Белоусова Ольга Валерьевна,
соискатель Института государства и права РАН (Москва)
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС С ГОСУДАРСТВАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Современная экономическая система ЕС является важнейшей составной и неразрывной частью мировой экономики. Международная экономическая интеграция Европейского Союза с третьими странами - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в формах.
Результатом углубления интеграционных процессов в ЕС являются взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, развитие отдаленных экономик все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом [1, 12].
Опыт европейской глобальной экономики показывает, что не только страны - соседи могут стать партнёрами Европейского союза (ЕС), но и географически отдаленные страны. Процессы международной региональной интеграции с активным участием ЕС протекают также не тольков странах Азии, Африки, но и Латинской Америки.
Международные региональные интеграционные образования, в первую очередь Европейский Союз, выступают в качестве базисных структур в системе международных экономических отношений. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости экономических процессов в современных межгосударственных отношениях, они в то же время оказывают существенное влияние на международное разделение труда, интернационализацию мирохозяйственных связей.
Международное экономическое сотрудни-
чество ЕС с третьими странами, в том числе и Латинской Америки, регламентирует современное международное право, которе выполняет важнейшую социальную функцию, «выступая единственно возможной формой отношений суверенных государств» [2, 12]. Тем более, если учесть, что международное право есть продукт соглашения государств-участников международного общения [3,68].
Надо признать, что абсолютно неравномерное развитие промышленных стран Запада, стран с так называемой переходной экономикой и развивающихся стран третьего мира усугубляется деятельностью десятков тысяч транснациональных корпораций, международных финансовых организаций, которые образовали своего рода надстройку, контролирующей значительную часть мировых ресурсов. Развивающиеся страны участвуют в этом процессе в гораздо меньшей степени, а так называемые наименее развитые страны (сейчас в эту группу, по определению ООН входит 51 страна) почти вовсе не участвуют в нем. Это ограничивает вольно или невольно осуществление экономического суверенитета государств и делит мир на «бедный Юг» и «богатый Север» [4, 23].
Сегодня ЕС превратился в могущественное интеграционное объединение, один из мировых финансово-экономических центров. Активное вовлечение в свою орбиту «третьих» стран продиктован необходимостью выдержать конкуренцию с США как в глобальном, так и в региональном масштабе.
Если до середины 1970-х гг. ЕС ориентировался в основном только на связи с франкоязычными странами Западной Африки, то в последующие десятилетия, в связи с расширением ЕС, европейская внешняя политика стала развиваться по многим направлениям и
№4 (40) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
охватила практически весь развивающимся мир. В возобновлении исторических связей с Европой особую роль сыграли страны Иберийского полуострова - Испания и Португалия, которые прикладывали все усилия для улучшения сотрудничества Латинской Америки и Евросоюза. Для иберийских государств очень важна эта роль возможного проводника в межрегиональном сотрудничестве, так как это может поднять их престиж в политической жизни ЕС [5,3].В глобальной европейской интеграции с 1975 по 2000 годахтакже сыграли большую роль четыре Ломейских Конвенций между ЕС АКТ (Латинская Америка и Карибский бассейн).
Важнейшим фактором, послужившим толчком новым интеграционным процессам, стало то, что середине 80-х гг. начало либерализации мексиканской экономики, кризис в Центральной Америке, вступление Испании в ЕС подстегнули интерес Европы к Мексике. Важным шагом стало подписание в 1975 г. первого договора о сотрудничестве между Мексикой и ЕС. Мексике был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, вступили в силу программы двустороннего сотрудничества. Тем не менее, этого было недостаточно ни для того, чтобы обеспечить существенный рост мексиканского экспорта на европейские рынки, ни для полноценного политического сближения [6, 1].
Мексика была единственной латиноамериканской страной, подписавшей Зону свободной торговли ЕС. Сегодня Мексика рядах 21-й среди торговых партнеров ЕС и 18-м среди его партнеров по экспорту. ЕС является вторым по величине в Мексике экспортным рынком после США и третьим по величине источником импорта после США и Китая.
С экономической точки зрения в середине 1980-х гг. происходит «возвращение Европы в Латинскую Америку». Это было обусловлено такими факторами, как стремление расширить старые и завоевать новые рынки сбыта продукции своей промышленности, использовать огромные запасы сырьевых ресурсов, сравнительно дешевую рабочую силу, переместить в этот регион устаревшие, экологически неблагоприятные производства [7,1].
На современном этапе проводится активный политический и экономический диалог между ЕС и странами ЛАК В географическом плане регион ЛАК делится на 3 группы: 1) Центральная Америка, Мексика и Куба; 2) Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; 3) страны МЕРКОСУР, Чили и
Венесуэла
В октябре 1995 года Еврокомиссия разработала новые направления стратегического партнерства ЕС со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК). Стратегия включает в себя несколько аспектов: углубление политического диалога; расширение торгового взаимодействия; поддержка региональных интеграционных процессов в ЛАК;техническое и финансовое сотрудничество.
С 1990 года проводится ежегодная встреча на уровне министров иностранных дел ЕС и группы Рио (все южно-американские государства, Мексика и Панама, а также по одному представителю от Центральной Америки и стран бассейна Карибского моря). На субрегиональном уровне с 1984 года поддерживается политический диалог с Центральноамериканскими странами, называемый также «процесс Сан-Хосе». Кроме того, проводятся встречи с министрами иностранных дел стран бывшего Андского пакта или нынешнего сообщества государств Андской группы, а также МЕРКОСУРА, которые поочередно проходят в той стране Европейского Союза, которая в данный момент председательствует в нем, или в обоих субрегионах.
Взаимоотношения ЕС с Латинской Америкой развивались в русле принятого в 1995 г. Документа об основных направлениях сотрудничества на 1996-2000 гг. С большинством государств региона в это время были заключены рамочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. В них регламентировались параметры торгово-экономических связей, и предусматривалось постепенное создание зон свободной торговли. Одновременно активизировался процесс заключения двусторонних торгово-экономических соглашений, направленных на ликвидацию таможенных барьеров, поиск более гибких норм инвестиций, физическую интеграцию латиноамериканских стран [8, 2].
В 90-е годы XX в. в Латинской Америке в целом была заметна «центростремительная» тенденция во внешней интеграционной политике. С середины 1990-х гг. экспорт из стран ЕС в Латинскую Америку увеличился вдвое, это обусловило рост интереса европейских предпринимателей к региону.
На 23-м саммите Группы Рио, который состоялся 22-23 февраля 2010 года в Канкуне, было решено создать новое объединение -Сообщество стран Латинской Америки и
28
Карибского бассейна. Пока цели и формат организации окончательно не определены. Участники саммита в Канкуне лишь закрепили в итоговой декларации, что она будет политической и экономической и полностью заменит собой Группу Рио.
Диалог ЕС - ЛАК призван обеспечить принятие совместных решений по вопросам торгово-экономического сотрудничества, внешнего долга, решения социальных проблем, защиты прав человека и др. На межрегиональном уровне переговорного процесса обсуждаются вопросы европейского - латиноамериканского стратегического партнерства в условиях нового глобального миропорядка.
Основной чертой, принятой европейцами стратегии, стал диверсифицированный подход к странам латиноамериканского региона. Предполагалось, что ЕС будет выстраивать отношения не с макрорегионом, а отдельно с каждым субрегиональным интеграционным объединением [9, 2].
Европа является крупнейшим торговым партнером Латинской Америки. Стратегическое партнерство между двумя континентами отражает готовность обоих регионов укреплять отношения и в будущем. Происходит рост инвестиций из Южной Америки в Европу. Между Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом, поддерживающими трансатлантический диалог, постоянно говорится об образовании атлантического треугольника. При этом в девяностые годы во главе угла стояли в первую очередь общие представления о ценностях и тесные экономические отношения [10, 3].
Основным камнем преткновения в диалоге ЕС - ЛАК по вопросу создания зоны свободной торговли является нежелание европейцев допускать на свой рынок качественную сельскохозяйственную продукцию из региона ЛАК, так как она составляет прямую конкуренцию агропромышленной продукции, производимой странами-партнерами по ЕС и субсидируемой из общего бюджета ЕС.
Другим фактором, замедляющим, образование стратегического альянса между ЕС и ЛАК, является асимметричность во взаимной торговле и инвестициях. Так, для Латинской Америки ЕС является вторым по величине торговым партнером, основным инвестором и главным источником финансовой помощи. А для ЕС этот регион находится на седьмом месте во внешнеэкономических связях.
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (МЕРКОСУР). Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер.
Следует особо остановиться на так называемом Общем рынке Южного конуса, то есть МЕРКОСУР. В Латинской Америке МЕРКОСУР является крупнейшим из союзов, наиболее динамично развивающимся и влиятельным. Он был создан в 1991 году на основе Асунсьонского договора. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006 года начата процедура вступления, но до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли. Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
В качестве практических шагов можно назвать переговорный процесс ЕС - МЕРКОСУР и ЕС - Андское сообщество о либерализации взаимной торговли. На динамике переговорного процесса сейчас неизбежно сказывается острый финансово-экономический кризис, переживаемый странами, входящими в зону евро. Переговоры по поводу соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР были возобновлены в мае 2010 года, после того как в течение шести лет фактически была заморожена работа над этим масштабным межрегиональным интеграционным проектом, старто—вавшим еще в середине 1990-х гг. XX века.
Первый саммит на высшем уровне глав 48 стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна (АКТ) состоялся 28-29 июня 1999
№4 (40) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Его целью стало создание между двумя регионами нового типа партнерства, качественно меняющего прежние формы их сотрудничества. Итогом проведения бразильского саммита стали два документа: «Декларация Рио», включавшая обязательства участников по формированию межконтинентального политического альянса, и приложение под названием «Приоритетные задачи совместных действий», содержащее перечень конкретных шагов, направленных на реализацию достигнутых договоренностей в сфере экономического, торгового и культурного сотрудничества, а также взаимодействие в вопросах экологии.
Седьмой саммит, прошедший в Чили 26-27 января 2013 года, многие эксперты и аналитика из разных стран оценивают, как новый этап торгово-экономических взаимосвязей между двумя регионами. В совместном плане действий на 2013-2015 гг. помимо развития традиционных направлений, таких как борьба за социальное равенство, защита окружающей среды, противодействие терроризму и протекционизму, важными пунктами двухстороннего сотрудничества стала политика, направленная на содействие торговле и инвестициям между странами ЕС и CELAC, а также различные программы, стимулировавшие экономический рост и создание новых рабочих мест в странах CELAC для молодых специалистов.
Среди экономических условий, предъявляемых ЕС на переговорах с региональными интеграционными блоками ЛАК, часто делается акцент на необходимости принятия ими общих внешних таможенных тарифов для стран ЕС. Однако европейский подход к проблеме выявил вполне оправданную боязнь деловых кругов стран ЛАК перед возможными потерями, так как пока еще не предусмотрены механизмы компенсации (структурная и региональная поддержка тем секторам и регионам ЛАК, которые будут наиболее тесно связаны с европейской экономикой).
Однако региональные интеграционные процессы сопряжены с рядом проблем по двум причинам: с одной стороны, в сравнительном проигрыше оказываются те страны, которые, не попадая в интеграционное пространство, подвергаются дискриминации. В частности, торговый оборот Мексики и ЕС сократился по сравнению с общим объемом торговли обеих сторон после вступления в действие документов НАФТА. Лишь после вступления
в силу Соглашения о свободной торговле между ЕС и Мексикой в середине 2000 года наметилась тенденция к изменению ситуации. С Мексикой ЕС удалось провести успешный раунд двухгодичных переговоров, и с 1 июля 2000 г. вступило в силу Соглашение о либерализации торговли и поэтапном снятии таможенных пошлин. Полная либерализация торговли промышленными товарами предусмотрена к 2007 г., а сельскохозяйственными — к 2010.
Одной из ключевых проблем между ЕС и ЛАК остается национализация рядом стран Латинской Америки европейских предприятий. Ярким примером этому может послужить национализация Аргентиной активов, принадлежащих структурам испанской Repsol.
Причины медленного зигзагообразного развития международного экономического сотрудничества ЕС с государствами Латинской Америки вызваны одной стороны, внутренними процессами, с другой стороны, внешним воздействием. Традиционно здесь имели влияние США, но постепенно усиливается присутствие других акторов международной политики. Первенство США здесь неоспоримо. Это связано, прежде всего, с географической близостью и с последовательностью политики США.
После образования трех откровенно экономических блоков (ЕС, НАФТА и МЕРКОСУР) политики стали выдвигать инициативы о включении трех регионов в единую сеть и тем самым об укреплении экономического потенциала в трансатлантической зоне свободной торговли (ТАФТА). С политической точки зрения Южная Америка могла бы таким образом стать третьей опорой более сбалансированного, преодолевающего былые разделительные линии между Севером и Югом трансатлантического диалога. Этому препятствует, конечно, то, что США как единственная ведущая держава постоянно стремились поддерживать институциональные, экономические отношения и связи в области политики безопасности как с европейцами, так и с латиноамериканцами, но действовали таким образом, что это давало обеим альянсам возможность в определенный момент сделать другого партнера орудием достижения своих политических или также экономических целей.
Несмотря на то, что европейская сторона разработала уже соответствующую методологию сотрудничества между Европейской Комиссией и представителями государств-членов ЕС, в
Латинской Америке по понятным причинам отсутствуют сравнимые механизмы, поскольку там нет наднациональных организаций партнерства. С другой стороны, все те государства-члены Европейского Союза и группы Рио, имеющие солидный опыт развития двусторонних отношений, иногда в меньшей мере заинтересованы в том, чтобы расширять межрегиональные связи. В противоположность этому межрегиональный диалог предоставляет также и небольшим государствам, которые иногда не имеют никаких или слабо развитые связи с другими регионами, возможности для действий в политике и экономике, результаты которых могут оказать позитивное влияние на отношения между двумя регионами в целом.
Латинская Америка представляет собой самое слабое звено в экономическом сотрудничество Евросоюза, но в тоже время нет сомнений, что ее рынок является крайне привлекательным для главных действующих сил современной экономики США, ЕС и Японии. Поэтому именно сейчас развернулась главная борьба за сотрудничество с Латинской Америкой. После окончания холодной войны между США и ЕС оказались втянуты всвоего рода состязание за зоны влияния, и если Африка больше тяготеет к Европе, то Латинская Америка и Тихоокеанский регион представляют собой менее достижимые цели для Европы.
Безусловно, отношения с ЕС теряют свою привлекательность для Латинской Америки в связи с открывающимися перспективами американского единения, так как рынок США всегда был основным рынком сбыта Латинской Америки, как в принципе и рынок Латинской Америки для американских компаний. В плане экономических отношений Европейский Союз не может конкурировать с США в латиноамериканском регионе. Но, нужно отметить, что и в политическом плане ЕС никогда не проявлял достаточной активности.
Таким образом, на основе анализа опыта, проблем и тенденций международного экономического сотрудничества ЕС с
государствами Латинской Америки можно сделать ряд выводов.
Внешняя политика Европейского Союза относительно Латинской Америкой достигла значительных успехов. Но тем не менее она так и не привела к желаемым результатам, что объясняется рядом объективных и субъективных факторов. Первоначально преградой этому служила специфика политических режимов в Латинской Америке, то позднее, уже в 90-х годах ЕС гораздо активнее развивал контакты с другими регионами, чем и воспользовались США. Как бы ни было велико желание Бразилии и Венесуэлы отдалить час вступления в силу Межамериканской ассоциации зоны свободной торговли (МАЗСТ), он все равно, скорее всего, наступит, и в дальнейшие контакты ЕС с государствами Латинской Америки уже будут проходить под контролем США.
Трудный путь Европейского Союза к либерализации торговли с избранными странами или соответственно к созданию интеграционных зон в Латинской Америке осложняется дополнительно тем, что и та, и другая сторона предпринимают одновременно усилия по экономической либерализации с партнерами из третьих стран. Ведущиеся в самом регионе переговоры о заключении соглашения о зоне свободной торговли между странами Андской группы и МЕРКОСУР хотя и продвинулись вперед, но пока еще далеки от завершения.
Какие же факторы определяют в текущем веке интеграционные процессы ЕС со странами Южного Средиземноморья, Африканско-Карибского бассейна (АКТ), Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы? Включение этих стран в европейскую экономическую интеграцию взаимообусловлена рядом объективныхфакторов,средикоторыхважнейшее место занимают: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик.
Список литературы
1. Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. - М., 1991.
2. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. - М., Волтерс Клувер, 2004.
3. Глинкин А.Н., Теперман В.А. Формирование всеамериканской зоны свободной торговли и интересы России. - М.: ИЛА РАН, 1998.
№4 (40) 2015 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
4. Латинская Америка и ЕС в поиске мирового равновесия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Пйр://1по8ш1.ги/№°ог1й/20040601/209993.п1т1.
5. Молс М. Европейский Союз и Латинская Америка // Вернер Вайденфельд / Вольфганг Вессельс (издатель) «Ежегодник европейской интеграции», 1996/1997, Бонн, 1998.
6. Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки // М.: Высш. Шк., 1995.
7. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. - М., 1963.
8. Щеблыкина Е. Латинская Америка - Европейский Союз : проблемы взаимодействия [// Политические изменения в Латинской Америке : история и современность / ред. А. А. Слинько, сост. М.В. Кирчанов. - Воронеж :, 2010. -№ 7. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/ latinoamerikanistika/ arMv-nomerov/2010-7/e-seWykina-latinskaa-amerika-evropejskij-souz-problemy-vzaimodejstvia
9. Boisson de Chazaurnes L. Les contre - mesuresdans les Relationeseconomiques internationals. Pedone. 1992.
10. Rouquie Alain, Perspectivasinmediatas del dialogo Union Europea-America Latina, in: Fundacion Friedrich-Ebert en Colombia, Fescol (Edit.), Union Europea-America Latina, Bogota 1995.
Мацалада Еуроодац пен Латын Америка мемлекеттер1 арасындагы халыцаралыц цатынастар туралы мэселелер царастырылган. Автор Еуропа елдерШц басца Yшiншi елдермен царым-цатынасыныц цазiргi замангы халыцаралыц цуцыц нормаларыменреттелетШне зерттеуштерлер-diц назарын аударады.
Ty^h свздер: Еуропалыц Одац, Латын Америкасы, Еуропа Одагыныц басца Yшiншi елдермен царым-цатынасы, экономикалыц интеграция, АКТ (Латын Америкасы жэне Кариб бассейт), Рио тобы, МЕРКОСУР, Еркт сауданыц Латын Америкалыц ассоциациясы.
Сегодня Европейского Союза (ЕС) превратился в могущественное интеграционное объединение, один из мировых финансово-экономических центров. Международная экономическая интеграция ЕС с третьими странами регламентируется современным международным правом. В 1975 -2000 г.гг. большую роль в глобальной европейской интеграции сыграли четыре Ломейских Конвенций между ЕС АКТ (Латинская Америка и Карибский бассейн).
Одной из ключевых проблем между ЕС и между странами АКТ остается национализация рядом стран Латинской Америки европейских предприятий. Внешняя политика Европейского Союза относительно Латинской Америкой достигла значительных успехов. Но она остается слабым звеном в экономическом сотрудничестве Евросоюза. Трудный путь Европейского Союза к созданию интеграционных зон в Латинской Америке осложняется дополнительно тем, что обе стороны предпринимают одновременно усилия по экономической либерализации с партнерами из третьих стран.
Ключевые слова: Европейский Союз, Латинская Америка, сотрудничество ЕС с третьими странами, экономическая интеграция, АКТ (Латинская Америка и Карибский бассейн). Группы Рио, МЕРКОСУР, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАФТА)
The current economic system of the EU is amaj or componentand an integral part of the global economy. International economic integration of the European Union with third countries-a process of economic and political unification of the countries on the basis of sustainable development of deep relationships and the division of labor between national economies, their economic cooperationat various levelsand forms.
One of the keyissues between the EU and between the ACP countriesis the nationalization ofa numberof Latin American countriesof European enterprises. European Union foreign policy with respect to Latin America has made significant progress. But it remains a weak link in the economic cooperation between the European Union. Difficult way to the creation of zones of integration in Latin Americais complicated furtherby the fact thatboth side sare makin gefforts inbo the conomic liberalization with partners from third countries.
Keywords: European Union, Latin America, EU cooperation with third countries, economic integration, Rio Group, MERCOSUR, the Latin American Free Trade Association (Lufta).
Ольга Валерьевна Белоусова,
PFA Мемлекет жэне институтыньщ iзденушiсi (Мэскеу)
Еуропалык Одактыц Латын Америка мемлекеттерiмен халыкаралык экономикалык карым-катынасы
Белоусова Ольга Валерьевна,
соискатель Института государства и права РАН (Москва)
Международное экономическое сотрудничество ЕС с государствами Латинской Америки
Belousova Olga Valeryevna,
Competitor Institute of State and Law (Moscow)
International economic cooperationof the EUwith LatinAmerica