СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE ENHANCEMENT OF A HEALTH-SAVING COMPETENCY OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION TEACHERS IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
В.И. Уса ко в, Н.М. Лаврик
V.l. Usakov, N.M. Lavrik
Здоровьесберегающая компетенция, компоненты, здоровьесбережение, управленческое содействие, консультирование, наставничество, партнерство, дошкольная образовательная организация. В статье раскрывается структура здоровьесберегаю-щей компетенции педагога дошкольной образовательной организации, характеризуются компоненты компетенции. Предлагается система управленческого содействия педагогам дошкольной образовательной организации в совершенствовании здоровьесберегаю-щей компетенции. Описываются основные направления управленческого содействия.
Health-saving competency, components, health protection, management assistance, counseling, mentoring, partnering, pre-school educational institution.
The article reveals the structure of a health-saving competency of teachers in a preschool educational institution and characterizes the components of the competency. In addition, the article proposes the system of managerial assistance to teachers in preschool educational institutions to improve the health-saving competency. It also describes the main directions of the managerial assistance.
В педагогической науке понятие «здоровье-сбережение» стало использоваться с 90-х гг. XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе. Сегодня здоровьесберегающая деятельность должна входить в любой вид деятельности педагога, включая воспитательную и обучающую. Однако расширение функций современного педагога предъявляет к нему все новые требования. В профессиональном стандарте педагога новые требования представлены в виде компетенций. Особое место среди них занимает компетенция в области здоровьесбережения как ключевая.
Современные тенденции ухудшения здоровья детей показывают, что здоровьесбережение должно стать обязанностью не только инструкторов по физической культуре и медицинских работников, но и всех педагогов, работаю-
щих с детьми. Работая с детьми, взаимодействуя с ними, взрослый должен обладать высоким уровнем компетентности в вопросах сохранения и укрепления их здоровья. Процесс здоровье-сбережения в дошкольной образовательной организации осуществляется в различных формах деятельности: медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой и коррекционной, образовательной, социально-психологической и информационно-просветительской.
На основании психолого-педагогической и медико-валеологической литературы в сфере подготовки к профессиональной педагогической деятельности как здоровьесберегающей выделены компоненты здоровьесберегающей компетенции: когнитивный, личностный и деятель-ностный. Согласно определению Ю.В. Лукашина, здоровьесберегающая компетенция определяет-
<
m
Щ
I %
tí m
о
b X
к
w m н u
Рч
<
о ^ О о ^ h О G
w
H
s
о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w
V
S
b 1-4
<c
ri w с
« s
M
H U
W PQ
ся как способность мобилизовать знания, умения и способы выполнения действий по применению здоровьесберегающей деятельности в профессиональной деятельности [Лукашин, 2009].
Когнитивный компонент здоровьесберегающей компетенции включает в себя профессиональные знания и умения по формированию культуры здорового образа жизни. Педагог дошкольного образования должен владеть информацией, касающейся здоровья человека, и особенно ребенка, в соответствии с когнитивным компонентом здоровьесберегающей компетенции. В понимании данного аспекта важны нетолько сами знания, но и их адекватность социокультурным потребностям и физиолого-психическим особенностям. Именно с такой позиции здоровье признается как педагогическая ценность. Показателями сформированности когнитивного уровня являются: владение знаниями, составляющими основу здорового образа жизни; знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей; владение современными технологиями здо-ровьесбережения, методикой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методологией предмета на высоком уровне, что позволит самостоятельно пополнять и расширять свой образовательный потенциал.
Показателями личностной готовности являются: сформированность ценностно-мотивационной сферы; развитость личностных качеств, позволяющих активно вести здоровье-сберегающую деятельность (умение управлять своим поведением, эмоциями, физическая готовность, чувство долга и личной ответственности за конечный результат своей деятельности); положительное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; стремление к совершенствованию уровня личностной готовности вести здоровый образ жизни.
Многочисленными теоретическими и практическими исследованиями доказано, что ценности формируются через деятельность, сообразуются с ее основными направлениями. Деятель-ностный компонент включает группы умений: аналитические, прогностические, социально-коммуникативные, организаторские. Показателя-
ми деятельностной готовности являются: умение позитивно относиться к своему здоровью; владение способами диагностики уровня здоровья; владение умениями и навыками здорового образа жизни в области личной гигиены, питания; обеспечение личной безопасности жизни и здоровья своих воспитанников, профилактики заболеваний и оказания первой медицинской помощи; проектирование индивидуального «маршрута» здо-ровьесбережения воспитанников. Сформированность всех групп качеств, характеризующих критерии готовности, говорит о высоком уровне профессиональной подготовленности педагога.
Формирование здоровьесберегающей компетенции является целью и результатом образовательного процесса в вузе. Однако педагоги испытывают затруднения в организации здоровьесберегающей деятельности, поскольку отсутствие комплексного подхода, несистематичность и разрозненность знаний о здоровье, нерациональная организация образовательного процесса свидетельствуют о недостаточной сформированности здоровьесберегающей компетенции у педагогов дошкольной образовательной организации (далее-ДОО).
О необходимости специальных мер поддержки педагогическим работникам, создания условий реализации здоровьесберегающих технологий говорится во многих исследованиях, посвященных формированию профессиональной компетенции педагогов в области здоровьесберегающих технологий. Необходимость создания сотрудничества и сотворчества во взаимоотношениях между руководством и педагогами в совместной здоровьесберегающей деятельности является необходимым условием повышения качества здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации [Третьякова, 2013]. Также в профессиональном стандарте педагога прописывается важность «развития профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития» [Профессиональный стандарт..., 2013, п.3.2.1].
Рост профессиональной компетенции педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями. В связи с этим нами разработана специальная система поддержки на уровне дошкольной образовательной организации. В данном исследовании речь пойдет об управленческом содействии педагогам дошкольной образовательной организации со стороны старшего воспитателя и медицинского работника ДОО.
Под управленческим содействием педагогам дошкольного образования мы будем понимать систему объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой педагогам в условиях методической работы в дошкольной организации. Исходя из системности и определения управленческого содействия, выделяют три формы, в которых оно осуществляется: управленческое консультирование, наставничество и партнерство.
Так, одной из форм управленческого содействия педагогам ДОО может быть управленческое консультирование. В литературе по менеджменту существует большое количество определений этого понятия. Мы остановимся на определении А.О. Блинова: «...предоставление независимых советов и помощи по вопросам, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендаций и соответствующих мер и содействие в их реализации» [Блинов, 2013].
Управленческое консультирование можно рассматривать также как метод, обеспечивающий привнесение в организацию практических советов и реальной помощи. Кроме того, это и метод, позволяющий совершенствовать знания и опыт работников организации и формировать ключевые факторы успеха на рынке труда.
Главной задачей консультирования является любая помощь в решении стоящих перед педагогом проблем, возможные пути решения в короткий срок времени.
Таким образом, в нашем исследовании под консультированием мы будем понимать фор-
му управленческого содействия, заключающуюся в методическом разъяснении, при котором педагогам ДОО даются советы и рекомендации по какому-либо узкому вопросу, теме или проблеме.
Управленческое консультирование является лишь одной из форм осуществления управленческого содействия педагогам. В качестве другой формы управленческого содействия мы рассматриваем наставничество.
Под наставничеством понимаются, как отмечает Л.А. Москвина, не просто определенные взаимоотношения, направленные на развитие отдельных сотрудников, а целенаправленная стратегия, помогающая отдельным сотрудникам работать эффективно в контексте организационной культуры [Москвина, 2004].
В полной мере можно согласиться с определением О.И. Воленко, что под наставничеством следует понимать структурированный, открытый, динамичный социально-педагогический процесс, представляющий совокупность целенаправленных воздействий на начинающих педагогов в целях формирования у них профессиональных компетенций [Воленко, Фомин, 2014]. Автор также выделяет принципы формирования системы наставничества: личная примерность наставника, взаимоуважение, согласованность планов работы.
Для развития профессиональной квалификации педагогов наставники в дошкольной образовательной организации могут оказывать огромное влияние на формирование установок и поощрение хорошей практики. При наставничестве теоретическая подготовка сводится до минимума, акцент в основном делается на формировании практических умений и навыков, на овладении компетентностями.
Таким образом, под наставничеством мы будем понимать форму управленческого содействия, выражающуюся в передаче профессионального опыта наставника, в обеспечении согласования между теоретической и практической подготовкой педагога.
В нашем исследовании также рассматривается еще одна форма управленческого содействия -партнерство. Так, например, в словаре по со-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
циальной педагогике партнерство (сотрудничество) определяется как «отношения между социальным педагогом и воспитанником, когда последний может на равных участвовать в выборе мероприятий, имеющих воспитательное значение, в их подготовке и проведении» [Словарь..., 2002].
Термин «партнерство» предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности по достижению общих целей. Решающим в отношениях партнерства, указывает И.М. Модель, выступает фактор взаимной полезности; эти отношения предполагают взаимную заинтересованность сторон, уважение и учет интересов партнеров [Модель, 2000].
Анализ сущности понятия «партнерство» дает основание определить его как форму управленческого содействия, регулятор взаимодействия педагогов и наставников со стороны старшего воспитателя и медицинского работника ДОО. Как инструмент профессионального взаимодействия педагогических работников партнерство позволяет последним не только свободно выражать свои профессиональные интересы, но и поддерживать педагогически целесообразную инициативу педагогов.
Главными ориентирами управленческого содействия является совершенствование здоровьесберегающей компетенции каждого педагога, что соответствует основным требованиям, выдвигаемым к созданию условий повышения профессионального роста педагогов дошкольного образования. Систематизация накопленного опыта и знаний помогла разработать такую систему теоретических и практических положений, когда, с одной стороны, определена деятельность старшего воспитателя и медицинского работника ДОО, а с другой-личная инициатива педагогов.
Библиографический список
1. Блинов А.О. Управленческое консультирование. М.: Дашков и К0, 2013. 211 с.
2. Вербицкий A.A. Личностный и компетент-ностный подходы в образовании. М.: Логос, 2009. 334 с.
3. Воленко О.И. Фомин E.H. Компетентностно-ориентированное наставничество как часть
целостного учебного процесса в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2014. № 1. С. 3-5.
4. Волошина Л. Технология подготовки специалистов дошкольного образования к физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2010. № 2. С. 106-114.
5. Грибов В.Д. Управленческая деятельность. М.: Юрайт, 2015. 334 с.
6. Лукашин Ю.В. Здоровьесберегающие компетенции как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Интеграция образования. 2009. Вып. 4. С. 102-106.
7. Малярчук H.H. Здоровьесозидающая деятельность педагогов // Педагогика. 2009. № 1. С. 55-59.
8. Модель И.М. Социальное партнерство в России // СОЦИС. Социологические исследования. 2000. № 9. С. 42-49.
9. Москвина Л.А. Методические рекомендации по организации управленческого содействия работникам образовательного учреждения в осуществлении образовательной деятельности. Челябинск: Образование, 2004. 65 с.
10. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. СПб.: КАРО, 2006. 163 с.
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. № 544н.
12. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ., изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. М.: Academia, 2002. 363 с.
13. Смирнова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1973. 238 с.
14. Третьякова Н.В. Модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях // Вестник КГПУ. 2013. № 1. С. 115-119.