vbulletin/showth read, php/31887-Erich-Fromm-s-Human-Nature-and-Character 8. Horney K. Basal anxiety and neuroticism: [Электронный ресурс]. URL: https://www.homeworkmarket.
com/sites/default/files/theories_of_personality _7e_ch06_1.pdf
9. Shostrom E. Man, the Manipulator / E. Shostrom // Nashville,Tenn.: Abingdon Press. - 1967. P. 256.
PROBLEM OF ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS TO WORK IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Dubtsova Marina Vertiaminovna, Postgraduate student, Tolyatti State University, Tolyatti, Russia E-mail: [email protected]
This article is devoted to a problem of adaptation of young teachers in kindergarten. The plan of the organization of adaptation for entry into a pedagogical position reveals. Stages of creation of the program of adaptation, a roie of the mentor are defined. The priority is given to the practice-focused and individual forms of work with the teacher.
Keywords: adaptation; mentor; young specialist; preschool organization; work forms; professional development.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Данная статья посвящена проблеме адаптации молодых педагогов в детском саду. Раскрывается план организации адаптации для вхождения в педагогическую должность. Определены этапы построения программы адаптации, роль наставника. Приоритет отдается практико-ориентированным и индивидуальным формам работы с педагогом.
Ключевые слова: адаптация; наставник; молодой специалист;дошкольная организация; формы работы; повышение квалификации.
УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.08
©Дубцова М.В., 2017
О си
-О X
9
со
CU
си
S
23
Изменения в российском дошкольном образовании требуют повышения его качества. Повышаются требования и к личностным и профессиональным качествам педагогических работников дошкольных организаций. Наиболее уязвленными на данном этапе становятся молодые педагоги, окончившие педагогические вузы. Молодым специалистам сложно соответствовать высоким требованиям. Они не владеют технологией педагогической деятельности. Им трудно написать план, организовать работу с детьми, найти способы взаимодействия с родителями. Процедура адаптации, используемая в нашем детском саду, позволяет облегчить процесс преодоления молодым специалистом профессиональных и межличностных проблем, ускорить его вхождение в коллектив, приобрести и закрепить на практике профессиональные знания, обеспечить качественное выполнение им должностных обязанностей.
Программа адаптации рассчитана на работников до 30 лет, впервые устроившихся в дошкольную организацию на педагогическую должность. Сроки адаптации - 3 месяца, с привлечением наставника.
Адаптация включает в себя три этапа.
На первом этапе (первая неделя работы) заведующий знакомит работника с должностными обязанностями, нормативно-правовыми документами, организует знакомство с сотрудниками детского сада. Закрепляет наставника за молодым педагогом.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе представляет необходимую информацию о руководстве и сотрудниках детского сада, организует экскурсию по детскому саду.
Наставник знакомит молодого специалиста с рабочим местом.
ДУБЦОВА Марина Вениаминовна, аспирант, Тол ья ттинекий государственный университет, Тольятти, Россия таппа_ dubcovalS>mail.ru
В первый день работы происходит знакомство с детьми группы, осуществляется наблюдение за работой наставника в первую половину дня.
На следующий день молодой специалист наблюдает за работой наставника во вторую половину дня. На третий день организуется образовательная деятельность молодым специалистом под руководством наставника.
На основании оценки профессиональной компетентности, личностных особенностей молодого специалиста, проявленных в ходе стажировки, наставник составляет план дальнейшей адаптации молодого специалиста.
На втором этапе (вторая - одиннадцатая неделя) молодой педагог практически осваивает свои должностные обязанности, усваивает традиции и правила дошкольной организации. Наставник курирует на протяжении всего этапа обучения и введения в должность профессиональное развитие молодого специалиста, способствует установлению межличностных коммуникаций, предупреждению конфликтов и стрессов. Если педагог будет знать, как конкретно использованы результаты его труда, он ощутит важность своей работы. Ощущение важности своей работы стимулирует работника к скорейшему ее выполнению при хорошем качестве [3, с. 47].
Выбор оптимальных форм обучения (степень их сочетания) производится по усмотрению наставника и непосредственных руководителей (заведующего, заместителя заведующего по BMP) с учетом специфики и особенностей детского сада, наличия квалифицированных специалистов и степени подготовки молодого специалиста, наличия у него навыков к работе.
Приоритет отдается практико-ориентиро-ванным и индивидуальным формам, организованным на рабочем месте молодого специалиста. Используются собеседования, инструктажи, просмотр, анализ и самоанализ организации образовательной деятельности, самоподготовка с привлечением наставника.
Молодого специалиста представляют педагогическому коллективу детского сада на ближайшем педагогическом совещании.
Используются различные формы, облегчающие установление контакта с родителями воспитанников. В родительском уголке выставляется информация о новом педагоге. Организуется встреча с родительским Советом группы.
Большая роль принадлежит педагогу-психологу, который помогает в решении личност-
ных и профессиональных затруднений, оценке эмоционального состояния, снятия психоэмоционального перенапряжения молодого педагога.
Заместитель заведующего по BMP знакомит педагога с методическим кабинетом, системой хранения методических пособий, игрушек, технических средств.
Наставник знакомит с документацией, консультирует по вопросам ее заполнения, осуществляет контроль за качеством планирования.
По мере адаптации педагога заместитель заведующего по BMP осуществляет просмотр организации режимных моментов в 1 половине дня и во 2 половине дня у молодого специалиста. Наставник осуществляет консультирование на основе просмотра деятельности. На протяжении адаптации молодой специалист осуществляет ведение рефлексивного дневника.
Наставник помогает составлять конспекты, осуществляет совместны й а нал из п редста вл ен-ного конспекта, просмотр образовательной деятельности с детьми, самоанализ педагога с последующим обсуждением результатов, знакомит с оценочными высказываниями. Благодаря оценочным высказываниям можно не только оценить деятельность и поведение ребенка, с их помощью можно спланировать, скорректировать, направить в нужное русло деятельность ребенка [2, с. 14].
Для педагога организуются просмотры открытых мероприятий, участие в различных формах повышения квалификации внутри и вне детского сада. Обратная связь, откровенный обмен мнениями, ощущение важности и значимости своего труда позволяют заинтересовать педагогов, создать в коллективе положительный психологический микроклимат [1, с. 98].
На протяжении этапа обучения и введения в должность молодого специалиста наставником и заместителем заведующего по BMP осуществляется контроль за эффективностью реализации плана адаптации.
По завершению трех месяцев наставничества на двенадцатой неделе работы молодого специалиста (третий этап) проводится оценка уровня знаний и умений, полученных молодым специалистом в ходе адаптации. Наставник составляет отчет о выполнении мероприятий по адаптации. На основании анализа результатов адаптации определяются направления последующего сопровождения профессионального развития педагогического работника.
В случае неудовлетворительных результатов, заведующий на основе пояснений наставника и молодого специалиста принимает решение:
- установление повторного срока наставничества с прежним наставником;
- установление повторного срока с новым наставником;
- перевод работника (с его согласия) на другую должность/профессию с установлением нового срока наставничества.
Установление повторного или нового срока наставничества возможно не более одного раза.
При признании адаптации успешной молодой специалист под руководством заместителя заведующего по BMP определяет направления своего профессионального развития, составляет план дальнейшей работы по повышению профессиональной компетентности, планомерной подготовки к последующей аттестации [4, с. б].
Грамотно организованная работа заведующего, заместителя заведующего по BMP, наставника способствует успешной адаптации молодого специалиста, благоприятного вхождения в профессию воспитателя.
Литература:
1. Дыбина О.В. Моделирование методической работы дошкольной образовательной организации в условиях инновационной деятельности // Научное мнение. - 2016. - № 11. - С. 97-102.
2. Дыбина О.В. Оценочные высказывания педагогов в работе с детьми дошкольного возраста // Научное отражение. - 2016. - № 1 (1). - С. 12-16
3. Дыбина О.В. Реализация системы методического содействия воспитателям детского сада в повышении их профессиональной квалификации // Общество: социология, психология, педагогика. -2016.-№ 6.-С. 46-51.
4. Методические рекомендации по адаптации молодых специалистов / AHO ДО "Планета детства "Лада". - Тольятти, 2016.
О си
-О X
9
со
CU
си
THE ROLEOF ENGLISH LANGUAGE IN FORMATION OF MEDICAL STUDENT'S INTERCULTURAL AND COMMUNICATION COMPETENCES IN THE EDUCA TIONAL ENVIRONMENT OF HIGH MEDICAL SCHOOL Znamenskaya Stoyana Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: [email protected]
Frantseva Margarita Vladlmlrovna, PhD of Psychological sciences, Assistant E-mail: frantseva-198Wmail.ru
Birukova Tatiana Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of foreign language, Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia E-mail: vaiinall2 @mail.ru
The article considers some questions related to the formation of medical student's intercuiturai and communication competences in the course of their professional training. According to the authors' opinion, the solution of this task is possible by creating special attitude to foreign language learning in the educational environment, development of the students' psychological and communicative competences and professionally significant personal qualities of the future doctors.
Keywords: higher school; intercuiturai competence; educational environment; professional competence; Health Care system, student.
s
25
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬ ТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием межкультурной и коммуникативной компетентности студентов медицинских вузов в процессе их подготовки к будущей профессиональной деятельности. По мнению авторов статьи, решение поставленной задачи возможно посредством создания в образовательной среде специальных установок на изучение иностранного языка, повышение психологической и коммуникативной компетентности, развитие профессионально значимых личностных качеств будущих врачей. Ключевые слова: высшая школа; межкультурная компетенция;, образовательная среда; профессиональная компетентность; система здравоохранения; студент; субъект деятельности.
УДК 378.12 ВАК РФ 13.00.08
©Знаменская С.В., 2017 © Францева М.В., 2017 ©Бирюкова Т.И.