Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ТАБЛИЦА / ОБОБЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / АБСТРАГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселенов А. В.

Актуальность исследования обусловлена наметившимся в последнее десятилетие увеличением количества обучающихся старших классов школ, выбирающих предмет «Обществознание» для прохождения аттестации в рамках ЕГЭ, а также наличием трудностей, возникающих у значительной доли обучающихся при усвоении учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поселенов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Численность и состав населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Численность и состав населения

№ Численность населения, млн человек Состав населения, %

Страна городское сельское

1 Австралия 25 88 12

2 Греция 11 80 20

3 Египет 95 43 57

4 Франция 65 80 20

Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран. - 3,4,1,2. В какой стране преобладает сельское население? Запишите в ответе название страны - Египет. В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран - Греция и Франция.

В советское время широко использовались межпредметные связи разных предметов. Была система в изучении разных предметов в определенной последовательности. Например, в курсе математики, раньше рассматривалась тема - масштаб, чем та же тема в курсе географии. В настоящее время, жаль, нет такого контроля, за содержанием разных предметов, чтобы была определенная взаимосвязь между разными учебными предметами. Поэтому иногда в курсе географии приходится давать математические сведения, которые в курсе математики изучаются позже, что не очень хорошо для географии, ибо в 6 классе на изучении курса географии дается только один час в неделю, а математики пять часов.

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Математика и география - это две науки, которые не могут существовать друг без друга, они неразрывно связаны между собой и продолжают работать вместе на формирование современной научной картины мира. Список использованной литературы:

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2019. - 191с.

2. Банников С.В., Эртель А.Б. География ВПР 6 класс. типовые задания М., Экзамен, 2018. - 264 с.

3. Виленкин Н.Я., и другие. Математика 6 класс; учеб. для общеобразовательных организаций. - М.: Мнемозина, 2018. - 288с.

4. Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.

© Лунев П.И., Коротких О.В., Кондратова Т.В., 2021

УДК 372.83

Поселенов А.В.

учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 2»

г. Коряжма, РФ

ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД УСВОЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена наметившимся в последнее десятилетие увеличением

~ 114 ~

количества обучающихся старших классов школ, выбирающих предмет «Обществознание» для прохождения аттестации в рамках ЕГЭ, а также наличием трудностей, возникающих у значительной доли обучающихся при усвоении учебного материала.

Ключевые слова

Понятие, определение, таблица, обобщение, обществознание, абстрагирование,

Усвоение понятийного аппарата обществознания является необходимым условием успешности обучения. В частности, подготовка обучающихся к экзамену по обществознанию требует овладения несколькими сотнями сложных по содержанию понятий. Между тем, дети, выбирающие обществознание в качестве дисциплины для ЕГЭ, нередко совершают этот выбор, во-первых, без достаточного осознания уровня сложности учебного материала, который необходимо будет освоить, а во-вторых, не обладая достаточной подготовкой для освоения огромного объёма информации из области гуманитарных наук.

Приступая к основательному изучению курса обществознания, школьники сталкиваются с массой трудностей. Наиболее распространёнными из них являются:

• непонимание, вследствие недостаточности активного и пассивного словарного запаса, научной терминологии и, как следствие, определений понятий, что чревато невозможностью их осмысленного запоминания;

• неумение, вследствие неосознанного, механического запоминания, сохранить в памяти весь массив определений для их последующего воспроизведения, что приводит к невыполнению заданий, связанных с необходимостью объяснить сущность какого-либо общественного явления или процесса, когда вследствие волнения плохого самочувствия или иных причин обучающиеся забывают часть определения и не могут восполнить возникший пробел вербальной конструкцией собственного сочинения;

• неумение идентифицировать незнакомые определения известных понятий с самими понятиями, и, как следствие, допущение ошибок в заданиях, требующих осуществить синхронизацию понятий с их определениями;

• неумение в свободной форме производить рассуждения относительно свойств социальных объектов;

• неумение выделить главные характеристики в определяемых объектах;

• неумение осуществить связь теоретического материала с социальной практикой, что находит своё выражение в невозможности приведения аргументов и примеров в тех заданиях, которые ориентированы на создание аргументации собственных точек зрения.

На фоне перечисленных факторов, затрудняющих усвоение теоретического материала курса обществознания, совершенно необходимо, по мнению автора, обучать школьников технике составления определений обществоведческих понятий с опорой на научные данные, сгруппированные особым образом в конспектах учеников.

Для осуществления педагогической поддержки детей с целью преодоления описанных трудностей автор предлагает следующую методику.

Этап 1.

Необходимо временно отвлечься от обществоведческого материала, предполагающего высокий уровень абстрагирования, и перейти к мысленным операциям с привычными материальными объектами окружающего мира. Это позволяет снизить уровень тревожности и опасений обучающихся, переключить внимание на доступные их пониманию вещи.

Главным на этом этапе будет обучение отделению главных признаков объектов от второстепенных с их последующей вербализацией.

Примерное задание.

Обучающимся предлагается дать определение такого привычного и распространённого предмета как, например, стол.

В ходе выполнения задания обнаруживается, что сразу составить определение не удаётся.

Тогда обучающимся предлагается:

во-первых, отделить главные признаки определяемого объекта от второстепенных и для наглядности записать их в таблицу.

Таблица 1

Признаки определяемых объектов.

Главные Второстепенные

Наличие горизонтально ориентированной плоскости Цвет

Высота установки плоскости Материал

Функции стола Количество опор

Способ крепления плоскости (подвес, опора или шарнирное крепление)

В ходе обсуждения выясняется, что, например, цвет стола не является важным, сущностным признаком, а наличие горизонтально ориентированной плоскости - наоборот, является.

Во-вторых, составить определение стола с опорой на перечень его признаков, функций, а также соотнесение понятия «стол» с видовым понятием «мебель».

Например, стол - это предмет мебели, представляющий собой плоскость, выставленную горизонтально на таком расстоянии от пола, которое обеспечивает удобство письма, чтения, приёма пищи и т.д. Количество перечисляемых функций определяется обучающимися произвольно, с опорой на их жизненный опыт.

После того, как школьники приобретут прочный навык определения привычных им предметов, необходимо осуществить переход к определению абстрактных понятий.

Этап 2.

Цель его - осуществить переход от определения конкретных объектов материального мира к определению абстрактных объектов.

Обучающимся при изучении каждой темы предлагается (после подробного рассмотрения характеристик социального объекта или процесса, а также после формирования конспекта в тетрадях) внести в таблицу перечень сущностных признаков.

Например, в ходе изучения социальных общностей может быть составлена такая таблица.

Таблица 2

Признаки социальных общностей.

Социальные общности

Массовидные Групповые

Отсутствие иерархии статусов Наличие иерархии статусов

Отсутствие собственной территории Наличие собственной территории

Отсутствие собственной морали Наличие групповой морали

Неопределённость состава и непостоянство Определённость и постоянство состава

Отсутствие взаимодействия между членами Наличие взаимодействия, совместной деятельности

После заполнения таблицы в тетрадях обучающимся предлагается самостоятельно составить определение групповой социальной общности. Как и в ходе первого этапа, опора при составлении определения осуществляется, во-первых, на соотнесение с видовым понятием (здесь - понятие социальной общности), во-вторых, на перечисление признаков определяемого социального объекта. Важно при этом, чтобы дети не имели перед собой готового определения социальной группы, так как это способно помешать процессу синтетической деятельности. В законченном виде определение может иметь следующий вид: социальные группы представляют собой вид социальных общностей, который характеризуется иерархическим расположением социальных статусов членов, наличием собственной территории, системы моральных норм, регулирующих взаимодействие членов друг с другом и с представителями прочих социальных общностей, постоянством численного состава и его определённостью, а также обязательным наличием совместной для членов общности деятельности, составляющей основу существования общности.

Работа производится аналогично той схеме, которая описана в первом этапе.

Необходимо также указать, что одновременно с осуществлением работы в рамках описанных этапов

необходимо производить составление в тетрадях конспектов таким образом, чтобы в рамках каждой темы у обучающихся была возможность, используя имеющиеся данные, самостоятельно составлять определения понятий курса обществознания.

Результатом реализации мероприятий указанных этапов должно стать умение составлять собственные определения обществоведческих понятий, каковое позволит успешно справляться с перечисленными в начале статьи проблемами. Данная методика работы над усвоением понятий была апробирована автором в ходе индивидуальных занятий при подготовке к сдаче экзамена по обществознанию. Необходимо отметить, что обучение детей составлению собственных определений, конечно, не может привести к созданию ими полностью соответствующих научному стилю определений, однако сформированное умение оказывает положительное воздействие на общий ход усвоения теоретического материала, так как, во-первых, обучающиеся приобретают умение производить осознанные манипуляции с блоками обществоведческой информации, во-вторых, прекращается механическое заучивание, в-третьих, происходит глубокое и прочное усвоение материала за счёт активной его обработки в процессе формирования определений понятий. Список использованной литературы:

1. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». - М., 2004..

2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007

4. Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. - Казань: Казан. Ун-т, 2015. - 48с.

5. Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко-культурный стандарт/ сост. Некрасова Л. И. - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 136. с.

6. Сарбалаева, А. Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС / А. Д. Сарбалаева. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - Москва: Буки-Веди, 2017. - С. 82-85. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12432/

© Поселенов А.В., 2021

УДК 37.012

Пшуков Ю.Х.

студент 5 курса филиала СГПИ, г. Ессентуки, РФ Коваль Л.Н. канд.пед.наук, доцент филиала СГПИ, г. Ессентуки, РФ

О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье дается анализ теоретических и методических подходов к технике обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся старших классов в общеобразовательной школе.

Ключевые слова:

легкоатлетические упражнения, техника, эталон техники, двигательные действия, методика обучения.

Annotation

The article provides an analysis of theoretical and methodological approaches to the technique of teaching

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.