Научная статья на тему 'Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы'

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Е.М.

Латинская Америка живет в постоянно меняющихся экономических и финансовых условиях. Страны Карибского бассейна более устоявшийся субрегион, где постоянно совершенствуется нормотворческая база и в котором главы правительств и другие высокопоставленные чиновники постоянно находятся в состоянии поиска новых решений и программ для привлечения прямых иностранных инвестиций. Данной тематике посвящено множество научных, как отечественных, так и западных трудов, в том числе касающихся экономических отношений США со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. В то же время совсем мало внимания уделено основным проблемам в регионе. Автором статьи сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в регионе, причём, основной акцент сделан на изучении тенденций потоков прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна и роли Свободной торговой зоны Северной и Южной Америк (ФТАА) в привлечении ПИИ, а также региональных интеграционных группировок, таких как НАФТА и МЕРКОСУР в привлечении ПИИ. Некоторым образом затронут и аспект привлечения ПИИ в страны субрегиона Карибского бассейна на примере наиболее преуспевающих и привлекательных для ПИИ стран: Никарагуа, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Ямайки и Панамы...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы»

10(13)-2004

Зарубежный опыт

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

Е.М. РОМАНОВА,

эксперт Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства при Совете по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Политические аспекты — привязка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) к стратегиям развития. За последние десятилетие национальная стратегия в отношении ПИИ в Латинской Америке и Карибском бассейне подчеркивала либерализацию и открытость для ПИИ. Теперь имеется понимание того, что большой акцент следует делать на тех инвестиционных стратегиях, которые поддерживают общую политику развития.

Хотя открытость для ПИИ не была отменена, энтузиазм в отношении приватизации уменьшился. Имеется также растущее осознание того, что не-

* Продолжение. Начало см. в журнале «РЭ» 2004, № 9.

15 Источник: ЮНКТАД, основано на информации из www.hichtechchile.com.

16 Пояснение автора: ДИД — это двусторонние инвестиционные договоры. ДИДН — это договоры об избежании двойного налогообложения. ДИД и ДИДН являются наиболее важными договорными инструментами на двустороннем уровне. К концу 2002 г. было подписано 2 181 ДИД и 2 256 ДИДН. ДИД являются прежде всего инструментами защиты инвесторов, хотя соглашения, заключенные в последнее время некоторыми странами, дают также в большей мере либерализирующий эффект. Они не заключаются между развитыми странами. Ими охватывается примерно 7% суммарного объема мировых ПИИ и 22% совокупного объема ПИИ в развивающихся странах и странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). ДИДН являются в первую очередь инструментами решения вопросов, связанных с распределением облагаемых налогами доходов, и в том числе сокращения масштабов двойного налогообложения. Ими охватывается порядка 87% мировых ПИИ и примерно 57% ПИИ в развивающихся странах и странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Кстати, страны Латинской Америки и Карибского бассейна заключили 13 соглашений — ДИД, 5 договоров - ДИДН.

обходимо следовать более изощренной политике, чтобы привлечь нужный тип ПИИ и получить от этого выгоду. Опрос Агентства по поощрению инвестиций (АПИ), проведенный ЮНКТАД, обнаружил, что большинство стран в данном регионе планировали увеличить усилия по стимулированию и выбору целей для привлечения ПИИ. Коста-Рика предприняла наиболее важную национальную инициативу в отношении ПИИ, выходящую за рамки либерализации и открытости (\VIR02). Чили недавно разработала схожую инициативу. Ярким примером является «Новая стратегия Чили в области ПИИ» (программа инвестиций в высокие технологии в Чили, нацеленная на индустрию программного обеспечения и услуги, являющиеся интенсивными пользователями информационных технологий, такие как центры вызова, поддерживающие центры, общие услуги и опорные офисы). Чили привлекает ПИИ, чтобы преобразовать всю производственную базу в направлении, соответствующем изменяющимся экономическим условиям в стране и ее сравнительным преимуществам. Данная программа выдвигала Чили как место для высокотехнологичных инвестиций, до сих пор она привлекала региональные технологичные центры и сервисные офисы, в частности компании «Эр Франс», «Банко сантандер», «Хьюлетт — Паккард», «Моторолла» и «Юнилевер»)15.

Идя тем же путем, мексиканский государственный банк «Банкомекст» создал в 2003 г. Службы стимулирования инвестиций. К концу 2002 г. количество ДИД16, заключенных странами в данном

регионе, было вдвое меньше тех, которые подписали страны Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, и этот процесс замедлился.

В то же время, переговоры о двусторонних соглашениях о свободной торговле — Чили и Мексика особенно активны в этом — набирают силу, и большинство из них охватывают инвестиционные проблемы. Наблюдается также увеличение количества торговых и инвестиционных соглашений, цель которых — повысить конкурентоспособность, привлечь больше ПИИ и, следовательно, более эффективно решать проблемы, порождаемые усилившейся конкуренцией. Наиболее яркими примерами вышесказанного являются: интеграция Чили и Мексики с экономикой США в связи с подписанием НАФТА (Соглашение о свободной торговле Северной Америки — North American Free Trade Agreement или NAFTA). Формально процедура присоединения Чили к уже существующему НАФТА началась в 1995 г., но была приостановлена. Причем обе страны достигли более значимых результатов, несмотря на то, что в этих странах темп экономического роста продолжает снижаться, начиная с 2000 г., что привело к потере популярности проведенных рыночных реформ среди населения. Свободная торговая зона Северной и Южной Америк (ФТАА или "a Free Trade Area of the Americas, или FTAA"), о которой сейчас активно ведутся переговоры, которая могла бы расширить доступ к рынкам, содействовать ПИИ, направленным на повышение эффективности. Атакже недавно подписанное Соглашение о свободе торговли с США (CAFTA) четырьмя Центральноамериканскими странами, включая Никарагуа, которое вступило в силу 25 мая 2004 г. (данное соглашение отменяет таможенные пошлины для Центральноамериканского экспорта и импорта в США и поможет объединить Центральноамериканскую экономику в единый торговый блок).

Необходимо отметить, что Мексика становится мировым лидером по заключению сделок в сфере свободной торговли. В западных кругах даже сложилась поговорка, что если кто-либо в мире желает подписать двусторонний договор, то Мексика обязательно будет первой. Аналитики считают, что это полностью заслуга экс-президента Мексики Эрнесто Зедилло, избранного членом совета управляющих крупнейшей железнодорожной грузовой компании США Union Pacific Corp.), и сменившего его на посту Винсенте Фокса, ставшего президентом Мексики в 2000 г. В начале июля 2000 г. вступили в силу двусторонние договоры о свобод-

ной торговле между Мексикой, ЕС и Израилем, неделей ранее были подписаны соглашения с Гватемалой, Сальвадором и Гондурасом.

В июле 2000 г. прошли переговоры о свободной торговле со Швейцарией, Исландией, Норвегией и Лихтенштейном. До 1 декабря Э. Зедилло также планировал добиться двустороннего торгового соглашения с Панамой, однако данные о его подписании пока отсутствуют. Недавно мексиканское правительство приняло приглашение начать аналогичные переговоры с Сингапуром — впервые со страной из азиатского региона. Были проведены «пилотные» переговоры с Японией, и активно рассматривается идея достичь соглашения о свободной торговле с блоком МЕРКОСУР, в который входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай.

По данным мексиканского правительства, в результате данной политики за последние 5 лет в стране было создано более 1,5 млн рабочих мест, которые, будучи связанными с экспортными операциями, оплачиваются лучше, чем в любой другой сфере деятельности.

Взаимодействие с другими интеграционными объединениями. Большое значение для перспектив региональной интеграции «Андского сообщества» (АС) придает взаимоотношениям с другими интеграционными объединениями. НАФТА и МЕРКОСУР являются наиболее важными региональными соглашениями. В условиях наличия двух крупных полюсов интеграции и двух интеграционных объединений Америки - НАФТА и МЕРКОСУР - выбор АС в пользу одного или другого имеет существенное значение для развития интеграционных процессов на континенте. Этот выбор для АС очень труден. Его интересы неоднозначны и неодинаковы, на него оказывается давление с обеих сторон. Венесуэла, Колумбия и Эквадор в своей торговле ориентируются в основном на США и объективно тяготеют к НАФТА.

Еще в начале 1990-х гг. эти страны планировали присоединиться к НАФТА одними из первых, вслед за Чили. В целях ускорения сближения с этим объединением Венесуэла и Колумбия создали совместно с Мексикой «Группу трех». Эквадор также вел переговоры о присоединении к «Группе трех», которые не дали результатов. Образование в 1994 г. Ассоциации карибских государств (АКТ) с участием Венесуэлы и Колумбии тоже ориентировало последних на НАФТА.

Политика Боливии в данном вопросе существенно отличалась от политики других членов АС. Эта страна, расположенная близко к географическому центру Латиноамериканского континента, экономи-

чески более связана с Бразилией и Аргентиной, чем с АС, и географически страны МЕРКОСУР &й также ближе, чем государства АС, из которых лишь Перу имеет с ней общую границу. В июне 1996 г. Боливия подписала соглашение с МЕРКОСУР об ассоциированном членстве и активно участвует в интеграционных про граммах данного объединения.

Страны АС проявили недовольство самостоятельным присоединением Боливии к МЕРКОСУР, хотя переговоры об этом велись с момента образования объединения «четверки» в 1991 г. В августе 1991 г. было достигнуто политическое соглашение об участии Боливии в МЕРКОСУР на. правах «специальной ассоциации», что, как предполагалось, еще более расширит взаимную торговлю. Вступление Боливии в МЕРКОСУР диктовалось, прежде всего, экономическими соображениями. Ее торговля с этой ассоциацией в 6 раз превышает товарооборот с АС.

Вместе с тем Боливия заинтересована одновременно в членстве как в МЕРКОСУР, так ив АС. Хотя основная часть товарооборота Боливии приходится на МЕРКОСУР, в торговле с «четверкой» она имеет дефицит в 480 млн дол., тогда как в торговле с АС — положительное сальдо в 200 млн дол. Кроме того, для Боливии весьма важно, что ее экспорт в АС состоит из нетрадиционных для нее товаров — сои, соевой муки, рафинированных и нерафинированных пищевых масел, в то же время в МЕРКОСУР она экспортирует только нефть и газ.

Что касается Перу, то эта страна более тяготеет к МЕРКОСУР, чем к НАФТА. Тем более что отношение Перу к НАФТА весьма настороженное вследствие низкого уровня конкурентоспособности перуанских товаров. Кроме того, Перу менее заинтересована в североамериканском рынке, чем Венесуэла и Колумбия, более половины объема внешней торговли которых приходится на США. В ее торговле доля США составляет около трети. В конце 1995 г. президент Перу А. Фухимори заявил о возможности присоединения страны к МЕРКОСУР в ближайшие годы.

В конце 1996 г. страны АС после реформирования группировки практически приступили к переговорам с МЕРКОСУР. Расширение отношений с МЕРКОСУР было провозглашено в качестве одного из главных направлений деятельности.

На совещании министров Л С в октябре 1996 г. в Лиме (Перу) были выработаны совместные предложения стран-членов об основах соглашения с МЕРКОСУР. Переговоры должны были вестись по формуле «5 + 4», т.е. на уровне блоков, а не отдель-

но каждой андской страной с четверкой стран Южного конуса, как предполагали страны МЕРКОСУР и как это практически происходило с Боливией.

Переговоры между А С и МЕРКОСУР развивались медленно, причем межблоковая формула в определенной мере осложняла дело, поскольку внутри АС не существовало единства мнений по ряду вопросов. Главной проблемой являлся состав списка товаров, которые отдельные страны хотели бы оградить от иностранной конкуренции, защитив их повышенными импортными пошлинами. Для таких товаров намечалось предусмотреть более медленный и постепенный процесс либерализации торговли. Обсуждался вариант составления двух списков: один (общий) — для всех 5 стран, второй — список национальных исключений, о которых каждая анд-ская страна до го вар и вается с МЕРКОСУР самостоятельно. Другим камнем преткновения было отсутствие согласия по вопросам защиты интеллектуальной собственности, свободного передвижения автомобильного, воздушного и морского транспорта.

Представители МЕРКОСУР стремились к скорейшему заключению соглашения с АС. Бразильский министр иностранных дел Луис Фелипе Л ампрейа в ходе визита в Венесуэлу в 1996 г. даже заявил, что некоторые члены АС, наиболее готовые к диалогу с МЕРКОСУР, могли бы подписать с ним соглашения по типу боливийского и чилийского, что не ограничивает правС на переговоры единым блоком.

Подписание в Буэнос-Айресе в апреле 1998 г., после длительных и трудных переговоров, рамочного соглашения между МЕРКОСУР и АС продемонстрировало сближение их позиций и заложило реальную основу взаимодействия двух интеграционных группировок.

Соглашение предусматривает два этапа. На первом этапе — с января 1999 г. — вступили в действие фиксированные таможенные преференции во взаимной торговле. Речь идет о таможенных льготах, предоставленных девятью странами друг другу в разное время (в рамках Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, преобразованной с 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции — ЛАИ), упорядоченных и приведенных к общему знаменателю в итоге межблоковых переговоров. На втором этапе — с 2000 г. — предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин в соответствии с программой либерализации торговли. Переговоры о конкретных товарных списках продолжались в течение всего 1999 г. и на Андском саммите в июне 2000 г. в итоге было принято решение разработать и принять ЕВТТ в 2000 — 2001 гг.

Несмотря на все трудности, процесс интеграции в Южной Америке развивается. В нем лидируют Бразилия, Боливия и Венесуэла. Венесуэла и Бразилия развивают сотрудничество в области инвестиций, финансов, торговли и транспорта. Венесуэльские парламентарии приняли в сентябре 1996 г. решение о поддержке широкой интеграции с Бразилией. В нем они призвали правительство и центральный банк страны активизировать сотрудничество с Бразилией в валютно-финансовой сфере, которое могло бы способствовать стабилизации венесуэльской экономики, переживающей значительные трудности в связи с запоздалым осуществлением неолиберальных реформ. Ожидается, что все эти вышеперечисленные интеграционные процессы должны принести большой приток ПИИ в данный регион.

Роль Свободной торговой зоны Северной и Южной Америки (ФТАА) в привлечении ПИИ. Как уже отмечалось ранее, НАФТА и МЕРКОСУРявляются наиболее важными региональными соглашениями. Однако идут и переговоры о свободной торговой зоне Северной и Южной Америки (ФТАА, или «The Free Trade Area of the Americas» (FTAA), предназначенной для того, чтобы охватить все государства в регионе (за исключением Кубы)17. Их влияние на потоки ПИИ в настоящее время оценить пока нельзя. Страны изменяли свои нормативные рамки в пользу ПИИ односторонне, поэтому эффекты двусторонних и региональных соглашений трудно оценить по отдельности.

С одной стороны, доступ к рынку, обеспечиваемый торговыми или торговыми и инвестиционными соглашениями, увеличил ПИИ, когда рынок США стал более доступным, но отнюдь не по соглашениям между меньшими экономиками, такими как, например, в Центральной Америке и КА-РИКОШ%. Региональные документы могут в некоторых случаях усилить преимущества местоположения стран, но Чили и Коста-Рика привлекли ПИИ без поддержки таких соглашений. Охват также является критически важным, достаточно сравнить влияние правил происхождения НАФТА на

"World Investment Report 2003. FDI Policies for Development National and International Perspectives. Box III.3. The Free Trade Area of the Americas. United Nations. New York and Geneva, p. 92.

18 КАРИКОМ (CARICOM), или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов. В настоящее время четыре страны - члена КАРИКОМ: Барбадос, Гавана, Ямайка и Тринидад и Тобаго — являются «наиболее развитыми странами», в которых с 1 июня 1998 г. предоставлен беспошлинный доступ для некоторых товаров из Колумбии.

мексиканскую индустрию одежды с более ограничительным механизмом, включенным в соглашение между США и странами Карибского бассейна и Центральной Америки.

Данное соглашение может сделать регулирующие рамки для ПИИ в отдельных странах более прозрачными и упростит перекрещивающиеся субрегиональные и двусторонние соглашения, оно могло бы расширить доступ к рынкам, содействовать ПИИ, направленным на повышение эффективности. С другой стороны, в Мексике выражают озабоченность, что ее нынешний привилегированный доступ к рынку США может быть размыт внутри самой ФТАА, хотя компании, базирующиеся здесь, также выигрывают, полу-чивдоступ кдругим рынкам (Levy Yeyaty et al. 2002).

К маю 2003 г. страны, участвующие в переговорах о ФТАА, провели уже три стадии переговоров, а четвертая должна была завершиться к ноябрю 2003 г, то есть к встрече министров торговли стран — участников ФТАА. В ходе переговоров были достигнуты два важных результата — подготовка проекта соглашения и начало переговоров о доступе на рынки.

Наиболее важным достижением стал проект соглашения, охватывающий проблемы инвестиций (переговорная группа по инвестициям является одной из важных переговорных групп — по доступу на рынки, сельскому хозяйству, услугам, государственным закупкам и инвестициям, которой было поручено министрами стран ФТАА приступить до 15 мая 2002 г. к переговорам о проблемах доступа на рынки).

На апрельской встрече 2003 г. председателям переговорных групп по услугам и по инвестициям было поручено провести совместное заседание для обсуждения вопросов коммерческого присутствия и инвестирования в сферу услуг. Весь текст главы об инвестициях проекта договора о ФТАА от ноября 2002 г. еще не согласован полностью, т.е. страны—участницы еще должны договориться о его формулировках, впрочем, как и урегулировать множество возникающих вопросов и проблем, касающихся данного соглашения (так, например, следует обратить внимание на то, как последующие проекты соглашения ФТАА учитывают опыт соглашений о свободной торговле, подписанных в прошлом десятилетии, таких как НАФТА и соглашение о свободной торговле между Чили и США. То же самое можно сказать и о других проблемах, такие как справедливые и равноправные правовые нормы и урегулирование споров между инвестором и государством).

Распространение двусторонних соглашений усложняет оценку региональных договоров. Мексика подписала двусторонние соглашения с Бо-

Ливией, Чили, Коста-Рикой, странами — членами ЕС и Никарагуа, а также ведет переговоры с Японией. Чили, в свою очередь, имеет двустороннее соглашение с Канадой, Мексикой и США, а также статус ассоциированного члена с МЕРКОСУР19. В то же время данное соглашение может сделать регулирующие рамки для ПИИ в отдельных странах более прозрачными и упростит перекрещивающиеся субрегиональные и двусторонние соглашения, а также расширить доступ к рынкам, содействовать ПИИ, направленным на повышение эффективности. Зона свободной торговли, равно как и отмена таможенных тарифов, — «не просто жест доброй воли США по отношению к Латинской Америке. Это экономический интерес, диктуемый потребностями развития крупнейшей страны, которое будет все больше зависеть от результатов интеграции в Западном полушарии»20.

В связи с приходом к власти новых правительств в 2003 г. некоторые подходы к переговорам могут быть радикальным образом пересмотрены. Пока переговоры передвигаются медленно, да и современная администрация США, инициатор интеграции, почти отказалась от этой идеи, руководствуясь причинами общей экономической нестабильности в регионе и противоречиями, возникшими с лидерами МЕРКОСУР.

Хотя ПИИ расцветали как в Аргентине, так и в Бразилии после вступления в силу соглашения МЕРКОСУР в 1991 г., это происходило главным образом из-за макроэкономической стабилизации и открытости для иностранных инвестиций (включая приватизацию). ПИИ в малых странах МЕРКОСУР (Парагвай и Уругвай) не выросли существенно, хотя есть некоторое свидетельство того, что ПИИ становятся более экспортно ориентированными, особенно по отношению к другим членам МЕРКОСУР.

НАФТА и ПИИ. НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) — зона свободной торговли, созданная США, Канадой и Мексикой в декабре 1992 г. Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г.), создав первое региональное интеграционное соглашение «Север — Юг» в Западном полушарии. Оно открывает три экономики для дальнейшей трансграничной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью и движения инвестиций от одной страны к другой почти во всех отраслях. Кроме того, оно ведет к повышению объема ПИИ, особенно вложений в сборку готовых изделий для рынка США. Окончательный раунд снижения пошлин в рамках НАФТА прошел 1 января 2003 г. с некоторыми исключениями для сельскохозяйственных продуктов (до 2008 г.).

^МЕРКОСУР - Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР или Mercado Común del Sur) - региональная торговая организация, созданная в 1991 г. с целью «сокращения или полного устранения всех таможенных сборов между членами организации и проведения единой таможенной политики по отношению к внешнему миру». В МЕРКОСУР входит четыре страны: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Чили и Боливия являются ассоциированными членами. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. В 1995 г. члены МЕРКОСУР заключили между собой таможенный союз. Основной составляющей МЕРКОСУР по принятому таможенному соглашению является Единый Внешний Тариф, который относится на импорт из стран, не состоящих в МЕРКОСУР. Цель Единого внешнего тарифа — «защита развивающихся экономик стран-членов МЕРКОСУР от внешней конкуренции и создание общего рынка сбыта в пределах организации». В МЕРКОСУР формально собираются вступить и другие государства Южной Америки: Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор. Таким образом, может быть создана зона свободной торговли на всем континенте. В 1995 г. МЕРКОСУР заключил сходное торговое соглашение с ЕС. Его цель — создание единого рынка между двумя экономическими сообществами к 2005 г.

Однако в деле экономической интеграции Южной Америки у МЕРКОСУР вскоре может появиться конкурент. Аргентина, Колумбия и Чили изъявили желание присоединиться к НАФТА в качестве самостоятельной экономической группировки. В этой связи Бразилия выступила с инициативой создания Южно-Американской Зоны Свободной Торговли, САФТА (по-английски ее официальное название звучит как South American Free Trade Area, SAFTA) по аналогии с НАФТА. Ядром новой организации должен стать МЕРКОСУР. Ее основная цель — «интеграция с НАФТА для создания Западном полушарии единого рынка». На самом же деле создание этой организации преследует цели несколько иные: латиноамериканским странам будет легче вести переговоры о таможенных привилегиях с НАФТА, если они будут выступать вместе и вести переговоры не с США, как это было ранее, а с НАФТА; в то же время каждая из стран не скрывает желания получить при этом собственную выгоду, пусть даже за счет благополучия других членов организации; к тому же создание еще одного экономического союза потребует внесения странами-участницами определенных взносов, их экономики сделаются прозрачными для наблюдателей из соседних стран, а многим из них придется пойти на уступки, к которым они явно не готовы. Все это и еще, вдобавок, последний мировой экономический кризис делают вероятность создания единого экономического сообщества стран Америки по формуле САФТА+НАФТА бесконечно малой, хотя идея эта видоизменяясь время от времени, может еще долго витать в воздухе. Подробнее см. Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 57 - 65 (Разд. 5.4. Интеграционные процессы в Южной Америке).

211 Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии // Латинская Америка РАН, Москва. 1998, № 8. С. 2 (электронная версия).

Сравнивая положение США как внутреннего участника НАФТА и внешнего в МЕРКОСУР, можно обнаружить значительную позитивную связь между ПИИ США и НАФТА, но не нашло таковой между ПИИ США и МЕРКОСУР. Также факты показывают, что Центрально-американские страны (за исключением Коста-Рики) отставали от Мексики после 1994 г. Наиболее это затрагивало текстиль и одежду, на которые приходится большинство ПИИ в Гватемалу, Гондурас и Сальвадор.

В то же время решающее изучение влияния НАФТА на ПИИ еще только предстоит провести. Можно предположить, что НАФТА дала странам-участницам выигрыш в сфере международной торговли товарами и услугами, однако меньше известно о ее влиянии на ПИИ для членов и не членов соглашения. Лучшая связь местных микроуровне-вых стратегий индивидуальных фирм с макроуров-невыми сдвигами в движении ПИИ и в объеме накопленных инвестиций является, возможно, ключом к решению этой загадки.

НАФТА вызвала заметный скачок во внутрирегиональной торговле. Североамериканский внутрирегиональный экспорт товаров и услуг стоял на уровне 56% от общего экспорта из Северной Америки в 2002 г., по сравнению с 49% в 1996 г. и 34% в 1980 г. Но самое сильное воздействие было отмечено в Канаде и Мексике. В конце 1980-х гг. три четверти канадской и мексиканской торговли приходились на США, а к 2002 г. уже более 85% — с одинаковой картиной для канадского и мексиканского импорта из США. Но эта картина не относится к Соединенным Штатам, чья торговля с двумя другими экономиками за 1996 — 2001 гг. была очень похожа на ту, которая была в 1980 г..

Увеличение притока ПИИ в три страны наблюдалось уже с конца 1980-х гг., но было неясно, в какой мере это вызвано НАФТА. Приток ПИИ, снижавшихся в 1988 - 1993 гг., после 1994 г. стал быстро нарастать, достигнув максимума в 383 млрд дол. в 2000 г., прежде чем снова упасть до 64 млрд дол. в 2002 г. Прирост, однако, относился к поступлению ПИИ в США, а не в Канаду или Мексику. Доля США в североамериканских ПИИ выросла с 71% в 1994 г. до максимума 88% в 1999 г., прежде чем снова упасть до 47% в 2002 г. Картина одинакова и для ПИИ Северной Америки в процентах от суммарного притока поступлений ПИИ для всех стран ОЭСР, и в процентах от мирового притока инвестиций. ПИИ внутри же самой НАФТА упали с 30% общего их вывезенного объема в 1986 г. до 18% в 1999 г. Сокращение приходящейся на Канаду доли американских инвести-

ций кажется здесь ключевым фактором — с 17% в 1989 г. до 10% в 2000 г.. Похоже, что НАФТАзаставилаТНК США закрыть в Канаде некоторые заводы и использовать для снабжения канадского рынка американский экспорт. Крупные отрасли с низкими транспортными издержками и малым ассортиментом продукции должны были, как ожидалось, тоже столкнуться после отмены пошлин с такими перемещениями.

Наиболее важная индустрия в Северной Америке — это автомобили и автомобильные комплектующие, на долю которых приходится от трети до половины объема внутрирегиональной торговли, в зависимости от того, насколько широкое определение используется. Автомобильные отрасли Канады и США были объединены после Автомобильного пакта 1965г. НАФТА продолжила интеграцию мексиканской автомобильной промышленности в уже глубоко интегрированную североамериканскую автомобильную индустрию.

Влияние договора НАФТА на политику Мексики в отношении доступа и размещения иностранных инвестиций и пути увеличения экономических выгод. Мексика получила существенные ПИИ с тех пор как НАФТА вступила в силу, в основном от США, сконцентрировавшись на сборке готовых изделий для американского рынка. Сочетание лучшего доступа к рынку дешевой рабочей силы и преимуществ расположения привлекли ТНК для размещения производственной активности в Мексике, в особенности в районах, расположенных поблизости с границей с США. НАФТА продолжила интеграцию мексиканской автомобильной промышленности в уже глубоко интегрированную североамериканскую автомобильную индустрию (автомобильные отрасли Канады и США были объединены после Автомобильного пакта 1965г.).

Интеграция Мексики в производственную структуру США, уже имеющая в отрасли «макила», расширялась и углублялась. НАФТА развивала также реформы в политике, которые начались в середине 1980-х гг. и открыли экономику для иностранных инвесторов. В то же время нет никакого свидетельства возросшей интенсивности внутрирегиональных ПИИ, в особенности потому, что вывозимые из Мексики в США капиталы были в течение 1980 - 1998 гг. невелики.

Увеличение экономических и политических выгод. Одной из целей участия Мексики в НАФТА было увеличение экономических выгод от ПИИ. НАФТА осуществляла это двумя способами. Во-первых, соглашение повысило доверие североамериканских и канадских инвесторов и, таким обра-

зом, содействовало их капиталовложениям в Мексике. Во-вторых, предоставляя свободный доступ на рынки США и Канады, соглашение создало мотивацию для других инвесторов (помимо североамериканских и канадских) для создания производственных мощностей в Мексике. В результате приток ПИИ в страну значительно вырос, особенно в отрасли обрабатывающей промышленности, ориентированные на экспорт. Однако не стоит забывать, что НАФТАявляется широкой интеграционной схемой, а не просто МИС21, поэтому здесь вступают в действие несколько факторов.

Трудно однозначно оценить, препятствовало ли соглашение НАФТА осуществлению Мексикой политики в области ПИИ, особенно ее праву на регулирование. По крайней мере, оно не удержало Мексику от сохранения существующих ограничений или введения новых в сферах, согласованных во время переговоров, но в то же время соглашение запретило Мексике (и двум другим странам) ужесточить правовые нормы по допуску и размещению ПИИ из США и Канады, кроме как в согласованных областях. Когда начались переговоры о заключении НАФТА, ограничения в отношении ПИИ были разбросаны по многочисленным разделам законодательства. В регулирующих нормах по ПИИ в 1989 г. ничего не упоминалось, особенно о стандартах режима в отношении иностранных инвесторов.

Членство Мексики в НАФТА внесло свой вклад и в ее долгосрочную политику либерализации допуска и размещения ПИИ, вытекающей из более широкой стратегии по увеличению роли ПИИ в экономическом развитии, используя подход с запреща-

21 МИС — это международные инвестиционные соглашения, которые страны заключают на двустороннем, региональном (ДИД и ДИДН) и многостороннем уровнях (например, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) по различным причинам. Большинство стран делают это главным образом для содействия привлечению ПИИ. Для большинства же стран базирования задача заключается в основном в обеспечении большей транспарентности, стабильности, предсказуемости и надежности режимов регулирования ПИИ в принимающих странах — и в снижении барьеров на пути больших потоков ПИИ. И в том, и в другом случае режим регулирования ПИИ, о каком бы уровне ни шла речь, должен быть как минимум благоприятным. Фактическое же появление потоков ПИИ зависит главным образом от определяющих экономических факторов. Число МИС, особенно на двустороннем и региональном уровнях, за последнее десятилетие значительно выросло (в целом рост числа МИС и сам их характер отражают тот факт, что национальная политика в последнее десятилетие стала более открытой для ПИИ. В период 1991 — 2002 гг. 95% из 1 641 изменений, внесенных в политику в области ПИИ, имело именно такую направленность), что свидетельствует о важном значении ПИИ для мировой экономики.

ющим перечнем (хотя Мексика приступила к либерализации режима для ПИИ еще до вступления в НАФТА, она все еще ограничиваладоступ иностранных инвестиций и иностранное участие в капитале мексиканских компаний в некоторых видах хозяйственной деятельности по причинам культурным и политическим, связанным с безопасностью).

НАФТА сделала политику Мексики более прозрачной, обеспечивающей большую безопасность инвесторам из США и Канады и предоставила Мексике возможность закрепить многие изменения в допуске, размещении, предоставлении правового режима и защиты иностранных инвестиций в новом законе об иностранных инвестициях, введенном в действие в 1993 г.

Кроме того, соглашение ввело стандарты национального режима и распространило их на пре-динвестиционную фазу (кроме сфер, зарезервированных за мексиканскими гражданами и государством, — сейчас все инвесторы, кроме финансовых учреждений, получают выгоды от использования национального режима). Кроме того, положения НАФТА об инвестициях позволили Мексике сохранить некоторые ограничения по доступу и размещению прямых иностранных инвестиций, как в экономических, так и в неэкономических целях. Так как раздел об инвестициях является частью более широкого ряда вопросов, соглашение о них необходимо рассматривать в более разностороннем контексте.

Само же участие в НАФТА некоторым образом повлияло на право Мексики сохранить существующие запреты и ограничения на собственность в отношении ПИИ и ввести новые ограничения в будущем, то есть НАФТА просто объединила существующие ограничения в списки особых оговорок, принятые всеми странами-членами соглашения. Мексика сохранила за собой право принимать любые меры (включая меры в отношении ПИИ) в области индустрии развлечений, телекоммуникаций и социальных услуг. Но она не может ввести дискриминационные меры в отношении допуска или размещения в «незарезервированных» видах деятельности, особенно против инвесторов из США и Канады, не разрывая при этом соглашения.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.