Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА'

ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экстремизм / виды экстремизма / религия / религиозный экстремизм / Extremism / types of extremism / religion / religious extremism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полякова О.И.

В данной статье приводятся различные мнения ученых по поводу существующих на данном периоде форм экстремизма. Объясняется, что экстремизм проявляется не в форме, а в том или ином виде. Некоторые ученые делают вывод о том, что как такового религиозного экстремизма не существует, потому что он всего лишь является разновидность политического экстремизма. Но в холе исследования дается обоснование с помощью научных точек зрения и российских нормативно-правовых актов, что религиозный экстремизм имеет место быть в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNS AND CONCEPTS OF RELIGIOUS EXTREMISM

This article shows us different opinions of the scientists about the forms of extremism existing nowdays. It is explained that extremism is manifested not in one, but in different forms. Some of the scientists conclude that extremism as such doesn’t exist, because it’s only a type of political extremism. But during the study thanks to the help of scientific points of view and Russian regulatory legal acts we can see that extremism takes place in modern society.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»

3. Habr [Электронный ресурс] https://habr.com/ru/

4. Overlockers [Электронный ресурс] https://www.overclockers.ru/

УДК-343.2/.7

Полякова О.И. студент магистратуры 2 курс факультет «Юриспруденция»

АГУ

г. Астрахань, РФ

ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация: В данной статье приводятся различные мнения ученых по поводу существующих на данном периоде форм экстремизма. Объясняется, что экстремизм проявляется не в форме, а в том или ином виде. Некоторые ученые делают вывод о том, что как такового религиозного экстремизма не существует, потому что он всего лишь является разновидность политического экстремизма. Но в холе исследования дается обоснование с помощью научных точек зрения и российских нормативно-правовых актов, что религиозный экстремизм имеет место быть в современном обществе.

Ключевые слова: Экстремизм, виды экстремизма, религия, религиозный экстремизм.

Polyakova O.I master's student 2 course, faculty of «Jurisprudence» Astrakhan State University Astrakhan, Russia THE SIGNS AND CONCEPTS OF RELIGIOUS EXTREMISM

Annotation: This article shows us different opinions of the scientists about the forms of extremism existing nowdays. It is explained that extremism is manifested not in one, but in different forms. Some of the scientists conclude that extremism as such doesn't exist, because it's only a type of political extremism. But durin g the study thanks to the help of scientific points of view and Russian regulatory legal acts we can see that extremism takes place in modern society.

Keywords: Extremism, types of extremism, religion, religious extremism.

Многие авторы разновидности или формы экстремизма разделяют на три вида, не исключая сложившимся в отечественной юридической литературе мнением, эти виды: политический; национальный, или расовый, или этнический и религиозный. Вместе с этим есть такие исследователи «экстремизма», которые выделяют, кроме вышеупомянутых форм или видов: идеологический.

Можно подвести итог, что если экстремизм проявляется только в сфере социальных отношений общества, то есть политической, национальной, религиозной и других, то необходимо говорить о виде экстремизма, но не его форме. Также стоит не упускать то, что разделение экстремизма на отдельные виды в зависимости от его проявлений в различных областях общественной жизни людей значится условным, так, как и все признаки, которые лежат в разделении разновидностей экстремизма, они находятся в теснейшем взаимодействии. Но также необходимо отметить, что «религиозный экстремизм не преследует политических целей и главным образом проявляется в религии. Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий с помощью принуждения к своему вероучению». Действия, которые носят экстремистский характер тоже нужно как-то квалифицировать. Разумеется, что это та самая разновидность экстремизма, которая получила название «религиозный экстремизм». Как показывает практика следует согласиться с теми учеными, считающими вполне оправданным использовать такой термин как: «религиозный экстремизм», потому что этот рассматриваемый вид экстремизма в последние года, носит самостоятельный, устойчивый, организационный характер. В законодательстве Российской Федерации отсутствует определения религиозного экстремизма, как это предусмотрено в зарубежных странах. Именно поэтому считаем, что требуется выявить дефиницию для нашего законодательства рассматриваемого понятия, основываясь на анализ мнений ученых и особенностей или признаков религиозного экстремизма, так как в наше время не вызывает сомнения потребность в правильном разъяснении рассматриваемого вида экстремизма в российском законодательстве.

Само понятие «религиозный экстремизм», состоит из нескольких составляющих - это религия и экстремизм. Термин «экстремизм» сначала «использовался в политических науках с середины XIX века. А именно как научное понятие этот термин одним из первых использовали в начале XX века и он считался основным отличием таких политических течений как требование от своих приверженцев абсолютной веры в исповедуемые обществом политические идеалы.

Термины «extremism» и «extremist» появились с середины XIX века и стали использоваться изначально в Англии, где нашли широкое употребление в политической прессе. Отсюда следует, что среди исследователей и ученых нет единого мнения, в каком именно году и веке возник термин «экстремизм», так как все авторы называют разные времена.

В словаре иностранных слов и в толковом словаре русского языка экстремизм определяется одинаково как «приверженность к крайним взглядам и мерам», которые связанны с политикой.

В Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», ратифицированной Российской Федерации ФЗ от 10 января 2003 г. № З-ФЗ , в п. 3 ч. 1 ст.1 дается следующий термин экстремизма: «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них,...» 50.

Ссылаясь на анализ приведенной выше международной дефиниции «экстремизма», под данным определением стоит понимать насильственное удержание власти, изменение конституционного строя и насильственный захват власти. В отечественном законодательстве термин «экстремистская деятельность/экстремизм» содержится в п. 1 ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 51.

На доктринальном уровне существуют разные точки зрения ученых по поводу истолкования экстремизма. Анализируя современную научную литературу, мы сталкиваемся с понятием «экстремизм», которое толкуется в широком смысле «как идеология, которая предусматривает принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия, попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, которые не разделяют убеждения экстремистов, апелляцию к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное истолкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований, преобладание эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму, создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление

52

представить его непогрешимым» .

Опираясь на приведенное определение, основным признаком экстремизма является идеология, то есть система идей и взглядов, которые являются радикальными. Из этого следует, что суть экстремизма заключается в том, что одна из сторон общественного или социального конфликта проявляет агрессию и нетерпимость по отношению к другой стороне.

50 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации от 13 октября 2003 г. № 41. Ст. 3947.

51 О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3031.

52 Григорьева Е. И., Кузьмин А. В. Историко- культурный генезис профилактики экстремистского поведения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 175-180.

С рассмотрения понятия «экстремизм» далее изучим и термин «религия», который является вторым составляющим понятия «религиозный экстремизм».Не стоит забывать, что: «В истории человечества нет не одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Нельзя считать атеистов людьми по-настоящему неверующими. Идеологические мифы, которые

53

принимаются ими на веру, - это по существу перелицованная религия» .

Толковый словарь русского языка содержит в себе несколько значений термина «религия»: одна из форм общественного сознания - совокупность духовных преставлений, которые основываются на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), являющихся предметом поклонения 54.

Словарь иностранных слов дает определение религии как «мировоззрение, основанное на вере в то, что мир создан и управляется сверхъестественными силами; совокупность представлений о том, что окружающий мир не безразличен по отношению к человеку, а, следовательно, можно заслужить его снисхождение...» 55.

Религиозный экстремизм большинством исследователей в общем виде определяется как проявление нетерпимого отношения к представителям других вероисповеданий либо в противоборстве в рамках одного вероисповедания.

Практически аналогичное определение религиозного экстремизма с политико-правовой позиции предлагается М. Ю. Вертием, Т. А. Скворцовой и А. М. Семенцовым. Так, они считают, что «под религиозным экстремизмом следует понимать исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии, которая основана на нетерпимости к представителям других конфессий и (или) атеистам или противоборстве в рамках одной конфессии, ведущее к совершению этими группами или лицами противоправных деяний и нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом 56. Исходя из доктринального мнения первого толкования религиозного экстремизма, можно сделать вывод, что данное явление может иметь первоначальное проявление по отношению к представителям других конфессий, т. е. преступник, совершая рассматриваемый нами вид экстремизма, должен иметь иное вероисповедание по сравнению с потерпевшим лицом.

Авторы считают религиозный экстремизм проявлением нетерпимости исключительно только к лицам другого вероисповедания по отношению к преступнику.

53 История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. С. 2930.

54 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013. С. 81.

55 Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн., 2015. С. 936.

56 Вертий М. Ю., Скворцова Т. А., Семенцов А. М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен // Философия права. 2012. № 1. С. 114-119.

Рассматривая мнение М. А. Яворского, можно обобщить, что религиозный экстремизм находит свое выражение только в крайней форме реализации радикальной религиозной идеологии. Та в свою очередь направлена на совершение по религиозным мотивам деяний, которые запрещены российским законодательством и в публичных призывах к совершению данных деяний к лицам, и социальным группам, которые придерживаются иного мировоззрения

57

по сравнению с экстремистами .

Подводя итог по проанализированному материалу возможно изложить понятие религиозного экстремизма таким образом: религиозный экстремизм -это совершение общественных противоправных деяний по религиозным мотивам, а также явление общественной жизни, который выражается в реализации радикальной религиозной идеологии и направленный на разжигание нетерпимого отношения к представителям общества с другим вероисповеданием, или, который проявляется в противоборстве в рамках одной конфессии.

И делая вывод по признакам религиозного экстремизма следует выделить следующие: совершение общественно опасных противоправных деяний по религиозным мотивам, явление общественной жизни и реализацию радикальной религиозной идеологии.

Использованные источники:

1. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон Росссийской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3031

2. Вертий М. Ю., Скворцова Т. А., Семенцов А. М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен // Философия права. 2012. № 1. С. 114-119.

3. Григорьева Е. И., Кузьмин А. В. Историко - культурный генезис профилактики экстремистского поведения // Вестник Тамбовского университета. Се- рия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115). С. 175180.

4. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М., 1994. С. 29-30.

5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн., 2015. С. 936.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013. С. 81.

57 Яворский М. А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2015. № 11. С. 22-24.

7. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации от 13 октября 2003 г. № 41. Ст. 3947.

8. Яворский М. А. Причины и условия проявлений религиозного экстремизма в современной России // Юридический мир. 2015. № 11. С. 22-24.

Полякова О.И. студент магистратуры 2 курс факультет «Юриспруденция»

АГУ

г. Астрахань, РФ ЭКСТРЕМИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ,

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы такие как: противодействие экстремистской деятельности и распространение экстремизма в Республике Крым. Внимание уделено социально -культурным, политическим и историческим предпосылкам возникновения данной проблематики.

Ключевые слова: Экстремистская деятельность, проблемы, безопасность, ответственность, противодействие экстремизму, распространение.

Polyakova O.I master's student 2 course faculty of «Jurisprudence» Astrakhan State University Astrakhan, Russia EXTREMISM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: SPREADING, THE PROBLEMS OF COUNTERMEASURES AND THE WAYS OF THEIR

SOLUTIONS

Annotation: In this article was discussed such problems as counteraction to extremist activities and the spreading of extremism in the Republic of Crimea. Attention was paid to sociocultural, political and historical prerequisites for the emergence of this problem.

Keywords: Extremist activity, problems, safety, responsibility, countering extremism, spreading.

На полуострове Крым актуальной является этнодемографическая ситуация, которая характеризуется значительным этническим и религиозным разнообразием. В составе Российской Федерации Республика Крым представляет собой один из субъектов федерации, где в силу исторических причин в составе населения проживают более 40% национальных образований,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.