Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОТИВОПРАВНЫЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОТИВОПРАВНЫЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ / ТРАДИЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGION / FREEDOM OF CONSCIENCE / SCRIPTURES / TRADITIONS / LEGISLATION / TERRORISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аушева Мадина Юсуповна

В статье рассматривается доктринальное понимание, формирование, содержание понятия «религиозный экстремизм». Проведенный анализ позволяет утверждать, что предупреждение и пресечение данных преступлений является одной из актуальных задач правоохранительных органов. На основе проведенного анализа и исследования изменений действующего законодательства, нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых на основе религиозного экстремизма, автором, предлагается определение толкования сектантского экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism as socially wrongful phenomenon: conceptual concept, essence, substance

The article deals with the doctrinal understanding, formation, content of the concept of "religious extremism". The analysis suggests that the prevention and suppression of these crimes is one of the urgent tasks of law enforcement. On the basis of the analysis and research of changes in the current legisla-tion, legal documents which regulate the activities of law enforcement agencies to prevent and suppress crimes committed on the basis of religious extremism, the author proposes a definition of the interpretation of sectarian extremism.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОТИВОПРАВНЫЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ»

История учений о праве и государстве

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОТИВОПРАВНЫЙ ФЕНОМЕН: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ

АУШЕВА Мадина Юсуповна,

адъюнкт 3 факультета

Академии управления МВД России, полковник полиции. E-mail: madinaaucheva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается доктринальное понимание, формирование, содержание понятия «религиозный экстремизм». Проведенный анализ позволяет утверждать, что предупреждение и пресечение данных преступлений является одной из актуальных задач правоохранительных органов. На основе проведенного анализа и исследования изменений действующего законодательства, нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых на основе религиозного экстремизма, автором, предлагается определение толкования сектантского экстремизма.

Abstract: the article deals with the doctrinal understanding, formation, content of the concept of "religious extremism". The analysis suggests that the prevention and suppression of these crimes is one of the urgent tasks of law enforcement. On the basis of the analysis and research of changes in the current legislation, legal documents which regulate the activities of law enforcement agencies to prevent and suppress crimes committed on the basis of religious extremism, the author proposes a definition of the interpretation of sectarian extremism.

Ключевые слова: религия, свобода совести, Священные писания, традиции, законодательство, терроризм, экстремизм.

Keywords: religion, freedom of conscience, Scriptures, traditions, legislation, terrorism, extremism.

Одним из институтов, регулирующих общественные отношения в современном российском обществе, является религия. Нам представляется, что это универсальный социальный институт, обслуживающий мир духовных человеческих потребностей и будет существовать, пока наука не сможет ответить на все вопросы человеческого бытия. Российское государство и право предоставляет возможность исповедовать любую религию, что воплощается в государственно-правовом институте свободы совести. Свобода совести включает в себя: право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [19].

Под свободой совести мы понимаем возможность каждого человека совершать по-

ступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, если эти представления не противоречат морали, принятой в данном обществе, в данной социальной среде.

Совесть-это благая весть, известие для души об истинах, которые как бы сами собой выстраиваются в неоспоримый принцип достойного поведения человека. Своими корнями символ совести уходит в духовный опыт народа, в его культуру, в его религию. Как известно, религия-одна из форм общественного сознания, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил. Образ современной России нельзя представить без религии-хранительницы духовных ценностей, его нравственных идеалов. История России изобилует множеством катаклизмов, перемен, но Истина, исповедуемая ре-

лигией, генетически закреплена в сознании народа. Кроме того, систематические противоречия между Словом и Делом: «думаю одно, говорю другое, делаю третье», привели к трансформации религиозно-нравственной компоненты в сторону воззрений ненависти, злобы, направленных на противоправные деяния, действия, нарушающие нормы повседневной жизни, норм и правил, принятых в обществе. Таким образом, в обществе, с учетом мировых негативных проявлений разрушения цивилизации, конфликтов в северокавказских республиках, краха коммунистической идеологии, формировалась идеология отрицания конституционных основ, насильственных действий, направленных на разрушение государственного строя, с использованием отдельных доктринальных положений религии, которую сегодня называют религиозным экстремизмом.

Современный термин «религиозный экстремизм» концептуализируется посредством сопряжения двух составляющих - экстремизма и религии [33].

Данная словесная комбинация характеризуется особо-специфической квинтэссенцией. Во все времена и в современную ментальную эпоху на мировосприятие человека влияние оказывали и оказывают Священные Писания единобожия -Библия для христиан, Тора -для иудеев, Коран -для мусульман. Все Мировые Религии в своих 10 Заповедях (правило, закон) учат позитивным моральным поведенческим нормам, обязательным для верующих, пропагандируют делать хорошее, видеть хорошее и быть хорошим. Люди считают религию массой доктрин и строгих «можно» и «нельзя», предписанных людям. И все Религии Мира запрещают верующим делать злодеяния, причинять вред другим живым существам, лгать, вести себя распущено, грубо или неуважительно по отношению к другим людям, призывают относиться к другим людям с уважением, заботой и любовью, развивать в характере положительные качества.[32] Так, например, 32-ой аят пятой суры Корана приравнивает убийство одного человека к убийству всего человечества.[20] Шестая заповедь для христиан гласит: «не убивать», т.е. лишать жизни нельзя не только себя, но и других людей, независимо от сложив-

шейся ситуации и обиды. Оракул (52513) Торы отмечает, что человек не имеет права по собственной воле лишать кого-либо жизни. Жизнь любого человека принадлежит Богу, тому, кто её дал.[29]

Таким образом, мы позволим себе отметить миролюбивую сущность, толерантность Священных Писаний Религий мира.

Термин «экстремизм», по нашему мнению, это довольно-таки неоднозначное понятие, которое может трактоваться по разному людьми с различными убеждениями, идеологиями и верованиями. Существуют десятки дефиниций данного понятия, которые, по нашему мнению, конститутивны, делающие акцент лишь на установившийся в науке и практике перевод с латыни данного термина. Как известно, слово «экстремизм» происходит от латинского ех^етиэ [8], что означает «крайний».

Толковые словари русского языка [26] значение слова «крайний» рассматривают в таких значениях, как находящийся на краю чего-нибудь, наиболее далекий, предельный, последний, сильный в проявлении чего-нибудь, исключительный. Можно полагать, что экстремист - сторонник крайностей. Концентрация крайностей может быть позиционирована как на позитивные, так и негативные жизненные позиции. Следует отметить, что значимую роль в определении жизненных позиций играет и географический фактор, определяющий, а иногда и различающий менталитет различных народов, взрастившего общества, продуктом которого является человек. Тем не менее, базовым компонентом «крайностей» всегда выступает соблюдение правил поведения, установленных государством, главенство закона. А в случае «отклоняющегося» поведения, совершения деяний, запрещенных законом, мы называем преступностью.

В связи с этим, по нашему мнению, термин «экстремизм» несет иную смысловую нагрузку. Мы полагаем, что термин «экстремизм» завульгаризирован антиэкстремистким законодательством, на основании которого сложилась консолидированная платформа результатов и взглядов в среде ученых, общественных деятелей, сознания людей.

В трактовку современного понимания эк-

стремизма привнесено много нового, порожденного современной социальной практикой. На сегодняшний день существует несколько, законодательно закрепленных трактовок экстремизма. П.3.ч.1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001г., экстремизм трактует как деяние, которое направлено на захват власти или ее удержание насильственными методами, на изменение конституционного строя государства посредством насилия, а равно как насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуется в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством.[45]

Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» [40], в ст.1 понятие «экстремизма» по сущности отчасти дублирует, усиливая его по содержанию. В Законе экстремизм устанавливается как «деятельность общественных и религиозных объединений (организаций), либо редакций средств массовой информации, а также физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению противоправные действий.

Законодательное содержание представленных дефиниций, как видим, не дает четкого определения термина «экстремизм». Российский Закон своей интерпретацией закрепляет перечень однородно-обособленных наказуемых деяний, характеризующих экстремизм, но не раскрывает его сущностной природы.

В научной юридической науке единый концептуальный подход к определению экстремизма не выработан. По нашему мнению, это связано со сложно-многосторонним пониманием «экстремизма», с одной стороны. А, с другой - различными методологическими подходами ученых к его трактовке, неоднозначности к изложению юридической сути, а иногда и не пониманием. Нам представляется, что для понятия экстремизма необходим системно-структурный, междисциплинарный подход, посредством которого обеспечивается уяснение совокупности составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

Так, философский подход ученых В.Н. Аристова, Р.М. Афанасьева, А.А. Хоровиннико-

ва «экстремизм» понимается как антиобщественные взгляды и поступки», характеристику противоправных деяний,[3] противоположность позитивным социокультурным ценностям[4]; де-структивно-деятельностный характер человеческой сущности, представляющую специфическую форму отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности[44].

Исследователи социологии О.А. Русаков, А.А. Козлов определяют экстремизм как деструктивную тенденцию, являющуюся препятствием для модернизации российского общест-ва[30]; приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении, во всех сферах человеческой активности: в межличностном общении, во взаимоотношениях полов, в отношении к природе, политике и т.д.[34]; не просто пренебрежения к общественным нормам, правилам, законам, а крайняя степень пренебрежения.[24]

Политологи М.В. Воронов, В.С. Ковалев, Е.М. Гречкина и др. экстремизм рассматривают как дестабилизирующий фактор, направленный на разрушение существующей политической системы[10]; негативный атрибут процесса человеческой жизнедеятельности[21]; заряд агрессии, ненависти и злобы[13].

В научной юридической литературе М.В. Степановым, Б.А. Мыльниковым, Н.В. Башкиро-вым, О.С. Жуковым экстремизм трактуется как аномальное (социально-негативное),[35] наиболее разрушительное, [23] имеющее антиобщественную ориентацию,[6] явление, направленное на порождение негативных проявлений у членов мирового сообщества, различных сомнений в возможности поддержания стабильности в мире на принципе демократии, уважении прав и свобод человека и гражданина,[17] противоправная деятельность, запрещенная законом как экстремистская, и лицо, ее осуществляющее, нарушает правовой запрет;[42] форма крайнего, радикального отрицания существующих социальных норм, агрессивное социальное явление.[34] В.В. Устинов охарактеризует экстремизм как «агрессивное поведение (настрой) личности, наиболее существенными внешними проявлениями которого служат нетерпимость к мнению оппонента, ориентированному на общепринятые в обществе нормы; склонность к

крайним (силовым) вариантам решения проблемы; непринятие консенсуса... прав личности и ее самоценности».[39]

П.Т. Коулман и А. Бартоли интерпретируют экстремизм как «сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекую от обычной, общепринятой. В обстановке конфликта -демонстрация жесткой формы разрешения конфликта. Однако обозначение видов деятельности, людей и групп как экстремистских, а также определение того, что следует считать обычным или общепринятым, - это всегда субъективный и политический вопрос».

Вышеперечисленные доктринальные исследования понимания экстремизма, в основном, рассматриваются как явление, детерминанту, поведение, направленные на социальную дестабилизацию общества.

В ряду многочисленных определений понятия экстремизма более обоснованной представляется точка зрения профессора М.П. Киреева, позицией которого, мы солидарны. М.П. Киреев рассматривает экстремизм как мышление, развязывающее в людях идеологически чуждую деятельность, ориентированную в ущерб интересам общества, государства. Выступая идейной основой, объективация негативного мышления материализуется посредством насильственных действий - терро-ризма.[16]

Таким образом, приняв за основу позицию М.П.Киреева, мы считаем, что экстремизм - это идеология, субъективное мышление допустимости умышленного использования исключительно негативных мер, направленных на нарушение принципов законности, отрицание абсолютной ценности прав и законных интересов человека, плюрализма мнений.

В апреле, 2018г., нами проведен опрос экономически активного населения жителей г. Назрани (до 50лет)-100 человек, студенческой молодежи (ИнгГУ, СГА (Назранский филиал)-100 человек. Опрос респондентов проводился без предоставления возможных вариантов ответов.

Результаты опроса показали, что на вопрос «что такое экстремизм?» из числа первой группы-52 человека ответили как идентичность терроризму. 34 человека ответили, что это преступность. И 14 человек затруднились ответить. Респонденты второй группы - студенческая молодежь. 45 человек пояснили, что это действия против закона и общества. 28 человек отметили как пропаганду действий насильственного характера; 27 человек затруднились ответить. То есть, из общего числа опрошенных -41 человек не представляют, что такое экстремизм. Следует полагать, что такого рода оценка экстремизма, в некотором смысле, равносильна некритическому отношению к нему. В свою очередь, данные респонденты подвержены экстремистскому поведению вследствие его непонимания и не знания. 28 человек из числа молодежи связывают экстремизм со словесной и агитационной деятельностью в целях совершения антиобщественных поступков.

Таким образом, мы считаем, что значительному числу опрошенных-159 человек, (79,5%) термин «экстремизм» не известен, тем не менее, связывают экстремизм с преступной деятельностью, оказывающей негативное влияние на общество, подчеркивая, при этом, необходимость борьбы с этим явлением. И только 14% от общего числа респондентов- студенческой молодежи-28 человек, имеют представление о понятии «экстремизм».

Полагаем, что неосведомлённость о сути экстремизма, его социально опасном характере, мы рассматриваем, с одной стороны, как детерминанту, направленную на социальную дестабилизацию общества. С другой - как потенциал деятельности всех институтов гражданского общества Северного Кавказа, посредством нравственных, правовых начал.

В научных исследованиях экстремизм классифицируется по различным признакам: по территориальному-международный, внутригосударственный. В зависимости от преступной мотивации-политический, националистический, религиозный и т.д.

Однако, по нашему мнению, термин «экстремизм» никакого политического контекста не несет. Тем не менее, учитывая законодательное определение термина «экстремизм»,

наличия мировоззренческих представлений о нетерпимости к принципам демократии, основам конституционного строя Российской Федерации (ст.1)[40], термин «экстремизм» приобретает политический колорит[28].

Помимо политического экстремизма имеют место и другие его формы проявления. К таковым мы относим: внутриконфессиональ-ный, мышление последователей которых направлено на глубокую деформацию конфессии. Приверженцы иноконфессионального экстремизма свою идеологию направляют на устранение других конфессий. Сторонники социального экстремизма формируют негативное восприятие социально-экономической системы и требующие радикального изменения общества при помощи всех форм социального насилия и во всех сферах и на всех уровнях общества. Гиперболизация религиозной идее, нигилизм и фанатизм характеризуют личностно-ориентиро-ванный экстремизма, направленный на деструктивную трансформацию личности. Приверженность взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы, правила, политические, нравственные устои общества, изменение политической системы, свойственны религиозно-политическому экстремизму.

Экстремизм, как мышление, выражение агрессивно-неблагоприятных идеологических взглядов, преследуя соответствующие негативные цели, мобилизующий соответствующие механизмы, обладает способностью проникать во все сферы общественных отношений. Одним из институтов, регулирующих устойчивые формальные и неформальные нормы, правил общественных отношений, выступает институт Религии, сформировавший определенный тип социальной деятельности -религиозной. И если религия пропагандирует антигуманную деятельность, насилие, то экстремизм относят к религиозным. Следует отметить, что все формы носят разнородный характер и проявляются при наличии различных сегментов.

Выступая одним из действенных механизмов в процессе общественных отношений, влияния на них, деперсонификация прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия, предоставил институту религии возможность не только формировать мировоззрение,

задавать нормы для повседневной жизни, но и поддерживать социорегулятивные механизмы по достижению определенных социальных целей. Поскольку в современном трансформирующемся российском обществе происходят значительные изменения в религиозной жизни населения, население поляризуется, то некоторая его часть остается религиозно-нравственной, в то время, как другая - склонна к нерелигиозности и, зачастую, преступности. Отсутствие мобилизационной общегосударственной идеи провоцирует на возрастание роли традиционных этнокультурных-национальных и религиозных идентичностей. Таким образом, возможность идеологического бинарного влияния на общественное сознание, интересы людей, использования негативно-хилиастических убеждений, продуцировал экстремизм религиозный.

Атеистический словарь раскрывает данное понятие следующим образом: «экстремизм религиозный» применяется, прежде всего, в идеологии и действиям тех фанатичных элементов в религиозных организациях, которые вступили на путь антиобщественной противозаконной деятельности, идущей вразрез с современным законодательством о религиозных культах[1].

Значительное число исследователей религиозный экстремизм относят к одной из форм экстремизма.[2] Так, Е.И. Григорьева, А.В. Кузьмин определяют религиозный экстремизм как проявление нетерпимого отношения к представителям других конфессий, либо в противоборстве в рамках одной конфессии. [14] Почти идентичное определение данного понятия дается М.Ю. Вертием, Т.А. Скворцовой и А.М. Се-менцовым. Под религиозным экстремизмом они понимают «исповедание некоторыми религиозными группами или отдельными лицами идеологии, основанной на нетерпимости к представителям других конфессии и (или) атеистам или противоборстве деяний, нарушающих права и законные интересы граждан, государства и общества в целом» [11]. По мнению А.В. Римского, А.В. Артюха, религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости не только к представителям одной конфессии, но и иных религий.[31]

А.А. Хоровинников относит религиозный экстремизм к разновидности политическо-

го, завуалированного соответствующими до-матами.[44]

По мнению А.П. Забияко, «экстремизм религиозный - тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окру-жении»[18].

То есть, ученые-исследователи религиозного экстремизма, в основном, отмечают об ориентации противоборства внутриконфес-сионального и гражданского общества. Но не отмечается основная сущность религиозного экстремизма, мышление которого исходит из сконструированной реальности, ориентированной на человеческие практические интере-

Заслуживает внимания, с некоторыми ремарками, позиция В.А.Быковской, которая под религиозным экстремизмом понимает как социальное явление, существующее во взаимосвязанных формах: религиозного сознания; религиозной идеологии; деятельности по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной; организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).[7] По нашему мнению, в данное определение первую форму -«религиозное сознание» следует исключить, поскольку большинство людей осознают религиозную компоненту, но не ее принимают. Наличие организационных форм-тоталитарных сект, это не всегда условие для существования реального религиозного экстремизма.

В.Г.Кокорев [22], К.В.Терновская [37], А.К. Алиев [5] религиозный экстремизм связывают с определенными видами экстремисткой деятельности, связанной с религией. Мы полагаем, что данная позиция авторов не совсем корректна. Поскольку экстремистская деятельность это следствие сложившегося, либо не сложившегося умышленного негативного сознания.

На законодательном уровне Российской

Федерации, в принятых Указах Президента Российской Федерации [41] понятия «религиозный экстремизм» не рассматривается. В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации [38] понятие «идеология экстремизма» раскрывается как система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия, как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов.

Отсутствие единой парадигмы понимания религиозного экстремизма, послужило источником формирования различных терминов -«религиозно-политический экстремизм», «экстремизм на религиозной почве», «этноконфес-сиональный экстремизм», «криминальный религиозный экстремизм». Предложенные термины в юридической литературе Т.Д. Мимулатовой предлагается объединить понятием «экстремизм в религии», поскольку оно является по объему шире и охватывает различные пласты экстремистской деятельности в религии.[25] С данную позицию мы не только не можем принять, но и опровергаем. Наша позиция основывается на том, что в религии нет экстремизма, т.к. отстаивание лицами своей веры-одно из основных положений многих конфессий.

Являясь склонностью, убеждением, позицией, как многоаспектный феномен, религиозный экстремизм охватывает несколько аспектов. Прежде всего, это мировоззренческий аспект, совокупность установок и идей, лежащих в основе легитимирующих экстремистские действия. Это-психологический, личностно-эмоцио-нальный аспект, ментальность, мысленный настрой особого рода, отличающий личность экстремиста и проявляющийся как «фанатизм»[43]. И, в-третьих, политико-организационный, практический аспект, формы и способы экстремисткой деятельности.

В связи с этим, исследование доктри-нальных взглядов, российского законодательства, нам позволяет выделить признаки религиозного экстремизма. Это:

- феномен общественной жизни, в основе которого лежат трансформированные религиозные Писания;

- проявление нетерпимости к лицам, придерживающихся иного мировоззрения;

сы и манипуляцией и управлением людьми путем негативно-религиозного воздействия на их сознание.

- наличие умышленной негативной религиозной идеологии;

- настроенность на разжигание религиозной розни;

- делинквентное мышление, проявлением которого выступают противоправные деяния;

- интолерантность по отношению к Верующим, к Священным Писаниям, гражданскому обществу.

Таким образом, дефиницию религиозного экстремизма мы предлагаем в следующей интерпретации: религиозный экстремизм -это феномен общественной жизни, в основе которого лежат трансформированное религиозное мировосприятие, мотивированное интолерантностью к Верующим, к Священным Писаниям, гражданскому обществу, создающие угрозу безопасности, общественных отношений, жизни, здоровью, нравственности, правам и свободам граждан.

Вместе с тем, исследовав понятия «религия», «экстремизм», мы полагаем, что термин «религиозный экстремизм», не корректен по отношению к Верующим, к Священным Писаниям. Так, в СКФО, не зафиксировано ни одного случая привлечения к ответственности религиозных проповедников за экстремистские высказывания или призыв прихожан к терроризму. Более того, за 2011-2016 гг. на территории Северного Кавказа было убито 20 религиозных мусульманских лидеров и общественных деятелей, которые вели активную работу по разоблачению экстреми-стко-террористиче-ских организаций «Имарат Кавказа» и ИГ-ДАИШ [15].

На сегодняшний день верующих мусульман в СКФО 95%. При наличии потенциальной высокой исламской нравственности, не смотря на социальную толерантность, тем не менее, имеет место со стороны исламистов противостояние гражданскому обществу. В России в 2017г. было зарегистрировано (1450-в 2016г.) преступлений экстремисткой направленности, в т.ч. 87 в Дагестане, а также 28 причастных к экстремистским преступлениям[12].

Библиография:

От числа проживающих на Северном Кавказе, например, в 2017г. только 0,05% было привлечено к ответственности за преступления экстремисткой направленности. То есть, в любом обществе всегда имеет место наличие индивидов, групп людей, сообществ, сознание, поведение которых противоречит установленным в этом сообществе морали, традициям, обычаям или юридически защищенным отношениям. Такое незначительное число вероисповедующих лиц отделяется от основного религиозного вероучения и противостоит религиозной общине, региону, в узких, личных интересах, которых относят к сектантам. Для такой оппозиционной группы характерны исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. Их характер деятельности зачастую и приводит к экстремистскому мышлению.

Несмотря на то, что понятие «секта» не используется в нормативных документах России, тем не менее, в юридической практике он используется. Возможность его использования в практике подтверждена 23 ноября 1999 и Конституционным Судом РФ [27]. В связи с этим, в целях уважения большинства верующих мусульман, мы полагаем ввести в оборот термин «сектантский экстремизм».

Конечно, нельзя отрицать наличие в действительности фактов открытого неуважения к демократическим нормам, крайнего фанатизма, религиозной нетерпимости и т.д. Следует согласиться и с тем, что нельзя безоговорочно смешивать духовный идеал, высокие религиозно-нравственные начала и правовые принципы с реальной действительностью.

Национальное единство, главной составляющей которого является межконфессиональное согласие - это высшая ценность нашей государственности. Мы убеждены, что религия Ислам имеет огромный стабилизирующий потенциал, который необходимо полностью использовать для достижения межконфессионального и межнационального единства, а, следовательно, развития и благополучия Северного Кавказа, России.

1. Атеистический словарь. М., 1983.С 545-546

2.Абдулганеев Р.Р. Религиозный экстремизм: подходы к пониманию //Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. №2. С.151-153; Вертий М.Ю., Скворцова Т.А., Семенцов А.М. Религиозный экстремизм как политико-право-

вой феномен //Философия права. 2007. №1. С.114-119; Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности //Журнал российского права. 2008. №6. С.3-10; Зяблов Д.Н. Особенности религиозного экстремизма в современной России: историко-правовые аспекты //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. №5-2. С.97-100;

3.Аристов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: дисс..канд. филос. Наук.-Киев, 1984.-С.9,46.

4.Афанасьев Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде. (социально-философский анализ): дисс...канд.филос.наук. М., 2007.-С.14

б.Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.- С.501

6.Башкиров Н.В. Меры административно-правового противодействия политическому экстремизму : дисс... канд. юрид. наук.-М., 2005.-С.37

7.Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М., 2005. С. 7-8.

8. Многотомный философский словарь немецкого философа Вильгельма Трауготта Круга.

9.Вертий М.Ю., Скворцова Т.А., Семенцов А.М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен //Философия права. 2007. №1. С.114-118.

10. Воронов М.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: дис... канд. Полити. Наук.-М., 2003.-С.1

11.Вертий М.Ю., Скворцова Т.А., Семенцов А.М. Религиозный экстремизм как политико-правовой феномен //Философия права. 2007. №1. С.114-119.

12.Выявлено лиц, совершивших преступления экстремистской направленности // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура РФ. 2018. 31 января.

13.Гречкина Е.М. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: дисс...канд. Политич. Наук.- Ставрополь, 2006.-С.11

14. Григорьева Е.И., Кузьмин А.В. Экстремизм как социально-культурное явление //Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып.10 (114). С.208-215.

1б.Голяндин Н.П. Изменения в формах проявления экстремистско-террористической деятельности в субъектах СКФО // Современные тенденции развитии науки и технологий. 2016. № 10-8. С. 41 -45

16.Дзлиев М.И., Иззатдуст Э.С., Киреев М.П. Современный терроризм: социально-политический облик противни-ка/Мин-во вн.дел РФ. Академия управления; Под общей ред. д-ра юридич. наук, генерал-лейтенанта милиции В. В. Гордиенко.-М.: Academia, 2007.-672с.-(Монографическое исследование: безопасность).-С.147.

17.Жуков О.С. Правовые меры противодействия информационному экстремизму: дис.канд.юрид.наук.-Воронеж,2006.-С.16;

18.Забияко А. П. Экстремизм религиозный. // Религиоведение / Энц. словарь. - М.: Академический Проект, 2006. С. 1220-1221.

19. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ; от 5 февраля 2014 № 2-ФКЗ)// СЗ РФ. 2014.-№9.-Ст. 851, ст.28.

20.Кираати Мухсин. Светоч светочей / Мухсин Кираати. — Ч. 3. — М. : Издательство «Исток», 2011. — С. 108-109.

21.Ковалев В.С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России: дис.канд.политич.наук.-М., 2003.-С.73

22.Кокорев В.Г. Понятие и признаки религиозного экстремизма. Право и общество.Т.9.№5, 2014 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. Тамбов

23.Мыльников Б.А. Противодействие преступлениям экстремисткой направленности: криминологический и уголовно-правовой аспекты: дисс. канд.юрид. наук.-М., 2005.-С.34

24.Молодежный экстремизм /под ред. А.А. Козлова.-СПб., 1996.-С.11

26.Мимулатова Т. Д. Религиозный экстремизм как одна из форм экстремистской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 815-816. — URL https://moluch.ru/archive/105/24909/ (дата обращения: 14.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26.Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с. — ISBN 978-5-9900358-6-7; Русский толковый словарь Лопатина В.В. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Русский толковый словарь.- б-е издание, стереотипное - М.: Русский язык, 1998 - 834 с. (Библиотека словарей русского языка) ; ЕфремовТ.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.-М.:Рус.яз. 2000.-в 2т.-1209с.-(Б-ка словарей рус.яз.); Толковый словарь русского языка: В 4т./Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова.-М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007.-752с.; Малый академический словарь / Ре.: А.П. Евгеньева, М., 1957-1960 (АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой.-2-е изд., испр. И доп.-М.: русский язык, 1981-1984.)

27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.1999 года № 16-по делу «Опроверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997года «О свободе совести и о религиозных объединениях»

28. Политическую окраску термин «экстремизм» приобрел в период Великой Французской революции, примененный журналистами, для обозначения крайне левых и крайне правых политических сил (extrémité gauche», «extrémité droite». В юридической литературе французский юрист М. Лерой, в первой четверти ХХ века, термин «экстремизм» использовал для обозначения фанатичной веры в политический идеал. Анализ политических событий, Гражданской войны в России, позволил М. Лерою идейные направления назвать: «красным экстремизмом» большевизм и «белым экстремизмом» монархизм.

29.Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. -. М.: Аванта+, 1998. - 672 с. - Т.6. Ч.1.

30.Русаков О.А.Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Северокавказского региона): дис. канд.соц. наук.-М., 2004.С-4,9

31.Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009.Т.16.№10. С.244-249; Щербакова Л.М., Волосюк П.В. Мониторинг экстремизма на территории Ставропольского края //Вестник Ставропольского государственного

университета. 2011. №1. С.242-248.

32.Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. -. М.: Аванта+, 1998. - 672 с. - Т.6. Ч.1.

33.Слово «Религия» состоит из двух частей: «Ре»-значит «снова» и «лигио»- «сходиться» или «соединять»-определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения людей, обрядов. Латино-русский словарь О. Петрученко в основе религии видит совестливое отношение к чему-либо. Вот его определения — совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство.

34.Социологическая энциклопедия: в 2т.-М.,2003.-Т.2.-С.799.

35.Степанов М.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом: дисс. канд. юрид. наук.-М., 2003.-С.8

36.Социологическая энциклопедия: в 2т.-М.,2003.-Т.2.-С.799.

37.Терновская К.В. Религиозный экстремизм в России./Таврический научный обозреватель. №5(10)-май 2016.

38.Указ Президента РФ от 28.11.2014г. № Пр-2753 «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»

39.Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002. С. 16.

40.Федеральный закон от 25 июля 2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» / СЗ РФ.2002.№30. Ст.3031.

41.Федеральный закон от 25 июля 2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»; Указ Президента РФ от 19 декабря 2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015года»; Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия»; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

42.Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовые и криминологические аспекты): дис.... Канд.юрид.наук.-Ростов-на Дону, 2003.-С.27.

43.«Фанатизм» (от лат.fatumm)-жертвенник. Фанатик -это человек, находящийся во власти сверхценных и сверхзначимых для него идей, придающих смысл его существования.

44.Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): автореф.дисс..канд.филос.наук.-Саратов, 2007.-С.7-8.

45.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г./ URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 15.04.2013).; Шанхайскую конвенцию подписали: Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России. Федеральный закон от 10.01.2003 № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.