Научная статья на тему 'Суверенитет как государственноправовое явление'

Суверенитет как государственноправовое явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10810
951
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / РЕФЕРЕНДУМ / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Валентин Алексеевич

Автор рассматривает суверенитет как политическую и правовую формы, которые возникают в конкретных общественно-политических условиях и отражают какое-либо общественное явление на конкретном историческом этапе, детально прослеживает, как трансформировалось это понятие.В статье подчеркивается важность отношения к понятию «народ» как равному субъекту правоотношений с гарантированными для всех правами и свободами, рассматривает связь прав и свобод человека и гражданина с суверенитетом народа, высшим выражением власти которого являются референдум и свободные выборы.Автором приводится последовательный анализ исполнительной и судебной ветвей власти, затрагиваются проблемы обеспечения суверенным государством целостности своей территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sovereignty as State and legal phenomenon

Author learns Sovereignty in the context of the problems and lawful conditions, which different in concrete historical community formations and also in detail follows how sovereignty transformed during long period.In authors opinion the people of the state in the first personage sovereignty relations in every country. State power proceeds from people, who’s sovereignty lawbes realizes though general election and referendums. In these article author provides analysis plenary powers of states administrations, legal’s and legislations branches.Author touches upon a questions, which guarantees territories integrity of country.

Текст научной работы на тему «Суверенитет как государственноправовое явление»

< >

о о

В. А. Овчинников V. A. Ovchinnikov

Суверенитет как государственно-правовое явление

Sovereignty as State and Legal phenomenon

Овчинников Валентин Алексеевич Ovchinnikov Valentin Alekseevich

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch of the

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Russian Presidential Academy of National Economy

Профессор кафедры конституционного права and Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат юридических наук, кандидат технических Professor of Chair of a Constitutional Law

наук, доцент PhD in jurisprudence, PhD in Technical Sciences,

intlaw@szags.ru Associate professor

intlaw@szags.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

суверенитет, национальная общность, государство, язык, культура, исполнительная и судебная власть, референдум, выборы

KEY WORDS

sovereignty, national community, state, language, culture, executive and judicial authority, referendum, selections

РЕФЕРАТ

Автор рассматривает суверенитет как политическую и правовую формы, которые возникают в конкретных общественно-политических условиях и отражают какое-либо общественное явление на конкретном историческом этапе, детально прослеживает, как трансформировалось это понятие.

В статье подчеркивается важность отношения к понятию «народ» как равному субъекту правоотношений с гарантированными для всех правами и свободами, рассматривает связь прав и свобод человека и гражданина с суверенитетом народа, высшим выражением власти которого являются референдум и свободные выборы.

Автором приводится последовательный анализ исполнительной и судебной ветвей власти, затрагиваются проблемы обеспечения суверенным государством целостности своей территории.

ABSTRACT

Author learns Sovereignty in the context of the problems and lawful conditions, which different in concrete historical community formations and also in detail follows how sovereignty transformed during long period.

In authors opinion the people of the state in the first personage sovereignty relations in every country. State power proceeds from people, who's sovereignty lawbes realizes though general election and referendums. In these article author provides analysis plenary powers of states administrations, legal's and legislations branches.

Author touches upon a questions, which guarantees territories integrity of country.

Понятие суверенитета и реализация властных полномочий суверена относятся к числу наиболее сложных и острых вопросов, затрагивающих коренные интересы, прежде всего тех групп, элит, партий, которые стоят у власти. В связи с этим понятие суверенитета породило обширную литературу в правовой науке, поскольку суверенитет затрагивает са-

мые разнообразные стороны деятельности государства, изучаемые различными отраслевыми юридическими науками. Так, наука конституционного права исследует данную проблему с точки зрения соотношения прав государства как единого целого с его составными частями (субъектами Российской Федерации). Международное публичное право, изу-

чающее взаимоотношения государств в международном общении, рассматривает суверенитет как важнейший признак государства — субъекта этих отношений. Для государства суверенитет — это основа его правосубъектности. Наука международного права раскрывает содержание суверенитета как одного из основных принципов взаимоотношений между государствами при решении ими практических вопросов, затрагивающих их общие государственные интересы.

В теории государства и права суверенитет рассматривается как особое свойство государства, которое проявляется через его полновластие, верховенство и независимость. Теория государства и права раскрывает сущность суверенитета и его юридические признаки. Суверенитет представляет собой политическую и правовую форму, в которой осуществляются властные полномочия суверена. Следовательно, суверенитет — верховная, неограниченная, неделимая, постоянная власть суверена.

В науке конституционного права различаются несколько видов суверенитета:

• народный суверенитет — это «верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе» [1, с. 57];

• национальный суверенитет — это верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение, «право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного и иного характера с учетом объективных, исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей» [2, с. 103], а также мнения других субъектов федерации;

• государственный суверенитет — это «верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего харак-

тера, соблюдая при этом законность о и общепризнанные нормы междуна- н родного права» [Там же, с. 125]; ^

• суверенитет народа относится к чис- ^ лу обязательных исходных принципов ^ любого демократического государства. Эта категория возникла в ходе о революционной борьбы против фео- о дального абсолютизма в ХУН-ХУШ вв. < и являлась антиподом неограничен- ^ ной власти монархов, полученной ими х свыше. Понятие суверенитета было 2 использовано в новом значении: для н-утверждения демократической кон- ^ цепции государства и народовла- ° стия. Суть этого принципа состоит в определении, от кого властвующие получили право властвования и во имя кого они обязаны эту власть употреблять.

Понятие «суверенитет нации» возникает в XIX в. Изначально это понятие отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение, вплоть до создания национального государства. Известно, что образование наций произошло на стыке периодов разложения феодализма и складывания капитализма, являясь прямым результатом этого процесса. «Национальные связи возникают как буржуазные», — писал В. И. Ленин [3, с. 328]. По мнению марксистов, «капитализм в силу устанавливаемой им экономической общности трансформирует находимые им этнические отношения в национальные связи, способствуя образованию наций как исторически сложившихся, устойчивых общностей людей, возникавших на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [4].

Необходимость построения государства на национальных началах нашла свое отражение других в XIX в. в трудах видных теоретиков права П. Манчини, Э. Ренана и А. Д. Градовского. Принцип национальности формулируется как абстрактная догма о целесообразности при любых обстоятельствах однонационального государства. Принцип «один народ — одно государство» объявляется

о вечной истиной. Характерно, что Манчи-^ ни рассматривает принцип национально-^ сти по аналогии с естественно-правовым ^ учением о неотчуждаемых и неотъемле-^ мых правах личности, рассматривая национальность как отдельную конкретную

о личность. Право нации отождествлялось со ^

о с принципом национальности. Это озна-

< чало абсолютизирование нации, гипер-с трофию национального момента. х Известно, что этот принцип со вре-2 мен Второй империи во Франции ис-н- пользовался и используется до настоя-^ щего времени в агрессивных и экспан-с= сионистских целях, именно он лежал в основе образования политической системы — тоталитаризма. Немецкий национал-социализм также ставил своей главной задачей создание единого национального государства. В период Второй мировой войны гитлеровские идеологи «нового порядка» и «европейского пространства» утверждали, что «эра мелких государств уже прошла». Гитлеровский идеолог-теоретик Шейнер писал: «Немецкая теория исходила в последние годы в основном из концепции национального государства, основанного на национальном принципе, границы которого совпадают с национальными. Но требование, чтобы каждый народ имел свое независимое государство, уже не согласуется с необходимостью сплочения европейского пространства в крупное пространственное образование, в котором ведущим нациям должно принадлежать иное место, чем маленьким народам, включенным в этот пространственный порядок. Настал момент для того, чтобы вновь поднять самостоятельное значение государственной формы для построения комплекса властвования, выходящего за пределы национального ядра ведущей нации» [5, с. 252]. В этом же духе писал и австрийский социал-демократ Полак: «Время малых государств прошло, ибо их экономическая независимость стала абсолютно невозможной, и восстановление их политического суверенитета было бы шагом назад в истории» [Там же, с. 253].

Результатом Второй мировой войны было новое мощное подтверждение жизненности национального принципа — на карте мира появились национальные государства; распад колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке в 1950-х — 1960-х гг. создал условия для образования десятков новых национальных государств. Распад Советского Союза, Югославии, Чехословакии, Грузии породил новые национальные государства, стимулировал сепаратистские настроения в Канаде (провинция Квебек), в Индии (штат Пенджаб), в Сербии, на Кипре, в Великобритании (Северная Ирландия), в Индонезии, Китае (провинция Тибет), в Таджикистане и в России. В этих государствах, в основном на базе этнической неприязни и религиозного фанатизма, пропагандируется идея, что в суверенитете находят юридическое выражение и правовую защиту нация, свобода национального развития, национальная независимость.

Создателями учения, где провозглашалось право нации на самоопределение вплоть до создания национального государства, были теоретики марксизма-ленинизма. По своей природе это не юридическое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. В то же время создатели нынешней российской Конституции закрепили в преамбуле марксистскую точку зрения о праве нации на самоопределение «...исходя их общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.», что дает повод к спекуляциям и антиправовым преступным действиям сепаратистских сил, в частности на Северном Кавказе России. Это опасно повсеместно и особенно в такой стране, как Россия, где проживает этнически смешанное население; здесь национальный сепаратизм напрямую ведет к межнациональной розне, гражданской войне и возможному распаду России на мелкие государства.

Европейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенденциям национализма и сепаратизма, выдвину-

ло и закрепило в Заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности в Европе1 принциптерриториаль-ной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. В многонациональном обществе государство не может позволить себе быть однонациональным без риска вызвать национальную рознь.

Правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политико-юридическими формами для реализации прав наций являются автономия, федерация и конфедерация. Теория конституционного права зарубежных стран фактически отождествляет понятия «народ» и «нация». В ряде конституций о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других суверенитет народа закрепляется (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Франция), в четвертых народ называют «источником и носителем суверенитета» (ФРГ, Россия), но трактовка этого понятия сливается с понятием «суверенитет народа», народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. «Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было» [2, с. 104].

Это совершенно не означает, что любая нация вправе создать свое государство, как в России, на основании статьи 3 Конституции Российской Федерации2. Суверенитет принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституцией. Следует учитывать,

1 Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности в Европе [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://www.referent.rU/1/30039 (дата обращения: 20.12.2012).

2 Конституция Российской Федерации. М., 1993. П. 4. Ст. 3.

что понятие «многонациональный народ» о существенно меняет свое содержание ^ в демократическом обществе правового ^ государства. ^

Гуманистическая трактовка понятия ^ «народ» как равного субъекта правоотношений с гарантированными для всех о правами и свободами исключает возмож- о ность какой-то нации, главенствующей в < обществе, терроризировать другие нации ^ и народы. Права и свободы человека и х гражданина неразрывно связаны с су- 2 веренитетом народа. В этом заложена н-основная сущность народного сувере- ^ нитета. Верховная власть народа может щ быть реализована только через его представителей.

Народ может осознавать себя носителем и источником суверенитета только в отдельные периоды в конституционно-обусловленных формах (выборы, референдум), однако возможны взрывы возмущения против произвола и насилия или массовое противодействие и сопротивление несправедливой власти, чреватое кровопролитием, погромами, разбоями, грабежом и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях ввиду различия интересов его социальных групп, поэтому следует отличать реализацию суверенитета народа от эгоистических стремлений к власти опытных демагогов, преследующих свои личные корыстные интересы.

В связи с этим необходимо на основе права детализировать принцип народного суверенитета путем создания надежных гарантий для реализации данного принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий. Народный суверенитет — первоисточник власти. Подлинным и единственным базисом государства является воля народа. «Синтезом полновластия народа, т. е. представительных учреждений и системы, охраняющей право, является представительное государство» [6, с. 356]. Поэтому в основе современного демократического государства лежит принцип представительства.

Сущность представительного государства состоит в преодолении политическо-

о го отчуждения, предупреждении социаль-^ ных конфликтов и, по возможности, учете ^ интересов всех групп населения. Нормы ^ международного права и, в частности, ев-^ ропейского права (решения Совета Европы) определяют требования к представи-о тельной демократии. Это, прежде всего, о «обеспечение соблюдения прав человека < и гражданина и наличие политического с строя, основанного на принципах плюрах листической демократии» [7, с. 6]. Пред-2 ставитель России в Европейском суде по н- правам человека профессор А. И. Ковлер ^ считает, что «подлинно демократическим с государством считается только то государство, в котором население в основной своей массе активно участвует в управлении общими делами, а не относится к государству потребительски» [10, с. 19].

От воли народа исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. По нормам естественного права, лежащим в основе народного суверенитета и определяющим его основные признаки, народ в праве оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Так, Конституция России для предотвращения узурпации власти и ущемления воли народа предусматривает следующий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»1. Этой нормой заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Понятие «народный суверенитет» недвусмысленно определяет приверженность конституционным порядкам и неприятие любой власти, основанной на произволе, внеконституционных мерах. Народный суверенитет оставляет за народом право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия. Явно никто не угрожает народному суверенитету ввиду того, что

1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. П. 4. Ст. 3.

«трудно сегодня представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политических движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием» [2, с. 106].

Народный суверенитет предусматривает осуществление власти народом непосредственно или через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления. Прямое волеизъявление граждан возможно и в других формах, таких как собрание избирателей, собрание граждан по месту жительства для решения вопросов местного значения, коллективные и индивидуальные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. «Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства» [2, с. 107]. Федеральный закон Российской Федерации под референдумом понимает «форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме»2. Закон России предусматривает проведение референдумов на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Однако опыт многих стран, в том числе и России, говорит о том, что законодательство не предполагает частое использование ре-

2 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п. 53 ст. 2): Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. // Собрание законодательства РФ. № 26. Ст. 2976.

ферендумов в государственной жизни на общегосударственном уровне.

Другая форма негосударственного волеизъявления народа — свободные выборы. «Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством... в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»1. Посредством выборов государственная и местная власть приобретает право властвования и принятия решений от имени народа. Легально и легитимно избранные органы власти всегда должны быть подконтрольны народу. В этом заключается один из важнейших принципов народного суверенитета. В связи с этим исключительное значение имеет избирательная система, с помощью которой формируются органы государственной власти и местного самоуправления.

«Свободные выборы», изначально формируя законодательно-представительные органы власти и, в части государств, — глав исполнительной ветви власти, фактически обуславливают деятельность всех органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной,и далее — весь бюрократический аппарат государственных служащих.

Первые конституционно-правовые акты утверждали, что власть должна исходить от народа: «Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации» [8]. Французская декларация национализировала королевскую власть, которая уже не основывалась на собственном праве короля, а трактовалась как выражение национального суверенитета. Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Обще-

1 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (п. 53 ст. 2): Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. // Собрание законодательства РФ. № 26. Ст. 2976. .

ство имело право требовать отчета от о каждого должностного лица по «вверен- ^ ной ему части управления» [Там же]. Де- ^ кларация Французской революции пред- ^ усматривала, что «все граждане имеют g право участвовать лично или через своих L-представителей в образовании органов о государственной власти» [Там же]. о

Всеобщая декларация прав человека < Организации Объединенных Наций пред- ^ усматривает право каждого участвовать х в управлении государством, «при этом 2 воля народа должна быть основой власти н-правительства» [9, р. 101]. Отсюда мож- ^ но заключить, что легальная и легитимная щ власть может быть сформирована только выборным путем. Поэтому выборы — определяющий правовой институт народного суверенитета. «Выборное начало, равенство граждан. Разделение властей и независимый суд — вот признаки правового государства» [Ibid., р. 239].

Выборы в структуре механизма взаимодействия общества и государства являются необходимым условием стабилизации и позитивного развития отношений между ними, справедливые и свободные выборы успокаивают будоражащее общество и утверждают прочный правопорядок. «Только это позволит преодолеть отчуждение общества и государства, инициировать их конструктивный диалог» [11, с. 326]. Профессор Ю. А. Веденеев называет выборы «публичной встречей общества и государства, гражданина и власти на предмет выяснения взаимных отношений, в том числе и путем надлежащего информирования сторон о взаимных намерениях, претензиях, возможностях, фактах и событиях» [12, с. 37].

С другой стороны, в целях сдерживания и упорядочения классовой борьбы известный русский правовед Б.А. Ки-стяковский считает, что «всеобщее избирательное право являет собой форму участия каждого гражданина в общественном компромиссе. Задача народного представительства в легализации и упорядочении классовой борьбы, только это будет способствовать развитию законности и уважению прав человека» [13, с. 143].

о Воля народа, как уже было отмечено, ^ является системообразующим фактором ^ также для исполнительной и судебной ^ ветвей власти, поскольку они форми-^ руются выборными представительными органами или выборным главой государ-о ства. Это, по вполне понятным причинам, о косвенная форма выражения воли наро-< да, но она тем не менее достаточно ле-^ гитимна. Однако в этих условиях доста-х точно сложно осуществить контроль за 2 деятельностью исполнительных органов н- и обеспечить независимость судов. Вве-^ дение для этого «народного контроля» с или «прямая выборность» судей, как это происходит в тоталитарных или авторитарных государствах, не дает желаемых результатов.

Отсутствие прямой связи с народом создает условия для злоупотреблений со стороны неконтролируемых органов государственной власти, поэтому в государстве должен быть предусмотрен механизм по контролю над исполнительной властью. В условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над правительством, в президентской и президентско-парламентских республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента.

Обеспечение независимости и законности деятельности судов возможно через кассационное и надзорное обжалование приговоров и решений, а также через ответственность за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть. Понятно, что народ, представляющий из себя многочисленные разрозненные и разобщенные группы и слои, не может непосредственно управлять государством. Для управления государством необходим весьма разветвленный государственный аппарат, обладающий высоким профессионализмом. Контроль за деятельностью государственного аппарата не может быть всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом предусмотренной закрытости. Важную роль здесь

призваны играть средства массовой информации, которые обязаны по закону предоставлять обществу объективную и достоверную информацию.

В свою очередь законом должна быть предусмотрена ответственность в случаях представления народу лживой, клеветнической информации. Аппарат государства должен комплектоваться демократическим путем, на основе равных возможностей для всех граждан, при этом должны соблюдаться демократические принципы в формировании и деятельности государственного аппарата.

Государственный суверенитет исходит из суверенитета народа (народного суверенитета). Государство является представителем народа, выражая его интересы и волю, обеспечивая его права в полном объеме. Волеизъявление народа порождает государственную власть. Государственный суверенитет предусматривает верховенство власти государства, ее неограниченность ничем, кроме норм естественного права и законов данного государства. Это выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, создающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, другими словами, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Суверенитет государства предусматривает «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела» [14, с. 33]. Это означает, что только сама государственная власть вправе принимать нормативные акты и обеспечивать законность и правопорядок. Никакие силы, включая политические, не имеют права вмешиваться в исключительное право государственного органа действовать в пределах своей компетенции.

Такую самостоятельность государственной власти можно обеспечить только при отсутствии политической, экономиче-

ской, финансовой и другой зависимости государственных органов от кого бы то ни было как внутри, так и вне пределов государства. Государственный суверенитет — неотъемлемое обязательное условие его международной правосубъектности. Впервые неделимость суверенитета была закреплена в Конституции Франции 1791 г.: «Суверенитет един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем» [15, с. 94].

Суверенное государство обеспечивает целостность своей территории. Важный аспект государственного суверенитета — неприкосновенность территории. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территории государства повлечет со стороны данного государства право на применение адекватных мер по защите своей целостности и неприкосновенности.

Понятие «суверенитет государства» наглядно проявляется на примере суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях ст. 4 Конституции РФ:

• суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию;

• Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

• Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

Нормы, определяющие положение о государственном суверенитете России, следуют сразу же за статьей 3 Конституции РФ, в которой говорится, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»1. Этим определяется исходное значение суверенитета народа и подчеркивается неразрывная связь народа с властными полномочиями государства, определяя выборы и референдум как первоначальное действо формирования органов государственной власти и

1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ч. 1. Ст. 3.

местного самоуправления и принятия о народом ответственных решений непо- ^ средственно на федеральном, регио- ^ нальном и местном уровнях. ^

Формулировка статьи 4 Конституции ^ РФ говорит о том, что суверенитет в РФ один на всю страну. Это важно для о понимания нового российского феде- о рализма. Субъекты РФ не обладают < суверенитетом. Ряд авторов считают, ^ что существует суверенитет республик в х составе РФ или так называемый «оста- 2 точный суверенитет» [2, с. 126; 16, с. 46]. н-Так, М. В. Баглай полагает, что содер- ^ жание статьи 73 Конституции и является щ примером «остаточного суверенитета» субъектов РФ. Нам представляется, что это не является суверенитетом (даже остаточным), а может считаться только отдельными государственными полномочиями по предметам ведения субъектов РФ. Как нам представляется, допущенная неточность не случайна. Тезис президента РФ Б. Н. Ельцина «Берите суверенитет, сколько хотите!» мог породить такое отношение к главнейшему принципу конституционного права. Если же согласиться с тем, что существует «остаточный суверенитет», значит придется согласиться и с тем, что суверенитет делим, дробим, однако важнейшими свойствами суверенитета являются его постоянство и неделимость. Поэтому «остаточного суверенитета» быть не должно. Любые заявления политиков того или иного ранга в субъектах Российской Федерации об утверждении части России в качестве суверенного государства противоречат Конституции РФ, сущности и содержанию суверенитета. Однако путаница и недопонимание того, что стоит за этим понятием, сохраняется.

Положение о «верховенстве власти на территории Российской Федерации» не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных законов и нормативно-правовых актов РФ высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. В связи с этим российский федера-

о лизм — это не многовластие, а единая

^ суверенная власть государства, а также

^ ясное разделение предметов ведения и ^ властных полномочий между Российской

g Федерацией и ее субъектами. Статья 5

L- Конституции РФ закрепляет положение

о государственной целостности и единства

со

о системы государственной власти.

со

^ Литература

2 1. Зиновьев А. В. Конституционное право России. М.; СПб., 2000. ^ 2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.

3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // В. И. Ленин. ПСС. Т. XVIII. § 4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под общ. ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. Т. II.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Левин И. Д. Суверенитет. М., 1948.

6. Общая теория государства и права / Под общ. ред. М. Н. Марченко. М., 2000. Т. I.

7. Лысенко В.И. Выборы и представительные органы в Новой Европе: политологический опыт и тенденции 80-90-х годов. М., 1994.

8. Декларация прав человека и гражданина Великой французской революции. Ст. 3 // История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинникова. М., 1998. Ч. 2.

9. Международное право в документах / Сост. Т. Блатова, Г. М. Мелков. М., 2000.

10. Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

11. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2001.

12. Веденеев Ю.А. Средства массовой информации и избирательный процесс // Журнал о выборах. 2001. № 2.

13. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6.

14. Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994.

15. Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие: Дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002.

16. Энциклопедия «Аванта+». М., 1998. Т. I: Всемирная история.

References

1. Zinovyev A. V. Russian state law. M.; Spb., 2000.

2. Baglay M. V. Russian state law. M., 1998

3. Lenin V.I. Materialism and empiriokrititsizm // Lenin V. I. Full work collection. Vol. XVIII. Р. 328

4. Anthology of general history of state and law // Under K. I. Butyra, E. V. Polikarpova's general edition, M., 1996. Vol. 2.

5. Levin I. D. Sovereignty. M., 1948

6. Total state and low theory // Under M. N. Marchenko's general edition. M., 2000. Vol. 1.

7. Lysenko V. I. Elections and representative organs in New Europe: politological experience and tendency during 80-90 years. M., 1994.

8. Declaration of the Rights of Man and of the Citizen of the French Revolution. Art. 3 // History of state and law of foreign countries / Under a general edition of O. A. Zhidkov, N. A. Krasheninnikov. M., 1998. P. 2.

9. International law in documents / Comp. T. Blatova, G. M. Melkov. M, 2000.

10. Kovler A. I. Democracy crisis? Democracy on boundary of XXI century, M., 1997.

11. Nersesyanc V. S. Total theory of law. M., 2001.

12. Vedeneev U. A. Community information means and elections process // Election magazine.

2001. N 2.

13. Kistyakovsky B. A. Law and social state // Philosophy questions. 1990. N 6.

14. Alekseev S. S. State and law. M., 1994.

15. Shahray S. M. Federalism and constitutional justice: thesis of the doctor of jurisprudence. SРb.,

2002.

15. Encyclopedia «Avanta+». M., 1998. Vol.#1: World history.

Принцип целостности территории РФ говорит, что отделение каких-либо частей территории от Российской Федерации противоречило бы Конституции и вызвало бы соответствующие меры по обеспечению целостности государства и неприкосновенности его территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.