Научная статья на тему 'ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН. : ХОННЕТ А. НИЩЕТА НАШЕЙ СВОБОДЫ'

ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН. : ХОННЕТ А. НИЩЕТА НАШЕЙ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СВОБОДА / ПРИЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

Философские традиции понимания свободы исследуются в их отношении к современности, в контексте препятствий для ее реализации. Предпринимаются попытки определить общественные силы, способные преодолеть эти препятствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Погорельская Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН. : ХОННЕТ А. НИЩЕТА НАШЕЙ СВОБОДЫ»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕЦЕНЗИИ)

УДК: 141.3

ПОГОРЕЛЬСКАЯ СВ. * ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН. : ХОННЕТ А. НИЩЕТА НАШЕЙ СВОБОДЫ. HONNETH A. Die Armut unserer Freiheit. Aufsätze 2012-2019. -Berlin : Surkamp, 2020. - 350 S.

Аннотация. Философские традиции понимания свободы исследуются в их отношении к современности, в контексте препятствий для ее реализации. Предпринимаются попытки определить общественные силы, способные преодолеть эти препятствия.

Ключевые слова: франкфуртская школа; социально-критическая теория; свобода; признание.

Для цитирования: Погорельская С.В. Границы свободы [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2022. - № 1. - С. 216-218. Рец. на кн. : Honneth A. Die Armut unserer Freiheit. Aufsätze 2012-2019. - Berlin : Surkamp, 2020. - 350 S. DOI: 10.31249/rphil/2022.01.13

В издательстве Суркамп в 2020 г. вышла в свет тематическая подборка статей Акселя Хоннета за последние семь лет, посвященная проблематике «свободы». Профессор Аксель Хоннет, один из самых известных представителей третьего поколения франкфуртской школы1, до начала 2019 г. директор всемирно известного

* Погорельская Светлана Вадимовна - кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: pogorels@mail.ru

1 Франкфуртская школа - собирательное название, применяемое к мыслителям, работавшим или связанным с созданным в 1924 г. при Франкфуртском университете Институтом социальных исследований (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе) и к созданной ими «критической теории» (вариант неомарксизма). Второе поколение - Оскар Негт, Юрген Хабермас.

Границы свободы. Рецензия на кн. : Хоннет А. Нищета нашей свободы

института социальных исследований Франкфуртского университета, ныне преподает философию в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Необходимость такого сборника он поясняет попыткой собрать воедино те свои статьи, которые он писал по ходу реакций на его, вышедший в 2011 г. труд «Право на свободу», отвечая на замечания и дополняя те упущения, которые ему стали ясны лишь в ходе дискуссий после публикации работы. Поясняя выбранное для сборника название, он пишет: «Говоря, что сегодня мы живем в условиях нищеты свободы, я подразумеваю, что в попытках реализации нормативных обязанностей современного общества нам до сих пор не удалось реализовать принципы социальной свободы как раз там, где это требуется особенно срочно» (с. 7)

Таким образом, в статьях сборника философские традиции понимания и изучения понятия свободы рассматриваются под углом зрения их реализации (и ее границ) в наше время. Книга состоит из трех частей. В первой, «Разновидности социальной свободы», автор конкретизирует понятие «свободы» в широком теоретическом пространстве между Гегелем и Марксом. Обращение к Гегелю, кстати, было особенно актуально в год Гегеля в Германии (2020 г., 250 лет со дня рождения), в связи с которым, следует заметить, как раз франкфуртская школа практически не отметилась.

Хоннет начинает с социально-философского наследия Руссо (с. 13-37), обращаясь в двух статьях к гегелевскому пониманию свободы («Масштаб и границы гегелевского учения о нравственности», с. 38-57 и «Нормативность нравственности. Гегелевское учение как альтернатива этике Канта», с. 59-74) и переходя затем к сопоставлению Гегеля и Маркса («Гегель и Маркс. Новая оценка через 100 лет», с. 75-103). Возникает впечатление, что Гегель с его «внутренним возмущением» как правом бедных, более подходит к современности, нежели Маркс. В следующей статье Хоннет определяет масштабы и границы теории капитализма Маркса (с. 104138) и требует актуализации понятия свободы применительно к современности («Три, а не два понятия свободы», с. 139-164).

Далее он обращается к тем социальным проблемам современности, где препятствия для реализации свободы заметны особенно четко, называя их «болезнями нашего общества» (с. 165186) и «пренебрегаемыми главами политической философии» (с. 187-233). К этим запущенным, долгое время находящимся в

Погорельская С.В.

пренебрежении проблемам он относит, в частности, проблему воспитания или же социальные аспекты разделения труда в демократическом обществе. Связующие общественные силы либеральной демократии слабеют, таков вывод автора.

Однако в третьей части «Источники социальной свободы» автор предпринимает попытку определить возможности преодоления препятствий на пути реализации свободы в наше время. В этой части три статьи: «Денатурализация живого мира. О тройной пользе гуманитарных наук» (с. 265-289), «Есть ли эмансипационные интересы познания? Попытка ответа на ключевой вопрос критической теории» (с. 290-319) и «История моральных самокоррекций. По следам европейской солидарности» (с. 320-348). Сам автор признает, что они, на первый взгляд, кажутся мало взаимосвязанными, и тем не менее, поясняет он, они «каждая по своему поводу и на свой лад, описывают те индивидуальные или коллективные опыты, которые, будучи правильно поняты, показывают необходимость и возможности перехода от индивидуалистически понятой к истинно социальной свободе» (с. 10).

Сборник будет интересен всем, кто интересуется философскими проблемами свободы и современным состоянием франкфуртской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.