимых видов деятельности и её смыслов, участвуя как редакторы газеты, волонтеры, организаторы спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.

Список литературы:

1. Письмо Федерального агентства по образованию от 19.02.2007 г. N 231/12-16 «О студенческом самоуправлении».

2. «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» (Письмо Минобразования от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06).

3. Пьянкова Л.А. В помощь куратору студенческой группы: учебно-методическое пособие. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2010. - 120 с.

4. Пьянкова Л.А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом университете: монография. - Новокузнецк: Изд-во КузГТУ 2011. - С. 95-96.

5. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ. -М., 2007. - 132 с.: ил. - РГБ ОД, 61 07-22/645.

6. Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч. 1. -Ростов н/Д, 2004.

К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Смирных Е.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье рассматривается проблема конкурентоспособности, будущих специалистов экономического профиля, со знанием иностранного языка.

России жизненно необходима система образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств. Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства.

Сегодня совершенно очевидно, что образование напрямую связано с конкурентоспособностью. При этом очевидно, что конкурентоспособность страны - это не абстрактное понятие. Она складывается из конкурентоспособности отдельных отраслей и компаний, чей успех напрямую зависит от профессионализма и компетентности их персонала.

Понятие конкурентоспособности выпускника вуза в последние годы активно разрабатывается в педагогике. В настоящее время сложилось представление о сущности качества конкурентоспособности личности, позволяющее осуществлять работу по его формированию в учебно-воспитательном процессе вуза. Когда речь идет о качестве конкурентоспособности, исследователи подразумевают не только высокий уровень результатов ее деятельности или знаний, умений и навыков, достигнутый в процессе профессионального образования, но и ее готовность выстоять и победить в конкурентной борьбе на рынке труда [6, с. 54].

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.