Конева И. В. Трансатлантические отношения ЕС - Латинская Америка в конце XX -начале XXI вв. / И. В. Конева // Научный диалог. - 2013. - № 1(13) : История. Социология. Экономика. - С. 110-125.
УДК 94+327(8=6+1-928.9)
Трансатлантические отношения ЕС - Латинская Америка в конце XX - начале XXI вв.
И. В. Конева
Рассматривается один из актуальных вопросов современных международно-политических и экономических процессов - сотрудничество двух регионов Европы и Латинской Америки на разных уровнях. На рубеже веков происходят определенные изменения как внутри регионов, так и в отношениях между ними, что вызывает интерес исследователей. Описаны механизмы взаимодействия, Европейские экономические программы и проекты, выделяются основные направления сотрудничества и возникающие при этом трудности.
Ключевые слова: Европейский Союз; страны Латинской Америки и Карибского бассейна; интеграционные объединения ЛАК; программы сотрудничества; саммиты ЕС-ЛАК; приоритетные сферы взаимодействия; внешнеэкономические связи; инвестиции; торговля.
В последние десятилетия в регионе Латинская Америка происходят серьезные изменения. С одной стороны, это касается внутренних процессов. С другой стороны, речь идет и о внешнем воздействии. Традиционно здесь имели влияние США, но постепенно усиливается присутствие других акторов международной политики. Первенство США здесь неоспоримо. Это связано, прежде всего, с географической близостью и с последовательностью политики США.
Европейский Союз является вторым по значимости торговым партнером Латинской Америки, ее важнейшим источником прямых иностранных инвестиций и ведущим донором поддержки развития этого региона. ЕС объединяет с Латинской Америкой целый комплекс исторических, культурных и экономических отношений.
Латинская Америка обладает крупным ресурсным потенциалом, однако в мировой экономике и политике она всегда занимала периферийное положение. Сотрудничество между Европейским Союзом и регионом ЛАК (Латинская Америка и Карибский бассейн) приобрело новый характер в контексте важных преобразований, произошедших в обоих регионах.
С экономической точки зрения в середине 1980-х гг. происходит «возвращение Европы в Латинскую Америку». Это было обусловлено такими факторами, как стремление расширить старые и завоевать новые рынки сбыта продукции своей промышленности, использовать огромные запасы сырьевых ресурсов, сравнительно дешевую рабочую силу, переместить в этот регион устаревшие, экологически неблагоприятные производства.
В возобновлении исторических связей с Европой особую роль сыграли страны Иберийского полуострова - Испания и Португалия, которые прикладывали все усилия для улучшения сотрудничества Латинской Америки и Евросоюза. Для иберийских государств очень важна эта роль возможного проводника в межрегиональном сотрудничестве, так как это может поднять их престиж в политической жизни ЕС.
Несмотря на то, что к концу 1980-х гг. доля стран Западной Европы в общем объеме прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку увеличилась до 50 %, этот показатель в первой половине 1990-х сократился до 25 %. Причины такого резкого падения темпов притока европейского капитала носили объективный характер: средства шли на модернизацию собственной про-
мышленности, свою роль сыграла и переориентация на Восточную Европу.
В октябре 1995 года Еврокомиссия разработала новые направления стратегического партнерства ЕС со странами ЛАК. Стратегия включала в себя несколько аспектов:
- углубление политического диалога;
- расширение торгового взаимодействия;
- поддержка региональных интеграционных процессов в ЛАК;
- техническое и финансовое сотрудничество.
Таким образом, Европа предлагала латиноамериканским партнерам альтернативу влияния США на континенте, а те, в свою очередь, были заинтересованы в диверсификации внешнеэкономических связей.
Основной чертой принятой европейцами стратегии стал диверсифицированный подход к странам латиноамериканского региона. Предполагалось, что ЕС будет выстраивать отношения не с макрорегионом, а отдельно с каждым субрегиональным интеграционным объединением. Заместитель председателя Европейской комиссии М. Марин отмечал, что «если в общем плане Латинская Америка представляет собой единой целое, то на практике существуют различные латинские америки» [Тайар].
В основу нового подхода был положен принцип активного сотрудничества частного капитала и государственного аппарата, стимулирования деятельности европейских компаний на латиноамериканском рынке путем предоставления административной, финансовой и информационной поддержки. Были поставлены следующие задачи: расширение экспорта за счет увеличения доли продукции высокотехнологичных отраслей, услуг, участие в приватизационных программах в промышленности, добывающих отраслях, сфере услуг и банковской системе. Поставленные задачи реализовывались через систему программ по стимулированию
деятельности частного капитала на рынках стран Латинской Америки.
В 1994 году Еврокомиссия инициировала программу AL-IN-VEST [Al-Invest...], целью которой было увеличение европейских инвестиций в экономику латиноамериканских стран, а также укрепление деловых связей между регионами. Следует отметить, что с момента запуска по настоящее время программа прошла 4 этапа: 1995-1999, 1999-2004, 2004-2007, 2009-2012. Что касается действующего четвертого этапа, то в географическом плане регион ЛАК делится на 3 группы:
1) Центральная Америка, Мексика и Куба;
2) Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу;
3) страны МЕРКОСУР, Чили и Венесуэла.
Если говорить о затратах, то программа AL-INVEST IV оценивается в 50 млн евро. Результаты первых трех этапов программы оцениваются таким образом: с 1994 по 2007 гг. было проведено свыше 1000 мероприятий в более чем 25 отраслях, в которых приняли участие более 87 тыс. малых и средних предприятий.
Особенностью программы является то, что она ориентирует преимущественно на объединения предпринимателей. Если на этом уровне установлен контакт между конкретными компаниями, то данный проект переходит в ведение специализированной финансирующей организации, такой как, например, Европейская экономическая программа «Международный инвестиционный партнер» (Economic European International Investment Partner). Этот механизм был разработан и утвержден Еврокомиссией в целях стимулирования программ совместной (долевой) деятельности европейских компаний в различных регионах мира. Программа осуществляет поддержку от стадии оценки и подготовки проекта и персонала до выделения кредитов на инвестиционную программу и покупку пакета акций.
В странах Латинской Америки программа в первую очередь ориентирована на страны МЕРКОСУР. С точки зрения отраслевой структуры, приоритетными направлениями программы являются телекоммуникации, промышленная кооперация, энергетика, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество. Программа также занимается вопросами перемещения и передачи из ЕС капиталов, технологий, активов, консультационных услуг наиболее прибыльным и перспективным латиноамериканским компаниям.
С середины 1990-х гг. экспорт из стран ЕС в Латинскую Америку увеличился вдвое, это обусловило рост интереса европейских предпринимателей к региону. В связи с этим Европейская ассоциация торгово-промышленных палат при поддержке Еврокомиссии разработала и внедрила программу ATLAS [Климов]. Целью данной программы было содействие Торгово-промышленным палатам ЕС и стран Латинской Америки в вопросах расширения представительства национальных компаний и стимулирования экономического сотрудничества между двумя регионами.
Важную роль в финансировании инвестиционных проектов в Латинской Америке играет Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) [Asia and Latin America]. В сферу его деятельности входит кредитование проектов в рамках создания совместных предприятий с компаниями из стран Латинской Америки, программ, предусматривающих передачу технологий, экологические инвестиционные программы (развитие технологий возобновляемых источников энергии, проведение защитных мероприятий против выбросов в атмосферу и т. д.), проекты, способствующие развитию сотрудничества между странами ЕС и ЛАК по таким направлениям, как телекоммуникации, транспорт, региональная интеграция. В рамках проекта «Азия и Латинская Америка» банк начал свою деятельность с 1993 года, в настоящее время действует четвертая программа, охватывающая период с 2007 по 2013 гг.
Принципы деятельности Европейского банка за пределами ЕС закреплены рамочными соглашениями с каждой отдельной страной Латинской Америки.
На современном этапе политический и экономический диалог между ЕС и странами ЛАК проводится на нескольких уровнях:
- межпарламентском (с 1974 года раз в два года проводятся межпарламентские конференции);
- региональном (проходят встречи глав правительств ЕС с ведущими странами региона, входящими в Группу Рио);
- субрегиональном (проведение раундов двусторонних переговоров между ЕС и интеграционными объединениями ЛАК);
- межрегиональном (практика проведения саммитов ЕС -ЛАК начиная с 1999 года).
Группа Рио была образована в 1986 году, в ее состав постепенно вошли все государства Латинской Америки и Карибского бассейна. На 23-м саммите Группы Рио, который состоялся 22-23 февраля
2010 года в Канкуне, было решено создать новое объединение - Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Пока цели и формат организации окончательно не определены. Участники саммита в Канкуне лишь закрепили в итоговой декларации, что она будет политической и экономической и полностью заменит собой Группу Рио.
На первых трех уровнях диалог ЕС - ЛАК призван обеспечить принятие совместных решений по вопросам торгово-экономического сотрудничества, внешнего долга, решения социальных проблем, защиты прав человека и др. На межрегиональном уровне переговорного процесса обсуждаются вопросы европейского - латиноамериканского стратегического партнерства в условиях нового глобального миропорядка.
Субрегиональная политическая и экономическая интеграция в ЛАК осуществляется в рамках ряда объединений.
Общий рынок стран Южной Америки - МЕРКОСУР - крупнейший из союзов, создан в 1991 году на основе Асунсьонского договора. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006 года начата процедура вступления, но до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.
Андское сообщество (АС) создано 26 мая 1969 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла (вышла из сообщества 22 апреля
2011 года).
Карибское сообщество (КАРИКОМ) было учреждено 24 июля 1973 года. Основной состав: малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Белиз, Гайана, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья, Суринам (принят в 1995 году). Ассоциированные члены: Виргинские Острова, острова Тёркс и Кайкос.
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) - соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа было заключено 13 декабря 1960 года на конференции в Манагуа. Соглашение было ратифицировано и начало действовать в 1961 году. В 1963 году к соглашению присоединилась Коста-Рика. Организация распалась в 1969 году из-за Футбольной войны между Гондурасом и Сальвадором, но была восстановлена в 1991 году.
В качестве практических шагов можно назвать переговорный процесс ЕС - МЕРКОСУР и ЕС - Андское сообщество о либерализации взаимной торговли. На динамике переговорного процесса
сейчас неизбежно сказывается острый финансово-экономический кризис, переживаемый странами, входящими в зону евро. Переговоры по поводу соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР были возобновлены в мае 2010 года, после того как в течение шести лет фактически была заморожена работа над этим масштабным межрегиональным интеграционным проектом, стартовавшим еще в середине 1990-х гг. XX века.
Теперь более детально рассмотрим, как осуществляется партнерство ЕС - ЛАК на межрегиональном уровне.
Саммиты стран Европейского Союза, Латинской Америки и региона Карибского моря проводятся через каждые два года попеременно в Европе или каком-нибудь латиноамериканском государстве. Целью саммита является укрепление взаимоотношений между двумя регионами в таких сферах деятельности, как политика, культура, образование, наука, экономика, социальные вопросы и сотрудничество по развитию. Все страны Латинской Америки, как по группам, так и индивидуально, имеют договоры об ассоциации, сотрудничестве или торговле с ЕС.
Первый саммит на высшем уровне глав 48 стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна состоялся 28-29 июня 1999 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) [The Rio Summit...]. Его целью стало создание между двумя регионами нового типа партнерства, качественно меняющего прежние формы их сотрудничества.
Итогом проведения бразильского саммита стали два документа: «Декларация Рио», включавшая обязательства участников по формированию межконтинентального политического альянса, и приложение под названием «Приоритетные задачи совместных действий», содержащее перечень конкретных шагов, направленных на реализацию достигнутых договоренностей в сфере экономического, торгового и культурного сотрудничества, а также взаимодействие в вопросах экологии.
Второй саммит ЕС - ЛАК состоялся в Мадриде 17 мая 2002 года [EU-Latin America...] в период председательства Испании в ЕС. Повестка дня встречи включала обсуждение таких вопросов, как расширение экономического сотрудничества ЕС со странами ЛАК в условиях глобализации, борьба с терроризмом. Одним из главных был вопрос о создании условий для достижения соглашения о свободной торговле между ЕС и ЛАК. Предполагалось, что этот процесс будет проходить поэтапно на основе соглашений Европейского Союза как с отдельными странами, так и с субрегиональными экономическими блоками (МЕРКОСУР, АС, ЦАОР, КАРИКОМ).
Третий саммит ЕС - ЛАК состоялся 28-29 мая 2004 года в Гвадалахаре (Мексика) [Declaration of Guadalajara.] и приобрел принципиально новое качество в связи с тем, что страны Европейского Союза были представлены уже в расширенном составе.
Саммит стал очередной попыткой создания противовеса провозглашенной США политике однополярности мира. Собравшиеся лидеры более 50 стран обсудили широкий круг вопросов. Это экономическое сотрудничество, проблемы социальной справедливости, международная безопасность и борьба с международным терроризмом. Участники форума высказались также за создание стратегического союза. Крис Паттен, комиссар Евросоюза по внешнеполитическим вопросам, выступая перед участниками форума, заявил, что «речь не идет о соревновании с США»: «Мы пытаемся создать некий кодекс поведения, которому будут следовать в своих отношениях латиноамериканцы и европейцы» [Латинская Америка.].
На этой встрече подтвердились намерения латиноамериканских государств диверсифицировать внешнеэкономические связи. По объемам экспорта Европа занимает после США второе место. В 2003 году товарооборот между странами Латинской Америки и ЕС составил 93 миллиарда долларов. Заметного продвижения
в одном из главных вопросов, стоявших на повестке дня третьего саммита, а именно относительно создания зоны свободной торговли между ЕС и странами ЛАК, не произошло. Это объяснялось неготовностью Европейского Союза отменить субсидии на европейскую аграрную продукцию.
12 мая 2006 года проходил четвертый саммит ЕС - ЛАК в Вене, на котором присутствовали руководители стран ЕС, Румынии и Болгарии (как кандидатов на вступление), 33 представителя от стран ЛАК и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. По итогам встречи было принято Венское заявление [Declaration of Vienna.], в котором нашли отражение основные обсуждаемые темы:
- предпринять совместные усилия в области укрепления мира и безопасности, демократии и соблюдения прав человека;
- продолжить борьбу с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью;
- предпринять дальнейшие шаги в развитии энергетического, экологического и гуманитарного сотрудничества.
Однако в ходе встречи возникли вопросы, которые создали некую напряженность, - это планы по введению в Венесуэле налога на нефтяные компании и тема национализации энергоресурсов Боливии (накануне президент Эво Моралес отказался возместить европейским компаниям потери в результате национализации газовой отрасли страны) [Боливия.].
16-17 мая 2008 года в Лиме проходил пятый саммит государств Евросоюза и ЛАК. На встрече обсуждали такие глобальные проблемы, как бедность и изменение климата. По итогам была принята Лимаская декларация [Lima Declaration.], которая определяет политические приоритеты и предстоящие задачи в борьбе с этими двумя проблемами. На пленарном заседании саммита отмечалось, что в глобализирующемся мире региональная зависимость становится все большей между географически отдаленными регионами, и по-
этому нужно продолжать активный диалог и сотрудничество между стратегическими партнерами.
Обсуждая борьбу с бедностью и социальным неравенством, все участники дискуссии констатировали важность развития экономики и образования. Обсуждались также вопросы, связанные с климатическими изменениями, сохранением окружающей среды и энергетической безопасностью.
18 мая 2010 года в Мадриде проходил шестой саммит ЕС -ЛАК. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, выступая на открытии, заявил, что ЕС и Латинская Америка намерены активизировать взаимодействие в следующих областях:
- преодоление международного экономического и финансового кризиса;
- борьба с изменением климата;
- ликвидация голода и бедности [Шестой саммит.].
Одной из главных тем стала проблема борьбы с изменением климата, так как она представляет огромную угрозу для глобального экономического развития, здоровья населения планеты, социальной безопасности. На саммите также обсуждались пути достижения поступательного развития и общественной интеграции с помощью инновационных средств и научных технологий. Основными целями саммита были следующие:
1) возобновление торговых переговоров ЕС и МЕРКОСУР, приостановленных в 2004 году из-за опасений европейских фермеров, что более дешевая сельскохозяйственная продукция из Бразилии и Аргентины повредит их бизнесу,
2) запуск Евросоюзом инвестиционной программы, по которой в совместные проекты будет инвестировано около 225 миллиардов евро.
По итогам саммита в Мадриде были приняты Декларация [Madrid Declaration.] и План действий [Madrid Action Plan.], охваты -
вающий ключевые направления, так или иначе связанные с тематикой саммита:
1) наука, исследования, инновации и технологии;
2) развитие, окружающая среда, климатические изменения, биоразнообразие, энергетика;
3) региональная интеграция;
4) миграция;
5) образование и занятость;
6) проблема наркотиков.
На саммите было принято решение о создании инвестиционного фонда, средства будут направлены на модернизацию инфраструктуры в странах Латинской Америки.
На закрытии шестого саммита ЕС - ЛАК премьер-министр Са-патеро дал положительную оценку достигнутым договоренностям: заключению договора об ассоциации между ЕС и Центральной Америкой, соглашений с Перу и Колумбией, возобновлению переговоров с МЕРКОСУР [2ара1еш...].
Следующий седьмой саммит планируется провести в 2012 году в Чили.
С точки зрения бразильского политолога, политический диалог сопряжен с трудностями. Однако, несмотря на жалобы Бразилии на отсутствие конкретных результатов сближения ЕС - ЛАК, данный диалог важен для обоих регионов в рамках политики диверсификации экономических партнеров, принятой на вооружение в Европейском Союзе и в Латинской Америке.
По мнению ряда латиноамериканских наблюдателей, главным препятствием на пути к сотрудничеству является Европейский Союз, который не уступает требованиям Латинской Америки в вопросах сельскохозяйственных субсидий.
С другой стороны, у лидеров ЕС вызывает тревогу политическая нестабильность в Латинской Америке. Следствием конфликт-
ных ситуаций является ослабление внутрирегиональных связей в регионе.
Кроме того, продвижению диалога мешает отсутствие конкретных, практических результатов.
Среди экономических условий, предъявляемых ЕС на переговорах с региональными интеграционными блоками ЛАК, часто делается акцент на необходимости принятия ими общих внешних таможенных тарифов для стран ЕС. Однако европейский подход к проблеме выявил вполне оправданную боязнь деловых кругов стран ЛАК перед возможными потерями, так как пока еще не предусмотрены механизмы компенсации (структурная и региональная поддержка тем секторам и регионам ЛАК, которые будут наиболее тесно связаны с европейской экономикой). Кроме того, некоторые латиноамериканские государства предпочитают включаться в мировую экономику не на региональном, а на национальном уровне (так, например, Мексика и Чили подписали с ЕС двусторонние соглашения о создании зоны свободной торговли - в 2000 и 2002 гг. соответственно).
Основным камнем преткновения в диалоге ЕС - ЛАК по вопросу создания зоны свободной торговли является нежелание европейцев допускать на свой рынок качественную сельскохозяйственную продукцию из региона ЛАК, так как она составляет прямую конкуренцию агропромышленной продукции, производимой странами-партнерами по ЕС и субсидируемой из общего бюджета ЕС.
Летом 2004 года Еврокомиссия вынесла решение о пересмотре своей политики относительно производства сахара и сокращения экспортных субсидий внутри ЕС. Среди стран ЛАК решение «сахарной проблемы» является ключевой задачей для бразильских предпринимателей, терявших ежегодно в результате европейского протекционизма на экспорте сахара около 400 млн долларов.
Другим фактором, замедляющим, по мнению специалистов, образование стратегического альянса между ЕС и ЛАК, является
асимметричность во взаимной торговле и инвестициях. Так, для Латинской Америки ЕС является вторым по величине торговым партнером, основным инвестором и главным источником финансовой помощи. А для ЕС этот регион находится на седьмом месте во внешнеэкономических связях.
Асимметричность также проявляется в степени экономического присутствия на севере и юге региона ЛАК. Очевидно, что Мексика, страны Центральной Америки и Карибского бассейна больше тяготеют к североамериканской экономике.
Согласно исследованиям, проведенным под эгидой ЭКЛАК, процесс интенсификации экономических отношений между ЕС и интеграционными зонами ЛАК в краткосрочной перспективе будет подвержен влиянию ряда неблагоприятных факторов, таких как:
- направленность современных приоритетов ЕС на страны ЦВЕ;
- политическая и экономическая ситуация в некоторых странах ЛАК, не соответствующая в полной мере той региональной стабильности, которую ищут европейские инвесторы [Щеблыкина].
Подводя итог, необходимо принять во внимание современную ситуацию, связанную с кризисом в еврозоне, что отвлекает внимание Брюсселя на поддержание экономической стабильности у себя в регионе, а также ослабляет интенсификацию внешнеэкономических связей с другими регионами. Несмотря на это, стоит отметить, что саммиты ЕС - ЛАК являются попыткой Европы сохранить свое влияние в данном регионе, а наличие общих интересов позволяет продолжать сотрудничество Европы и Латинской Америки.
Литература
1. Боливия перекрыла газ для работавших в стране иностранных компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2006/05/03/ bolivia-neft.html.
2. Климов С. В. Европейский капитал на рынках Латинской Америки [Электронный ресурс] / С. В. Климов. - Режим доступа : www.ilaran.ш/?n=50.
3. Латинская Америка и ЕС в поиске мирового равновесия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://inosmi.ru/world/20040601/209993.html.
4. Тайар В. М. ЕС-ЛКА : тенденции межрегионального сотрудничества [Электронный ресурс] / В. М. Тайар - Режим доступа : www.ilaran.ru / ?n=129.
5. Шестой саммит ЕС-Латинская Америка открылся в Мадриде [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.cri. cn/841/2010/05/19/1s338248.htm.
6. Щеблыкина Е. Латинская Америка - Европейский Союз : проблемы взаимодействия [Электронный ресурс] / Е. Щеблыкина // Политические изменения в Латинской Америке : история и современность / ред. А. А. Слинько, сост. М. В. Кирчанов. - Воронеж : Факультет международных отношений Воронежского государственного университета, 2010. -№ 7. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/latinoamerikanistika/ arhiv-nomerov/2010-7/e-seblykina-latinskaa-amerika---evropejskij-souz-problemy-vzaimodejstvia.
7. Al-Invest Regional Aid Programme [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/europeaid/where/latin-america/regional-coopera-tion/al-invest/index_en.htm.
8. Asia and Latin America (ALA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eib.org/projects/regions/ala/index.htm.
9. Declaration of Guadalajara [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eeas.europa.eu/lac/guadalajara/decl_polit_final_en.pdf.
10. Declaration of Vienna [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eeas.europa.eu/lac/vienna/declaration_en.pdf.
11. EU-Latin America & the Caribbean Summit : Conclusions [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eeas.europa.eu/lac/madrid/dec_02_en.pdf.
12. Lima Declaration [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// eeas.europa.eu/lac/docs/declaration_en.pdf
13. Madrid Action Plan 2010-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/research//iscp/pdf/lac/actionplan_
en.pdf#view=fit&pagemode=none.
14. Madrid Declaration [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ec.europa.eu/research//iscp/pdf/lac/declaration_en.pdf#view=fit&pagemode= none.
15. The Rio Summit - June 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eeas.europa.eu/lac/rio/rio_1999_en.pdf.
16. Zapatero : ‘historic agreements’ have been reached which strengthen ties between the two regions [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://
www.eu2010.es/export/sites/presidencia/en/cumbre_ue-alc/noticias/may_clau-
sura_zapatero.html.
© Конева И. В., 2013
EU - Latin America Transatlantic Relations in Late XX - Early XXI Centuries
I. Koneva
The article addresses one of the burning issues of the current international political and economic processes -cooperation between the two regions of Europe and Latin America at different levels. At the turn of the XXI century certain changes happen both inside the regions and in their relations with each other, which stirs researchers' interest. The author describes collaboration mechanisms, Europe's economic programs and projects, identifies the cooperation's principal directions and difficulties emerging during this process.
Key words: European Union; Latin American and Caribbean states; CELAC community; collaboration programs; EU-CELAC summits; priority spheres of interaction; foreign economic relations; investments; trade.
Конева Ирина Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры европейских исследований Института социальных и политических наук, Уральский федеральный университет (Екатеринбург), [email protected].
Koneva, I., PhD in History, associate professor, Department of European Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), [email protected].