УДК 34
Юридические науки
Кирильченко Дарья Александровна,преподаватель кафедры гражданского
права ВУМО РФ,Россия, г. Москва
ПРИЗНАНИЕ ПАНДЕМИИ ФОРС-МАЖОРОМ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Аннотация: Актуальность рассматриваемой темы говорит сама за себя. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 года признала вспышку коронавируса (СОУГО-2019) пандемией. Государства одно за другим начали закрывать свои границы, таким образом отделяясь от внешнего мира и стараясь спасти своё население. Объявление чрезвычайной ситуации, приостановлении авиасообщения со странами, где положение является наиболее критическим, вследствие чего - мощный удар по мировой экономике. Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом для стран всего мира. Это означает, что мир стоит на пороге финансового кризиса, которого ещё не было в современной истории, потому что ещё ни один современный кризис не происходил в столь опасной эпидемиологической ситуации.
Правительства всех государств стараются подавить вспышку вируса, для этого принимают различные меры. Такими мерами, в первую очередь, являются введение режима чрезвычайной ситуации, режима повышенной готовности.
Целью настоящей статьи является основанное на юридическом анализе обоснование возможности признания пандемии в качестве форс-мажора как обстоятельства, исключающего ответственность за несоблюдение договорных обязательств. Проблемы признания пандемии как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) представляются обусловленными, в первую очередь, тем, что в Российской Федерации нет законодательно закрепленного понятия непреодолимой силы, несмотря на то, что на эти обстоятельства есть отсылки в нормах различных законов.
Материалами для исследования послужили международные правовые акты, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также аналитические обзоры по данной теме.
При подготовке данной научной работы были использованы общенаучные и специально-юридические методы познания, а именно: диалектический, сравнительно-правовой методы, метод системного анализа, а также методы анализа, синтеза, дедукции и др.
Результатом настоящего исследования стали выводы о том, что форс-мажором являются последствия эпидемии. В результате конкретных случаев заболевания, росте числа зараженных вводятся определенные меры защиты населения, в том числе режим черезвычайной ситуации, режим повышенной готовности. Квалификация последствий пандемии в качестве форс-мажорного обстоятельства судами зависит от сферы деятельности конкретного субъекта гражданского оборота, от того, насколько сильно повлияли на его деятельность введенные запреты и ограничения. В каждом отдельном случае такие обстоятельства будут устанавливаться судами с учётом всех имеющихся факторов и доказательств по делу.
Ключевые слова: пандемия; новая короновирусная инфекция; эпидемия; COVID-2019; исполнение договорных обязательств; обстоятельства непреодолимой силы; форс-мажор; форс-мажорное обстоятельство; чрезвычайное обстоятельство; непредотвратимое обстоятельство; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации.
Annotation: The relevance of this topic speaks for itself.
The world health organization recognized the coronavirus outbreak (COVID-2019) as a pandemic on March 11, 2020. States one by one began to close their borders, thus separating themselves from the outside world and trying to save their populations. Declaration of an emergency, suspension of air services to countries where the situation is most critical, resulting in a powerful blow to the world economy. The coronavirus pandemic has become a serious challenge for countries
around the world. This means that the world is on the verge of a financial crisis that has not yet occurred in modern history, because no modern crisis has ever occurred in such a dangerous epidemiological situation.
Governments of all States are trying to suppress the outbreak of the virus, to do this, take various measures. These measures, first of all, are the introduction of a state of emergency, a state of high readiness.
The purpose of this article is to justify, based on legal analysis, the possibility of recognizing a pandemic as force majeure as a circumstance precluding liability for non-compliance with contractual obligations. The problems of recognizing a pandemic as a force majeure event appear to be caused primarily by the fact that there is no legally established concept of force majeure in the Russian Federation, despite the fact that these circumstances are referred to in various laws.
Materials for the study were international legal acts, as well as normative legal acts of the Russian Federation, as well as analytical reviews on this topic.
In the preparation of this scientific work, General scientific and special legal methods of cognition were used, namely: dialectical, comparative legal methods, method of system analysis, as well as methods of analysis, synthesis, deduction, etc.
The result of this study is the conclusion that force majeure is the consequences of the epidemic. As a result of specific cases of the disease and an increase in the number of infected people, certain measures are being introduced to protect the population, including a state of emergency and a high-alert mode. The qualification of the consequences of a pandemic as a force majeure event by the courts depends on the scope of activity of a particular subject of civil turnover, on how much the bans and restrictions imposed on its activities have affected it. In each individual case, such circumstances will be established by the courts, taking into account all available factors and evidence in the case.
Keywords: pandemic; new coronavirus infection; epidemic; COVER-2019; performance of contractual obligations; force majeure; force majeure; emergency; unavoidable circumstance; high-alert mode; emergency mode.
Указом мэра Москвы от 14 марта 2020 года[1], распространение нового вида коронавируса обозначено как чрезвычайное обстоятельство, в связи с чем введен режим повышенной готовности на территории города. То есть следует признать, что распространение новой коронавирусной инфекции признано чрезвычайным обстоятельством, однако, это сделано в пределах конкретного субъекта РФ.
Проблемы признания пандемии как обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) представляются обусловленными, в первую очередь, тем, что в законодательстве Российской Федерации нет законодательно закрепленного понятия непреодолимой силы, несмотря на то, что на эти обстоятельства есть отсылки в нормах различных законов. В научной литературе отмечается, что нет более неоднозначного и неясного понятия в цивилистической науке [2, с. 241], при этом, предлагается отказаться от признака непредотвратимости, так как по сути нет непредотвратимых обстоятельств.
Что же такое форс-мажорное обстоятельство?
Следует начать с того, что обычно понимают под форс-мажором или обстоятельствами непреодолимой силы.
Выделяют четыре основных группы таких обстоятельств:
1) стихийные бедствия;
2) эпидемии;
3) войны, вооруженные конфликты, забастовки;
4) действия правительства.
Необходимо сразу отметить, что экономический кризис не является форс-мажором, так как составляет коммерческий риск (это свойство предпринимательской деятельности отмечено и в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ)).
В п.3 ст.401 ГК РФ указанно что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие
непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Под обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) понимаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный, непредотвратимый и непредвиденный характер, которые возникают в течение реализации обязательств, предусмотренных договором или контрактом [3].
Более детально это закреплено в п. 1 ст. 79 Конвенции ООН от 11.04.1980 г. [4] и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) [5]. Однако всё будет зависеть от конкретного случая: как оформлен пункт о форс-мажоре в договоре или какими документами он подтвержден.
Верховный Суд РФ отмечает, что чрезвычайность - это исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, а непредотвратимость - это невозможность избежать наступления этого обстоятельства или его последствий всеми участниками гражданского оборота, осуществляющими аналогичную деятельность (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» [6]).
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) в качестве форс-мажора рассматривает чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта) (п. 1.3 Положения о порядке освидетельствования ТПП РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) [5].
В Принципах УНИДРУА указывается, что форс-мажор - это обстоятельства вне контроля стороны, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора, избежать или преодолеть (ч. 1 ст. 7.1.7) [7].
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для признания форс-мажорным обстоятельством, такое обстоятельство должно одновременно быть чрезвычайным и объективно непредотвратимым.
Далее стоит разобраться с тем, что такое «режим повышенной готовности» и «режим черезвычайной ситуации», а также определить нормативные акты Российской Федерации, регулирующее эти режимы (табл.1).
Таблица ¡.Сравнительно-правовой анализ режимов повышенной готовности и
черезвычайной ситуации
Основание Режим повышенной готовности Режим чрезвычайной ситуации (ЧС)
1. Правовое регулирование ФЗ от 21.12.1994 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ФЗ от 21.12.1994 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Понятие Вводится при угрозе возникновения опасной ситуации, а в случае: «Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: Б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3. Способ введения Вводится на уровне субъекта РФ, либо местном уровне (ст. 11 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Правительство РФ с апреля 2020 года может ввести режим Вводится на уровне субъекта, либо местный уровень (ст. 11 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Правительство РФ с апреля
повышенной готовности как на всей территории РФ, так и в отдельной местности (ст. 10 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). 2020 года может ввести режим ЧС как на всей территории РФ, так и в отдельной местности (ст. 10 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
4. Как ограничения устанавливаются. В настоящее время ограничения при режиме повышенной готовности и ЧС схожи, ввиду того, что в ст. 19 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 апреля 2020 года были внесены изменения, согласно которым граждане должны выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности и режима ЧС. Также были внесены изменения в ст. 10 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», добавлен пункт 2, согласно которому Правительство устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности и режима ЧС [8]. Правила закреплены Постановлением Правительства от 2 апреля 2020 года №417. Конкретные ограничения вводятся только после объявления режима ЧС, до этого момента определить нельзя. (Индивидуально, по обстоятельствам)
5. Какие обязательства возникают у государства Государство определяет само. На сегодняшний день: 1. Правительство выделило 33,4 миллиарда рублей на оснащение медицинских организаций, оказывающих помощь больным коронавирусной инфекцией (Распоряжение от 8 апреля 2020 года №919-р). 2. Установлен упрощенный порядок получения федерального пособия по безработице в размере 12 130 рублей и надбавку к нему. (В Москве есть региональная надбавка до 19 500 рублей). 3. Спец. выплаты медикам на 3 месяца. Постановление Правительства от 28 декабря 2019 года № 1928. Следующие выплаты: 1. по 10 000 рублей на каждого гражданина -дополнительная единовременная материальная выплата; 2. оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости; 3. выплата семьям единовременного пособия на граждан, погибших в результате ЧС, в размере 1 миллиона рублей на каждого
4. Малому и среднему бизнесу отсрочка на полгода для уплаты страховых взносов. 5. Выплаты семьям с несовершеннолетними детьми, чьи родители остались без работы (по 3 000 рублей в месяц на каждого) и т.д. погибшего в равных долях каждому члену семьи; 4. компенсации гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда.
6. Примеры Москва - режим повышенной готовности введен Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12 -УМ [1]. Иркутская область - летом 2019 года был введен режим ЧС из-за подтопления 700 домов.
Таким образом,является ли всё-таки форс-мажором сама эпидемия или её последствия?
Из проведённого анализа представляется, что форс-мажором являются последствия эпидемии. В результате конкретных случаев заболевания, росте числа зараженных вводятся определенные меры защиты населения, в том числе режим ЧС, режим повышенной готовности.
Так, например, 26 августа 2012 года комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Целинного района Алтайского края ввела в районе режим ЧС в связи с тем, что трое местных жителей заболели сибирской язвой [9].
Три случая заболевания не являются эпидемией или пандемией, однако, комиссия приняла решение ввести режим чрезвычайного положения, который повлек ряд ограничений и обязательств, вытекающих из правового поля режима. То есть, для введения ЧС важно не наличие официального объявления об эпидемии или пандемии, в некоторых случаях достаточно просто факта заболевания. В тоже время, определенными обстоятельствами (о которых говорится в определении понятия «форс-мажор») следует считать, скорее, само введение на территории региона или района режима ЧС, так как именно последствия введения режима ограничивают права и свободу действий физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для того, чтобы ответить на вопрос, считается ли данная пандемия форс-мажором или нет, нужно понять, будет ли это обстоятельством:
- чрезвычайным и не подвластным воли сторон договора,
- непредсказуемым, то есть его возникновение никто не мог предвидеть и спрогнозировать;
- неизбежным.
В обязательном порядке должна присутствовать причинно-следственная связь между обстоятельством и неспособностью стороны договора выполнить свои конкретные обязательства по тому или иному договору.
Для примера можно рассмотреть Китай, где доказывания форс-мажора приобрело уже достаточно большую практику. В Китае ссылаться на форс-мажор будет иметь лишь тот контрагент, кто сможет доказать, что свои обязательства по договору он не смог выполнить именно из-за короновируса, но это доказать будет достаточно сложно, к примеру:
- в Китае, подрядчик не может ссылаться на эпидемию коронавируса, как на обстоятельство, освобождающее его от обязательства задействовать и направить на выполнение работ работников из государства, где вспыхнула такая эпидемия, если при этом условия договора не будут содержать ограничений по национальности таких работников;
- ссылка на коронавирус в Китае также не возможна, если договор поставки не определяет, что тот или иной товар должен быть произведен именно на заводе в Китае, таким образом можно задействовать при его производстве заводы других стран и выпустить аналогичный ему товар;
Чтобы четко определить будет ли коронавирус форс-мажором, нужно смотреть каждую конкретную ситуацию, исходя из содержания конкретного договора, поэтому в Китае юристы, в первую очередь, разбираются в обстоятельствах каждого конкретного случая, обращаясь к сути договора, его условиям.
Для признания пандемии форс-мажором для внешнеторговых договоров обязательным является наличие форс-мажорной оговорки - без нее, с большой вероятностью, Торгово-промышленная палата откажет в выдаче сертификата о форс-мажоре. Для внутриторговых сделок, при отсутствии четко прописанных
условий в договоре, стороны могут обратиться к п. 3 ст. 401 ГК РФ, которая позволяет не нести ответственность за неисполнение обязательства, если лицо докажет, что причиной этому послужило обстоятельство непреодолимой силы.
Что касается признанияв качестве форс-мажора СОУГО-19 в России. Коронавирус признан чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством: 13 марта в Московской области, 14 марта - в Москве. Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, такие обстоятельства относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть к форс-мажору [3].
Для официального подтверждения форс-мажорной ситуации заинтересованное лицо вправе обратиться в Торгово-Промышленную Палату России. После обращения лица, ТПП РФ подтверждает форс-мажорное обстоятельство и выдает свидетельство. Получение свидетельства позволяет в значительной степени упростить процесс доказывания форс-мажорного обстоятельства в суде в случае возникновения спора [5]. Кроме того, в ТПП открылась горячая линия, которая консультирует предпринимателей по форс-мажорным ситуациям в России.
Есть и другой способ доказать форс-мажор: например, китайские поставщики не исполняют обязательства в связи с запретительными мерами, которое ввело правительство этой страны. Здесь уже надо затребовать документ со стороны китайского поставщика, который подтверждает наступление форс-мажорных обстоятельств. В Китае этим занимается комитет по содействию торговле. Документ вам нужно будет перевести на русский язык, заверить надлежащим образом у нотариуса и обращаться в ТПП России. В любой другой стране имеется похожий орган, который занимается выдачей подтверждений форс-мажорных обстоятельств и выдачи соответствующих свидетельств.
Уже сейчас Банком России сообщено, что принято решение о неприменении штрафных санкций к поставщикам, попавшим под негативное влияние ситуации Данное сообщение не содержит указания на то, какие конкретные обстоятельства, связанные с пандемией, государство признает
форс-мажорными, однако, государство смягчает государственную политику в сложившейся чрезвычайной ситуации [10].
С аналогичным письмом выступила и Федеральная антимонопольная служба России, указав что пандемия является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), также поручив своим территориальным органам учитывать это при рассмотрении:
1. жалоб;
2. дел об административных правонарушениях;
3. обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков
[11].
При этом, в России есть неразрешенные вопросы.
Судебная практика ещё не имеет однозначного подхода к вопросу о квалификации пандемии как форс-мажорного обстоятельства. Так, при уплате обязательных платежей Общество с ограниченной ответственностью столкнулось с острым дефицитом средств, так как 80 % клиентов Общества составляли китайские предприятия, расчеты с которыми были приостановлены. При обращении в Арбитражный суд Иркутской области Общество попросила продлить период выплат на 30 рабочих дней. Арбитражный суд не удовлетворил требования Общества, но отложил рассмотрение дела практически на месяц, то есть фактически Общество получило требующееся ему время для исполнения обязательства [12]. То есть суды не квалифицируют пандемию как форс-мажорные обстоятельства, но учитывают затруднительное положение участников гражданского оборота.
Проблемы возникают и при выполнении обязательств российскими компаниями. В соответствии с российским законодательством, предприниматель не может ссылаться на пандемию, если не успел что-то вовремя продать или закупить, тем самым нанеся ущерб себе и партнерам, не выполнив договорных обязательств. Как предприниматель сможет доказать, что спрос и предложение теперь начинает формировать не рынок, а пандемия? Однако российское законодательство позволяет оградить предпринимателей и
от подобного рода случаев. Статья 451 ГК РФ позволяет заинтересованной стороне потребовать изменения или расторжения заключенного договора в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Например, уменьшение спроса на тот или иной товар позволяет сторонам изменить условия договора.
Также не будут считаются обстоятельства форс-мажорными, если нет официальных запретов. Положения Гражданского кодекса РФ указывает на то, что форс-мажором не признаются обстоятельства, при которых контрагенты должника нарушают свои обязанности или, когда у должника нет необходимых денежных средств для выполнения денежного обязательства. Часть стран закрыла границы для жителей других государств, но не запретила ввоз грузов. Поставщикам в этом случае нужно искать другие варианты, как доставить грузы. Опять же, здесь можно применить положения статьи 451 ГК РФ.
Таким образом, квалификация последствий пандемии в качестве форс-мажорного обстоятельства судами зависит от сферы деятельности конкретного субъекта гражданского оборота, от того, насколько сильно повлияли на его деятельность введенные запреты и ограничения. В каждом отдельном случае такие обстоятельства будут устанавливаться судами с учётом всех имеющихся факторов и доказательств по делу.
Библиографический список:
1. Указ мэра Москвы «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/43539220/ (дата обращения: 18.04.2020).
2. Старцева Ю.В. Принцип вины и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. // Опыты цивилистического исследования: Сборник статей. Вып.3. М.: 2019. С. 241.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант"
URL: https://home.garant.ra/#/document/10164072/entry/0:1 (дата обращения: 18.04.2020).
4. "Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров" // СПС "КонсультантПлюс" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2648&fld= 13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.16141418496119542#04871113153095703 (дата обращения: 18.04.2020).
5. Положение о порядке свидетельствована Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14) // СПС "Гарант" URL: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71210610/ (дата обращения: 18.04.2020).
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24. 03. 2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 5.
7. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 г. // СПС "Гарант" URL: http://base.garant.ru/105688/ (дата обращения: 18.04.2020).
8. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 18.04.2020).
9. Сибирская язва: симптомы и профилактика // Официальный сайт "Риа Новости" URL: https://ria.ru/20120826/730901139.html (дата обращения: 18.04.2020).
10. Сообщение Банка России от 17 марта 2020 г. "О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития" // Официальный сайт Банка России URL: http://cbr.ru/press/PR/?füe=17032020_090000dkp2020-03-17T08_57_06.htm (дата обращения: 18.04.2020).
11. Письмо ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 "Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса" // СПС "КонсультантПлюс" URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=348126&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.8898540682464426#06029555071923431 (дата обращения: 18.04.2020).
12. Обзор: "Коронавирус как форс-мажор: что учесть юристам во время пандемии" (КонсультантПлюс, 2020) // СПС "КонсультантПлюс" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348281/073ec7c520bd2f4e463 42872ceb7b4fbfc971 aea/ (дата обращения: 18.04.2020).