Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Размахов Константин Евгеньевич

Рассматривается феномен религиозного экстремизма, виды его проявления (экстремистская деятельность). На основе отечественных нормативных правовых актов и научной литературы анализируется понятие «религиозный экстремизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS EXTREMISM: THE PROBLEM OF DEFINITION

The article discusses the phenomenon of religious extremism and its manifestations (extremist activities). On the basis of domestic normative legal acts and scientific literature examines the concept of «religious extremism».

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ»

_ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ

УДК340.1

КОНСТАНТИН ЕВГЕНЬЕВИЧ РАЗМАХОВ,

кандидат исторических наук, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин МОФ ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя»

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ

Рассматривается феномен религиозного экстремизма, виды его проявления (экстремистская деятельность). На основе отечественных нормативных правовых актов и научной литературы анализируется понятие «религиозный экстремизм».

Ключевые слова: религиозный экстремизм, экстремистская деятельность, противодействие экстремизму.

K. E. Razmakhov, Candidate of Historical Sciences, Chief of the Department of state civil-law disciplines of Moscow Regional Branch of Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: razmakhov@yandex.ru, tel.: 8 (499) 754-10-90.

Religious extremism: the problem of definition

The article discusses the phenomenon of religious extremism and its manifestations (extremist activities). On the basis of domestic normative legal acts and scientific literature examines the concept of «religious extremism».

Key words: religious extremism, extremist activities, countering extremism.

При анализе происходящих в российском обществе процессов становится очевидной тенденция к возрастанию количества фактов проявления религиозного экстремизма. Дело в том, что за последние два десятилетия в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий. На Западе их именуют «новые религии». Исследователь-религиовед Л. Н. Митрохин предложил назвать эти вероисповедания религиями «Нового века» [5]. Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии».

По мнению ряда исследователей, распространение новой религиозности связано с совершенно новой религиозной ситуацией, сложившейся на рубеже веков. Считается, что когда процесс секуляризации завершен, наступает постсекулярная эпоха, для которой, по мнению, например, публициста А. И. Кырлежева, характерно, в частности, появление «новой религиозности», которая в каком-то смысле сегодня одерживает победу над устаревшим христианством [4]. «Для нынешней социокультурной ситуации

характерна возможность выбирать религиозные представления и формировать соответствующие комплексы представлений, обращаясь к самым разным источникам - не только к религиозным традициям, но и к тем информационным ресурсам, которые существуют в свободном пространстве, за границами юридически оформленных религиозных организаций», - утверждает А. И. Кырлежев [3, с. 149].

Специфическую почву для своего распространения нетрадиционные религии находят в молодежной среде. Это вызвано растущим интересом среди молодежи к культу сатанизма, увлечением мистикой и оккультизмом, подстегиваемым эстрадно-музыкальным искусством, фильмами, вэб-ресурсами в Интернете и модой («готика», «Black metal» и т. д.). Многие теологи утверждают, что сегодня эффективными источниками мистических настроений стали реклама, торговля, предпринимательство, подверженные в значительной степени риску, а также сфера отдыха и развлечений и, конечно же, средства массовой информации. Секулярный мир стал плодородной почвой для распространения новой религиозности, проникнутой духом мистики, оккультизма и мифологии [2].

В нашей стране распространение новых религий началось в конце 80-х годов. А с начала 90-х годов, с тех пор как граждане России получили религиозную свободу, проблема распространения нетрадиционной религиозности (в форме тоталитарных сект, деструктивных культов) стала объектом повышенного общественного внимания.

Действительно, новые религии зачастую способны принимать форму тоталитарных сект, нарушающих права своих членов и наносящих им вред путем использования определенной методики, называющейся контролированием сознания.

Распространение так называемых новых религий породило питательную среду для формирования в отдельных социумах таких моделей де-виантного поведения, которые характеризуются религиозной мотивацией и часто приводят к нарушению закона, т. е. к преступлению. В нашей статье речь идет прежде всего о наиболее крайних проявлениях этого феномена - религиозном экстремизме или религиозном радикализме, или, как уточняют некоторые специалисты, религиозно мотивированном экстремизме, когда специфическое религиозное мировоззрение толкает людей на противоправные поступки, а в определенных случаях - и к борьбе с самим государством.

К проявлениям новой религиозности необходимо отнести и так называемый радикальный ислам, или исламский экстремизм, который следует отличать от традиционного ислама. Радикальный ислам представляет собой современное реформаторское направление, призывающее к чистому исламу (обновленческое движение в исламе, получившее в нашей прессе название «ваххабизм»). Применять термин «ваххабизм» по отношению к исламскому экстремизму можно лишь условно. По сути, это одна из тоталитарных идеологий, использующая веру как орудие для достижения политических целей. И в этом исламский экстремизм схож со многими религиозными учениями деструктивного плана. Не следует отождествлять исламский экстремизм и с понятием «фундаментализм», т. е. с восстановлением основ исламского вероучения. Как замечает известный публицист Михаэль Дорфман, «западные правительства не озаботились понять природу арабского радикализма... Запад постоянно игнорировал тот факт, что „Аль-Каида" является глобалистской структурой (по типу транснациональной корпоративной франшизы) с совсем неглубокими корнями в арабских обществах» [7].

Религиозная реформация, а не традиционные религии порождает экстремистские проявления. Крайнюю нетерпимость как к предста-

вителям других конфессий, так и к светскому обществу проявляют не выросшие в лоне традиционных обществ, столетиями вырабатывавших привычки мирного сосуществования, верующие, а утерявшие культурную связь адепты новых религий. Религиозный экстремизм - продукт секу-лярного общества.

Низкий уровень религиозного образования, отсутствие элементарных знаний в этой сфере на фоне возросшего интереса к религии порождают сегодня расцвет духовных эрзац-заменителей в форме новой религиозности. При этом традиционные религии становятся питательной средой для возникновения религиозных представлений, имеющих к этим религиям весьма отдаленное отношение.

В современной научной литературе у специалистов различных сфер гуманитарного знания (религиоведы, юристы, политологи) отсутствует единое общепринятое определение понятия «религиозный экстремизм». Существует, например, мнение о некорректности использования понятия «экстремизм» применительно к религиозной сфере общественной жизни, необходимости замены его понятием «радикализм». Предлагаются альтернативные определения, например «религиозно мотивированный экстремизм» [11].

Совершенно очевидно, что разногласия в понимании и определении феномена религиозного экстремизма на теоретическом уровне определяют противоречивость практического применения норм права различными государственными структурами, призванными противодействовать проявлениям экстремистской деятельности.

Понятие «религиозный экстремизм» состоит из двух частей - религия и экстремизм. Таким образом, и определение этого понятия возможно лишь с учетом содержания обеих составляющих.

Первая составляющая рассматриваемого понятия - религия. Религия - сложное в структурном отношении социальное явление. Существует огромное количество определений религии. Каждое определение несвободно от идеологических установок и предполагает вполне определенную мировоззренческую позицию автора и того человека, который это определение принимает. Но большинство современных религиоведов сходятся во мнении, что любой религии присущи три основных элемента: религиозное сознание, религиозный культ и специфическая организация последователей (в формах церкви, деноминации или секты).

Такое понимание сущности религии нашло свое закрепление в нормах российского права.

Вероисповедание, совершение культовых действий (богослужений, религиозных обрядов и церемоний), религиозное обучение и воспитание своих последователей, согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», выступают отличительными признаками религиозных объединений.

Действительно, основой всех религий является религиозное сознание, а именно религиозная вера. Вера - это и центральная мировоззренческая позиция, и одновременно психологическая установка. Она выражает специфическое отношение верующего к иллюзорному, сверхъестественному миру и соответствующее этому отношению духовное состояние. Вера в первую очередь - это признание ценности и истинности религиозных постулатов. Вера меняет восприятие человеком объективной действительности, формирует его личностно-практическое отношение к миру, подчиняет религиозным установкам сознание и поведение.

Об этом важно помнить, говоря о причинах, побуждающих последователей деструктивных культов совершать общественно опасные и противоправные деяния. Попадая в религиозную группу радикального толка, неофит принимает идеи истинности Бога, собственная же жизнь утрачивает для него абсолютную ценность. Но учение традиционных конфессий подменяется для него набором религиозных суррогатов.

И если религия есть прежде всего идеология, мировоззрение, основанное на вере, то и противодействовать экстремизму необходимо главным образом идеологическими, просветительными методами.

Термин «экстремизм» (от латинского слова «extremus» - крайний, чрезмерный) определяется в справочной и научной литературе как приверженность крайним взглядам, мерам, методам действий (обычно в сфере политики) [14, с. 802; 13, с. 754; 1, с. 12].

В самых общих чертах экстремизм - это идеология и практика применения крайних (в основном преступных) мер для достижения поставленных целей, связанных с нарушением конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства.

Пункт 3 ст. 1 Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное

изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

Религиозный экстремизм - совершенно особенный и наиболее опасный вид экстремизма. Хотя существует довольно спорное мнение, что он является всего лишь одной из разновидностей политического экстремизма. Действительно, в чистом виде религиозный экстремизм (как и другие виды) никогда не встречается. Как правило, он тесно сопряжен с политической сферой.

С точки зрения российского права действия, которые можно определить собственно как проявление религиозного экстремизма, содержатся в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Это возбуждение религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии, совершение преступлений по мотивам религиозной ненависти или вражды.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753) к проявлению экстремизма относит общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межконфессиональных конфликтов.

Таким образом, принимая во внимание содержание обеих составляющих понятия «религиозный экстремизм», его можно определить как противоправные деяния, сопряженные с нарушением конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства, совершенные по причине приверженности определенной религиозной (или атеистической) идеологии либо принадлежности к радикальному религиозному объединению, осуществляющему экстремистскую деятельность.

Учитывая мировоззренческий характер основы любой религии, можно сделать вывод, что профилактика религиозного экстремизма должна вестись главным образом идеологическими, просветительными методами.

Как подметил в одном из интервью доктор философии, кандидат богословских наук заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А. Л. Дворкин, «главный способ борьбы с жуткой и небезопасной мешаниной в сознании, конечно, просвещение. Образованный человек, знающий религиозную традицию своего народа, более защищен - у него развит духовный вкус. „Если ребенок воспитан на классике, ему не понравится попса. А секта - это и есть религиозная попса"» [12].

«Если бы на Северном Кавказе не формировалась система религиозного образования, касающаяся именно традиционного толерантного ислама, то ситуация была бы намного хуже. Именно религиозное образование способствует профилактике экстремизма», - отмечал заместитель председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Шафиг Пшихачев в интервью газете «НГ-Религии» еще в 2004 г. [6]

Итак, именно развитие религиозного образования, возможно, является одним из действенных методов предотвращения распространения экстремизма.

Список использованной литературы

1. Авдеев, Ю. И. Современный экстремизм: понятие, структура, связь с терроризмом [Текст] / Ю. И. Авдеев, А. Я. Гуськов // Экстремизм и другие криминальные явления. - М., 2008.

2. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: системно-аналитический подход [Текст] : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.13 / Балагушкин Евгений Геннадьевич. - М., 2006.

3. Кырлежев, А. И. О религиозности в ситуации постмодерна [Текст] / А. И. Кырлежев ; под ред. И. Я. Кантерова, Е. С. Элбакяна, И. Н. Ябло-кова // Классификация религий и типология религиозных организаций. - М., 2008.

4. Кырлежев, А. И. Религия в современном мире: итоги века [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.religare.ru/2_25412.html (дата обращения : 24.11.2016).

5. Митрохин, Л. Н. Религиозные культы в США [Текст] / Л. Н. Митрохин. - М., 1984.

6. НГ-Религии. - 2004. - 1 дек.

7. НГ-Религии. - 2013. - 6 марта.

8. О подписании Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс] : [распоряжение Президента Рос. Федерации от 7 июня 2001 г. № 312-рп] // СПС КонсультантПлюс.

9. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : ред. от 23 нояб.

2015 г.] // СПС КонсультантПлюс.

10. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] [Федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ : ред. от 6 июля

2016 г.] // СПС КонсультантПлюс.

11. Практические формы противодействия религиозно мотивированному экстремизму [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.rodon.org/relig-091126122451 (дата обращения : 24.11.2016).

12. Скибинская, И. Секта - это религиозная попса [Электронный ресурс] / И. Скибинская. -Режим доступа : http://mk.tula.rU/articles/a/11407/ mdex.php?month=02&year= 2011&sphrase_ ¡й=477915 (дата обращения : 24.11.2016).

13. Словарь иностранных слов [Текст]. - М., 1955.

14. Словарь Русского языка [Текст]. - М., 1961. - Т. IV.

15. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] : [утв. Президентом Рос. Федерации 28 нояб. 2014 г. № Пр-2753] // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.