Научная статья на тему 'Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы'

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1509
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Е. М.

Латинская Америка живет в постоянно меняющихся экономических и финансовых условиях. Страны Карибского бассейна более устоявшийся субрегион, где постоянно совершенствуется нормотворческая база и в котором главы правительств и другие высокопоставленные чиновники постоянно находятся в состоянии поиска новых решений и программ для привлечения прямых иностранных инвестиций. Данной тематике посвящено множество научных, как отечественных, так и западных трудов, в том числе касающихся экономических отношений США со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. В то же время совсем мало внимания уделено основным проблемам в регионе. Автором статьи сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в регионе, причём, основной акцент сделан на изучении тенденций потоков прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна и роли Свободной торговой зоны Северной и Южной Америк (ФТАА) в привлечении ПИИ, а также региональных интеграционных группировок, таких как НАФТА и МЕРКОСУР в привлечении ПИИ. Некоторым образом затронут и аспект привлечения ПИИ в страны субрегиона Карибского бассейна на примере наиболее преуспевающих и привлекательных для ПИИ стран: Никарагуа, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Ямайки и Панамы...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна: проблемы и перспективы»

12 (15) - 2004

Зарубежный опыт I

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.М. РОМАНОВА,

эксперт Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства при Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации

Федерального Собрания РФ

Инвестиционная привлекательность для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах Карибского бассейна на примере наиболее преуспевающих стран (Никарагуа, Доминиканской Республики, Коста-Рики, Ямайки и Панамы)21. Некоторые страны (как, например, США) для поднятия статуса стран Карибского бассейна до уровня среднеразвитых государств использовали различные преференциальные меры во внешнеторговой политике, программы экономической помощи, деятельность американских ТНК. В результате проводимых реформ страны Карибского бассейна улучшили свое социально-экономическое положение. Рассмотрим подробнее положительный опыт привлечения ПИИ на примере нескольких наиболее преуспевающих стран Карибского бассейна.

Никарагуа. 1. Стратегическое положение. Никарагуа стратегически расположено в центре Центральной Америки (т.е. за два часа можно долететь самолетом и за три дня доплыть морским транспортом до Майами и Хьюстона), что для инвесторов делает доступным самый большой мировой рынок: Соединенные Штаты. Никарагуа является экспортной платформой для важных

Окончание. Начало в журнале "РЭ" № 9, 10 за 2004 г.

рынков Центральной и Южной Америки. Никарагуа имеет значительные природные ресурсы, конкурентоспособную производительную рабочую силу, либеральные законы, защищающие иностранные инвестиции. Никарагуа — безопасная страна, имеющая одни из самых низких показателей преступности не только в Центральной Америке и на всем американском континенте.

Правительство Никарагуа проводит коренные реформы, направленные на привлечение иностранного капитала, создание свободных экономических зон и благоприятного инвестиционного климата для иностранных предпринимателей. Законодательство Никарагуа позволяет создание анонимных корпораций. Близость других оффшорных зон Карибского бассейна дает богатые возможности бизнесменам для разброса капитала в различных юрис-дикциях.

" Источники: 'Caribbean Rim Investment Initiative'. Business Environment Report. Dominican Republic. April 2003; 'Caribbean Rim Investment Initiative'. Business Environment Report. 'Jamaica 14 April 2003; 'Caribbean Rim Investment Initiative'. Business Environment Report., Costa Rica; 'The Caribbean Rim Investment Initiative (CR11)'. An Innovative Approach Towards International Cooperation', February 2002, Organisation for Economic Cooperation and Devlopment (OECD). Directorate for Economic Cooperation and Enterprise Affairs, p.l — 8.

В настоящее время Никарагуа — относительно дешевая страна с низкими ценами на землю и недвижимость, рабочую силу, продукты повседневного спроса. Сегодня именно здесь существует возможность быстрого развития для иностранных предпринимателей с небольшим стартовым капиталом. Сняты все ограничения на покупку собственности и недвижимости иностранцами, работает режим свободного перемещения капитала.

В результате длительного процесса либерализации и приватизации экономики Никарагуа достигла значительной степени экономической открытости. В 2003 г. приватизация охватила предприятия энергоснабжения, коммунального обслуживания, телекоммуникации, страхование и другие ключевые секторы экономики. В результате конкуренции осенью 2003 г. резко снизились цены в секторе услуг и производственной продукции. Хороший пример такой конкуренции — это рынок сотовой связи, где с лета 2003 г. средняя цена упала с 40 центов до 20 центов за минуту. В настоящее время на этом рынке конкурируют три крупных компании — американская Bellsouth, национальная ENITEL (49 % акций в январе 2004 г. выкупили США) и мексиканская Telmex.

Прозрачность и открытость законодательства также способствует нарастающему притоку зарубежных инвестиций. В Никарагуа нет никаких ограничений на репатриацию капитала для иностранных инвесторов. Проходящая в стране реформа судебной системы и административных органов улучшит инвестиционный климат и, следовательно, увеличит поток зарубежных инвестиций.

2. Соглашение о свободе торговли с Соединенными Штатами (CAFTA). Никарагуа вместе с четырьмя другими центрально-американскими странами заключило «Центрально-американский договор о свободе торговли + США» (CAFTA — Central American Free Trade Agreement + USA), который предусматривает интеграцию стран Центральной Америки и США, стирание таможенных и иммиграционных барьеров по образцу Европейского союза (вступил в силу 25 мая 2004 г.). Отменяются таможенные пошлины для центрально-американского экспорта и импорта в США. Никарагуа является также членом Всемирной торговой организации и страной, подписавшей Гаагскую конвенцию. Единственной страной Центральной Америки, не подписавшей CAFTA, является Коста-Рика, что ставит её в положение

изоляции от стран региона и США.

3. Юридическая база и меры по привлечению иностранных инвестиций. Начиная с девяностых годов прошлого века в Никарагуа была создана демократическая система и достигнута макроэкономическая стабильность. Политика устранения государственного регулирования цен и ликвидации правительственных субсидий, крупномасштабная приватизация, ратификация ряда соглашений о свободе внешней торговли, защита индивидуальной и интеллектуальной собственности, свободная репатриация прибыли и капитана иностранными инвесторами создало благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. Иностранным инвесторам гарантируется:

• репатриация иностранного капитала;

• освобождение от налога на прибыль, полученной за счет использования уставного капитала;

быстрая и эффективная компенсация в случае конфискации.

Никарагуа уже начала процесс интеграции в северно-американский рынок, однако сегодня это страна, где еще есть возможности при сравнительно небольших инвестициях занять высоко прибыльную ячейку в национальной экономике.

Основные положения Закона об иностранных инвестициях:

1) равноправие местных и иностранных инвесторов;

2) любое физическое или юридическое лицо, национальное или иностранное, может осуществлять инвестиции любого вида и во все виды деятельности, не запрещенные Законом;

3) иностранным инвесторам гарантируется свободная конвертация денежных средств в иностранную валюту и их перемещение за границу;

4) иностранный инвестор имеет право финансировать свой бизнес за счет привлечения средств из местных банков, согласно установленным ими условиям;

5) никарагуанский закон признает и гарантирует права национального и иностранного инвестора, защиту их собственности и право на свободное перемещение активов, капитала и прибыли.

Коста-Рика, Доминиканская Республика и Ямайка. Прежде всего, необходимо отметить, что экономика Коста-Рики разделилась на две половины. Это связано с политически-

ми нововведениями в 2003 г. после прихода к власти президента Абеля Пачеко, который начал проводить курс реформ, вызвавший социально-экономический кризис в стране. В результате произошли массовый отток иностранного капитала, бегство постоянно проживающих иностранцев, резкий рост безработицы и преступности, быстрое расслоение общества на богатых и бедных. Кроме того, Коста-Рика оказалась единственной страной, наотрез отказавшейся подписать Договор CAFTA, предусматривающий поэтапную ликвидацию региональных таможенных и иммиграционных барьеров. Это означает изоляцию страны от региона и США, потерю еще 150 тысяч рабочих мест. Не говоря уже об иммиграционном бизнесе в Коста-Рике, теперь не имеющем перспектив.

В то же время в Коста-Рике имеются четыре ключевых фактора, способствующие привлечению ПИИ в Коста-Рику: 1) относительная политическая стабильность (смешанная с «диктаторским» режимом нового президента), чёткое законодательство; 2) продуктивность и высококвалифицированная рабочая сила; 3) географическая близость; 4) преференциальный доступ к рынку США.

Главным поставщиком ПИИ в Коста-Рику является США (в основном ПИИ ориентированы на обрабатывающую промышленность и сферу оптовой торговли, что составляет 233,43 млн дол. США), на долю которого приходится 64,99 % (или 1826,6 млн дол. США) от всех потоков ПИИ за период с 1995 по 2002 гг. Это довольно рекордная сумма по сравнению, скажем, с другими инвесторами.

В Доминиканской Республике созданы все условия, включая «дружелюбный режим для инвестора» (investor — friendly regime) и открытость для иностранных инвестиций, политическую и макроэкономическую стабильность, доступ к мировым и региональным и внутренним рынком, высококвалифицированную рабочую силу (впрочем, как и в любых других странах Латинской Америки), для привлечения иностранного капитала в страну. Другим немаловажным позитивным фактором является конкурентоспособность для инвестиций, выражающаяся в мерах регулирования налоговой сферы правительством (Доминиканская Республика - одна из нескольких стран, которая наиболее эффективно справилась с налоговой реформой за последние годы). Иностранные компании главным образом из США, Канады и Испании,

в последние годы устремляются в сферу телекоммуникаций и энергетику, где спрос превышает предложение, а также в некоторые другие сектора экономики страны. В течение второй половины 90-х гг. потоки ПИИ из Испании составили 1027,2 млн дол. США (или 26,2 %), США - 830,2 млн дол. США (или 21,2 %), Канады — 771,2 млн дол. США (или 19,7 %), что составляет приблизительно 70 % от всех потоков ПИИ в экономику Доминиканской Республики. Благодаря ПИИ в Доминиканской Республике создано 350 000 рабочих мест.

В Ямайке в основном ПИИ на протяжении прошедшего десятилетия направлялись в три сектора, наиболее значимые для иностранных инвесторов: обрабатывающую промышленность, сферу сельского хозяйства и сектор услуг. Возглавляет список иностранных инвесторов США (бухучёт, реклама, сельское хозяйство и производство напитков, банковская сфера и финансы и некоторые другие сферы экономики Ямайки). Среди новых «игроков» ПИИ — Испания (сектор туризма); Франция (строительство особого рода сооружения с флагом, являющегося правительственным проектом и получившим название «Highway-2000», стоимостью 390 млн дол. США (французы внесли 70 % стоимости). Французские инвесторы также вкладывают немало средств в инфраструктуру города, в том числе в строительство дорог (соглашение на 35 лет) и водоочистительных сооружений в г. Негрил специально по заказу «Нэшнл Вотер Комишэн» и ряд других немаловажных для экономики Ямайки, равно как и для страны в целом, проектов, спонсируемых иностранными инвесторами. Кроме того, Ямайка не только является страной-реципиентом ПИИ, но и сама вывозит инвестиций. С 1994 по 1999 гг. она вывезла около 53 — 95 млн ямайских долларов. Некоторые ямайские компании, такие, например, как компания «Грейс Кеннеди энд Ко.» открыли свои представительства во многих странах мира23. В 2001 г. ПИИ в экономику Ямайки резко возросли и в общем объёме составили 613,9 млн дол. США. Правительство страны особо нацелено на развитие сферы телекоммуникации и создание центров типа «call centers, back-office centers, and software, development services», которые повысят занятость и увеличат доходы от экспорта.

23 Source: Francis, Patricia. Recent Trends & Policy Development in the Caribbean Region: The Case of Jamaica, April 5, 2001.

Ямайская экономическая политика играет значительную роль в общей политике страны в целом, что проявляется в улучшении деловой среды для иностранных инвесторов, успешное снижение инфляции с 50 % в 1991 г. до 7 % в 2002 г., хотя недостатки макроэкономической политики налицо: экономический рост по-прежнему остается вялым, повышаются процентные ставки, спрос остаётся низким, рост доходов небольшой. В то же время правительство Ямайки предпринимает все усилия по улучшению делового климата в стране, так как ПИИ остаются частью стратегии развития страны, создавая рабочие места, передавая технологии с сохранением и преумножением собственного опыта и диверсифицируя экономику.

Увеличившийся в 2001 г. поток ПИИ в Ямайку заметно контрастировал на фоне значительного падения потоков ПИИ в странах Латинской Америки (особенно в Аргентине и Бразилии). И что самое примечательное прибыль от репатриации капитала была самым превалирующим фактором притока ПИИ в Ямайку по сравнению с другими странами (в 1999 г. - 94,9 млн дол. США).

Примером прямого инвестирования в некоторых странах субрегиона являются покупки заводов в некоторых странах субрегиона иностранными компаниями, требующими 100 %-ного владения акций, полной смены технологий, вплоть до утилизации современной технологии и быстрого товарооборота с минимальными издержками. Примерами таких «поглощений» являются, например, Ямайка (американская корпорация «Мирант Корпорейшн», которая в марте 2001 г. приобрела ямайскую компанию «Джэмайка Паблик Сервис Ко.» — поставщика электроэнергии; американская компания «Кайзер Алиминиум» приобрела ямайскую компанию «Алюмина Партнерз оф Джэмайка» — производителя и экспортера очищенного алюминия. Компания «Эйр Джэмайка», осуществляющая воздушные перевозки, была приобретена английской компанией «Кэйбл энд Вайэрлесс». «Бэнк оф Нова Скотия» был приобретён канадскими инвесторами. «Нэшнл Ком-мерчиал Бэнк» был продан канадской управляющей компании — фонду AIC, специализирующемуся на коммерческих и банковских операциях. Банк «Юнион Бэнк» в 2001 г. куплен компанией RBTT из Тринидада и Тобаго.

Важной формой ПИИ в субрегионе также является «инвестирование с нуля». Так, например, семь наиболее известных американских

ТНК разместили свой капитал в Доминиканской Республике (американская компания «Ве-ризон» учредила компанию «Кодетель», работающую в сфере телекоммуникаций. Известна также американская корпорация «Централ Ро-мано Корпорейшн», контролирующая фабрику по производству сахара, сферу недвижимости и гостиничный комплекс.

Эффективной инвестиционной деятельности стран Карибского бассейна со многими странами способствует и ряд двусторонних (впрочем, как и региональных) и многосторонних инвестиционных соглашений, заключённых за последнее время. Так, например, важную роль в регулировании инвестиционного сотрудничества в странах Карибского бассейна играет реализация политико-экономической программы «Карибская инициатива» (Caribbean Initiative)24,

24 Прим. автора: в 1982 г. президент Р.Рейган выступил с планом расширения торгово-экономического сотрудничества США с группой стран Карибского бассейна, получившим название <•Карибская инициатива» или «Инициатива Карибского Бассейна» ('Caribbean Basin Initiative'(СBI) — принята в 1983 г. в целях предотвращения дальнейшего распространения идей социальной революции и влияния Кубы в регионе и представляет собой некую Программу односторонних тарифных привилегий, предоставленных Соединёнными Штатами для стран центрально-американского и Карибского региона. В соответствии с данным планом, который стал реализовывать-ся с 1984 г., США отменили таможенные пошлины на ввоз большой группы товаров (кроме одежды и нефтепродуктов) из 24 стран и территорий указанного субрегиона, увеличили им объём экономической помощи и содействовали экспорту в эти страны частного капитала путём предоставления американским корпорациям налоговых льгот. Реализация данного плана столкнулась с рядом трудностей, но тем не менее сыграла важнейшую роль в развитии субрегиона (так, например, осуществление этого плана способствовало расширению товарооборота между США и Карибскими странами с 9 в 1982 г. до 42,8 млрд дол. США в 2000 г.).

Данная программа была дополнена принятием «Акта о сотрудничестве в области торговли со странами Карибского бассейна ('Caribbean Basin Trade Partnership Act' (СВТРА) в октябре 2000 г., срок действия которого истекает 30 сентября 2008 г., а также в связи с датой принятия соглашения ФТАА и специальной «пилотной» программой, получившей название «Инвестиционная инициатива стран Карибского бассейна» ('The Caribbean Rim Investment Initiative' (CRH), которая разработана в апреле 2001 г. в г. Каракас и прошла первую фазу своей успешной деятельности в ноябре 2001 г., и её действие распространялось только на три страны Карибского бассейна: Доминиканскую Республику, Коста-Рику и Ямайку и нацелена на творческое и прагматичное сотрудничество стран Центральной Америки и стран Карибского бассейна с международными организациями для повышения инвестиционных возможностей в регионе.

Вторая фаза осуществления данного проекта — май 2002 г., возможно даже и 2003 г. Для осуществления проекта должны быть отобраны ещё шесть стран Карибского бассейна. Распространяется пока только на три страны Карибского бассейна: Доминиканскую Республику, Коста-Рику и Ямайку.

?арубеЖиый опыт

12 (15) - 2004

претерпевшая ряд изменений, активными участниками которой в последние десятилетия становятся американские корпорации, увеличившие при поддержке государства за период 1980 - 2000 гг. капиталовложения в страны Карибского бассейна почти в 7 раз — с 12,4 до 85,3 млрд дол. США.

Некоторые страны субрегиона заключают двусторонние инвестиционные соглашения и соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами, — наглядным примером служат несколько заключённых двусторонних соглашений об инвестициях: Ямайки с США, а также соглашения Ямайки и Доминиканской Республики об избежании двойного налогообложения с США.

Панама. Наиболее популярная в мире оффшорная зона — это Панама. В отличие от традиционных зон, таких как Кипр, Швейцария, Латвия, Словакия, Остров Мен и ряд других, Панама не подвергает пересмотру свое законодательство в соответствии с требованиями Европейского Союза и далека от влияния европейского региона. Основные торговые партнеры: США, Швеция, Коста-Рика, Гондурас, Колумбия, Япония, Венесуэла.

В 2003 г. Панама подписала и ратифицировала Центрально-американский договор о свободе торговли, предусматривающий поэтапное стирание таможенных и иммиграционных барьеров между странами центрально-американского региона и США. Таким образом, Панамские корпорации начинают приобретать все большие таможенные льготы при работе на центрально-американских рынках и в США, а резиденты и граждане Панамы получать дополнительные иммиграционные привилегии.

Немаловажную роль в содействии и регулировании иностранного капитала играют специально созданные в некоторых странах Карибского бассейна организации, направленные на содействие и привлечение ПИИ. Наглядным примером служит «Инвестиционный совет Коста-Рики», представляющий собой частную, и неполитическую организацию, целями которой являются привлечение ПИИ в специфические секторы экономики страны, повышение конкурентоспособности страны в целом.

В феврале 2003 г. президент Доминиканской Республики Меджия объявил об учреждении «Центра по экспорту и инвестициям». Центр будет осуществлять поддержку 22 коммерческих атташе и посольств за границей.

В 1988 г. на основе акта, предложенного парламентом Ямайки, было создано агентство по привлечению инвестиций (иначе говоря, «Ямайская корпорация по продвижению инвестиций», которая в настоящее время находится в ведении Министерства развития Ямайки и в основном занято продвижением инвестиций в сферу занятости, обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и в сектор информационных технологий.

Перспективы привлечения ПИИ в страны Латинской Америки. По оценкам ЮНКТАД, потоки ПИИ в 2003 г. (предварительные данные) остались теми же, что и в 2002 гь. Политический и экономический климат в регионе улучшается (за исключением Венесуэлы), но его выздоровление, похоже, займёт немало времени. Факторы, которые в 2002 г. сдерживали ПИИ, ориентированные на поиск рынков, продолжают действовать и в 2003 г. Похоже, что подобная картина будет наблюдаться и в 2004 г.

Согласно публикации Всемирного Банка «Финансирование мирового развития - 2004»1Ь потоки ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна ожидаются очень скромными. Согласно некоторым прогнозам, Мексика, возможно, через два года получит огромные возможности для привлечения ПИИ (некоторым образом это связано с подъёмом экономического роста США), так как в данной стране наблюдается огромный потенциал привлечения приватизационно-ориентированных ПИИ. Страны Латинской Америки также имеют большое преимущество страны потому, что привлечение ПИИ связано с созданием специальных центров, учреждаемых мультина-циональными компаниями (МНК), которые, в свою очередь, нацелены на обслуживание испано-говорящих клиентов в США. Потоки ПИИ в Аргентину и Бразилию, однако, ожидаются на весьма скромном уровне. Венесуэла также может пострадать от дальнейшего сокращения притоков ПИИ в связи с неопределённостью политической и деловой среды.

25 Пояснение автора: исследования Всемирного Банка и EIU предсказывали небольшое уменьшение ПИИ в 2003 г., после чего последует медленное восстановление (World Bank 2003а; EIU 2003а).

26 Источник: ежегодная публикация Всемирного Банка «Финансирование мирового развития — 2004. Использование циклических доходов на цели развития» ('Global Development Finance'), Global Development Finance. Harnessing Cyclical Gains for Development 2004, The World Bank, p. 98.

Однако, ТНК по-прежнему будут привлекать природные ресурсы, в особенности, если сохранятся высокие иены на нефть. ПИИ, стремящиеся к эффективности, по-видимому, останутся в Мексике и Карибском бассейне в 2003 г. на прежнем уровне.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в среднесрочном периоде возможности для увеличенных потоков ПИИ имеются, даже если они не достигнут рекордного за несколько лет уровня 1999 г. В некоторых отраслях уже доминируют ТНК, это телекоммуникации в Южной Америке и банковское дело в Мексике, однако как только экономический климат улучшится, могут расшириться сделки по трансграничным СиП. Приватизация на некоторых крупных рынках и в отношении наиболее привлекательных активов почти завершена, однако инвесторы могут быть привлечены и меньшими рынками (Коста-Рика и Эквадор) или же новыми индус -триями (транспортная инфраструктура).

Во-вторых, страны Латинской Америка и Карибского бассейна, как и большинство других стран, идут дальше простого режима «открытых дверей» перед иностранными инвестициями и принимают на вооружение более целенаправленные и избирательные стратегии адресной работы с инвесторами и поощрения инвестиций. Тем самым происходит всё большее ускорение либерализации режимов ПИИ, что, в свою очередь, играет немаловажную роль в привлечении ПИИ в данный регион. По мере ужесточения конкуренции расширяется финансовое стимулирование, усиливается борьба за крупные проекты ПИИ. Специально созданные и быстро развивающиеся в последние годы АПИ выделяют всё больше ресурсов для проведения адресной работы с инвесторами и расширяют послеинвестиционное обслуживание инвесторов.

В-третьих, важную роль в привлечении ПИИ в данный регион должна сыграть интеграция стран Южного общего рынка (МЕРКОСУР) и Андского сообщества в единое экономическое пространство (ЕЭП). После восьми лет трудных переговоров Колумбия, Эквадор и Венесуэла (страны Андского сообщества) приняли решение присоединиться к соглашению о создании зоны свободной торговли со странами МЕРКОСУР. Ранее к соглашению уже присоединились Боливия и Перу. Соглашение вступит в силу с 1 июля

2004 г. и предусматривает поэтапную отмену таможенных пошлин на 80 % товаров в течение ближайших 10 лет. На те товары, которые, по мнению участников соглашения, являются «уязвимыми» для национальных экономик, предусматривается поэтапное снижение налогов в течение 15 лет. К таким товарам для стран МЕРКОСУР относятся текстиль, бумага, сталь. Для Колумбии, Эквадора и Венесуэлы это пшеница, соя и автомобили. Согласно оценкам Всемирного Банка, приток всех ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна в 2004 г. должен составить 39 млрд дол. США (для сравнения — в 2002 г. этот показатель составил 42, а в 2003 г. -38 млрд дол. США)27.

Следовательно, на южноамериканском континенте впервые появляется зона свободной торговли с населением в 350 млн человек и сопоставимая по своим масштабам и потенциалу с Евросоюзом.

Заместитель главы МИД Аргентины по вопросам внешнеэкономических связей Мартин Редрадо заявил, что «...создание зоны свободной торговли является только первым шагом по пути интеграции экономик наших стран...». «Учитывая нашу историческую и культурную близость, мы надеемся, уже в ближайшем будущем воспользоваться преимуществами региональной интеграции. Сейчас мы выходим на новый рынок, который ежегодно импортирует товаров на 40 миллиардов долларов».

В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90 % товаров, согласованы общие внешние тарифы на 85 % импортируемых товаров. В настоящее время МЕРКОСУР — это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45 % населения (более 200 млн чел.), 50 % совокупного ВВП (свыше 1 трлн дол. США).

Следует также отметить, что 28—29 мая 2004 г. в Гвадалахаре (Мексика) проходил саммит стран Европейского союза и Латино-Кариб-

21 Первоначальный источник: World Bank 2003а. Вторичный источник с примечанием: Доклад о мировых инвестициях 2003. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные аспекты (World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives. United Nations publication, p. 30). Прим. автора — географический охват развивающихся стран, в том числе стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в данных расчётах отличается от подхода, который используется в настоящем докладе.

ской Америки. Эта структура образовалась после встречи на высшем уровне руководителей 48 государств двух континентов в июне 1999 г. в Рио-де-Жанейро. Повестка саммита была довольно разнообразна: преодоление бедности, создание рабочих мест, пропорциональное распределение доходов, миграционные потоки, демократическая управляемость, укрепление мира и безопасности, международная финансовая архитектура, предупреждение кризисов, внешний долг, кооперация в сфере образования, науки и культуры.

Безусловно, масштабы связей по азимутам Латинская Америка — США и Латинская Америка — Европа несопоставимы между собой. Но движение навстречу друг другу заметно ускоряется. Вопреки скептикам, полагающим, что форсированное создание Зоны свободной торговли Америк служит препятствием на этом пути.

Элиты стран Латинской Америки, демонстрирующие приверженность принципам открытого регионализма, рассматривают укрепление связей с Европой как способ преодоления однобокой ориентации. Об этом недвусмысленно заявил президент Мексики Висенте Фокс, обозначая сверхзадачу, стоящую перед форумом28.

В-четвёртых, имея в перспективе более жёсткую конкуренцию со стороны Китая или других стран, большинство производств в Мексике и Карибском бассейне с привлечением интенсивного труда ожидает неопределённое будущее. Однако производство в Мексике и в меньшей степени в Коста-Рике достигло уровней производительности и технологичес-

кой сложности, которые делают угрозу перемещения инвестиций в страны с меньшими издержками не столь неизбежной. Недавнее исследование показало, что 40 % заводов отрасли «макила» в мексиканском штате Баха Калифорния могут быть квалифицированы как «третье поколение», с интенсивным использованием информационных технологии и хорошо развитыми исследовательскими мощностями. Автомобильная индустрия, хотя у неё имеются избыточные глобальные производственные мощности, расширяет свои заводы в Мексике. В МЕРКОСУР ТНК могут выиграть от гибких обменных курсов, а также от качества и избыточной производительности заводов, в особенности, в автомобильной индустрии, превращая Аргентину и Бразилию в экспортные платформы для остального региона.

P.S. В заключение следует добавить, что в соответствии с проведённым исследованием АПИ ЮНКТАД высказывается предположение, что в период 2003 — 2005 гг. основным источником прямых инвестиций будут США, за которыми на некоторым отдалении будут следовать Германия, Франция, Япония и Великобритания. АПИ ожидает, что по всем экономическим отраслям ПИИ распределятся достаточно равномерно, однако наибольшим вниманием будут пользоваться фармацевтика, химическая промышленность, включая биотехнологию, и услуги (в частности, телекоммуникации). Пока рано судить о перспективах привлечения ПИИ как в страны Латинской Америки и Карибского бассейна однозначно, равно как и в какие-либо другие страны. Время покажет...

2!i Источник: Эмиль Дабагян. В Гвадалахару едут 40 лидеров//Независимая газета, 28.05.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.