Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА'

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6669
1071
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / ПРАВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются признаки, по которым государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества. Большинство из них рассматриваются многими учёными в своих монографических исследованиях. Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения. В то же время, рассматривая вопрос о функциях государства, интерес представляет рассмотрение вопросов, касающихся государственного планирования, в статье рассмотрено стратегическое планирование, которое имеет особую значимость для государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF THE STATE

The article examines the signs by which the state differs from other organizations that are part of the political system of society. Most of them are considered by many scientists in their monographic studies. The State is an organization of sovereign political power acting in relation to the entire population in the territory assigned to it, using the law and a special coercive apparatus. At the same time, considering the question of the functions of the state, it is of interest to consider issues related to state planning, the article considers strategic planning, which is of particular importance for the state.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА»

Столыпинский вестник №3/2022

Научная статья Original article УДК 34

Êt

Столыпинский вестник

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

SIGNS OF THE STATE

Кузнецова Елена Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Правоведение», Астраханский государственный технический университет, Россия, г. Астрахань

Kuznetsova Elena Vyacheslavovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of "Jurisprudence", Astrakhan State Technical University, Russia, Astrakhan

Аннотация

В статье рассматриваются признаки, по которым государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества. Большинство из них рассматриваются многими учёными в своих монографических исследованиях. Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения. В то же время, рассматривая вопрос о функциях государства, интерес представляет рассмотрение вопросов, касающихся государственного

1680

планирования, в статье рассмотрено стратегическое планирование, которое имеет особую значимость для государства.

Summary

The article examines the signs by which the state differs from other organizations that are part of the political system of society. Most of them are considered by many scientists in their monographic studies. The State is an organization of sovereign political power acting in relation to the entire population in the territory assigned to it, using the law and a special coercive apparatus. At the same time, considering the question of the functions of the state, it is of interest to consider issues related to state planning, the article considers strategic planning, which is of particular importance for the state.

Ключевые слова: государство, признаки государства, система общества, право, планирование, функции государства, общество.

Keywords: the state, signs of the state, the system of society, law, planning, functions of the state, society.

Рассмотрим основные признаки государства. Так, О.Е. Кутафин указывает на то, что государству присущ признак территориальности. «Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец»» [1].

Согласимся с указанным утверждением, так как действительно на своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право

1681

защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Наличие граждан в государстве (население) называют еще одним признаком государства [2]. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например федерализация или автономизация.

Право, как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

1682

Еще одним признаком государства многие авторы [3] называют государственный суверенитет, который означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключаются в том,

1683

что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Согласно ст. 11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой государственных органов, в которую входят федеральные - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации [4].

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.

На основании вышеуказанных признаков можно дать следующее определение государства.

1684

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

В то же время, рассматривая вопрос о функциях государства, интерес представляет рассмотрение вопросов, касающихся государственного планирования. Планирование включает в себя подготовку различных вариантов управленческих действий в виде прогнозов, проектов, программ и планов, обоснование их оптимальности, обеспечение возможности их выполнения и проверки [5].

Для государства особую значимость имеет стратегическое планирование, которое ориентируется на долгосрочную перспективу, определяет основные направления экономического развития, показывает цели для отдельных отраслей национальной экономики и ключевые механизмы их достижения. На решение этих задач направлена программно-стратегическая функция государства в экономической сфере. В ее рамках осуществляется выработка экономической политики и принятие документов стратегического характера в различных отраслях хозяйствования.

Статьей 71 Конституции РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России отнесены к вопросам ведения Российской Федерации.

Экономическая политика определяет долговременные и текущие цели хозяйственного развития страны, а также выбирает методы их достижения. При этом принятие конкретных решений в области социально-экономической политики государства должно основываться на результатах государственного прогнозирования.

Соответственно, разработка программно-стратегических документов в экономической сфере должна учитывать целевые параметры в конкретных областях развития, прогнозные данные, критерии оценки достижения планируемых показателей.

1685

В литературе предлагается понимать под сущностью государственной стратегии как конституционного правового института систему норм, охватывающих в соответствии с установками Конституции РФ механизмы целеполагания, мониторинга и анализа, прогнозирования и планирования развития законодательства в определенной сфере общественных отношений (в зависимости от объекта и субъектов стратегического планирования) [6].

Государственная стратегия в экономической сфере имеет специфику, обусловленную характером и кругом субъектов экономических отношений. Процесс экономического стратегического планирования состоит из шести этапов: 1) прогнозно-аналитические обоснования и расчеты; 2) формирование концепции развития национальной экономики (которая содержит стратегические цели и средства их реализации); 3) разработка стратегического плана; 4) разработка программ мероприятий стратегического плана, создание государственных целевых программ; 5) определение механизма реализации мероприятий стратегического плана (включает конкретные методики, государственный заказ, меры стимулирования); 6) контроль за реализацией мероприятий стратегического плана.

Рассмотренный процесс предполагает прогнозирование и планирование не только в отношении законодательства, но и иных областей государственной деятельности, а также инструменты контроля итогов реализованных мероприятий стратегии.

Все этапы экономического планирования находят отражение в различных нормативных актах стратегического характера, таких, как прогноз, стратегия, доктрина, концепция, программа. На настоящий момент в России действует множество правовых актов стратегического характера с подобными названиями, однако их правовой статус, система и соподчинение нормативно не определены. Кроме того, действующее нормативное регулирование не содержит эффективных инструментов шестого этапа - контроля итогов реализации стратегических программ.

1686

Анализ содержания принятых на настоящий момент концепций и стратегий показывает, что они не обладают какими-то принципиальными отличиями по содержанию, структуре или порядку реализации. Полагаем, что в целях оптимизации и достижения определенности правового регулирования следует четко разграничить предметы этих документов, а также достигнуть единообразия наименований.

В сфере экономического планирования предлагается оставить единственную концепцию в данной сфере регулирования - Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ. Все иные документы именовать стратегиями, и законодательно закрепить требования к их содержанию. Также предлагается законодательно закрепить необходимость публичного представления результатов реализации стратегий по окончании их сроков [7].

Таким образом, смотря на данные признаки, можно сказать, что государство является политической формой организации общества на определённой территории, обладает суверенной организацией публичной власти, которая является аппаратом управления и принуждения и которому подчиняется всё население страны.

Литература

1. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред.: Кутафин О.Е. Новое издание М.: Юрид. лит. 2018. С. 298 - 302.

2. Едкова Т.А., Чертков А.Н., Зырянов С.М. Государственные и общественные институты. Гражданские инициативы // Журнал российского права. - 2018. - № 11. - С. 111 - 122.

3. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М.: Статут, 2019. - 488 с.

4. Безруков А.В. Единство и разделение государственной власти: проблемы сочетания и реализации // Конституционное и муниципальное право. -2019. - № 21. - С. 2 - 4.

1687

5. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сервис» / С.С. Арбузов и др.; Под ред. Н.А. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 81.

6. Маланыч И.Н. Институт государственной стратегии в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - №2 13. - С. 12.

7. Бошно С. В. Теория права и государства — М.: Яуза, Эксмо, 2019. С. 209213.

Literature

1. State law of the Russian Federation. Textbook / Edited by: Kutafin O.E. New edition M.: Jurid. lit. 2018. pp. 298 - 302.

2. Edkova T.A., Chertkov A.N., Zyryanov S.M. State and public institutions. Civil initiatives // Journal of Russian Law. - 2018. - No. 11. - pp. 111 - 122.

3. Yakovlev V.F. The rule of law: issues of formation. Moscow: Statute, 2019. -488 p

4. Bezrukov A.V. Unity and separation of state power: problems of combination and implementation // Constitutional and municipal law. - 2019. - No. 21. - pp. 2-4.

5. State regulation of the national economy: Textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty "Service" / S.S. Arbuzov et al.; Edited by N.A. Platonova, V.A. Shumaeva, I.V. Bushueva. M.: INFRA-M, 2017. p. 81.

6. Malanych I.N. Institute of State Strategy in Constitutional Law // Constitutional and municipal law. - 2017. - No. 13. - S. 12.

7. Boshno S. V. Theory of Law and State — M.: Yauza, Eksmo, 2019. pp. 209213.

© Кузнецова Е.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»

№3/2022

Для цитирования: Кузнецова Е.В. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА// Научный

сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022

1688

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.