Научная статья на тему 'ПРИЗНАНИЕ НЕСОГЛАСИЯ. РАНСЬЕР VERSUS ХОННЕТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ХОННЕТ А., РАНСЬЕР Ж. ПРИЗНАНИЕ ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ. ДЕБАТЫ'

ПРИЗНАНИЕ НЕСОГЛАСИЯ. РАНСЬЕР VERSUS ХОННЕТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ХОННЕТ А., РАНСЬЕР Ж. ПРИЗНАНИЕ ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ. ДЕБАТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СВОБОДА / ПРИЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Статья посвящена столкновению двух ведущих представителей левой социальной философии, нашедшему наглядное отражение в рамках одной книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАНИЕ НЕСОГЛАСИЯ. РАНСЬЕР VERSUS ХОННЕТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ХОННЕТ А., РАНСЬЕР Ж. ПРИЗНАНИЕ ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ. ДЕБАТЫ»

УДК 141.3

ПОГОРЕЛЬСКАЯ СВ. * ПРИЗНАНИЕ НЕСОГЛАСИЯ. РАНСЬЕР VERSUS ХОННЕТ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: ХОННЕТ А., РАНСЬЕР Ж. ПРИЗНАНИЕ ИЛИ НЕСОГЛАСИЕ. ДЕБАТЫ1. HONNETH A., RANCIERE J. Anerkennung oder Unternehmen? Eine Debatte. - Berlin : Surkamp, 2021. - 174 S.

Аннотация: Статья посвящена столкновению двух ведущих представителей левой социальной философии, нашедшему наглядное отражение в рамках одной книги.

Ключевые слова: франкфуртская школа; социально-критическая теория; свобода; признание.

Для цитирования: Погорельская С.В. Признание Несогласия. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2022. - № 1. - С. 225-228. Рец. на кн. : HONNETH A., RANCIERE J. Anerkennung oder Unvernehmen? Eine Debatte. - Berlin : Surkamp, 2021. - 174 S. DOI: 10.31249/rphil/2022.01.16

Книга интересна своей полемичностью. Столкновение двух современных мыслителей, оба - постмарксисты, каждый - величина мирового уровня, оба хорошо известны российскому философскому сообществу.

Аксель Хоннет, известнейший современный немецкий философ из плеяды «постхабермасовцев», ныне профессор, глава кафедры гуманитарных наук Колумбийского университета (Нью-

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: pogorels@mail.ru

1 Honneth A., Ranciere J. Anerkennung oder Unvernehmen? Eine Debatte. -Berlin : Surkamp, 2021. - 174 S.

Йорк), однако до 2018, занимая пост директора знаменитого Института социальных исследований при Франкфуртском университете, негласно считался не просто ведущим философом «третьего поколения» так называемой франкфуртской школы1, но и своего рода ее гравитационным центром.

Жак Рансьер - знаменитый французский философ, когда-то ученик знаменитого неомарксиста Альтюссера, отказавшийся, впрочем, от его традиции, разработавший собственную теорию постдемократии и до своей эмеретации (ухода из активного преподавательского процесса) работавший профессором в знаменитом Университете Париж-82.

Основное внимание обоих философов посвящено политическому процессу. Аксель Хоннет обращается к философии общества, права и морали и не гнушается социологией. Жак Рансьер предпочитает историю, эстетику и литературу. Оба опираются на широко понятую «критическую теорию». Каждый обладает собственным взглядом на общество и соображениями о том, какими путями оно должно двигаться, чтобы стать лучше. В социологии, политологии и критической философии влияние этих мыслителей сейчас так велико, что сопоставление и противопоставление их концепций неизбежно.

Главная парадигма социальной теории Акселя Хоннета - die Anerkennung - «признание». Понятие это имеет богатую историю в европейском мышлении, однако Хоннет, исходя из гегелевской интерпретации «движения признания» в «Феноменологии духа» (самосознание осознает себя, признавая других, признающих его), разворачивает его на социальные отношения и делает ключевым, интерпретируя противостояние, в том числе и политическое, различных социальных групп как «борьбу за признание». Таким обра-

1 Франкфуртская школа - собирательное название, применяемое к мыслителям, работавшим или связанным с созданным в 1924 г. при Франкфуртском университете Институтом социальных исследований (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе) и к созданной ими «критической теории» (вариант неомарксизма). Второе поколение - Оскар Негт, Юрген Хабермас.

2 Университет Париж-8 основан в 1969 г. по следам студенческих волнений 1968 г. их участниками и сторонниками, как новая экспериментальная «антиакадемическая» высшая школа, в нем работали Жан Франсуа Лиотар, Мишель Фуко и Жиль Делёз.

Признание Несогласия. Рансьер versus Хоннет. Рецензия на кн.: Хоннет А., Рансьер Ж. Признание или Несогласие. Дебаты

зом, социальные конфликты - результат не только борьбы за материальные блага, но мотивированы также и причем, скорее всего даже в первую очередь, морально.

Главная парадигма политической теории Жака Рансьера - La Mésentente, «несогласие», как это принято в русских переводах, или, в немецком варианте, «непризнание». (Das Unvernehmen). Оно - причина и предпосылка возникновения политического конфликта и самой политики. Логика политического в том, что часть людей осознает себя частью постоянно и несправедливо ущемляемых социальных групп, стремится к уравниванию своего положения в обществе и чувствует себя к этому способной, так что политическое сообщество существует в постоянной дискуссии. Для существования политики несогласие важнее, нежели консенсус. В консенсусе, в обществе, все части которого представляют единое целое, политика перестает существовать.

Вопрос в том, исключают друг друга эти парадигмы, конкурируют между собой или же могут быть по каким-то параметрам объединены?

Хоннету концепция «политического» у Рансьера представляется далекой от реальности, слишком фиксированной на «равенстве». Рансьер же полагает, что теория Хоннета работает с ложными представлениями о субъективном и об идентичности. Два ведущих представителя европейского постмарксистского мышления размышляют о том, какой должна быть критическая теория общества в наше время.

Следует заметить, что мыслители встречались и лично, в 2009 г., у Хоннета, в Институте социальных исследований, где состоялась публичная дискуссия по книгам, составляющим ядро их философских концепций: «Борьба за признание» и «Несогласие», вылившаяся в дебаты о тех основополагающих принципах, на которых строится модель «критической теории», о методологических подходах с социальному и политическому и, наконец, о возможностях преодоления несправедливости и политических преобразованиях в обществе.

Из этой короткой, но в высшей степени интенсивной дискуссии обоих авторов и вышла рецензируемая книга. В ней публикуются тексты, с которыми выступили Хоннет и Рансьер, их по-

следующий обмен мнениями и по одному тексту с предложениями и идеями для продолжения дискуссии в будущем.

Первая часть книги «Критическая встреча» состоит из доклада Рансьера «Критические вопросы к теории признания», доклада Хоннета «Замечания к философскому методу Жака Рансьера» и их общей статьи «Критическая дискуссия». Вторая часть -«Предложения и методы к критической теории» содержит доклад Рансьера «Методы равенства. Поэтика и политика» и Хоннета «Две интерпретации социального неуважения. Эпистемическое и моральное признание в сравнении»

Важной частью книги является «Введение», составленном Филиппом Деранти и Катей Генел, в котором они представляют и обобщают этот очень специальный диалог под заголовком: «Критическая теория между признанием и несогласием».

Книга интересна всем, кто занимается современным европейским постмарксизмом, и позволяет увидеть эволюцию теорий Хоннета и Рансьера в сравнении, сделанном ими самими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.