Научная статья на тему 'ПРИЗНАНИЕ И ОЦЕНКА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРИЗНАНИЕ И ОЦЕНКА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ОЦЕНКА / ЗАПАСЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ОБЕСЦЕНЕНИЕ АКТИВОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / NON-FINANCIAL ASSETS / VALUATION / INVENTORIES / INTANGIBLE ASSETS / IMPAIRMENT OF ASSETS / PUBLIC SECTOR / COMMERCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова В.В., Каращенко В.В., Мирославская М.Д.

В данной статье раскрываются вопросы признания и оценки нефинансовых активов учреждений. Виды стоимости анализируются в контексте двух систем Стандартов ФСБУ и ПБУ. Сделан вывод о сближении подходов к оценке нефинансовых активов в организациях государственного сектора и коммерческого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонова В.В., Каращенко В.В., Мирославская М.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION AND ASSESSMENT OF NON-FINANCIAL ASSETS OF INSTITUTIONS

This article covers the recognition and valuation of non-financial assets of institutions. Types of value are analyzed in the context of the two systems of standards of FSBU and PBU. The conclusion is drawn on the convergence of approaches to the assessment of non-financial assets in organizations of the public sector and the commercial sector.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАНИЕ И ОЦЕНКА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Тихонова В.В. студент 4 курса кафедра «Экономика и управление» Каращенко В.В., к. э.н.

доцент

кафедра «Экономика и управление» Мирославская М.Д. студент 3 курса кафедра «Экономика и управления» ШАДИ (ф) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова

Россия, г. Шахты ПРИЗНАНИЕ И ОЦЕНКА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В данной статье раскрываются вопросы признания и оценки нефинансовых активов учреждений. Виды стоимости анализируются в контексте двух систем Стандартов ФСБУ и ПБУ. Сделан вывод о сближении подходов к оценке нефинансовых активов в организациях государственного сектора и коммерческого сектора.

Ключевые слова

Нефинансовые активы, оценка, запасы, нематериальные активы, обесценение активов, государственный сектор, коммерческий сектор.

Tihonova V. V.

4st year student, department of «Economics and management»

Karashenko V. V.

Candidate of Economic Sciences, associate professor of department of

«Economics and management» Miroslavskya M.D.

3st year student, department of «Economics and management» the Shakhty Branch of South Russia State Technical University

Russia, Shakhty

RECOGNITION AND ASSESSMENT OF NON-FINANCIAL ASSETS OF INSTITUTIONS

Annotation

This article covers the recognition and valuation of non-financial assets of institutions. Types of value are analyzed in the context of the two systems of standards of FSBU and PBU. The conclusion is drawn on the convergence of approaches to the assessment of non-financial assets in organizations of the public sector and the commercial sector.

Keywords

Non-financial assets, valuation, inventories, intangible assets, impairment of assets, public sector, commercial sector.

В 2012 г. был сделан официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС) Консорциумом компаний ЗАО «БДО» и ООО «Институт бюджетных решений» по заказу Министерства финансов РФ в рамках совместного проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Модернизация казначейской системы Российской Федерации». Права на издание МСФО ОС на русском языке были переданы Международной федерацией бухгалтеров (ШАС) Минфину РФ [1].

По состоянию на 01.01.2019 г. разработано 18 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, 5 стандартов утверждены в 2016 г., 4 - в 2017 г. и 9 - 2018 г.

В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений нефинансовые активы характеризуются как активы, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, и относящиеся в соответствии с настоящей Инструкцией к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей [3]. Т.е. здесь не содержится признак разграничения активов бюджетного учреждения на нефинансовые и финансовые, а просто перечисляются активы, являющиеся нефинансовыми.

Правила ведения бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности информации о нефинансовых активах предусмотрены следующими федеральными стандартами: «Основные средства» (Приказ Минфина № 257н от 31.12.2016г.), «Обесценение активов» (Приказ Минфина № 259н от 31.12.2016 г.), «Непроизведенные активы» (Приказ Минфина № 34н от 28.02.2018 г.), «Запасы» (Приказ Минфина № 256н от 07.12.2018 г.). Кроме того, в разработке находятся проекты федеральных стандартов «Нематериальные активы» и «Биологические активы».

Оценка является одним из приемов бухгалтерского учета, определяющим состав затрат, формирующих стоимость актива. Принципиальные подходы к оценке активов организаций государственного сектора содержатся в Концептуальных основах бухгалтерского учета и отчетности [4]. В них особый акцент сделан на справедливую стоимость.

Рассмотрим особенности оценки нефинансовых активов в организациях государственного сектора.

В ФСБУ «Основные средства» приводятся такие виды оценки:

- первоначальная;

- балансовая;

- переоцененная;

- остаточная.

Первоначальная стоимость основных средств применяется при принятии к учету объекта в первый раз, и содержит все затраты, формирующие ее стоимость. Отметим следующее новшество - можно признавать в составе первоначальной стоимости затраты по демонтажу, выбытию основных средств из эксплуатации.

Последующая оценка основных средств - балансовая стоимость, под ней понимается первоначальная стоимость с учетом изменений (достройка, дооборудование, модернизация, частичная ликвидация).

В результате проведения переоценки основных средств появляется новая стоимость - переоцененная. Ее расчет представим в формуле (1):

Переоцененная _ стоимость на дату _ накопленная _ убытки от /т \

стоимость переоценки амортизация обесценения ' '

По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерской отчетности. Ее расчет представим в формуле (2):

Остаточная _ балансовая _ накопленная _ убытки от \

стоимость стоимость амортизация обесценения

Перейдем к обесценению активов согласно ФСБУ.

Оценка обесценения актива производится по решению руководителя учреждения перед составлением годовой бухгалтерской отчетности при наличии признаков обесценения актива. Информация об обесценении актива раскрывается в отчетных бухгалтерских формах. Пунктом 31 Стандарта «Обесценение актива» установлено, что по каждой группе активов субъект учета раскрывает:

- сумму убытков от обесценения актива, признанную в течение периода в составе расходов, и статьи отчетности, в которые включены эти убытки от обесценения актива;

- сумму восстановленного убытка от обесценения актива, признанную в течение периода в составе доходов, и статьи отчетности, по которым эти убытки от обесценения актива были восстановлены [5].

Стандарт «Непроизведенные активы» раскрывает подходы к оценке следующих активов:

- земля (земельные участки);

- ресурсы недр;

- ресурсы;

- некультивируемые биологические ресурсы;

- прочие непроизведенные активы [6].

Для оценки земли всегда применяется кадастровая стоимость. По всем другим объектам первоначальная стоимость соответствует дисконтированной сумме будущих денежных поступлений без учета льгот, связанных с получением разрешения на объект. Исключением являются объекты непроизведенных активов, полученные от собственников. Их первоначальная стоимость всегда соответствует сумме, отраженной в передаточных документах.

Последующей оценкой непроизведенных активов рассчитывается, как:

Переоцененная _ справедливая _ убытки от /о \

стоимость стоимость обесценения ' '

Однако, в отличие от всех непроизведенных активов, земля не подлежит переоценке.

Стандарт определил периодичность переоценки равной одному году.

Согласно Стандарту «Запасы», данный вид нефинансовых активов принимаются к учету по первоначальной стоимости [7]. ФСБУ предусматривает 2 вида оценки:

- выбытие запасов по стоимости каждой единицы;

- выбытие запасов по средней стоимости.

Оценка по средней стоимости типична для российской практики и полностью прописана в ПБУ5/01 «Учет материально-производственных запасов».

В ФСБУ «Запасы» раскрыт особый подход к оценке готовой продукции. Ее первоначальная стоимость соответствует нормативно-плановой величине, и она корректируется в конце отчетного периода до уровня фактической себестоимости. Возникающие отклонения распределяется между остатком готовой продукции на складе и проданной. При оценке незавершенного производства в Стандарте имеется только ссылка на регулятивы отраслевого характера. Товары оцениваются по розничным ценам.

В данной статье мы не будет рассматривать проект стандарта «Биологические активы», так как он мало присущ государственным организациям. Однако, рассмотрим проект федерального стандарта «Нематериальные активы».

Виды оценки, применяемые к нематериальным активам, раскрываются в проекте стандарта «Нематериальные активы». В сущности, они идентичны с видами оценки основных средств, но имеют отдельные нюансы, которые обусловлены специфичностью данных объектов, применяющиеся к последующей оценке. Последующей оценкой нематериальных активов признается первоначальная стоимость, если они не будут переданы любым организациям, не относящимся к государственному сектору, в противном случае оценка должна соответствовать рыночным ценам. Из этого следует, что объекты, приносящие организации экономические выгоды более чем 12 месяцев, должны проверяться на обесценение. Процедура обесценения содержится в Стандарте «Обесценение активов», который был нами ранее рассмотрен.

Вышерассмотренные подходы к оценке нефинансовых активов в организациях государственного сектора позволяют сделать следующие выводы:

- правила оценки разных видов активов одинаковы и дублируются в нескольких стандартах;

- для оптимизации поиска и анализа видов активов и их оценки целесообразно разработать единый документ, предоставляющий характерные для большинства активов, виды оценки;

- многие процедуры, касающиеся оценки активов, раскрыты недостаточно понятно для пользователя, что затрудняет использование Стандартов;

- существенное количество процедур в стандартах являются новшеством для российской практики, в силу чего необходимы дополнительные документы, раскрывающие их сущность и принципы;

- наблюдается реальное сближение методических подходов к оценке имущества (активов) государственного и коммерческого секторов экономики.

Использованные источники:

1. Свешникова О.Н., Корж Я.В. Доходы и расходы в бухгалтерской отчетности бюджетных организаций // Вестник Волжского университета им. В. И. Татищева. - 2016. - №2, том 2. - С.116-123

2. Колесник Н.Ф., Свешникова О.Н., Корж Я.В. Оценка нефинансовых активов через призму федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора // Экономические исследования и разработки. - 2017.

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» // СПС «КонсультантПлюс»

4. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517) // СПС «КонсультантПлюс»

5. Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46520) // СПС «КонсультантПлюс»

6. Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2018 N 51145) // СПС «КонсультантПлюс»

7. "Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 11.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс»

8. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : -Режим доступа : http://mmfin.ra/ra/perfomance/budget/bu_gs/budgetotehet/#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.