Научная статья на тему 'Реализация системы методического содействия воспитателям детского сада в повышении их профессиональной квалификации'

Реализация системы методического содействия воспитателям детского сада в повышении их профессиональной квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛИ / ДЕТСКИЙ САД / КОМПОНЕНТЫ / ФОРМЫ РАБОТЫ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / METHODOLOGICAL ASSISTANCE / PROFESSIONAL EXPERTISE / KINDERGARTEN / TEACHERS / COMPONENTS / FORMS OF WORK / MENTORING / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS / PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыбина О.В.

В статье раскрывается суть методического содействия, оказываемого воспитателям дошкольной образовательной организации в процессе повышения их профессиональной квалификации. Представлены структурные элементы методического содействия (аналитический, целевой, процессуальный, регулятивный и результативный компоненты). Более детально раскрывается процессуальный компонент методического содействия. Процессуальный компонент строится дифференцированно для каждой конкретной группы педагогов (выделены три группы педагогов согласно уровню квалификации) и предусматривает использование приоритетного психолого-педагогического условия. Подробно описывается характер методического содействия воспитателям первой группы (с низким уровнем квалификации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыбина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the system of methodological support to kindergarten teachers in their professional development

The article deals with the methodological support of kindergarten teachers in their professional development. The author presents structural elements of the methodological support (analytical, task-oriented, procedural, regulatory, and outcome components). The procedural component of the methodological assistance is described in more details. The procedural component is built on a case-by-case basis for each particular group of teachers (there are three groups according to skill level) and includes the use of higher-priority psychological and educational conditions. The author describes in detail the methodological assistance rendered to teachers of the first group (low-skilled).

Текст научной работы на тему «Реализация системы методического содействия воспитателям детского сада в повышении их профессиональной квалификации»

УДК 371.13

Дыбина Ольга Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Тольяттинского государственного университета

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКОГО САДА В ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация:

В статье раскрывается суть методического содействия, оказываемого воспитателям дошкольной образовательной организации в процессе повышения их профессиональной квалификации. Представлены структурные элементы методического содействия (аналитический, целевой, процессуальный, регулятивный и результативный компоненты). Более детально раскрывается процессуальный компонент методического содействия. Процессуальный компонент строится дифференцированно для каждой конкретной группы педагогов (выделены три группы педагогов согласно уровню квалификации) и предусматривает использование приоритетного психолого-педагогического условия. Подробно описывается характер методического содействия воспитателям первой группы (с низким уровнем квалификации).

Ключевые слова:

методическое содействие, профессиональная квалификация, воспитатели, детский сад, компоненты, формы работы, наставничество, психолого-педагогические условия, принципы и направления образовательной политики.

Dybina Olga Vitalyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University

IMPLEMENTATION OF THE SYSTEM OF METHODOLOGICAL SUPPORT TO KINDERGARTEN TEACHERS IN THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Summary:

The article deals with the methodological support of kindergarten teachers in their professional development. The author presents structural elements of the methodological support (analytical, task-oriented, procedural, regulatory, and outcome components). The procedural component of the methodological assistance is described in more details. The procedural component is built on a case-by-case basis for each particular group of teachers (there are three groups according to skill level) and includes the use of higher-priority psychological and educational conditions. The author describes in detail the methodological assistance rendered to teachers of the first group (low-skilled).

Keywords:

methodological assistance, professional expertise, kindergarten, teachers, components, forms of work, mentoring, psychological and educational conditions, principles and directions of educational policy.

Вопросы реализации системы методического содействия воспитателям дошкольной образовательной организации в повышении их профессиональной квалификации являются актуальными в современных условиях. Работа в режиме эксперимента позволила нам определить основные структурные элементы данной системы: это аналитический, целевой, процессуальный, регулятивный и результативный компоненты, которые включают в себя следующие психолого-педагогические условия:

- стимулирование стремлений воспитателей в их самореализации в профессиональной деятельности;

- создание благоприятного психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

- оказание помощи воспитателям в период адаптации;

- обеспечение оперативного доступа воспитателей к информационно-техническим средствам и ресурсам реализации профессиональной деятельности для установления продуктивного взаимодействия.

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ позволяют осуществлять эффективное методическое содействие педагогам в процессе повышения их профессиональной квалификации. Поэтому аналитический компонент системы представляет особую важность. Он включает диагностику и анализ выявленных уровней профессиональной квалификации воспитателей детского сада, их потребностей и спектр проблем в повышении профессиональной квалификации. На основе полученных данных строится система методического содействия педагогам.

Целевой компонент представлен следующими задачами методического содействия педагогическим работникам:

- ориентирование педагогических работников на самореализацию в профессиональной деятельности;

- активизация деятельности педагогических кадров, направленной на совершенствование их профессиональной квалификации;

- повышение адекватной самооценки педагогов;

- формирование у педагогов потребности в самоорганизации и планировании творческой деятельности, повышении коммуникативной и методологической культуры.

Процессуальный компонент системы предполагает выбор форм методического содействия воспитателям на основе принципа дифференциации уровня квалификации педагогов (по результатам констатирующего эксперимента). В связи с этим выделены три ступени. Первую ступень составляют педагоги с низким уровнем профессиональной квалификации, начинающие педагоги и отказывающиеся заниматься повышением профессиональной квалификации; вторую ступень - педагоги со средним уровнем профессиональной квалификации (стабильно работающие); третью ступень - педагоги с высоким уровнем профессиональной квалификации (опытные, работающие творчески). Для каждого этапа определены соответствующие образовательным потребностям каждой категории педагогов задачи. Перечислим их.

Для педагогов с низким уровнем профессиональной квалификации:

- оказание помощи в становлении педагога, выработка положительного отношения к педагогической деятельности;

- стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.

Для педагогов со средним уровнем профессиональной квалификации:

- доведение практических знаний и умений педагогов до уровня мастерства;

- актуализация самообразования и профессионального роста.

Для педагогов с высоким уровнем профессиональной квалификации:

- повышение знаний и практических умений педагогов в области научно-исследовательской деятельности;

- оказание помощи в освоении новых педагогических технологий.

Выбор форм методического содействия, направленных на реализацию цели проектируемой системы, определяется ступенчатым включением. Один и тот же педагог, являясь участником этой системы, поднимается от одной ступени к другой, участвует в различных формах методической работы, учится чему-то определенному и использует предоставленную возможность учить других, тем самым повышая свою квалификацию. Подчеркнем, что выбор той или иной формы зависит не только от содержания методического содействия, но и от особенностей контингента педагогов дошкольной образовательной организации [1].

Регулятивный компонент включает механизм стимулирования - создание мотивацион-ной среды для педагогического коллектива. Управляя педагогическим коллективом, мы имеем дело прежде всего с человеческим фактором. Для управления процессами мотивации педагогического коллектива требуется сложная система, которая включает в себя элементы материального (экономического) и нематериального (морально-психологического) стимулирования. Процесс создания мотивационной среды нацелен на обеспечение в детском саду таких условий, в которых педагоги чувствовали бы удовлетворенность от своей деятельности.

Особое значение придается выработке принципов и направлений образовательной политики учреждений, в том числе и дошкольных образовательных организаций [ 2, с. 154]. Перечислим принципы, которым должна отвечать работа, обеспечивающая внутреннее удовлетворение.

Принцип целостности работы, то есть работа должна приводить к определенному результату. Как показывает практика, педагоги испытывают большее удовлетворение от работы, имеющей видимый результат. Под этим принципом понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т. е. выполнение ее от начала и до конца с видимым результатом. С целостностью тесно связана определенность задания со стороны руководителя. Для этого необходимо вместе с педагогами составлять план разработки и внедрения определенной методической работы, определять цель, задачи, ожидаемый результат, подбирать оценочный инструментарий.

Принцип важности работы - работа должна оцениваться работниками как важная и обязательная к выполнению. Понимание важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но человек будет оставаться неудовлетворенным до тех пор, пока не почувствует, что его работа важна и ее необходимо выполнить. Если педагог будет знать, как конкретно будут использованы результаты его труда, он будет ощущать значимость своей работы. Ощущение важности работы стимулирует работника к скорейшему ее выполнению на высоком уровне. Поэтому при формулировке любого задания необходимо сообщать о целях и его значении в деятельности дошкольной образовательной организации в целом. После выполнения работы педагог будет ждать результата. Здесь следует проду-

мать формы представления наработанного педагогом опыта: выступление на совещаниях, семинарах, конференциях, подготовка консультаций для педагогов, родителей, освещение опыта работы в публикациях.

Принцип автономии предоставляет воспитателю возможность принимать решения, необходимые для выполнения работы, то есть должна быть автономия (в установленных пределах). Когда руководитель сам определяет, как и какими средствами педагоги должны решать поставленные задачи, он не сможет полностью учесть индивидуальные особенности каждого исполнителя. Лишенные свободы выбора, работники вскоре потеряют мотивацию к выполнению работы. Поэтому важно делегирование ответственности, построение работы на принципах доверия и самоконтроля. Считаем, что такой подход положительно влияет на мотивацию педагогов и возможен при условии правильного понимания педагогами всех особенностей работы. Для этого следует организовывать и проводить консультации с целью ознакомления воспитателей с инструкциями, требованиями выполнения работы, а также получения информационных, методических и материальных ресурсов. Также необходимо учитывать такой важный фактор, как время. Если педагог не имеет достаточно времени для качественного выполнения работы, он считает, что на нее не стоит тратить силы.

Принцип обратной связи с работниками обеспечивает получение педагогами информации о качестве выполняемой ими работы. Важность обратной связи очевидна. Она бывает внутренней, т. е. идущей непосредственно от самой работы, и внешней, когда звучит публичная похвала, положительные отзывы о качестве работы. Наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют и осознают качество своей работы, получают удовлетворение от ощущения профессиональной состоятельности и внесения личного вклада в эффективную работу всего детского сада, создание его имиджа, повышение конкурентоспособности. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.

Все педагоги должны иметь представление о том, насколько хорошо они выполняют свою работу. Опыт показывает, что работники обычно сопротивляются введению обратной связи, так как не подготовлены к ней. Для эффективности внешней обратной связи необходимо, чтобы она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась незамедлительно. И здесь важными источниками обратной связи выступают руководитель, коллеги, от реакции которых зависит исход всей работы. Известно, что люди отрицательно реагируют на негативную обратную связь. Сообщение о слабых сторонах демотивирует работника. Но чрезмерная похвала и оценка только сильных сторон работы при отсутствии критики ее недостатков приводят к тому, что педагоги не получают возможности исправлять, корректировать свои ошибки и недочеты, что отрицательно сказывается на эффективности работы в целом. Начало же анализа выполненной работы только с выделения всех положительных, сильных сторон приводит к тому, что педагоги не готовы в полном объеме воспринять нужную информацию, настраиваясь выслушать отрицательную. Поэтому следует чередовать положительную и отрицательную критику. При этом информация об удачах и неудачах воспринимается конструктивнее, а эффективность обратной связи возрастает.

Принцип обязательного вознаграждения. Если работа педагога замечена, одобрена, то она становится внутренне мотивированной, обеспечивает высокое качество профессиональной деятельности. Наилучшим способом стимулирования к труду является экономическая мотивация. Но практика показывает, что мощным стимулом также является публичное выражение признательности: статья в ежемесячной газете детского сада, размещение соответствующей информации в галерее успеха, бесплатные курсы повышения квалификации и т. д.

Спроектированная в соответствии с приведенными принципами методическая работа обеспечивает педагогам внутреннее удовлетворение, появление внутренней мотивации и, как говорилось выше, ощущения личного вклада в эффективную работу всего детского сада, создание его имиджа, повышение конкурентоспособности.

Результативный компонент модели предполагает анализ эффективности системы методического содействия педагогическим работникам в совершенствовании их профессиональной квалификации.

В разработанной системе все компоненты носят целесообразный характер, они взаимосвязаны, образуют единое целое. Целостность обеспечивается наличием общей цели - повышения профессиональной квалификации воспитателей.

Обзор исследований [3] свидетельствует, что наиболее эффективным путем повышения профессиональной квалификации педагога является его участие в методических формированиях. Поэтому в рамках реализации содержательного компонента многоуровневой системы разработаны, систематизированы, обобщены и проведены различные формы методической работы с учетом дифференцированного подхода к уровню профессиональной квалификации педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, а также формы, которые рекомендуются для педагогов-новаторов.

Педагоги первой группы участвовали в подготовке теоретических семинаров, подбирали и анализировали литературу по рассматриваемой теме, изучали опыт творческих педагогов и др., но нуждались в системном контроле и оказании помощи.

Педагоги второй группы готовили семинары-практикумы, проводили открытые просмотры занятий, изучали опыт коллег и обобщали собственный опыт.

Педагоги третьей группы составили основу творческих групп, которые готовили аналитические материалы к педсоветам, конференциям, диспутам, обобщали и распространяли собственный педагогический опыт, анализировали опыт других педагогов, разрабатывали творческие проекты.

Более детально остановимся на раскрытии процессуального компонента методического содействия. Процессуальный компонент строится с каждой выделенной группой педагогов дифференцированно и предусматривает использование приоритетного психолого-педагогического условия. Раскроем подробно методическое содействие воспитателям первой группы.

Первая группа педагогов характеризуется как начинающие, малоопытные педагоги. Главным психолого-педагогическим условием было оказание помощи педагогам в период адаптации. Первый год работы в дошкольной образовательной организации является самым сложным, ответственным, поэтому следует сконцентрировать внимание на выполнении следующих задач:

- организовать наставничество;

- оказать помощь в адаптации к новому жизненному этапу молодого специалиста: к трудовой деятельности, к своей профессии, к детям, коллегам, родителям;

- помочь молодому специалисту увидеть и взять для себя, своей работы то лучшее, авангардное, передовое, чем располагает педагогический коллектив детского сада;

- помочь пройти все испытания, которые предопределены молодому воспитателю, научить налаживать контакт с детьми, родителями, коллегами;

- развить у молодого воспитателя профессиональные умения;

- способствовать накоплению у молодого воспитателя собственного опыта работы, формированию индивидуального стиля в работе и др.

Приоритетной формой методического содействия педагогам первой группы было определено наставничество как одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Несколько лет назад существовал традиционный подход в осуществлении наставнического движения: каждый молодой педагог имел наставника. Специфика наставничества состоит в том, что оно носит полуофициальный характер. С одной стороны, в нем есть формализованные элементы: оно организуется на основе установленных правил и инструкций, а с другой, возникающие межличностные отношения не всегда конструктивны.

В настоящее время ситуация изменилась. Приоритетными ценностями стали свобода выбора, возможность творчества, поиска, поддержка и направление целесообразных инициатив педагогов, а не навязывание педагогическим работникам каких-то схем, готовых «рецептов» осуществления профессиональной деятельности. Важную роль в этом играет сотрудничество. Учитывая вышеперечисленные факторы, с целью формирования, а порой и корректировки педагогического идеала молодого специалиста с первых дней работы начинающего специалиста следует организовывать наставничество, знакомить с талантливыми педагогами детского сада, опытом инновационной деятельности и ее плодами в несколько ином направлении.

Раскроем особенности организации наставничества. Считаем, что успех наставничества во многом определяется выбором наставника. Следует направлять молодого специалиста в ту группу, где опытный воспитатель в роли наставника дает необходимые рекомендации, показывает на личном примере эффективные формы работы с детьми, родителями и охотно делится своим опытом. Так педагоги с высоким уровнем профессиональной квалификации оказывают малоопытным специалистам методическую, психологическую помощь, предоставляя широкое поле для творческого поиска решения определенных задач, и тем самым получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг.

Для реализации поставленных задач можно организовать «Школу малоопытного воспитателя» и провести действенные формы методического содействия с первой группой педагогов, обеспечивающие им профессиональный рост.

Индивидуальные формы профессионального взаимодействия:

- Прохождение стажировки молодым воспитателем в течение нескольких дней под руководством заместителя заведующего по воспитательной и методической работе (ВМР) у своего опытного коллеги, наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии либо заведующей детским садом, либо заместителя заведующего по ВМР и наставника [4].

- Заполнение анкеты, карточки «Личный листок по учету кадров». Полученная информация позволяет лучше узнать человека, его увлечения, некоторые профессиональные знания, возраст детей, с которыми предпочитает работать. Полученные анкетные данные позволяют заместителю заведующего по ВМР скорректировать годовой план работы на учебный год, определить задачи методической службы по работе с молодыми и малоопытными воспитателями, выбрать наиболее эффективные формы работы с ними.

- Знакомство малоопытного педагога с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, традициями детского сада, направлениями работы, образовательной программой, методическим кабинетом.

- Знакомство «новичка» с оснащением методического кабинета: следует обратить внимание на разнообразную методическую литературу, периодическую печать, организовать в методическом кабинете тематические выставки по темам годового планирования, оформить в детском саду галерею «Мастер педагогического труда».

- Выставка в методическом кабинете «В помощь молодому воспитателю».

Наставничество:

- Консультации педагога-наставника по темам: «Организация двигательной активности с детьми дошкольного возраста в течение дня», «Организация индивидуальной работы с воспитанниками», «Педагогические требования к проведению совместной деятельности с дошкольниками» и др.

- Изучение опыта коллег (посещение занятий, утренников у педагогов-мастеров с последующим совместным обсуждением).

- День наставника.

- Встречи по четвергам.

Коллективные формы профессионального взаимодействия:

- Праздник «Посвящение в воспитатели». На этом мероприятии молодой специалист проходит различные испытания: поет детские песни, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, выполняет задания, произносит клятву. Далее торжественно молодой воспитатель передается в руки наставнику. От наставника новичок получает памятку «Правила поведения и общения воспитателя в детском саду».

- Участие в викторине «Воспитатель-эрудит». В первый год работы можно предложить новичку пройти испытание, где на уровне со всеми воспитателями ему предстоит продемонстрировать теоретические знания по методикам и практические умения, например смастерить любую поделку, игру, пособие или организовать детскую деятельность.

- Ведение кольцевого журнала «Палитра мастерства».

- Работа салонов (музыкального, коррекционного, литературного).

Рассмотрим более подробно наиболее эффективные формы методического содействия педагогам первой группы.

«Встречи по четвергам» - наиболее эффективная коллективная форма профессионального взаимодействия с малоопытными воспитателями. С целью оказания помощи начинающим педагогам в повышении их профессиональной квалификации можно организовывать данное мероприятие один раз в два месяца, привлекая опытных воспитателей, учителей-логопедов, узких специалистов.

Перед этой встречей с молодым специалистом проводится беседа, в ходе которой выявляется актуальная и интересная для него тема, предлагается обсудить те вопросы в организации воспитательно-образовательной работы, которые вызывают у него затруднения. С педагогом-мастером обсуждают пути решения проблемы, составляют рекомендации по их устранению, подбирают различные задания для молодого воспитателя (игры, ребусы, кроссворды, упражнения, выдержки, цитаты по теме) и составляют сценарий согласно выработанной нами структуре проведения мероприятия «Встречи по четвергам»:

- Подготовительная работа (вручение приглашения молодому воспитателю, подготовка сценария, небольшого сюрприза).

- Встреча гостей (с шутками-прибаутками, выражениями, цитатами).

- Официальная часть: определяется заранее оговоренная тема, даются советы, рекомендации по данной проблеме; сообщаются последние «Дошкольные новости» либо из журналов, либо с прошедших мероприятий. Предлагается подборка различных заданий для выполнения молодым воспитателем: игры, ребусы, кроссворды, упражнения, выдержки, цитаты по заданной теме.

- Неофициальная часть: педагог-мастер (хозяйка встречи) угощает всех чаем. Во время чаепития ведется свободное общение на разные темы: «Мир моих увлечений», «Моя родня», «Рецепты кулинарии» и т. д. В неофициальной части начинающий специалист знакомится с развивающей предметно-пространственной средой группы, ее особенностями, дидактическими играми, пособиями, оборудованием и т. д. Встреча заканчивается вручением полезного подарка -буклета или оформленной педагогической странички и др.

Следующая форма методического содействия - ведение кольцевого журнала «Палитра мастерства». Не секрет, что у начинающего воспитателя возникает много вопросов по организации воспитательно-образовательной работы с детьми, родителями, коллегами, которые он стесняется озвучить, боясь показаться некомпетентным. Оставленные без внимания вопросы могут отрицательно сказаться на эффективности работы молодого педагога в целом. Поэтому с целью приобщения педагогического коллектива к проблеме оказания помощи молодым специалистам в период адаптации можно оформить ящик «Ваши вопросы» около методического стенда, в который малоопытным педагогам предлагается один раз в месяц опускать лист с вопросами, адресованными конкретному работнику. Это ящик вскрывает заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, после чего направляет вопросы нужному специалисту. Специалист в течение определенного времени готовит ответ, который оформляет в журнале «Палитра мастерства».

Вторая группа педагогов характеризуется как стабильно работающие педагоги. Главным психолого-педагогическим условием было стимулирование намерений педагогических работников в их самореализации в профессиональной деятельности. Организованы и проведены следующие формы методического содействия педагогам: методическое консультирование, выставка-ярмарка методических идей, самообразование, педагогическое ателье, представление опыта работы в научных сборниках, подготовка выступлений, сообщений из опыта работы на педсоветах и т. д.

Третья группа педагогов представлена опытными, творчески работающими педагогами. Главным психолого-педагогическим условием было обеспечение продуктивного взаимодействия педагогических работников и их оперативного доступа к информационно-техническим средствам и ресурсам реализации профессиональной деятельности. Организованы и проведены следующие формы методического содействия педагогам: партнерство, психолого-педагогический консилиум, «Школа высшего профессионального мастерства», «Творческие лаборатории», «Школа исследователя» и др.

Итак, методическое содействие обладает системным эффектом, когда один и тот же педагог, являясь участником этой системы, поднимается от одной ступени к другой и в течение ряда лет участвует в различных формах методической работы. Работа, выстроенная таким образом, способствует непрерывному повышению квалификации педагогов, стимулирует их интерес, повышает активность, способствует творческим проявлениям и представляет новый подход к организации методического содействия педагогам в совершенствовании их профессиональной квалификации.

Ссылки:

1. Москвина Л.А. Управленческое содействие педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в совершенствовании их профессиональной квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.

2. Дыбина О.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 154-160.

3. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М., 2000. 80 с.

4. Пенькова Л.А. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений: На примере Управления детских учреждений АО «АВТОВАЗ» : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 24 с.

References:

Belaya, KY 2000, Diary of senior kindergarten teacher, Moscow, 80 p., (in Russian).

Dybina OV 2015, 'Individual administrative concept of heads of preschool educational institution', Vektor nauki Tol'yat-tinskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2-1 (32-1), pp. 154-160, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moskvina, LA 2007, Administrative assistance to teachers of preschool educational institutions in improving their professional qualifications, PhD thesis abstract, Ekaterinburg, 23 p., (in Russian).

Penkova, LA 2000, Organizational-pedagogical conditions of improvement of professional skills of teachers of preschool institutions: On the example of child care in JSC "AVTOVAZ", PhD thesis abstract, Togliatti, 24 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.