Научная статья на тему 'Дидактические подходы к методике обучения рациональной технике движений в легкой атлетике'

Дидактические подходы к методике обучения рациональной технике движений в легкой атлетике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА / УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MOTOR ACTION / INDIVIDUALIZED TECHNIQUE / MOVEMENT MANAGEMENT / THE SYSTEM-STRUCTURAL APPROACH / A DIDACTIC MODEL / TEACHING TECHNOLOGY / HUMANIZATION OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубный Евгений Николаевич, Власов Владимир Николаевич

В статье рассмотрены традиционные подходы к технологии обучения рациональной технике движений в лёгкой атлетике, представлен концептуальный авторский взгляд и некоторые дидактические особенности методики обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубный Евгений Николаевич, Власов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers traditional approaches to the technology of teaching movement rational technique in track and field athletics and presidents the author's conceptual view and several didactic peculiarities of teaching methods.

Текст научной работы на тему «Дидактические подходы к методике обучения рациональной технике движений в легкой атлетике»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ ДВИЖЕНИЙ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Е. Н. Поддубный, В. Н. Власов

DIDACTIC APPROACHES TO METHODOLOGY OF TEACHING MOVEMENT RATIONAL TECHNIQUE IN TRACK AND FIELD ATHLETICS

Poddubniy Е. N., Vlasov V. N.

The article considers traditional approaches to the technology of teaching movement rational technique in track and field athletics and presidents the author's conceptual view and several didactic peculiarities of teaching methods.

Key words: motor action, individualized technique, movement management, the system-structural approach, a didactic model, teaching technology, humanization of teaching.

В статье рассмотрены традиционные подходы к технологии обучения рациональной технике движений в лёгкой атлетике, представлен концептуальный авторский взгляд и некоторые дидактические особенности методики обучения.

Ключевые слова: двигательное действие, индивидуализированная техника, управление движениями, системно-структурный подход, дидактическая модель, технология обучения, гуманизация обучения.

УДК 37.037

Главный недостаток нынешнего положения в теории и методике спорта заключается в том, что дидактическая направленность изучения физических упражнений осуществляется только по нормативно-биомеханическим моделям, которые жестко детерминируют деятельность, оставляя без должного внимания всю специфически человеческую основу смысло-ценностной стороны действий и деятельности в целом.

Организация учебно-познавательной деятельности должна идти не от теории и методики спорта, а от спортсмена, систем его личностных ценностей, рационального использования особенностей его мышления. Следует иметь в виду, что методика обучения, содержание и объем учебного материала менее сложны, чем умение пробудить в ученике исследовательский интерес и стремление дойти «до самой сути».

На передний план все более выходят вопросы проникновения ценностей, стандартов гуманитарного познания в структуру естественнонаучной деятельности (3). В традиционной методике обучения соотношение цели и средств её достижения, программы и способов её реализации фактически отделяется от субъекта двигательной деятельности. Сейчас же активно осознаётся, что в процессе решения двигательных задач человек должен руководствоваться ценностями и смыслами, а не только полезностью и продуктивностью, проектированием и конструированием.

Традиционный анализ техники легкоатлетических упражнений не позволяет представить реальное «живое движение» спортсмена (1). «Живое движение» обучаемого с операционными механизмами включает целеобразующие, ценностно-смысловые, эмоционально-экспрессивные и другие компоненты. Двигательные действия детерминированы не только законами физики, биологии и биохимии. Они должны быть всегда целенаправленны, целесообразны, ценностно-ориентированны.

Концепция решения двигательных задач включает личность обучаемого в контекст реализуемых им систем движений. Закономерности формирования и совершенствования систем движений в контексте проблем теории решения двигательных задач и само двигательное действие обучаемого рассматривается не как себе тождественная вещь, а как процесс, функциональная система, воспроизводящая некоторое устойчивое состояние и изменчивое в ряде других характеристик.

Вопросы технологии решения двигательных задач - это нахождение оптимального алгоритма осваиваемого действия (фаза смыслового решения двигательной задачи), реализация найденного алгоритма, произвольное управление системой двигательных действий с целью удержания оптимальных параметров «силового поля» упражнения (фаза моторного решения двигательной задачи) (5). При этом осознаются те или иные системы двигательных действий, уточняются связи между ними (целевые, операционные, ценностно-смысловые), аргументируется выбор и выработка системы движений, адекватной ситуации и нормативным требованиям. Это означает, что речь идёт не просто о представлении как образе объективной реальности, а о модели-задаче как средства познания, оценки и преобразования этой реальности (3).

Анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, анкетирование спортивных педагогов показывают, что целью обучения технике легкоатлетических упражнений является овладение обучающимися некоторой фиксированной сис-

темой двигательных действий, мало учитывающей индивидуальные особенности учеников и фактически оторванной от действительного смысла овладения рациональной техникой - максимальной реализации их двигательного потенциала для достижения индивидуально высоких показателей в тех или иных видах легкой атлетики. Качество усвоения знаний, умений и навыков определяется в основном потому, что ученик запомнил, воспроизвел по образцу. Вместе с тем известно, что эти нормативы достаточно субъективны и изменчивы.

Традиционная методика обучения ориентирована на овладение внешней формы двигательных действий высококвалифицированных легкоатлетов. Обучаемые должны копировать недоступные им формы двигательных действий, они не понимают, что по существу это дает для увеличения скорости бега, улучшения результатов в прыжках и метаниях, испытывая при этом дискомфорт, чувство физической ущербности. Следует учитывать, что у обучаемых возникает интерес к обучению в том случае, если в этой деятельности они видят цель, есть положительные эмоции, успех.

Рассмотрим некоторые дидактические посылки и положения концептуального порядка традиционной технологии обучения.

1. Рекомендуется обучать уже на первых этапах с ориентировкой на «эталонные образцы техники», демонстрируемые легкоатлетами высокого уровня или же «переходным вариантам», «упрощенной технике» и т. д.

В первом случае это сделать практически невозможно вследствие невысокого в целом уровня физического развития. Во втором случае не ясно, что собой представляют эти «переходные», «упрощенные» и т. д. варианты. Понятно, что если следовать этому пути, то в дальнейшем возникает постоянная и трудно решаемая проблема переучивания и овладением «более совершенной техникой».

2. Овладение рациональной техникой легкоатлетических упражнений невозможно без достижения определенного уровня общей физической подготовленности обучаемых.

Если учесть, что в методической литературе предлагаются образцы техники двигательных действий высококвалифицированных спортсменов, то по простой логике уровень этот должен быть где-то такой же.

Вместе с тем обучение рациональной технике легкоатлетических упражнений следует (тренеры, учителя, педагоги - обязаны) проводить уже с детьми младшего и среднего возраста, тем более с новичками.

Следует признать ситуацию достаточно тупиковой. Вновь возникают вопросы: «Когда обучать?», «Какой технике?».

3. Метод разучивания двигательного действия по частям (аналитический метод) просматривается как ведущий метод на начальном этапе обучения (4). При этом, овладение техникой как некоторой фиксированной системой двигательных действий является по существу целью, или самоцелью обучения. Вместе с тем обширный практический опыт показывает, что это несёт эффект отрицательного переноса навыков. Разучиваемые отдельно части, скажем, легкоатлетического метания, с трудом «собираются» в целостное соревновательное упражнение, тратится много усилий и времени на устранение неизбежно возникающих ошибок (2).

Многие авторы предлагают использовать на начальном этапе обучения варианты «упрощенной», «переходной», «адаптированной» техники, однако неясно, что же представляют собой эти варианты, их структура, содержание. Освоение названных вариантов техники в дальнейшем, при повышении уровней физической подготовленности, сулят перспективу болезненного переучивания на «более совершенную технику».

М. М. Боген (2), Н. Г. Озолин (4) считают, что техника двигательных действий в лёгкой атлетике на всём протяжении её освоения и совершенствования должна быть примерно одинакова. Вновь неясна основа, структура этой техники, преемственность её вариантов на различных этапах возрастного развития при изменении уровней физической подготовленности.

Известно, что движения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях представляют собой

очень большое количество синергии. Благодаря многосуставности подвижных цепей тела и огромному количеству степеней свободы между всеми сегментами тела человека, разыгрывается большое количество сил взаимодействия - реактивных, инерционных. Каждую долю секунды в ЦНС посылается огромное число импульсов от проприо-рецепторов, и тут же, мгновенно, уходят к мышцам, суставам сигналы сенсорной коррекции.

Фоновую коррекцию двигательных действий выполняют нижестоящие отделы ЦНС и делают это безупречно. Непрерывное участие сознания в управлении всеми синер-гиями при решении двигательных задач попросту невозможно. Однако сознание в любой момент может вмешаться в управление двигательными действиями, не ломая навыка, но меняя амплитуду движений, величину динамических усилий, акценты ускорений звеньев тела и, одним словом, общий характер выполняемого упражнения.

Однако, проведя большое количество предварительных исследований, проанализировав доступную научно-методическую литературу, мы пришли к следующим заключениям:

1. Не следует (невозможно) обучать новичков элементам, так называемой «эталонной технике», поскольку параметры такой техники двигательных действий (пространственные, динамические, временные, пространственно-временные) им попросту недоступны.

Обучение в этом случае идет, ко всему сказанному выше, на фоне ощущения физической ущербности, подсознательного чувства невозможности самореализации.

2. Существуют единые для людей разного уровня физической подготовленности и возраста основы техники легкоатлетических упражнений. Поэтому новичкам, имеющим, как правило, невысокий уровень общей физической подготовленности и тем более специальной физической подготовки, можно (необходимо) «ставить» рациональную технику (исходя из определения самого понятия «рациональная техника») уже с первых шагов обучения. При этом меняются целепола-

гающие и ценностно-смысловые установки дидактической парадигмы.

3. При создании дидактической модели следует учитывать важную физиологическую закономерность - образование двигательных умений, навыков происходит значительно быстрее, чем качественное улучшение уровней физического развития и развития физических качеств.

4. Овладение техникой движений не является конечной целью обучения. Это эволюционный процесс, при этом могут быть и инволюционные явления (1). По существу, мы имеем дело с овладением рациональной системой двигательных действий (техникой) как непрерывным процессом при занятиях (и тренировке) легкой атлетикой.

Педагогу необходимо от простого исполнителя, осуществляющего передачу знаний, умений и навыков, превратиться в концептуального разработчика позновательно-образующих программ, где обучение выступает как исследование, как дискуссия и как игра (3). Поэтому сразу не следует сменять традиционный алгоритм обучающих действий: описание, показ, объяснение, проба, а дополнять его творческим мышлением ученика.

Такая существенная переориентация сути учения от заучивания к достижению смысла приведет в конечном итоге к успеху в развитии творческого самосознания ученика. Проблема спортивного педагога должна быть не столько в том «как учить?», а в том, какой должна быть деятельность по овладению знаниями и умениями. Важнейшая сторона здесь - это его парадигма, определенный способ видения мира, постановки и решения двигательных задач.

Системно-структурный подход к анализу техники легкоатлетических упражнений позволяет определить уровни структур в соответствии с функцией системы двигательных действий в конкретном легкоатлетическом упражнении. Это дало возможность выявлять ключевые, определяющие эффективность двигательных действий, структурные элементы техники.

Вырисовывается целостное представление о технике соревновательного упраж-

нения с выделенными в структуре движений её ключевыми элементами в системной взаимосвязи. Объединенные общей функцией, суть которой заключается в эффективном использовании двигательного потенциала человека с целью достижения максимально возможного результата.

Проведенное нами исследование позволило определить основу техники различных легкоатлетических упражнений, имеющих инвариантный характер. Другими словами, основа рациональной техники отдельных легкоатлетических упражнений является общей для всех уровней физической подготовленности, занимающихся бегом, прыжками, метаниями. Таким образом, устраняется неопределённость в понимании основы техники легкоатлетических упражнений на начальных этапах обучения и путей её совершенствования, исчезает перспектива переучивания на «более совершенную технику» в связи с повышением уровня физической подготовленности.

Результаты системно-структурного анализа техники легкоатлетических упражнений и применение кибернетического принципа «упрощения сложности» дали возможность составить управляющие алгоритмы двигательных действий при выполнении основных легкоатлетических упражнений как инструмент произвольного управления системой движений и самоконтроля в процессе выполнения упражнения.

Так по нашему мнению, суть алгоритма ключевых действий во время бега состоит в следующем:

1) оптимальная ширина постановки стоп на опору относительно продольной оси продвижения и их оптимальный угол разворота;

2) «загребающее-подхватывающий» характер быстрого отталкивания передней частью стопы;

3) согласованные ускорения маховых встречных движений рук и ног, при которых максимум угловых скоростей достигается в момент подхода конечностей к вертикальной оси туловища.

В метаниях суть алгоритма ключевых движений нам представляется следующим образом:

1) разгон системы «метатель - снаряд» и обгон снаряда в последовательности «ноги - таз - туловище»;

2) скручивание туловища по принципу замаха (обеспечение оптимального натяжения рабочих групп мышц и увеличение их биопотенциального напряжения);

3) собственно метание - финальный разгон снаряда по принципу «удара кнутовищем».

Оптимальный ритм выполнения того или иного упражнения обеспечивается нижестоящими отделами ЦНС при условии выполнения предписаний оптимального алгоритма ключевых действий - уровня сознания. В этом случае исключаются конфликтные взаимодействия реактивных и инерционных сил маховых звеньев тела.

Повышение эффективности техники происходит за счёт объёма учебно-

тренировочной работы, повышения уровня общей и специальной физической подготовленности.

Основа рациональной техники двигательных действий не меняется.

Изложенное выше позволяет нам сделать следующие заключения:

- формируется рациональная, объективно индивидуализированная техника двигательных действий в легкоатлетических упражнениях с первых шагов обучения;

- технология обучения строится на основе творческого взаимодействия спортивного педагога и ученика по принципу «субъект - субъект»;

- решается весьма актуальная в настоящее время проблема гуманизации обучения;

- центром технологического процесса обучения становится человек с его многообразной ценностно-смысловой сферой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.

3. Дмитриев С. В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы: монография. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999.

4. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. - М.: ФиС, 1988.

5. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. -М.: ФиС, 1975.

Об авторах

Поддубный Евгений Николаевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры лёгкой атлетики. Сфера научных интересов - теория и методика физической культуры и спорта.

sport@stavsu.ru

Власов Владимир Николаевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры легкой атлетики. sport@stavsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.