Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТЕХНИКА / ЭТАЛОН ТЕХНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшуков Ю. Х., Коваль Л. Н.

В статье дается анализ теоретических и методических подходов к технике обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся старших классов в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

необходимо производить составление в тетрадях конспектов таким образом, чтобы в рамках каждой темы у обучающихся была возможность, используя имеющиеся данные, самостоятельно составлять определения понятий курса обществознания.

Результатом реализации мероприятий указанных этапов должно стать умение составлять собственные определения обществоведческих понятий, каковое позволит успешно справляться с перечисленными в начале статьи проблемами. Данная методика работы над усвоением понятий была апробирована автором в ходе индивидуальных занятий при подготовке к сдаче экзамена по обществознанию. Необходимо отметить, что обучение детей составлению собственных определений, конечно, не может привести к созданию ими полностью соответствующих научному стилю определений, однако сформированное умение оказывает положительное воздействие на общий ход усвоения теоретического материала, так как, во-первых, обучающиеся приобретают умение производить осознанные манипуляции с блоками обществоведческой информации, во-вторых, прекращается механическое заучивание, в-третьих, происходит глубокое и прочное усвоение материала за счёт активной его обработки в процессе формирования определений понятий. Список использованной литературы:

1. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Обществоведение». - М., 2004..

2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. Изд.2-е, М., 2007

4. Губина Е. В. Методика преподавания обществознания /Губина Е. В. - Казань: Казан. Ун-т, 2015. - 48с.

5. Новые подходы в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС и Историко-культурный стандарт/ сост. Некрасова Л. И. - Томск: ТОИПКРО, 2016. - 136. с.

6. Сарбалаева, А. Д. Формирование понятий на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС / А. Д. Сарбалаева. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - Москва: Буки-Веди, 2017. - С. 82-85. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12432/

© Поселенов А.В., 2021

УДК 37.012

Пшуков Ю.Х.

студент 5 курса филиала СГПИ, г. Ессентуки, РФ Коваль Л.Н. канд.пед.наук, доцент филиала СГПИ, г. Ессентуки, РФ

О ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье дается анализ теоретических и методических подходов к технике обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся старших классов в общеобразовательной школе.

Ключевые слова:

легкоатлетические упражнения, техника, эталон техники, двигательные действия, методика обучения.

Annotation

The article provides an analysis of theoretical and methodological approaches to the technique of teaching

athletics exercises for senior students in a general education school.

Keywords:

track and field exercises, technique, standard of technique, motional actions, teaching method.

Легкая атлетика, как вид спорта, способствует повышению уровня развития двигательных способностей обучающихся общеобразовательных школ и тем самым, по мнению ученых Н.И. Озолина, В.Г. Никитушкина и других авторов, способствует улучшению состояние здоровья подрастающего поколения [7, 8, 9].

В современном обществе отрицательная динамика здоровья и физического состояния учащихся указывает на достоверное нарушение жизненно важных функций для растущего организма, в виду не получения профессиональной помощи от преподавателей физической культуры, медицинских работников, средств массовой информации о формировании навыков правильной организации здорового образа жизни. В итоге по факту получаем результаты - дисгармоничное физическое развитие и сниженную физическую подготовленность детей и подростков. Одной из причин является физическая инертность учащихся, другой, немало важной, сокращение учебных часов в школах и вузах. Редко найдешь человека, который бы не испытывал на себе всестороннее негативное влияние разного характера [3, с. 77]. Все это отражается на психологическом состоянии и уровне здоровья [5, с. 215].

Рассматривая проблему методики обучения упражнениям легкой атлетики, хотелось бы отметить их доступность, разнообразие, прикладность по жизни, что, несомненно, привлекает огромное количество желающих обучаться технике этого вида спорта. Правильно подобранная методика обучения в старшем школьном возрасте помогает овладеть двигательным опытом. Практически на обучение технике физических упражнений, развитию двигательных способностей, повышению работоспособности организма должны быть нацелены уроки легкой атлетики.

Обучение двигательным действиям в современной теории и методике физического воспитания и спорта рассматривается как комплексная система целей, задач, форм, методов и средств освоения человеком рациональных способов управления своими движениями. Чаще всего, средства и методы на уроках физической культуры, применяются как способ подражания педагогу без учета биомеханических закономерностей движений. Поэтому школьники не всегда могут освоить технику более сложных упражнений, как прыжки в высоту и длину с разбега, метания мяча. Целью и задачами педагога в общеобразовательной школе становится обучения умениям и навыкам, т.е. технике двигательного действия с помощью методических подходов, изучая физические упражнения, как важнейший элемент явления физической культуры [4, с.206].

Движения любого уровня и «назначения формируют искусство исполнения, т. е. техники, которая должна отвечать определенным критериям: способствовать увеличению эффективности, экономичности движений, снижению риска травматизма» [4, с.67]. Требования, предусмотренные государственными образовательными стандартами, нацелены на обучение технике упражнений с использованием традиционных и инновационных технологий [6, 10].

Анализ учебно-методической литературы показывает, что под техникой понимается «...наиболее полная реализация механизма двигательных действий и движений при выполнении определенного физического упражнения» [4, с.307]. В таком понимании подчеркивается, что упражнение подчиняется определенным механическим воздействиям на человека. А роль учителя уметь анализировать, подбирать методы и средства и вносить корректировочные действия в технику выполненного упражнения учащегося в связи его с индивидуальными возможностями.

Боген М.М. под техникой двигательного действия понимает «описание оптимального решения двигательной задачи, обоснованное требованиями биомеханики действия и психологии его восприятия обучаемым.» [1, с.57]. Тогда, если использовать эту трактовку для обучения детей упражнениям легкой атлетики, техника будет подразумеваться, как системное освоение человеком рациональных способов

управления своими движениями в беге, прыжках и метаниях. Обучение технике легкоатлетических упражнений строиться на формировании правильной динамики движений. Перемещения, которые выполняет человек, это серия вращательных и поступательных движений звеньев тела для рационального выполнения любого упражнения. На практике реализуется в виде подражания эталону упражнения, представленному учителем на уроке путем выполнения определенного количества попыток. При этом в обучении важна строгая последовательность от известного к неизвестному, от простого к сложному [7, 8]. Таким образом, в теории и методике физического воспитания определились следующие критерии техники физических упражнений - это эффективность, стабильность, вариативность, экономичность.

Для обучения технике упражнений одни специалисты предлагают использовать проблемное обучение (В.И.Лях, 1997, 2001, А.А. Зданевич, 2011 и др.), другие активизировать познавательную деятельность (Курысь В.Н., 1998, 2001, 2002, Лукьяненко В.П., 2002, Сляднева Л.Н, 2002, Труфанова Т.Е., 2001, 2002 и др.), а, научные поиски ученых и практиков ГАФК им. П.Ф. Лесгафта направлены на совершенствование комплексного подхода в реализации образовательных программ в общеобразовательной школе.

Ведущими специалистами и тренерами отмечается, что многочисленные фундаментальные исследования, затрагивают в основном совершенствование методики преподавания видов легкой атлетики на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, не учитывая взаимосвязь технической и физической подготовленности учащихся разновозрастных групп (Власов В.Н., 1971; Петровский В.В., 1972; Лях В.И., 1971, 2010; и др.). Раздел «Легкая атлетика» учебной программы для всех возрастных групп направлен на формирование базовой двигательной активности - получение двигательных умений, навыков и воспитание физических качеств [11].

Боген М. М. отмечает, что в процессе освоения движений формируются устойчивые динамические стереотипы на основе условных рефлексов, которые слабо на практике поддаются перестройке [1, 2]. Переучивание учащихся технике упражнений является проблемой для педагога. За эталонную технику в учебном процессе можно принять - эффективный способ выполнения двигательного действия, тогда индивидуальная техника будет связана с постоянным переучиванием обучающихся.

Обучая технике легкоатлетических упражнений учащихся, необходимо создать представление об упражнении, наполнив смысловой основой. Сформировать в сознании ученика основные требования к движению. Объяснить, как оптимально решить двигательную задачу, соблюдая основные определяющие характеристики упражнения.

Учение Бернштейна Н.А. о построении движений дает объяснение реакции организма на различные факторы механизмов сенсорных коррекций, путем сличения движения с образом до тех пор, пока действия не совпадут с программой движения. Получение информации о правильности совершенных действий, является обязательным условием качества обучения [2, с. 53].

Обучая технике легкоатлетических упражнений, обращают внимание на элементах внешней картины движений. А, М. М. Боген обратил внимание на направленность обучения, при котором «задача обучения формулируется на основе динамики действия», и внимание при этом сосредоточено на поиске правильных усилий [2, с. 53]. Поэтому Боген М. М. и Озолин Н.Г. предлагают рассматривать закономерности динамики двигательного действия как его основу в связи с тем, что детали действия при выполнении упражнений индивидуальны и зависят от типов телосложения, физической подготовленности учащихся и внешних сил, воздействующих на объект [1, 2, 9].

Существует два противоположных подхода к обучению сложным двигательным действиям. Одни предлагают расчленить сложные двигательные действия на более мелкие (Боген), другие считают, что лучше применять целостный метод, не создавая искусственно сложные условия для выполнения упражнения (Н.А. Берштеин). При расчлененно-конструктивном методе определяются опорные признаки, которые приводят к осознанию ключевых параметров движения. При этом учащийся должен анализировать, сравнивать и обобщать свои умения и знания.

А, смешанный метод обучения, предложенный учеными Тер-Ованесяном А. А. и Тер-Ованесяном И. А., включает в себя элементы целостного метода и метода расчлененно-конструктивного упражнения [10].

Таким образом, рассматривая проблему обучения технике легкоатлетических упражнений учащихся старшего школьного возраста, необходимо рассмотреть методы и результаты качества выполнения двигательных действий.

Поэтому в основу гипотезы нашего исследования легли предположения о том, что обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуре в общеобразовательной школе будет успешным при выполнении следующих условий:

- включения подводящих и подготовительных упражнений, основанных на обучении базовым позам техники легкоатлетических упражнений;

- использования специальных и подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств, необходимых для освоения техники упражнений.

Для выполнения этих условий можно применить комплексно подводящие упражнения. Биомеханическая структура упражнения должна быть направлена на его координацию. Сличение качества реально сформированных навыков с моделью в сознании учащегося характеризует возможность достигнутого уровня в управлении двигательным действием способностей [4, с.458] и позволяет учащимся объективно оценить свои возможности.

Считаем, что для обучения сложно координированных видов двигательных действий легкой атлетики (метания, прыжков) необходимо развивать двигательные способности, необходимых для их овладения [6, 9, 10, 11]. Создание условий, при выполнении трудных, но посильных заданий в процессе обучения, можно не только обучить технике двигательного действия, но и добиться разностороннего, гармоничного развития двигательных способностей учащихся старших классов.

Список использованной литературы:

1. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика/ Предис. П.Я. Гальперина. М.: Книжный дом «Либриком», 2014. 230с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям: теория, методика. URSS, 2020. 124 с.

3. Коваль Л.Н., Ярошенко Е.В., Щекин А.Ф., Журавлева Ю.И. Проблемы физической подготовки человека в современных реалиях. Тенденции развития науки и образования// Самара. НИЦ «Л-Журнал». 2020. № 64. Ч.4. С.77.

4. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание физического упражнения. / В.Н. Курысь / Ставрополь, 2012. 528 с.

5. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды / П.Ф. Лесгафт. М.: Институт практической психологии. МОДЭК, 2016. 416 с.

6. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: пособие для учителей общеобраз.организаций / В.И. Лях. М.: Просвещение, 2015. 2-е изд. 190 с.

7. Никитушкин В. Г. Легкая атлетика в начальной школе: учеб. пособие для СПО / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. М.: Издательство Юрайт, 2019, 205 с. (Серия: Профессиональное образование).

8. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. М.: Физическая культура, 2014. 240 с.

9. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.:АСТ АСТРЕЛЬ, 2004. 863с.

10. Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. М.: Терра-Спорт, 2000. 128 с.

11. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания обучающихся./ В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2016. 171 с.

© Пшуков Ю.Х., Коваль Л.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.