Научная статья на тему 'Приёмы работы над проектом во внеурочной деятельности'

Приёмы работы над проектом во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕМАТИКА ВНЕУРОЧНЫХ ПРОЕКТОВ / ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ТЕМ / МАТРИЦА ПРОЕКТА / ЛИСТ ОЖИДАНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ / КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕГУЛЯТИВНЫХ НАВЫКОВ / EXTRACURRICULAR PROJECT ACTIVITIES / TOPICS OF EXTRACURRICULAR PROJECTS / TOPIC REGISTRATION SHEET / PROJECT MATRIX / EXPECTATIONS SHEET / FORMATION OF COGNITIVE / COMMUNICATIVE AND REGULATORY SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рунова Татьяна Александровна

В статье раскрываются приёмы работы над проектом, используемые во внеурочной деятельности младших школьников. Рассматриваются способы фиксации актуальных для детей тем проектной деятельности, предложенных ими микротем, последовательности защиты проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods Of Working On The Project In Extracurricular Activities

The article reveals the methods of working on the project used in extracurricular activities of younger students. The ways of fixing the relevant topics of project activity for children, their proposed microtemes, the sequence of project protection are considered.

Текст научной работы на тему «Приёмы работы над проектом во внеурочной деятельности»

\

ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рунова Татьяна Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород,

e-mail: runova-tata@rambler.ru

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. РАССМАТРИВАЮТСЯ СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ ИМИ МИКРОТЕМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ.

• внеурочная проектная деятельность • тематика внеурочных проектов • Лист регистрации тем • Матрица проекта • Лист ожиданий • формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков

Большое значение в современной начальной школе отводится организации внеурочной проектной деятельности, которая во многом нацелена на решение воспитательных и обучающих задач. К воспитательным задачам можно отнести формирование детского коллектива, умения в нём гармонично жить, взаимодействовать со сверстниками, а также воспитание целого спектра нравственных, патриотических, эстетических чувств. В качестве обучающих чаще всего выступают: освоение разнообразных способов работы с информацией, приобретение конкретных знаний и практических навыков.

Как правило, дети сами становятся инициаторами таких проектов и одновременно генераторами идей по их реализации. Ориентирами для выбора темы проекта могут быть явления и предметы окружающего мира, которые вызывают наибольший интерес. Так, в первом классе школьники часто предлагают для изучения темы: «Космос», «Динозавры», «Рыбы», «Насекомые», «Животные», «Мифы и легенды», «Из чего сделаны разные вещи», «Моя семья» и другие.

Часто тематика проектов имеет направление расширения знаний от самых близ-

ких и понятных ребёнку представлений до важных и значимых общечеловеческих ценностей. Так, к числу первых можно отнести такие проекты, как «Моя семья», «Моё генеалогическое древо», «Что в имени моём?». Работая над ними, дети узнают о значении своего имени, почему их так назвали, о своей семье, школьных годах родителей, их достижениях в профессиональной деятельности и трудностях, встречающихся на их жизненном пути. Многие впервые узнают, что у них так много родственников, что имя они получили в честь прабабушки, прадедушки, среди которых были и героические люди.

Круг познавательных интересов учащихся позволяет расширять сферу интересов ребёнка в следующих направлениях: «Я и моя семья»; «Наши любимые питомцы»; «Мир животных и растений»; «Место, где я родился»; «Нижегородская область»; «Россия — Родина моя»; «Земля — мой дом» и т.п.

Например, проект «Кошка — знакомая незнакомка» (был реализован учащимися 2 «Б» класса МОУ СОШ № 4 г. Бор).

Цель проекта: привлечь внимание детей и взрослых к взаимоотношениям человека и домашнего животного (кошки).

Анкетирование

с Сочинение-

ч миниатюра У

Схема «Паучок»

Рис. 1

Задачи:

• изучить литературу по данной теме;

• провести анкетирование;

• собрать материал о своём домашнем питомце и оформить в виде схемы «Паучок»;

• сформулировать вопросы для наблюдений за кошками;

• выявить проблемы во взаимоотношениях человека и кошки;

• организовать праздник, посвящённый Дню кошки.

3. Сколько времени ты уделяешь ему в день?

4. Все ли члены семьи занимаются с домашними животными?

5. Существует ли проблема бездомных животных?

6. Где чаще всего вы видите бездомных животных?

7. Какое чувство у тебя вызывают домашние животные?

8. Предложите, как бороться с проблемой бездомных животных.

Обосновывая актуальность заявленной темы, учитель ссылается на предметную область «Граждановедение», где учащимся было предложено задание составить родословные семей учеников класса.

При подготовке сообщений (рассказов, докладов) о своём домашнем питомце целесообразно научить детей составлять схему «Паучок» (рис. 2), которая помогает школьникам систематизировать всю информацию.

• Из 29 человек нашего класса 14 считают кошку членом семьи. Нам захотелось узнать: так ли это?

• Кроме того, не все знают, что 1 марта — День кошек в России.

В работе над проектом педагог активно использует следующие формы работы (рис. 1).

Для проведения анкетирования школьникам можно предложить для осмысления вопросы:

1. Есть ли у тебя домашние животные? Если да, какие?

2. Хотел бы ты завести ещё? Если да, какое?

Внедрение и прпмш

Ребёнок конкретизирует эту схему необходимой информацией. Например, так (рис. 3):

Рис. 3.

Процесс сбора информации о любимом

питомце пройдёт значительно успешнее,

если предложить детям вопросы для наблюдений.

1. Ловит ли твоя кошка мышей?

2. Как реагирует твоя кошка на яркий свет?

3. Боится ли твоя кошка собак, как реагирует она на их появление?

4. Есть ли у твоей кошки игрушка? Какая она?

5. Если твоя кошка заберётся на высокое дерево, то сможет ли она с него самостоятельно спуститься?

6. Гуляет ли твоя кошка на улице?

7. Как она ведёт себя на природе?

8. Как реагирует кошка на посторонних людей?

9. Как часто болеет твоя кошка? Что предпринимаете?

Плакаты в за

10. Как реагирует кошка на маленьких детей?

11. Любит ли кошка есть каши? А комнатные растения?

12. Миролюбивая твоя кошка или агрессивная? В чём проявляется её агрессия?

13. Как ведёт себя кошка, когда видит на улице птиц?

14. Питается ли твоя кошка сухим кормом? Как часто вы его ей даёте?

15. Как реагирует твоя кошка на громкий звук?

Здоровью домашних питомцев всегда уделяется особое внимание. Поэтому ветеринар будет желанным гостем у учеников класса. К встрече с ним детям необходимо хорошо подготовиться, продумать вместе с учителем вопросы, которые можно задавать ветеринару.

Интервью с ветеринаром

1. Как узнать, что кошка заболела?

2. Что нужно сделать сначала, когда взял бездомную кошку?

3. Чем можно кормить кошку?

4. Какие прививки нужно делать кошке?

5. Может ли человек заразиться от кошки?

6. Что кошка делает ночью?

7. Как вылечить кошку в домашних условиях?

8. Если кошка ничего не ест, то она заболела или нет?

9. Если кошка долго не ходит в туалет, стоит ли беспокоиться о её здоровье?

10. Если заниматься самолечением, то кошка поправится?

Продуктом проектной деятельности могут стать: рисунки на тему «Знакомая незнакомка»; плакаты в защиту животных; аппликация «Моя любимая кошка»; сочинение-миниатюра; сказка; фотовыставка «Любимцы 2 Б класса» и другие.

ту животных

£4

Рисунки на тему «Знакомая незнакомка» Сочинение-миниатюра

Аппликация «Моя любимая кошка»

Кошка.

Умная, ласковая. Гуляет, успокаивает, умывается. Кошка всегда рада приходу хозяев. Здорово!

Сказка «Предивная кошка»

...Прилетела Предивная кошка и стала кушанье есть. Пока она ела, Царь взял сеть и поймал её. На следующее утро принёс он Предивную кошку Принцессе, и Принцесса была очень рада. А потом Принцесса и Предивная кошка подружились.

В 1-м и 2-м классах начальной школы внеурочные проекты чаще всего связаны с такой предметной областью, как естествознание. Тематика проектов по естествознанию может быть представлена следующими работами.

«В царстве гномов» («Полезные ископаемые»);

Мы в ответе за тех, кого приручили»;

Волшебные пузырьки, или Горькая правда о сладком лимонаде»;

Мы — богатыри» («Мы и наше здоровье»);

На суше хорошо, а в воде лучше»;

Рядом опасный человек» («Твоя безопасность»);

Правила дорожного движения — твои друзья, забывать друзей нельзя»;

Как много вокруг интересного!»;

«Поле чудес» совсем рядом»;

Путешествие в «Совсем рядом»»;

Вещи — наши помощники»;

В гостях у Берендея» («Животные»);

Почему человек устроен так, а не иначе?»;

Главный транспорт внутри организма»;

Береги глаз, как алмаз»;

Как мы чувствуем окружающий мир»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Давайте будем беречь планету!».

Работа над проектом предполагает обсуждение хода индивидуальной самостоятельной (внеурочной) работы учащихся по теме проекта, прогнозирование совместно с педагогом продуктов проектной деятельности, подготовленных детьми (небольших сообщений, докладов, иллюстративных материалов и т.п.). Источником информации

Внедрение

становятся книги, словари, детские энциклопедии. Одновременно с формированием важного умения самостоятельно работать с книгой у детей развивается способность рассматривать изучаемую тему с разных сторон.

Проектная деятельность решает задачу обогащения индивидуального опыта школьников, развивает умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; анализировать их с различных точек зрения; выдвигать гипотезы; делать выводы и заключения; работать совместно с другими учащимися; согласовывать свои действия с действиями других людей [3]. Кроме того, совместная работа над проектом сближает ребёнка и его родителей, формирует их общие интересы.

При реализации внеурочной проектной деятельности важны средства и способы фиксации и регулирования выбранных детьми тем, установления круга вопросов, которые важно исследовать в рамках намеченной темы, и последовательности (очерёдности) выступлений учащихся по теме проекта.

Опишем варианты таких средств и способов фиксации.

Изначально для изучения выбираются темы, которые интересны большинству учеников класса. Чтобы это выяснить, целесообразно фиксировать пожелания учащихся на Листе регистрации. По мере необходимости близкие по содержанию темы можно объединить или расширить. Задача педагога — внимательно выслушать каждого, не оставив без внимания ни одну из предложенных тем.

Полученный Лист регистрации вывешивают на всеобщее обозрение, а детям предлагается рассказать о планируемых для изучения темах родителям и посоветоваться с ними, какую выбрать. Это целесообразно для совместной оценки детьми и родителями возможностей качественного выполнения проекта: наличие определённых знаний по данной проблеме у родителей и у самих младших школьников; возможность оказания со стороны взрослых помощи в предоставлении или изготовле-

нии необходимых экспонатов; наличие в семье необходимой литературы по теме проекта; степень заинтересованности ребёнка изучением выбранной темы; перспективы использования полученных знаний в учебном процессе и т.д.

Далее педагог организует индивидуальный опрос учащихся, где выстраивается последовательность изучения предложенных тем. Каждый ученик рисует напротив интересующей его темы цветной кружок или делает любую другую пометку. После этого лист с темами заполняется. Количество пометок на листе соответствует числу учащихся класса. Возможны ситуации, когда дети выбирают не ранее предложенные, а новые темы, предлагаемые одноклассниками, или совершенно иные. Поэтому на Листе регистрации могут появиться новые темы, а отдельные — и вовсе остаться без пометок.

Лист регистрации

Проектная деятельность Насекомые • • • Из чего сделаны разные вещи • Путешествия • • • • Мир профессий • • • • < Космос • • • • • • Транспорт •

Педагог совместно с детьми подсчитывает количество пометок, соответствующих каждой теме, и сообщает результат (рейтинг изучения тем в этом учебном году) всему классу. По общей договорённости темы, получившие максимальное количество выборов, изучаются в первую очередь. Так выстраивается последовательность изучения тем. Например:

1. Космос;

2. Мир профессий;

3. Путешествия;

4. Из чего сделаны разные вещи;

5. Насекомые;

6. Транспорт.

Такая последовательность не является неизменной. По завершении очередного проекта педагоги опрашивают детей о дальнейших планах по изучению тем проектной деятельности, т.е. готовы ли они приступить

к освоению второй темы «Мир профессий», или их интересы изменились и они нацелены на изучение другой темы, возможно, не обозначенной в регистрационном листе. Таким образом, педагоги следуют за познавательными интересами детей, а не «навязывают» свою тематику. Самостоятельный выбор, который предоставляется учащимся, приводит к тому, что они с большим интересом занимаются самообразованием, активнее ведут себя на уроках, презентуя изученный в рамках проектной деятельности материал.

Длительность проекта напрямую связана с заинтересованностью младших школьников. Другими словами, работа над внеурочным проектом продолжается до тех пор, пока он интересен детям. Если желающих представить свои сообщения по теме проекта много и дети отыскивают в нём всё новые и новые грани, то он может продлиться целую четверть. При угасании интереса следует завершать работу над проектом.

В первом классе продуктами проектной деятельности могут быть: рисунок, поделка, стихотворение, коллаж, книжка-малышка, текстовое сообщение, кроссворд, составленный совместно с родителями, пособие, журнал, система заданий, сценарий, костюм и т.п. — в зависимости от типа проекта. При желании школьники могут объединиться в микрогруппы и сообща выполнить задание [3]. Важно помнить, что продукт проектной деятельности должен быть материален. Это означает, что его можно взять в руки, потрогать.

Помимо материальности продукты проектной деятельности привносят и внутренние личностные изменения. Они связаны с приобретением новых качеств характера, убеждений, отношением к процессу получения необходимых знаний. При этом ребёнок может развить в себе:

• умение ставить и решать проблемы;

• ответственность и адаптивность;

• коммуникативность;

• креативность и любознательность;

• межличностное взаимодействие и сотрудничество;

• критическое и системное мышление;

• информационную и медиаграмотность;

• направленность на саморазвитие;

• социальную ответственность.

С целью реализации системно-деятельнос-тного подхода в проектной деятельности в качестве приоритетных используются частично-поисковый и исследовательский

(при высоком уровне детской самостоятельности) методы обучения.

Деятельность учащихся носит исследовательский характер, поскольку включает в себя:

• определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

• выдвижение гипотез и их решение;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, дискуссий и пр.);

• сбор, систематизацию и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов.

Внеурочная проектная деятельность помогает школьникам освоить материал, выходящий за рамки урока, но с ним связанный. Так, множество интересных идей и вопросов рождается у детей при изучении отдельной темы или раздела программы. Однако в рамках урока заняться изучением этих вопросов не представляется возможным.

Во втором классе на уроках окружающего мира большой интерес, как правило, вызывает изучение темы «Космос» («Мир и человек», 2-й класс). В процессе работы над проектом на уроках учащимся предстоит освоить следующие учебные темы:

1. Планеты Солнечной системы;

2. Освоение космического пространства. Первые покорители космоса;

3. Звёзды и созвездия;

4. Мы — жители планеты Земля;

5. Спасём нашу планету. (Экологическая тема);

6. Климатические пояса;

7. Смена дня и ночи.

При изучении этого раздела школьники целенаправленно ищут ответы на учебные вопросы: «Что мы знаем о космосе?»; «Как до него добраться?»; «Какими качествами надо обладать космонавту?»; «Что мы знаем о планетах Солнечной системы?»;

Внедрение и нрпмш

«Как Земля движется вокруг Солнца?»; «Где на Земле какой климат?»; «Почему день сменяет ночь?». Однако для детей остаётся ещё много нерешённых вопросов. Их также интересует: «Есть ли жизнь на других планетах?»; «Зачем люди летают в космос?»; «Могут ли знания о космосе помочь людям?»; «Как космос влияет на жизнь человека?» и т.д.

Внеурочная проектная деятельность поможет детям найти ответы на возникающие вопросы. Младшие школьники познакомятся с легендами и мифами о космосе, с представлениями наших предков об устройстве Солнечной системы, с информацией о подготовке космонавтов к космическим полётам, с энциклопедическими статьями и зарисовками; составят и разгадают кроссворды, загадки и ребусы о космосе; изготовят космический коллаж; поучаствуют совместно с родителями в празднике или КВН.

Этот проект направлен на расширение кругозора учащихся, формирование у них широких познавательных интересов. Содержание данного проекта предполагает выход за пределы программного материала, что связано с освоением детьми новых для них тем и научных областей. Такой проект по своему характеру является учебным, но осуществляется во внеурочное время.

Определение вопросов, которые важно исследовать в рамках намеченной темы.

Для удобства работы над внеурочным проектом составляется Матрица проекта.

Дети совместно с педагогами определяют вопросы (микротемы), которые могут быть рассмотрены в рамках намеченной темы. Так, для темы «Космос» такими вопросами являются: «Планеты Солнечной системы»; «Первые покорители космоса»; «Известные в нашей стране космонавты»; «Чем питаются в космосе»; «Звёзды и созвездия»; «Мы — обитатели планеты Земля». Под номерами записываются фамилии детей, которые выбрали данную микротему.

На основе составленной матрицы заполняется Лист ожиданий, где устанавливается очерёдность выступлений учащихся по теме проектной деятельности на ближайшую неделю. Каждый ребёнок сам вправе определять день, когда он будет готов представить на всеобщее обозрение продукт своей деятельности. При желании он может пригласить своих родителей (дедушку, бабушку) для совместной презентации проекта. Такая помощь со стороны семьи приветствуется и поощряется, потому что дети чувствуют себя более уверенно и комфортно. При этом они испытывают гордость за членов своей семьи.

Матрица проекта

Планеты

Солнечной системы

1.

2.

3.

Чем питаются

в космосе

1.

2.

3.

Мы — обитатели

планеты Земля

1.

2.

3.

Известные в нашей

стране космонавты

1.

2.

3.

Звёзды и созвездия

1.

2. 3.

Лист ожиданий

№ Фамилия, имя 2 фев. (пон.) 3 фев. (вт.) 4 фев. (ср.) 5 фев. (чёт.) 6 фев. (пят.) Участие родителей

1 Бородина Света + мама

2 Петров Ваня +

3 Рушина Ира + папа

Первая неделя после выбора темы проекта даётся на подбор информации и её осмысление. Это период активной деятельности педагогов. Они подготавливают разнообразную интересную информацию по выбранной детьми тематике. Это могут быть: легенды и мифы о космосе, представления наших предков об устройстве Солнечной системы, сведения о первооткрывателях планет, о техническом прогрессе и телескопах, о жизни космонавтов на орбитальных станциях, о подготовке к космическим полётам, кроссворды, загадки и ребусы о космосе, энциклопедические статьи и зарисовки о космосе и многое другое.

Внеурочная проектная деятельность находит своё отражение в разнообразных внеклассных мероприятиях, таких как занятия кружков, походы в театр и музеи, экскурсии, праздники, КВН, предметные недели и т.д. Выход за пределы урока позволяет использовать в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это делает возможным решать вопросы, связанные с формированием у школьников умений и навыков самостоятельности.

В работе над внеурочными проектами роль ученика не остаётся статичной, она меняется в зависимости от этапов работы. Важно, что на всех этапах учащийся является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения); несёт ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций её полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Это позволяет детям приобретать новые знания в совокупности с развитыми познаватель-

ными, коммуникативными и регулятивными навыками.

Так, формирование познавательных навыков происходит при генерировании идей, выборе лучших из них; постановке цели предстоящей деятельности, её планировании, выборе адекватных средств достижения цели; при самостоятельном осуществлении поиска, сбора, структурирования, сохранения информации; при использовании полученной информации, представлении имеющейся информации в различных формах и т.д.

Формирование регулятивных навыков происходит при оценке хода и результатов своей деятельности, при ответе на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», при адекватном выборе своей роли в коллективном деле и т.д.

Формирование коммуникативных навыков осуществляется за счёт общения в малых группах, грамотного оформления необходимых документов, цивилизованного отстаивания собственной точки зрения в диалоге и в публичном выступлении, соблюдения норм русского языка, публичной речи и регламента, адекватных высказываний в ходе обсуждения, выступления перед аудиторией, правильного использования средств передачи информации и т.д.

Большим плюсом выхода за пределы урока становится возможность уделить большее количество времени на такие этапы внеурочной проектной деятельности, которые доставляют учащимся наибольшее удовольствие. Например, презентация результатов проекта, не ограниченная рамками урока: хорошо изучив определённую проблему, школьникам хочется максимально делиться новыми для них знаниями.

Внеурочные проекты позволяют школьникам более детально изучить выбранную

Внедрение у hpíiiimh

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тему, построив индивидуальные траектории её изучения. Заинтересовавшись, ребёнок может продолжить работу по теме в домашних условиях.

Подводя итог, можно с уверенностью констатировать, что проектная деятельность младших школьников во внеурочное время способствует созданию оптимальных условий для самообразования, повышает познавательную мотивацию учащихся, приобщает их к изучению дополнительной справочной и энциклопедической литературы, освоению компьютерных технологий, а также воспитывает чувство самостоятельности, коллективизма, гордости, сближает детей и родителей, семью и школу. Занятие проектной деятельностью позволяет педагогам успешно решать как образовательные, так и воспитательные задачи. □

2. Runova T.A. Razvitie kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij posredstvom organizacii uchebnogo sotrudnichestva mladshih shkol'nikov // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2011. — № 2. — S. 52-57.

3. Runova T.A. Proektnaya deyatel'nost' mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj rabote shkoly // Nizhegorodskoe obrazovanie. — 2009. — № 2. — S. 159-163.

4. Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov: sbornik programm / avt.-sost. S.K. Tivikova. — M.: OOO «Russ-koe slovo —uchebnik», 2013. — 128 s.

5. Tivikova S.K. Utro. Razvitie rechevogo po-vedeniya mladshih shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie k programme vneurochnoj deyatel'nosti. 2-j klass. — N. Novgorod: Nizhegorodskij institut razvi-tiya obrazovaniya, 2017. — 167 s.

Литература

1. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективно сти образовательного процесса // Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 42-48.

2. Рунова Т.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий посредством организации учебного сотрудничества младших школьников // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 52-57.

3. Рунова Т.А. Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе школы // Нижегородское образование. — 2009. — № 2. — С. 159-163.

4. Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ / авт.-сост. С.К. Тивикова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 128 с.

5. Тивикова С.К. Утро. Развитие речевого поведения младших школьников: учебно-методическое пособие к программе внеурочной деятельности. 2-й класс. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. — 167 с.

Literatura

1. Runova T.A. Tekhnologiya organizacii uchebnogo sotrudnichestva kak sredstvo povysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo processa // SHkol'nye tekhnologii. — 2014. — № 5. — S. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.