Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИНИЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОНЯТИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ТЕРМИН / ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEFINITION / RELIGION / RELIGIOUS / RELIGIOUS EXTREMISM / LEGISLATION / CONCEPT / THE TERM RESISTANCE / EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуховский Евгений Сергеевич

В статье рассматривается смысл и правовые основы религиозного экстремизма. Автором рассмотрено международно- и национально-правовое законодательное закрепление понятий «экстремистская деятельность» и «экстремизм». Сделан вывод о целесообразности и необходимости деления экстремизма на виды в рамках законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism as the legal definition

The article deals with the meaning and the legal foundations of religious extremism. The author reviewed the international and national legal codification of the concepts of "extremist activity" and "extremism". It's concluded on the feasibility and necessity of dividing extremism on the kinds of legislation.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ»

РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРАВОВАЯ ДЕФИНИЦИЯ

КОЖУХОВСКИМ Евгений Сергеевич,

адъюнкт ДВЮИ МВД России, майор полиции. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматривается смысл и правовые основы религиозного экстремизма. Автором рассмотрено международно- и национально-правовое законодательное закрепление понятий «экстремистская деятельность» и «экстремизм». Сделан вывод о целесообразности и необходимости деления экстремизма на виды в рамках законодательства.

Abstract: the article deals with the meaning and the legal foundations of religious extremism. The author reviewed the international and national legal codification of the concepts of "extremist activity" and "extremism". It's concluded on the feasibility and necessity of dividing extremism on the kinds of legislation.

Ключевые слова: Дефиниция, религия, религиозный, религиозный экстремизм, законодательство, понятие, противодействие, термин, экстремизм, экстремистская деятельность.

Keywords: Definition, religion, religious, religious extremism, legislation, concept, the term resistance, extremism, extremist activity.

На современном этапе общественного развития в России и в мире в целом значительно возросла угроза рисков распространения экстремистской идеологии, характеризующейся развитием националистического, религиозного и политического экстремизма.

Особую актуальность в связи с этим приобретают проблемы, связанные с вовлечением в экстремистскую деятельность представителей различных религий. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и вероисповедания, ее гражданам предоставляется право самостоятельно определять нравственные основы добра и зла в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что обычно именуется «общечеловеческой моралью или нравственностью».

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные непосредственно Конституцией РФ. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещается дискриминация по

признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя пропагандировать и религиозное превосходство. [2]

В Российской Федерации религия отделена от государства. Данная характеристика присуща светскому государству. Уроки истории показывают нам, что подчинение государства религии - прямой путь к росту экстремизма на религиозной почве. Примерами могут служить средневековая инквизиция, крестовые походы и зачастую агрессивная политика некоторых исламских государств. Наиболее ярким примером здесь может служить квазигосударство Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) с шариатской формой правления - международная исламистская террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации.

Проявления религиозного экстремизма в наше время не редкость, о чем не раз говорилось в выступлениях официальных лиц нашего государства. Экстремистские действия на религиозной почве очень опасны. Они представляют собой угрозу безопасности не только личности, но и основам любого общества и государства. Для выбора конкретных путей противодействия данному негативному явлению необходима выработка максимально точного и полного опре-

деления понятия «религиозный экстремизм».

Целью данной работы является рассмотрение понятия «религиозный экстремизм», как правовой дефиниции (логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка). [16] Почему термин «религиозный экстремизм» должен содержать строго фиксированный смысл? Да потому, что это правовой термин.

Что касается юридических терминов это особо актуально. Все юридические термины как известно должны соответствовать определенным требованиям, в числе которых простота и доступность, точность, краткость, современность, независимость от контекста, единство терминологии и прочим. Кроме того, при формулировке термина следует избегать так называемой синонимичности понятий и чрезмерного употребления терминов-аббревиатур и сокращений, за исключением тех, которые прочно вошли в литературный язык, общеизвестны и не громоздки.

Выполнение этих требований — задача не из легких, однако, следование им позволит индивидуализировать термин, сделать его по своему уникальным и соответственно применять его в более узком смысле, что в свою очередь приведет к простоте понимания его смысла гражданами не владеющими юридической терминологией.

Соответственно точное, юридически грамотное определение понятия «религиозный экстремизм» носит теоретическое и практическое значение, что позволяет найти причины и условия возникновения данного феномена, на анализе которых в свою очередь возможно планирование и осуществление мер противодействия.

Прежде чем попытаться раскрыть смысл понятия «религиозный экстремизм» необходимо обратиться к термину «экстремизм». Большинство отечественных ученых при определении понятия экстремизм используют этимологический подход (изучение происхождения слов). При анализе наиболее часто употребляемых словарей [16, 17] можно сделать вывод, что слово «экстремизм» (от лат. extremus -крайний) иноязычное и заимствовано из рома-но-германской языковой группы (от фр. Ех^е-

misme, нем. Extremismus, англ. Extremism). В широком смысле, в научных кругах понятие «экстремизм» означает приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). В подавляющем большинстве определений слова «экстремизм» встречается слово «крайний», обозначающее в общем виде наиболее далекий, находящийся на краю чего-нибудь; очень сильный в проявлении чего-либо (крайняя необходимость, крайние меры). [16, 17]

Считается что как правовой термин «экстремизм» в начале XX века употребил французский юрист М. Лерой, который применял его к политическим течениям, от сторонников которых требовалось, слепо, до фанатизма, верить в политические идеалы, пропагандируемые партией. Употреблялся термин в основном в политической прессе. Таким образом, Экстремизм изначально связывали с политической деятельностью.

Если изначально экстремизм носил политическую окраску, то в настоящее время стали превалировать иные формы экстремистских течений: религиозное, национальное, молодежное и неформальных объединений.

Первое международное определение понятия «экстремизм», используемое за основу при подготовке законопроекта о противодействии экстремизму, содержится в Шанхайской конвенции [1], подписанной президентом Российской Федерации В.В. Путиным 15 июня 2001 года в Шанхае.

Конвенция дает международно-правовое определение экстремизма (п. 3 ч. 1 ст. 1):

««Экстремизм» - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

Содержание конвенции позволяет странам, ее подписавшим преследовать такие «экстремистские действия» в установленном в со-

ответствии со своим национальным законодательством порядке. При этом трактовка понятий, используемых в конвенции, не исключает возможность использования в собственном законодательстве сторон более широкой трактовки терминов, используемых в настоящей статье.

Подписание конвенции послужило базисом для формулировки понятия экстремизма в национальном законодательстве России. Свое законодательное закрепление термин «экстремизм» получил в тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». [4]

Стоит отметить, что для России в отличии от зарубежных стран экстремизм явление относительно новое, что явно прослеживается в комментарии к термину «экстремизм» в Толковом словаре русского языка конца XX в. [16]: «в языке официальной публицистики советского времени слово экстремизм могло употребляться только в контексте сообщений о зарубежных событиях». Впервые всерьез наша страна столкнулась с глобальными угрозами терроризма и экстремизма в 90-е годы прошлого столетия. Соответственно разработанность данной проблематики в отечественной юридической литературе и юридических документах остается на достаточно низком уровне.

О несовершенности Российского антиэкстремистского законодательства говорит и тот факт, что оно не раз подвергалось обоснованной критике со стороны правозащитных организаций, представителей власти, политиков и простых граждан. Научные дебаты на эту тему не утихают до сих пор.

Стоит согласиться с мнением В. Выжу-товича, «...нужно, наконец, договориться, что такое экстремизм. В четком определении этого понятия равно заинтересованы и государство, и политические партии, и отдельные граждане, и общество в целом». [11]

По мнению Е.П. Сергуна, «... определение понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)» в федеральном законе является настолько широким, что даже образно представить круг перечисленных деяний весьма затруднительно». [9]

Попытка же найти в тексте ФЗ «О про-

тиводействии экстремистской деятельности» отдельное определение понятия «экстремизм» заканчивается неудачей, поскольку законодатель, поместив термин «экстремизм», в скобки после термина «экстремистская деятельность» тем самым фактически поставил между ними знак равенства. По мнению того же Е.П. Сергу-на, данные понятия не тождественны, как и не равнозначны мотив преступного поведения и объективная сторона преступления. [15]

Указывая на идентичность понятий «экстремистская деятельность» и «экстремизм», законодатель не дал определения данных дефиниций, а лишь раскрыл противоправные действия, входящие в данные категории.

Почему законодатель не раскрыл понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» в тексте ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» по аналогии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» [3], в котором понятия «терроризм» и «террористическая деятельность» отделены друг от друга и имеют собственную дефиницию остается только догадываться. Возьмем на себя смелость предположить, что это объясняется более поздней редакцией ФЗ «О противодействии терроризму» и более четкой международно-правовой формулировкой данных понятий.

Стоит отметить, что несмотря на критику в адрес антиэкстремистского законодательства и предпринимаемых мер по противодействию экстремизму и терроризму, а также отчасти благодаря ей данное законодательство постоянно претерпевает изменения, о чем говорят внесение поправок в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму», ужесточение уголовной и административной ответственности и другие меры.

Ярким примером позитивных изменений в данной сфере помимо перечисленного стоит считать Распоряжение Президента РФ от 12.06.2017 № 203-рп «О подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму». [7] В проекте предлагаемой конвенции дано отдельное от «экстремистской деятельности» определение «экстремизма»: «Экстремизм - идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных

и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий». После введения данного понятия споры ученых о необходимости разделения данных понятий и о наличии насильственного элемента в понятии «экстремизма» должны сойти на нет.

Обобщая вышесказанное будем придерживаться понятия «экстремизм», закрепленного в проекте Шанхайской конвенции.

В последние годы в научной и учебной литературе можно проследить разграничение понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность», при этом авторами делается акцент на выделении отдельных видов и подвидов экстремизма.

Будем придерживаться основополагающего документа, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.

Выделение в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [5] как наиболее опасных таких видов экстремизма как национальный, политический и религиозный в свою очередь породило разделение их на следующие подвиды:

- политический экстремизм, предполагающий проявления антиглобалисткого, экономического, экологического, подростково-молодежного, информационного, морального подвидов экстремизма;

- религиозный, подразумевающий проявления исламского, идеологического, информационного, подростково-молодежного подвидов;

- национальный, предполагающий проявления информационного, идеологического, исламского, националистического подвидов.

Но, при делении экстремизма на виды возникает логичный вопрос о целесообразности такого деления.

Как отмечает автор данного деления С.В. Балахничева, отмеченные выше виды имеют ряд похожих и повторяющихся подвидов, которые в свою очередь характеризуют и ассоциативно сближают все виды в одно понятие «экстремизм». Каждый из подвидов экстремизма по своей сути имеет такой общий признак, как наличие «приверженности к крайним

взглядам», а уже далее свою отличительную особенность. [10]

Такое деление, по нашему мнению, необходимо для выработки специфических, свойственных лишь определенному подвиду экстремизма мер противодействия.

Прежде чем продолжить говорить о таком явлении, как «религиозный экстремизм», хотелось бы для начала дать определение понятию «религиозный». Это поможет нам понять отличия религиозного экстремизма от других видов экстремизма.

Следует отметить, что до сих пор в науке не только не существует единого основополагающего определения понятия «религиозный экстремизм», но и вообще ставится под сомнение корректность и правомерность употребления данного термина.

Как и в случае с определением понятия «экстремизм» среди ученых нет наиболее единого устойчивого представления о содержании понятия «религиозный экстремизм», что не способствует, как уже отмечалось ранее, выработке специфических и наиболее эффективных методов противодействия именно этому виду экстремизма.

Законодательно такая дефиниция как «религиозный экстремизм» тоже не закреплена. Существуют лишь упоминания в нормативно-правовых актах признаков данного явления и отнесение его Стратегией к наиболее опасным видам экстремизма.

Чтобы попытаться понять суть данного явления обратимся к ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Пункт 4 части первой статьи первой относит к экстремистской деятельности пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Соответственно, законодателем к экстремистской деятельности, связанной с религией отнесена пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека исходя из его принадлежности или отношения к религии.

При этом большинство ученых в своих трудах связывают проявление «религиозного

экстремизма» с деятельностью представителей какой-либо религии, отстаивающих свою веру при помощи экстремистских методов. К одному из основных понятийных признаков религиозного экстремизма принято относить попытки его сторонников навязать свои религиозные взгляды всем членам социума.

А как же быть, например, в случае если атеист, используя экстремистские методы будет переубеждать верующих в том, что бога не существует?

Понятие «религиозный экстремизм» как видится из связки слов состоит из двух составляющих — собственно экстремизма и религии.

Часть ученых вообще считают некорректным применение данного словосочетания, ссылаясь на то, что основные мировые религии не несут в себе признаков агрессии.

С ними определенно стоит согласиться, ибо все концепции традиционных религий сводятся к тому, что религия является самым эффективным и универсальным средством обеспечения должного поведения людей.

Свидетельством утверждения данной позиции в Российском обществе может служить инициированный Президентом РФ Закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» согласно которого Библия, Коран, Танах и Ганд-жур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Так что же такое «религиозный экстремизм»?

По нашему мнению, в широком смысле слова, исходя из этимологии слов «религиозный» и «экстремизм», «религиозный экстремизм» - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям.

В узком значении нам наиболее близко понятие, данное С.Е. Пролетенковой в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук по теме «Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Феде-

Библиография:

1.

2.

рации» [8]:

Религиозный экстремизм — идеологическая доктрина и основанная на ней общественно опасная противоправная религиозная деятельность религиозных объединений и(или) их отдельных членов, либо использование деструктивной религиозной мотивации преступными организациями для совершения их членами противоправных деяний, направленных на насильственный захват власти, на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно посягательство на общественную безопасность государства либо на права и свободы человека и гражданина по мотивам религиозной нетерпимости.

В заключении можно сделать вывод о том, что «религиозный экстремизм» как правовая дефиниция в настоящее время существует не в том виде, в котором он необходим для четкого понимания сущности данного явления, что несомненно создает определенные трудности при выборе существующих и выработке новых методов противодействия экстремизму в области общественных отношений, связанных с религией.

При этом, по нашему мнению, наиболее эффективными методами противодействия экстремизму являются профилактические мероприятия, проводимые органами государственной власти в тесном взаимодействии с гражданами. [12] При этом стоит отметить, что выбор профилактических мер чрезвычайно широк. В частности, это продиктовано тем, что, как справедливо заметил А.Н. Дерюга, «...применение профилактических мер не требует столь серьезного обоснования, как меры предупреждения, так как последние не являются мерами государственного принуждения, а значит, не нуждаются в скрупулезной детализации законом». [13]

Для изменения ситуации требуется дополнительная совместная работа научного сообщества, представителей религиозных движений, законодателей, правоприменителей и граждан.

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. - 13.10.2003. - № 41. - ст. 3947.

Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). - «Деловой двор», 2009 г.

3. О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 11. - ст. 1146.

4. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ // Российская газета. -2002. - № 138-139, 30.07.2002.

5. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753).

6. Постановление Правительства РФ от 05.06.2017 № 681 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» // Собрание законодательства РФ. - 12.06.2017, - № 24, - ст. 3541.

7. Распоряжение Президента РФ от 12.06.2017 № 203-рп «О подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» // Собрание законодательства РФ. - 19.06.2017. - № 25. - ст. 3679.

8. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: дис. доктора юридических наук : 12.00.14 // Пролетенкова Светлана Евгеньевна.

9. Экстремизм в российском уголовном праве : дис. кандидата юридических наук : 12.00.08 // Сергун Евгений Петрович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].

10. Балахничева С.В. К вопросу о классификации экстремистской деятельности / Вестник Саратовской государственной юридической академии № 6 (95). - 2003. - с. 83-87.

11. Выжутович Валерий. Экстремизм - понятие не растяжимое // Российская газета - Федеральный выпуск. - № 5511(135).

12. Дерюга А.Н. Государственная система профилактики подросткового и молодежного экстремизма в Российской Федерации // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции 30-31 мая 2013 г., ДВЮИ МВД России. г. Хабаровск, 2013. С. 97-101.

13. Дерюга А.Н. Профилактика и предупреждение административных и иных правонарушений: теоретико-прикладные сходства и отличия // Административное право и процесс. Изд. Издательская группа «Юрист». г. Москва, 2016. С. 4449.

14. Манохина В.М. К вопросу о классификации экстремистской деятельности / Вестник Саратовской государственной юридической академии ■№ 6 (95). - 2013.

15. Сергун Е.П. Экстремизм в Российской Федерации: уголовно-правовые и криминологические аспекты: учебное пособие. Саратов, - 2005. - с. 23.

16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. - М.: Азъ, - 1992. - 955 с.

17. Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. - СПб.: Изд-во «Фолио-пресс». - 1998. - 700 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.